Конспект урока 6 класс " Видоизмененные побегы"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Сердюкова Елена Сергеевна

Конспект урока по теме " Видоизмененные побеги" к учебнику УМК "Линия жизни" Пасечник.Урок построен с использованием системно-деятельностного подхода. В ходе урока выполняется лабораторная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Видоизмененные побеги22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 6

План-конспект урока

Тема: Видоизменения побегов.

Цель урока: Познакомиться с видоизменениями побега.

Задачи:

Образовательные (познавательные УУД):

  • Развивать понятия о разнообразии и приспособленности растений, изучить видоизмененные побеги: корневище, клубень, луковица;

Развивающие (регулятивные УУД):

  • Способствовать развитию базовых компетентностей, через обучение умению  находить необходимые сведения в тексте учебника, делать выводы по результатам лабораторной работы;
  • Совершенствовать общеучебные умения учащихся (работа с наглядным материалом, рабочим листом, таблицей, сравнение полученной информации, обобщение полученных знаний);
  • Продолжить развитие коммуникативных умений учащихся (умение ясно, кратко и точно излагать свои мысли; задавать вопросы и отвечать на них; работать в паре; сосредотачивать внимание на конкретном изучаемом материале).

Воспитывающие (коммуникативные и личностные УУД):

  • Воспитывать у учащихся культуру общения и учебного труда в ходе урока, просмотра презентации и выполнения заданий;

Оборудование: компьютер, лупы, луковицы, клубни картофеля, йод, листы с лабораторной работой, чистые листы, тесты и таблицы. презентация

 

Ход урока.

1. Организационный момент.

Психологический настрой на урок. Здравствуйте ребята! Я рада видеть вас всех сегодня! Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и творчество и начнем  наш урок.

2. Проверка домашнего задания.

 Вопросы и задания с целью актуализации знаний и умений

1.Какие главные вегетативные органы растения вам известны?

 2.  Что такое побег? Из каких частей он состоит?

3.Новый побег развивается из … 

 Я убедилась в том, что вы знаете  строение побега.

3. Мотивация

А теперь отгадайте   загадки, догадайтесь, о каких растениях идет речь?(Учитель показывает угаданные ответы (презентация  слайд 2.3.4))

1. Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый… 
(Лук)

2.. На Грядках Кустиком цветёт,
А клубнями в земле растёт.
Мы копаем понемножку...
Собираем что? ...(
Картошку)

3.А этот злак –огонь полей,

Нет сорняков его страшней,

А зовётся он….  (Пырей)

Подземная часть лука репчатого называется луковица, картофеля – клубень, ириса– корневище.   Как вы считаете,  все ли органы растений,растущие в почве называются корень? (Дети дают разные варианты ответов).

Это побеги, но побеги необычной формы, растущие под землей. И правильно их называют - видоизмененные побеги.

 Как можно доказать, что корневище, клубень, луковица -  это побеги?  

 

4. Целепологание и   формулировка темы урока.  Следовательно, каковы  цели  урока?

- Изучить строение клубня, луковицы и корневища; доказать, что это – видоизмененные побеги и для чего они нужны .А значит тема урока?

Запишите тему урока: «Видоизменения побегов».  (слайд 5)

 

5. Первичное усвоение новых

Делимся на 3 группы и выполняем лабораторную работу     

Группа I. Инструктивная карточка 1. 

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа «Изучение строения луковицы»

Цель: изучить строение подземного побега-луковицы

Оборудование:   целая луковица и разрезанная луковица.

 

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целой луковицы.

2.Рассмотрите  внутреннее строение разрезанной луковицы.

3.. Подпишите на рисунке основные ее части: почку, донце, кожистые и мясистые чешуи.

4. Ответьте на вопрос: Что такое чешуя в луковице  и донце?

Чешуя -__________________________________________________________

Донце-__________________________________________________________

5.Сформулируйте вывод: Луковица - это видоизмененный побег, так как__________________________________________

 

Группа II. Инструктивная карточка 2.

Прочитайте материал учебника. Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

 Лабораторная работа «Изучение строения клубня»

Цель: изучить строение подземного побега-клубня

Оборудование:   клубень картофеля.

Ход работы:

1.Рассмотрите внешнее строение  целого клубня.

2. Подпишите  на рисунке верхушечную почку, глазки, основание.

