Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".
методическая разработка по биологии (7 класс)

Бирюкова Светлана Валерьевна    sveta-m-73@mail.ru

Тип урока: Комбинированный урок (проблемный урок)

Задачи урока:

Предметные:

- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от представителей класса Головоногие моллюски;

- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека;

- продолжить развитие навыков работы с электронными образовательными пособиями и таблицами.

Метапредметные и личностные:

Регулятивные УУД

- развивать умение назвать тему урока, его цели и задачи

- развивать умение работать с электронными образовательными ресурсами и таблицами

- овладевать основами самоконтроля и самооценки

Познавательные УУД

- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы

- развивать умение работать в паре

- обосновывать результаты работы

- развивать умение обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД

- демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, приводить доказательства

- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при взаимообучении.

- использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии Головоногих моллюсков

- формировать экологическое мышление, развивать умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Личностные УУД:

- продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к животному миру

- продолжить формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сопроводительный материал к уроку в номинации 5.1.5. Урок биологии с «Экзамен-Медиа».

Технологическая карта урока биологии в 7 «В» классе по теме "Головоногие моллюски - "приматы моря".

Учитель биологии высшей категории Бирюкова Светлана Валерьевна.

МБОУ "Лицей № 87 имени Л.И. Новиковой" г. Нижний Новгород.

Программа: авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. - М.: Вентана-Граф, 2017.

Учебник: Биология. 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В. М. Константинов, В. Г. Бабенко, В. С. Кучменко; - М., Вентана-Граф, 2018.

Два уровня целей урока:

Виды целей

Учащиеся научатся

Учащиеся получат возможность научиться

Цель-предмет

(познавательный предметный результат)

- определять особенности строения моллюсков класса Головоногие;

- определять  отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков;

- определять и находить моллюсков класса Головоногие на рисунках и фотографиях;

- объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков

- распознавать отличия внешнего и внутреннего строения моллюсков класса Головоногие от других классов моллюсков;

- приводить примеры моллюсков класса Головоногие, распознавать их на рисунках и фотографиях;

- объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков

Цель-способ

(развивающий, метапредметный результат)

- выявлять сходства и различия моллюсков класса Головоногие с другими классами моллюсков;

- объяснять особенности Головоногих моллюсков, связанных с их более высоким уровнем развития по сравнению с другими классами моллюсков;

- объяснять значение Головоногих моллюсков в природе и жизни человека

- применять полученные знания при решении качественных задач, имеющих практическое значение;

- прогнозировать результат своей деятельности;

- осуществлять рефлексивный контроль;

- объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

- применять правила делового сотрудничества.

Цель-ценность

(воспитывающий, личностный результат)

- выражать различные эмоции, связанные с обнаружением имеющегося знания-незнания;

- проявлять заинтересованность в поиске способа действия;

- проявлять терпение и доброжелательность в субъект-субъектных отношениях  при осуществлении  поиска способа действия в парах

- мотивировать свои действия;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, ответственность, причины неудач;

- сравнивать разные точки зрения.

Класс: 7 «в»:  учебная деятельность семиклассников побуждается и направляется разными учебными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достаются результаты, решаются учебные задачи.

При развитии психических функций, доминирующей в этом возрасте является - мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы. А от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Так же в этом периоде завершается переход от наглядно-образного к словесно - логическому мышлению. Рассуждая, ребёнок использует операции, но они ещё не формально - логические.

Память в этом возрасте развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети не произвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесённый в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями.

Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки.

Что касается развития психических функций в этом возрасте, продолжает развиваться теоретическое рефлексивное мышление. Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся формально - логическими операциями. Подросток, абсорбируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в словесном плане. На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их. Так же он приобретает взрослую логику, происходит дальнейшая интеллектуализация восприятие и памяти, воображения. Появляется подростковая дружба и объединение в неформальные группы. Возникают яркие, изменчивые увлечения. Появляется склонность к самоанализу.

Тип урока: Комбинированный  урок  (проблемный урок)

Задачи урока:

Предметные:

- формировать умение отличать классы Брюхоногие и Двустворчатые моллюски по особенностям внешнего и внутреннего строения от представителей класса Головоногие моллюски;

- систематизировать знания учащихся о значении моллюсков в природе и деятельности человека;

-  продолжить развитие навыков работы с электронными образовательными пособиями и таблицами.

Метапредметные и личностные:

Регулятивные УУД

- развивать умение назвать тему урока, его цели и задачи

- развивать умение работать с  электронными образовательными ресурсами и таблицами

- овладевать основами самоконтроля и самооценки

Познавательные УУД

- уметь определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логические рассуждения и делать выводы

- развивать умение работать в паре

- обосновывать результаты работы

- развивать умение обобщать, делать выводы

Коммуникативные УУД

- демонстрировать готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, приводить доказательства

- продуктивно взаимодействовать со своими партнерами при взаимообучении.

- использовать информационные ресурсы для поиска информации о разнообразии Головоногих моллюсков

- формировать экологическое мышление, развивать умение применять его в познавательной, коммуникативной и социальной практике

Личностные  УУД:  

- продолжить развивать интерес к изучению биологии, способствовать развитию интереса к животному миру

- продолжить формировать научное мировоззрение на основе понимания познаваемости окружающего мира

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, таблица «Класс Головоногие моллюски», интерактивное учебное пособие «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа».

