День птиц
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8 класс)

В сценарии  общешкольного мероприятия.посвящённого Дню птиц  принимают участие  команды .которые  состоят из учащихся разного возраста (5-9кл.)  Для этого  подобраны  задания  именно с учётом возраста и подготовки. Задания носят познавательный  и кругозоррасширяющий характер. С помощью презентации  учащиеся  узнают  новое из жизни птиц.не проживающих в наших широтах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_ptits.docx25.06 КБ

Предварительный просмотр:

1 апреля – День Птиц

Игровая конкурсная программа

Дата проведения :05.04.2021г.

Ответственный :Лаушкина Т.А.

Цель: воспитание экологической культуры и познание  естественных биоритмов в жизни птиц весной.

1.Организационный момент.

2.Запись «Голоса птиц».

   Учитель: Здравствуйте, друзья! Поздравляю вас с наступлением весны. Её приносят на крыльях птицы. 1 апреля – Международный день птиц.

Птицы – друзья природы. Они сохраняют сады, поля, луга, парки от разных вредителей. Питаясь ягодами растений, способствуют их распространению в новых местах. Они красивы и подвижны. Их звонкие мелодичные песни доставляют нам истинное наслаждение.

Стихи:

1) Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает,
Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся.
Ожил лес, ручей проснулся.
В небе жаворонка трель,
Снова к нам пришёл апрель!

2) Полюбуйся, весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

Скоро гости к тебе соберутся,

Скоро гнёзд понавьют, посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День – деньской от зари до зари.

3) Как жизнь свою представить нам без птиц,
Она была бы скучной и унылой.
Без соловьев, без ласточек, синиц,
Совсем не то, совсем не так все было.
Сегодня праздник птиц, прекрасный день.
Мы чествуем друзей своих пернатых.
И призываем всех других людей
Гуманней быть к товарищам крылатым.

Сегодня мы отмечаем Праздник птиц в виде игры-КВН, в которой будут соревноваться команды. Мы увидим, кто из них больше знает о птицах, имеет большую эрудицию и находчивость А судить нашу игру будут члены жюри в составе(представляет членов жюри.)

ДЕТИ ДЕЛЯТСЯ НА 2 КОМАНДЫ:  1-СКВОРЦЫ,      2-ГРАЧИ


Первый конкурс «Визитная карточка»
Команды представляют себя, защищают свои названия.

Второй конкурс «Разминка»

Вопросы для 1-ой команды:
Кого называют пернатыми? (Тех, кто имеет перья, птиц.)
Первая птица. (Археоптерикс.)
Пернатая кошка. (Сова.)
Крылатый почтальон. (Голубь.)
Беззаводной будильник. ( Петух.)
Птица с репутацией плохой матери. (Кукушка.)
Птица-барабанщик. (Дятел.)
Что украшает голову петуха? (Гребень.)
Разносчик младенцев. (Аист.)
Когда клест выводит птенцов? (Зимой.)

Вопросы для 2-ой команды:
Наука о птицах. (Орнитология.)
Вестник весны. (Скворец.)
Пернатый чемпион по бегу. (Страус.)
Ныряльщик в ластах, но без маски. ( Гусь.)
Пернатая журналистка. ( Сорока.)
Как называют человека, переживающего подъём активности в утренние часы? (Жаворонок.)
Какое украшение находится под клювом домашних кур? (Серёжки.)
Зубная щётка крокодила. (Чибис.)
Птица-малышка. (Колибри.)
Охотник за червяками на пашне. (Грач.)
Теперь мы все вместе послушаем, какие звуки и песни льются (звучат) весной.

Третий конкурс - Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Молодцы, вы умеете внимательно слушать и различать голоса птиц!

Наступила весна, и птицы из тёплых стран возвращаются в наши края. Они прилетают на родину.

Четвертый конкурс «Знатоки птиц родного края»

- Назовите птиц-хищников? (сова, орёл, ястреб)

- Какие из птиц прилетают к нам весной с юга первыми? (грачи)

 - Какая птица не вьёт гнезда и не высиживает птенцов? (кукушка)

- Какая птица наших мест может прожить 100 лет? (ворон)

- Какая птица считается символом мудрости и познания? (сова)

- Кого называют лесным доктором? (дятла)

- Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди)

- Какая птица быстрее всех летает? (Стриж)

- Кто отдыхает, сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка)

Кого называют царём птиц? (Орла)

Пятый конкурс «Птичья кухня»
Птицы – весьма прожорливые существа, ведь переваривание пищи у них происходит очень быстро: от 15 минут до 2-3 часов (в зависимости от характера пищи). Чтобы накормить, нужно хорошо знать их рацион. Составьте «меню» для таких пернатых, как кукушка, колибри, снегирь, сойка, клест, филин, аист, скопа, скворец, гриф.
Ответ:
Кукушка – гусеницы.
Колибри – цветочный нектар.
Снегирь – сочные плоды рябины.
Сойка – плоды дуба – жёлуди.
Клест – семена ели и сосны.
Филин – мышевидные грызуны.
Аист – лягушки.
Скопа – рыба.
Скворец –насекомые и их личинки.
Гриф - падаль .

                                           Загадки


А теперь отгадаем загадки.

Длинноногий, с клювом длинным,

Ростом – выше камыша,

По болотным луговинам

Ходит, камышом шурша. (журавль)

Черноваты грудь и шея

У неё, и голова.

Хвост и крылья – почернее,

- Вот крикунья какова. (ворона)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

Это старый наш знакомый,

Он живёт на крыше дома или даже на столбе.

