Презентация к уроку "Головоногие моллюски - приматы моря"
презентация урока для интерактивной доски по биологии (7 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru
УМК: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017.
Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; - М., Вентана-Граф, 2018.
Эпиграф урока: «Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект». Дж. Клинджел.
Проблемный вопрос: Почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков, и в чем выражается их более высокая организация?
Проблема: Среда жизни для головоногих ограничена морской водой с определённой концентрацией солей; к этим условиям и приспособлена вся их организация. Чем обусловлен высокий уровень развития их психики, и в каких особенностях заключается «секрет» процветания современных представителей древнего класса головоногих моллюсков среди всего многообразия других групп морской фауны.
Цели урока:
Цель-предмет:
- определять особенности строения моллюсков класса Головоногие;
- определять  отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков;
- определять и находить моллюсков класса Головоногие на рисунках и фотографиях;
- объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков;
Цель — способ:
- выявлять сходства и различия моллюсков класса Головоногие с другими классами моллюсков;
- объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков;
- объяснять значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека;
Цель-ценность: 
- выражать различные эмоции, связанные с обнаружением имеющегося знания-незнания;
- проявлять заинтересованность в поиске способа действия;
- проявлять терпение и доброжелательность в субъект-субъектных отношениях  при осуществлении  поиска способа действия в парах
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: "Головоногие моллюски - приматы моря" УМК: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017. Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; - М., Вентана-Граф, 2018. Автор урока: Бирюкова Светлана Валерьевна учитель биологии МБОУ «Лицей № 87 имени Л.И.Новиковой»

Слайд 2

Цели урока: Цель-предмет: - определять особенности строения моллюсков класса Головоногие; - определять отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков; - определять и находить моллюсков класса Головоногие на рисунках и фотографиях; - объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков; Цель — способ: - выявлять сходства и различия моллюсков класса Головоногие с другими классами моллюсков; - объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков; - объяснять значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека; Цель-ценность: - выражать различные эмоции, связанные с обнаружением имеющегося знания-незнания; - проявлять заинтересованность в поиске способа действия; - проявлять терпение и доброжелательность в субъект-субъектных отношениях при осуществлении поиска способа действия в парах

Слайд 3

Задачи: - развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами - овладевать основами самоконтроля и самооценки - уметь устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы - обосновывать результаты работы - развивать умение обобщать, делать выводы - демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, приводить доказательства - продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при взаимообучении. - использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии Головоногих моллюсков - формировать экологическое мышление, развивать умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Слайд 4

Планируемые результаты обучения Личностные Предметные Метапредметные Продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к животному миру продолжить формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира . Познавательные Уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы Коммуникативные Демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения, выдвигать гипотезу, приводить доказательства Регулятивные Развивать умение назвать тему урока, его цели и задачи, развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами и таблицами, овладевать основами самоконтроля и самооценки. Формировать умение отличать классы моллюсков по особенностям внешнего и внутреннего строения; систематизировать знания о значении моллюсков в природе и деятельности человека; продолжить развитие навыков работы с электронными образовательными пособиями и таблицами.

Слайд 5

Актуализация знаний Эпиграф урока: «Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект». Дж. Клинджел. Проблемный вопрос: Почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков, и в чем выражается их более высокая организация? Проблема: Среда жизни для головоногих ограничена морской водой с определённой концентрацией солей; к этим условиям и приспособлена вся их организация. Чем обусловлен высокий уровень развития их психики, и в каких особенностях заключается «секрет» процветания современных представителей древнего класса головоногих моллюсков среди всего многообразия других групп морской фауны.

Слайд 6

Подкласс Аммониты Аммони́ты или аммоноидеи (Ammonoidea) — подкласс вымерших головоногих моллюсков, существовавших с девона по мел. Своё название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона с закрученными рогами. Аммониты вымерли в ходе мел-палеогенового вымирания. Подкласс Наутилоидеи Наутилоиде́и (лат. Nautiloidea) — подкласс головоногих моллюсков. Имеют наружную раковину, подразделённую на камеры (многие — спиральную). Ископаемые представители известны с кембрия. Хотя наутилоидеи состоят в родстве с аммонитами и внешне схожи с ними, периоды их расцвета не совпадали. Класс Головоногие моллюски или Цефалоподы (Cephalopoda) - класс моллюсков, характеризующийся двусторонней симметрией и 8, 10 или большим количеством щупалец вокруг головы, развившихся из «ноги» моллюсков. Подкласс Колеоиды Двужаберные головоногие моллюски или колеоиды (Coleoidea). Включают подавляющее большинство современных представителей класса, в том числе кальмаров (Teuthida), каракатиц (Sepiida) и осьминогов (Octopoda).

