Конспект урока по биологии для 6 класса 8 вида "Алюминий"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Дьяченко Елена Александровна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alyuminiy.docx35.68 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок по биологии

Класс 6

Тема урока «Алюминий»

Задачи урока:

1)образовательные: организовать исследование по ознакомлению с основными свойствами алюминия; показать его важную роль в жизни человека;

2)коррекционно-развивающие: формировать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие; продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведенного исследования;

3)воспитательные: формировать умение учебного сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: групповая

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, карточки-инструкции  для групповой работы, мультимедийный проектор, опорные таблицы.

Организация деятельности учащихся на уроке:

- самостоятельно выходят на проблему и решают ее;

- самостоятельно определяют тему урока;

- выводят свойства алюминия и его применение;

- работают с текстом учебника, дополнительным материалом;

- составляют  схемы;

- оценивают свою работу в группах.

Ход урока:

I Организационный момент

Сегодня на урок пришло много гостей, поздоровайтесь.

Приготовите ручки, карандаши, тетради и учебники.

II Разминка. Актуализация знаний

Надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас очередным открытием, удивлением. Вы сделаете несколько маленьких, но очень важных открытий.

«Богатств подземных каменный ларец»

Природа Россию одарила.

Их в глубине земли – целый дворец!

И дивной красотой всех изумила.

Щедра на богатства русская земля

Творец глубин – природный камень!

Любимая страна, мы живем, предания храня,

И бережем твои богатства, каждый камень!

Как вы думаете, о каком богатстве идет речь?

Какой отсюда следует вопрос? Что такое полезные ископаемые?  

Проверка.

По каким внешним признакам можно отличить медь от олова?

Почему чаще всего применяют электрические провода из меди?

Почему при изготовлении различных металлических предметов используют не чистую медь, а её сплавы с другими металлами?

Что такое бронза и латунь?
Какие руды используют для вплавления меди и алюминия?

Найдите их в коллекции полезных ископаемых.

Чем медный колчедан отличается от боксита?

На столе у меня предметы, определите где латунь, медь и др. металл?

III  Постановка темы и целей урока.

 На заре цивилизаций

Человек еще не знал,

Погружая камни в пламя,

Что он выплавит металл.

Что металл для человека

Будет важен словно хлеб.

Не мечтал об этом даже

Первобытный человек.

Как вы думаете, к какой группе полезных ископаемых мы перешли?

Что знаете об этой группе полезных ископаемых?

Цветные металлы.

Поставьте знак Ч к тем свойствам, которые есть и у черных металлов.

Обобщите и сделайте вывод: что объединяет цветные и черные металлы? Что отличает? (меняю на цветной бумаге – не ржавеют, не притягиваются магнитом).

Соберите из букв названия металла. О каком цветном металле сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему урока.

Прикрепляю на доску. 

Историческая справка

Историческая справка

Алюминий – металл 20 века, так как получать чистый алюминий смогли только после открытия электричества.

 В земной коре алюминия очень много, его много и в глине, но не в чистом состоянии. Он занимает первое место среди всех металлов и третье среди других элементов (после кислорода и кремния).

Важнейший минерал алюминия – боксит.

Крупнейшие месторождения боксита находятся в Австралии, Бразилии, Гвинее и на Ямайке. Всего же известно более 250 минералов, в состав которых входит алюминий;

Изредка встречается исключительно твердый (уступает лишь алмазу) минерал корунд, часто окрашенный примесями в разные цвета. Его синяя разновидность (примесь титана и железа) называется сапфиром, красная (примесь хрома) – рубином. Разные примеси могут окрашивать так называемый благородный корунд также в зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый и другие цвета и оттенки.

Еще недавно считалось, что алюминий как весьма активный металл не может встречаться в природе в свободном состоянии, однако в 1978 в породах Сибирской платформы был обнаружен самородный алюминий – в виде нитевидных кристаллов длиной всего 0,5 мм (при толщине нитей несколько микрометров). В лунном грунте, доставленном на Землю из районов морей Кризисов и Изобилия, также удалось обнаружить самородный алюминий.

Применение алюминия.

Алюминий – один из самых распространенных и дешевых металлов. Без него трудно представить себе современную жизнь. Недаром алюминий называют металлом 20 века. Он хорошо поддается обработке: ковке, штамповке, прокату, волочению, прессованию. Чистый алюминий – довольно мягкий металл; из него делают электрические провода, детали конструкций, фольгу для пищевых продуктов, кухонную утварь: кастрюли, чайники, ковши, ложки, вилки и др. и «серебряную» краску. Этот красивый и легкий металл широко используют в строительстве и авиационной технике (из его сплавов делают винты у вертолетов). Алюминий очень хорошо отражает свет. Поэтому его используют для изготовления зеркал. Порошок алюминия используют в ракетном топливе.

IV Совместное открытие знаний.

Что значит исследовать? Работа с толковым словарем.

Исследовать – это значит осмотреть, (осматривать) доля выяснения , изучения чего –нибудь.

Алюминий – так хорош?! (прочитать по отдельности)

Как считаете, какой знак следует оставить? Ваше мнение.

А для начала, что мы  с вами должны выяснить? исследовать?  (свойства алюминия). Что для этого надо? (раздаю образцы).

Физминутка

Что ж пора нам отдохнуть

Физминутка не простая,

В ней ошибки спрятаны.

Посмотрим, кто внимательный.

Мы умеем наблюдать,

Отдыхать умеем тоже.

Руки в стороны  отведем,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Глазки закрываем

Алюминий представляем.

Серебристо-белый, черный, 

Не пружинит, не ржавеет,

Примагнитится сумеет.