3. Ответьте на вопрос: Что такое  глазки? Какую они выполняют функцию

Глазки-___________________________________________________

Функия глазков:____________________________________________

4.Сформулируйте вывод: Клубень - это видоизмененный побег, так как_______________________________________________

Группа III.Инструктивная карточка 3

Прочитайте материал учебника.

Выполните лабораторную работу. Приготовьтесь к выступлению с отчетом.

Лабораторная работа «Изучение строения корневища»

Цель: изучить строение подземного побега-корневища.

Оборудование:  лупа, корневище пырея.

Ход работы:

1.Рассмотрите корневище ириса.

2. Воспользуйтесь лупой.  Найдите на гербарии и подпишите  на рисунке узлы, междоузлия, верхушечную почку,чешуевидные листья и придаточные корни.

3.Ответьте на вопрос: Чем корневище отличается от корня?

Отличие______________________________________________________________-

4.Сформулируйте вывод: Корневище  - это видоизмененный побег, так как_________________________________________

6. Закрепление нового материала

Обсуждение результатов иссчледований.

1. Корневище.

Вопросы:

        1. Как отличить корневище от корня?

        2. Вы изучили строение корневища, сделайте вывод: каким органом является корневище?

2. Клубень.

        1.Как можно доказать, что клубень – это побег?

2.Какие части вы обозначили у клубня?

        3. А как называются почки у клубня?

3. Луковица.

        1. Что общего у луковицы с побегом?

Ученики заполняют таблицу слайд 7

Видоизмененный побег

Части побега

Примеры растений

Корневище

 

Стебель, листья (чешуйки) и почки 

 Черника, сныть, пырей,ветреница, ландыш

 Луковица

 

 Укороченный стебель (донце), листья в виде чешуй (сухие и сочные), почки.

 

 Тульпан, чеснок

Клубень

 

Развивается из видоизмененных стеблей – столонов. Имеет основание, верхушку, почки (глазки). Внутреннее строение такое же, как у стебля

 

Картофель, батат

 

Выписать из учебника стр.181-182 примеры видоизмененных побегов.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Выполняют тест.

  1.Главная функция видоизменённых побегов:

   А) фотосинтез

    Б) накопление питательных веществ

     В) поглощение воды

     Г) поглощение минеральных веществ.

2.Корневище – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

     А) стебель

     Б) почки и листья

     В)стебель и почки

     Г) почки

3.На поперечном срезе клубня есть:

    А) только кора

    Б) древесина , сердцевина

    В) только сердцевина

    Г) только древесина

4.Луковица – это видоизменённый побег, т.к. у него есть:

 А) листья

   Б) почки

   В)листья,почки,стебель

   Г) почки и листья

5.Подземные побеги отличаются от надземных побегов тем, что:

   А) не имеют листьев

   В) не имеют почек

 

Взаимопроверка 1б 2в 3б 4в 5а  (слайд 8)

                  Критерии оценивания 

"5"- нет  ошибок   "4" -1 ошибка  "3" - 2 ошибки  "2" - 3 и более ошибки                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 8. Информация о домашнем задании. (слайд 9)

§45

 Подумайте, почему цветок тоже является видоизмененным побегом, записать.

 

9. Рефлексия  (слайд 10

1. Все ли нам удалось сделать на уроке?

2. Было ли вам интересно на занятии?

3Смогли ли мы доказать, что Корневище, Клубень Луковица – такие же побеги, так как имеют ____________________________________________________________ , но отличие их только в том, что______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок исследование "Видоизмененные побеги"

в игровой форме учащиеся узнают, что клубень картофеля и луковица - это видоизмененные побеги....

Урок в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок подготовлен с исползованием методов  проблемного обучения - как одного из типов развивающего обучения. Средствами реализации проблемного обучения являются методы: проблемное изложение, эврис...

Урок биологии в 6 классе: «Видоизменения побегов»

Цель урока: выяснить строение видоизмененных подземных побегов - корневища, клубня, луковицы, их значение для растения и возможность практического использования.Урок построен на исследовании и с...

урок - исследование Видоизменение побега

План урока биология 6 класс урок исследование Видоизменение побега по учебнику линии Пасечника В.В....

урок - исследование Видоизменение побега презентация

урок - исследование Видоизменение побега  урок биологии 6 класс по учебнику линии Пасечника В.В....

план-конспект урока по биологии в 6 классе "Видоизменения побегов"

Урок биологии в 6 классе "Видоизменения побегов"....

Тест по биологии 6 класс «Видоизменения побегов»

Тест по биологии 6 класс «Видоизменения побегов»...