Слайд 7

Внешнее строение головоногого моллюска из отряда Осьминоги (Octopoda) туловище щупальцевая перепонка глаз щупальце с присосками

Слайд 8

Строение нервной системы головоногого моллюска из отряда Осьминоги (Octopoda) Головной мозг осьминога имеет зачаточную кору и около 500 млн. нейронов, для примера мозг мыши имеет всего 80 млн. нейронов, а мозг человека 86 млрд. нейронов. Головной мозг осьминога содержит треть всех нейронов и отвечает за сложное поведение беспозвоночного, за обучение и память, а так же за сложные локомоторные движения и точную координацию. В каждом щупальце есть свой «мозг» - нервный тяж, от которого к каждой из 200-300 присосок подходит нервное окончание. головной мозг нервные тяжи щупалец

Слайд 9

Рефлексия Рефлексивный ринг: учащиеся по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: 1. Сегодня я узнал… 2. Я научился… 3. Меня удивило… 4. У меня получилось… 5. Было трудно… 6. Я смог …. 7. Я понял, что… 8. Я попробую… 9. Я теперь могу…. 10. Меня удивило… 11. Мне захотелось…. 12. Было интересно… Рефлексия «Синквейн»: обучающимся предлагается написать синквейн на основе изученного материала. 1-я строка – ключевое слово, определяющее содержание синквейна - Головоногие; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих понятие Головоногие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках темы Класс Головоногие моллюски; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное). Синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации, учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме.

Слайд 10

Домашнее задание: Составить кластер о значении Головоногих моллюсков в природе и для человека. Составить синквейн со словом осьминог. Подготовить сообщение или компьютерную презентацию о любом представителе класса Головоногие моллюски (по желанию). Выполнить модель осьминога из пластелина или другого материала (по желанию).

Слайд 11

Используемые источники Акимушкин И. И. Мир животных. Беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: «Мысль», 1992. Н.Грин, У.Стаут, Д.Тейлор Биология. 1, 2, 3 том. М.: Мир, 1990. Жизнь Животных. Т. 2. ⁄ Под ред. Пастернак Р. К. – М.: «Просвещение», 1988 Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1973, с. 19–26, 156. Кир Несис: Головоногие: умные и стремительные. Константинов В.М., Бабенко В.М., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений/Под ред. Проф. В.М. Константинова. М.: «Вентана-Граф», 2018. О.Пепеляева. Поурочные разработки по биологии. 7- 8 классы. Москва, 2004. 8. Сонин Н. И., В. Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. Животные. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 Иллюстрации: 1. http://ol-lab-2011.narod.ru/index/0-2 2. http://medusy.ru/diving/osminog/index.shtm 3. http://school-collection.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку "Мы рисуем море"

презентация знакомит ребят с разными видами пейзажа, более подробно с морским пейзажем, а так же с творчеством И.К.Айвазовского. Поэтапно дается техника рисования на мятой бумаге....

урок и презентация на тему "Моллюски"

Обобщающий урок по теме "Тип моллюски"Цели урока:Образовательные:Расширить знания учащихся о представителях типа Моллюски, об их значении в природе и для человека, об их уникальности.Отработать навыки...

презентация по биологии "Эволюция приматов. Первые этапы антропогенеза"

презентация сопровождает урок, позволяет проиллюстрировать его необходимыми изображениями, схемами...

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски".

Презентацию можно использовать при изучении Моллюсков....

Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".

Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)Задачи урока:Предметные:- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от пре...

Презентация "Класс Брюхоногие моллюски"

Презентация к уроку биологии на тему "Класс Брюхоногие моллюски"...

презентация к уроку "Моллюски"

Презентация к уроку Моллюски с самостоятельной работой учащихся...