Учебная задача урока:

«Как объяснить, что Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект?»

Исходное состояние обучающихся:

Знают об особенностях строения и жизнедеятельности моллюсков классов Брюхоногие и Двустворчатые;

умеют выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;

понимают, что усвоено, а что ещё нужно усвоить; устанавливают соответствие полученного результата поставленной цели; соотносят правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Этапы урока, в которых используется прием сценирования

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания

3. Этап всесторонней проверки знаний

4. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

5. Этап усвоения новых знаний

6. Этап закрепления знаний

7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

8. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Использование  интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа»

на уроке биологии позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника; повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы. Преимущества наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа» многообразны: наглядное представление материала, возможность эффективной проверки знаний, многообразие организационных форм в работе учащихся и методических приемов в работе учителя.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

6

7

8

Организационный этап

Этап проверки домашнего задания

Этап всесторонней проверки знаний

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

Этап усвоения новых знаний

Этап закрепления знаний

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

- Приветствует учащихся;                                                            - проверяет готовность к уроку и порядок в классе;                

- эмоционально настраивает на восприятие учебного материала.

– Добрый день! Я рада видеть вас сегодня на уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Итак, настроимся на поиск, творчество и начнём наш урок.

 

Сообщает учащимся о том, что проверка домашнего задания будет проходить с использованием интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа».

Предлагает учащимся вспомнить особенности строения Брюхоногих моллюсков с помощью рисунка (какие органы и системы обозначены ? знаком)

Затем учащиеся объясняют особенности строения Двустворчатых моллюсков, используя рисунок интерактивного пособия «Наглядная биология».

На этом этапе происходит активизация учебно-познавательной деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся (информационной, коммуникативной, самообразования).

Учитель осуществляет устную проверку знаний учащихся о ранее изученных классах Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков с использованием тестовых заданий и вопросов интерактивного наглядного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа».

Вступительное слово учителя:

- Зоолог Дж. Клинджел пишет: «Головоногие весьма близко подошли к уровню умственного развития, высшим критерием которого является человеческий интеллект». 

Учитель сообщает, что к головоногим моллюскам относятся кальмары, каракатицы, осьминоги – всего около 700 современных видов. Головоногие – самые необычные, самые крупные и самые высокоорганизованные из моллюсков, у них нет даже раковины, столь типичной для мягкотелых.

Обитают эти животные исключительно в океанах и морях, содержание соли в воде которых составляет не менее 33%.

После вступления учитель обращает внимание учеников на проблемный вопрос: почему головоногие так резко отличаются от других моллюсков, и в чем выражается их более высокая организация?

- Какова цель нашего урока? (учащиеся называют).        

- Во многих книгах их называют приматами моря, а вот почему – вы попробуете ответить  в конце урока. Учащиеся формулируют тему урока «Головоногие моллюски – «приматы моря».

Далее учитель демонстрирует на подносе дальневосточного кальмара.

Рассматривая моллюска, ученики различают у него два главных отдела – голову и туловище, на голове обнаруживают десять щупалец («ног»), ротовое отверстие и глаза. Ребята сами объясняют, почему этого моллюска называют головоногим: видоизмененная «нога», мускулистый орган, помещается на головном отделе тела. Учитель поясняет, что передняя часть ноги, расщепившись, превратилась в щупальца, а задняя – в воронку, которая находится на брюшной стороне тела позади головы. Ученики отмечают, что тело кальмара – хорошо обтекаемое, с обоих концов заостренное, замечают, что спинная сторона тела темная, а брюшная – светлая, находят плавники.

Учитель подчеркивает, что кальмар, обитатель открытого моря, – великолепный пловец, он может мчаться под водой со скоростью поезда – около 50 км/ч. Учитель разъясняет механизм действия реактивного передвижения. Кальмар толчком передвигается в сторону, противоположную выброшенной струе воды, по тому же принципу устроен реактивный двигатель, поэтому кальмар плывет толчками, задним концом вперед.

Кальмар – хищник, питается в основном рыбой и проплывает за ее стаями тысячи километров. Настигнув добычу, кальмар хватает ее длинными ловчими щупальцами, удерживает остальными щупальцами около рта и откусывает по кусочку острыми роговыми челюстями. Потом пища перетирается в глотке с помощью специальной терки – радулы.

Все туловище кальмара покрывает мантия, от раковины осталась лишь роговая пластинка на спинной стороне тела. Учитель задает вопрос: почему у кальмара нет раковины?

Ученики после обсуждения приходят к выводу, что исчезновение раковины у головоногих связано с развитием хищного способа питания, переходом к подвижному образу жизни.

Далее учитель рассказывает о способах защиты кальмара. Защищаясь, моллюск выбрасывает черную жидкость и скрывается за образовавшейся завесой. О  способности кальмара менять свою окраску в зависимости от цвета дна и воды благодаря пигментным клеткам, залегающим в покровах тела.