Мягкий, легкий.

Вот такой – алюминий

Наш с тобой.

Какая ошибка  допущена  в стихотворении?

Напомните, пожалуйста,  на какой вопрос мы с вами должны ответить в конце урока? Что для этого нужно еще узнать?

Определите свойства алюминия.

Карточка

1.Определите  цвет.

2.Лёгкий или тяжёлый?

3.Гнётся или нет?

4.Имеет блеск или нет?

5.Магнитится или нет?

6.Ржавеет или нет?

 Проверка. Прикрепляю на доску:

-- светло-серебристый (красивый, почти белого цвета, неудивительно, что у поэта Андрея Вознесенского родились такие строки

«А за окошком в юном инее

Лежат поля из алюминия»

-легкий

-хорошо гнется

-имеет блеск

-не притягивается магнитом

-не ржавеет

Откуда еще можно узнать о свойствах алюминия

Какими свойствами алюминия мы дополним нашу схему?

-мягкий

-не пружинит

-быстро нагревается

-хорошо проводит тепло

-хорошо проводит электричество

Итак, расскажите о свойствах алюминия, используя схему на доске.

Сейчас мы прослушаем сообщения друг у друга и выберем самое основное.

  1. Каждому с детства знакома обёртка от шоколада и шоколадных конфет. Удивительное вещество – алюминий! Лёгкий и очень мягкий: мятый лист фольги пальцем можно распрямить, разгладить. Как новенький будет!  (раздаю фольгу, пробуют разгладить)..
  2.  Знаменитому химику Дмитрию Менделееву, за огромные заслуги преподнесли ценный подарок – весы, сделанные из золота и алюминия! Да-да! Алюминий ценился дороже золота! Слайд 3. (дополнить: В наше время алюминий используют вместо серебра при изготовлении украшений)
  3. Алюминий иногда называют крылатым металлом. Его сплавы широко используют при постройке самолетов.
  4. На Земле алюминия очень много. Вырабатывается этот металл из алюминиевой руды – боксита.  Показ образца.
  5. Всем хорош алюминий: легко раскатывается в тончайшие листы, вытягивается в проволоку. Из алюминия делают электрические провода, предметы для домашнего хозяйства, кастрюли, чайники, бидоны, ковши, ложки, вилки. Показ проволоки.
  6. Из алюминия делают порошок, который используют для приготовления «серебряной» (алюминиевой) краски. Алюминиевой краской красят чугунные изделия.

Давайте обобщим, где применяют алюминий (прикрепляю на доску круг)

Как вы думаете, почему части круга разные по размеру?

1)упаковочные материалы, фольга

2) транспорт (крылатый металл, все виды транспорта);

3)строительство (кровельные настилы, оконные переплёты, стеновые панели);

4)предметы для домашнего хозяйства

5)электромеханика (электрические провода);

6)прочие ( оборудование, алюминиевая краска).

Какое широкое применение алюминия. Неудивительно, что 21 век признан веком алюминия.

Работа с пословицами и поговорками.

- Выберите пословицу, объясните ее значение.

Называем в честь металлов

Иногда на перебой:

Если нервы – то стальные,

А характер – золотой.

Золотой у солнца лучик,

Снег – скопленье серебра,

Из свинцовой мрачной тучи

Дождик льет, как из ведра.

А у рыжих – медный волос,

Или просто – медный блеск.

Золотой пленяет голос,

Золотой проходит век,

Золотая лихорадка

Губит душу у людей.

Видно, кто к богатству падкий,

Кто простак, а кто злодей!

Слово – серебро, а молчание – золото.

Куй железо пока горячо.

То золото – не золото, что не было под молотом.

Золото и в грязи блестит.

Не все золото, что блестит.

Металл в огне, а человек в труде познается.

Мал золотник, да дорог.

Без разума сила все равно, что железо гнило.

Железо в огне закаляется, а человек в нужде.

Железо ржа съедает, а человек от зависти погибает.

Железная воля – не всякого доля.

Соломенный мир лучше железной драки.

VI Подведение итогов

Давайте вернемся к нашему вопросу.

Прочитайте предложение так, чтобы было понятно какой знак в конце предложения.

Алюминий – так хорош! (убираю ?)

Давайте обобщим наши знания об алюминии

1.Алюминий

2.Серебристо-белый, легкий

3.Не ржавеет, не магнитится, хорошо проводит электричество и тепло

4.Алюминий – так хорош!

Вопросы:

1. Чем по внешнему виду алюминий можно отличить от железа, чугуна и стали?

2. Почему из алюминия делают электрические провода?

3. Почему изделия из алюминия не надо красить?

4. Где находит применения алюминия в промышленности?

5. Какие предметы для домашнего хозяйства делают из алюминия?

VIII Рефлексия

Сделайте выводы по уроку.

Молодцы! Сравните металлическую проволоку с той, которой мы работали на уроке. Похожа или отличается? Да, это не алюминий. А что это за металл, узнаем на следующем уроке. Оцените свою работу на уроке.

-Что узнали? Чему научились?

-Оцените работу группы и каждого из группы.

-Д\з: подготовить сообщение о том металле, который изучали на уроке (три варианта: медь, олово, алюминий)

        - 5

        - 4

        - 3

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по биологии 6 класс. Тема урока: «Микроскоп. Клеточное строение растений».

В этом конспекте представлены все этапы поводимого урока, работа учащихся на уроке, выполнение лабораторной работы и работа по индивидуальным карточкам....

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме Класс Пресмыкающиеся...

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс Птицы"

План конспект урока по биологии 7 класс "Класс  Птицы"...