Переходя к рассказу о строении кровеносной системы головоногих, учитель говорит о том, что кровь у них голубая, т.к. вместо гемоглобина, содержащего железо, в ней содержится гемоцианин, в состав которого входит медь.

Далее учитель рассказывает, что кальмар обладает хорошо развитой нервной системой – в частности, нервные головные узлы у него слились вместе и образовали нечто вроде головного мозга, который защищен хрящевой капсулой. У кальмара очень хорошо развиты органы чувств, особенно глаза, которые по сложности могут конкурировать с глазами совы, кошки и человека. Глаз кальмара имеет роговицу, радужину, хрусталик, стекловидное тело и сетчатку.

Учитель предлагает ученикам найти в строении осьминога особенности, отличающие его от кальмара и связанные с придонным образом жизни.

Говоря о внутреннем строении осьминога, учитель отмечает наличие у него, как и у других головоногих, трех сердец: одно (главное, состоящее из желудочка и двух предсердий) гонит голубую кровь по всему телу моллюска, а два других – жаберных – проталкивают ее через жабры.

Но самое удивительное у осьминога – это высокоразвитый головной мозг, который имеет зачаточную кору.

Учитель спрашивает: кто покупал и ел консервы из кальмаров? Демонстрирует консервную банку с изображением кальмаров. Оказывается, кальмара не только консервируют, но и вялят, жарят, варят.

Учитель предлагает учащимся ответить на несколько вопросов:

- Почему моллюски получили название  Головоногие?

- Назовите представителей Головоногих моллюсков?

- Распределите предложенные объекты по классам: Головоногие, Брюхоногие, Двустворчатые.

- Ответить на вопросы и выполнить задания интерактивного учебного пособия «Наглядная биология. Животные» «Экзамен-Медиа».

- Ответьте на проблемный вопрос -    Почему  Головоногих называют «приматами моря»?

1. Составить кластер о значении Головоногих моллюсков в природе и жизни человека.

2. Составить синквейн со словом осьминоги.

3. Подготовить сообщение или презентацию о представителе любого класса моллюсков - по желанию.

4. Творческое задание:  выполнить  модель осьминога из пластилина или других поделочных материалов.

Учитель:

- Вот и заканчивается наш урок. Наступает время подведения итогов.

-  Что нового сегодня вы узнали на уроке?

-  Как оцениваете свою работу?

- Если вы чувствовали себя комфортно на уроке, выберите улыбающегося осьминога, если у вас было волнение, переживания, выберите грустного осьминога.

- Могут ли пригодиться полученные на уроке знания о Головоногих моллюсках в жизни?

В заключении учитель говорит о том, что многие моллюски находятся на грани гибели, и людям стоит задуматься о бережном отношение к ним. Всего в Красную книгу занесено 123 вида моллюсков, а это сигнал, что животные терпят бедствие.

Учащиеся приветствуют учителя;

проверяют готовность к уроку;  называют отсутствующих на уроке.

Учащиеся активно работают с наглядным пособием, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью.

Учащиеся активно работают с интерактивным наглядным пособием, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои знания о ранее изученных ими классах Брюхоногих и Двустворчатых моллюсков.

Учащиеся формулируют цель и тему урока.

Учащиеся активно работают, отвечают на вопросы учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью.

Учащиеся отвечают на вопрос учителя, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои навыки участия в коллективном обсуждении проблемы.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, работают с интерактивным наглядным пособием, демонстрируют навыки владения монологической и диалогической речью, демонстрируют свои знания о изученном на уроке классе Головоногих моллюсков.

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос -    «Почему  Головоногих моллюсков  называют приматами моря»?

Учащиеся получают информацию о домашнем задании, задают учителю уточняющие вопросы по его выполнению.

Учащиеся оценивают личностную значимость полученных на уроке знаний.

Регулятивные:

- организация рабочего места

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог,

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации,

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

- установление причинно-следственных связей

- умение слушать и вступать в диалог

- умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение слушать и вступать в диалог

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

- умение строить речевое высказывание

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение слушать и вступать в диалог

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

- формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.

Коммуникативные:

- умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других,

умение работать с информацией на опережение

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

- участие в коллективном обсуждении проблем

- умение слушать и вступать в диалог

- владение монологической и диалогической речью

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления  

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  

Познавательные:

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления  

Коммуникативные:

- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.  

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками

Познавательные:

-рефлексия способов и условий действий

- контроль и оценка способов и результатов действий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 8 классе. Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе.Тема урока «Скелет. Строение, состав и соединение костей»...

Технологическая карта урока биологии по теме "Класс Насекомые" (7 класс)

Технологичсекая карта содержит разработки уроков (3 блока) по биологии для 7-х классов по теме "Класс Насекомые" согласно требованиям новых стандартов....

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе".

Представлена технологическая карта урока биологии в 5 классе по теме "Биология - наука о живой природе", согласно ФГОС нового поколения....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

технологическая карта урока биологии в 9 классе по программе Н.И.Сонина. Тема урока "Наследственность и изменчивость"

Технологическая карта урока биологии в 9 классе " соответствует программе Сонина Н.И.. Урок обобщения по теме "Наследственность и изменчивость"...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...