Длинноногий, длинноносый,

Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (аист)

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поёт, поёт. (жаворонок)

Говорят, они воришки,

Эти серые мальчишки.

И шумливы, и драчливы,

Всё щебечут: чьи вы, чьи вы? (воробьи)

Хотя не молотком

По дереву стучу,

В нём каждый уголок

Обследовать хочу.

Хожу я в шапке красной

И акробат прекрасный. (дятел)

Шестой конкурс

•Важный, как … (гусь).
•Надутый, как … (индюк).
•Длинноногий, как … (журавль).
•Большеглазый, как … (филин).
•Взгляд хищный, как у … (ястреба).
•Взгляд зоркий, как у … (сокола).
•Болтливый, как … (сорока).
•Ворковать, как … (голубь).
•Накаркать (накликать беду), как … (ворона).
•Долбить (говорить одно и то же), как … (дятел).

Восьмой конкурс «Живые барометры»
1. Ласточки задевают крыльями поверхность воды. Когда это бывает? (Перед дождём)
2. Стрижи летают низко с криком. К чему бы это? (К дождю).
3. Свистит снегирь. О чём это говорит? (Скоро наступит зима).
4. Голуби воркуют, кукушки кукуют. К чему бы это? (К тёплой погоде.)
5. Воробьи купаются в песке. Как изменится погода? (Будет дождь).
6. Вороны садятся на верхушки деревьев. (Перед морозом)
7. Вороны садятся на снег. (К оттепели) 
8. Ласточки купаются и часто летают в гнездо. (К дождю)
9. Чайка ходит по песку, моряку сулит тоску, села чайка на воду, жди … ( хорошую погоду). 

Девятый конкурс - конкурс капитанов «Показуха»

Капитаны вытягивают конверты, в которые вложены карточки с надписью птиц и жестами, мимикой изображают их, а команды угадывают, кого пытается изобразить их товарищ.


                                   Конверт №1.
Пингвин, гусь, цапля, павлин, страус.
Конверт № 2. 

Курица, филин, индюк, дятел , кукушка.


Десятый конкурс «Птичья филармония»
Весна без пения птиц – не весна. Петь «по-птичьи» игрокам не нужно, а вот отгадать пропущенные в песенных текстах названия птиц, а затем исполнить куплет предложенной песни придётся.

Тексты песен для 1-ой команды:
1.Спой-ка с нами (перепёлка-перепёлочка)
Раз иголка, два иголка – будет ёлочка,
Раз дощечка, два дощечка – будет лесенка,
Раз словечко, два словечко – будет песенка.

2. Там на тонких розовых ветвях,
В зарослях черёмухи душистой
(Соловей) российский, славный птах,
Открывает песнь свою со свистом.

3. (Малиновки) заслышав голосок,
Припомню я забытые свидания,
В три жёрдочки берёзовый мосток
Над тихою речушкой без названья.

4. Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых (журавлей).

5. в Антарктиде льдины
Землю скрыли,
Льдины в Антарктиде замела пурга.
Здесь одни (пингвины)
Прежде жили,
Ревниво охраняя свои снега.

Тексты песен для 2-ой команды:

1.Топ, топ,
Топает малыш
С мамой по дорожке – милый (стриж)!
Маленькие ножки не спешат,
Только знай себе твердят:
Топ, топ, топ, топ,
Очень не легки
В неизвестность первые шаги.
А в саду дорожка так длинна –
Прямо к небу тянется она.

23. (Ласточка, ласточка, ) ты передай привет
Этому мальчику в его 18 лет.
В свой день рождения знает он пусть о том,
Что в этом городе кто-то грустит о нём.

5(Птица) счастья завтрашнего дня
Прилетела, крыльями звеня,
Выбери меня, выбери меня,
(Птица) счастья завтрашнего дня.

                              ЖЮРИ  ПОДВОДИТ ИТОГИ


ЗАДАНИЯ БОЛЕЛЬЩИКАМ
Ему без носа, что волку без ног. (Дятел.)
Она хвалит его, за то, что хвалит он её. (Кукушка хвалит петуха, за то, что хвалит он кукушку.)
Он свинье не товарищ. (Гусь.) 
Дай ей грядку – изроет весь огород. (Курица.)
Не нужна ему золотая клетка, лучше зелёная ветка. (Соловей.)
Нет птицы мудрее, чем она – всем в лесу голова. (Сова.)
За морем и она – птица. (Синица.)
И он свои часы знает.(Петух.)
«Опознай пословицу»
По фразе, изложенной почти научным языком, опознайте русскую пословицу.
Перенёсшая шок представительница семейства вороновых 
испытывает страх перед всяким растением с древовидными ветвями без главного ствола. (Пуганая ворона и куста боится.)
Женские половые клетки в твёрдой оболочке не имеют права преподавать высидевшей их одомашненной птице отряда куриных. (Яйца курицу не учат.)
Игра «Это летает»

Сейчас проведём игру на внимание «Это летает». Если это летает, то поднимаем руки.

Давайте поиграем:

Кто летит – узнаем.

Воробьи летят,

Сороки летят,

Собаки летят,

Ласточки летят,

Грачи летят,

Слоны летят,

Скворцы летят,

Сосульки летят,

Курицы летят,

Поросята летят,

Дрозды летят,

Столы летят,

Синицы летят.

Вот и прилетели птицы, свили гнёзда, теперь они будут откладывать, и насиживать яйца, а потом растить птенцов.

Заключение.

Ребята! Станьте добрыми друзьями птиц. Охраняйте их, защищайте от уничтожения. Устраивайте кормушки, развешивайте скворечники, оберегайте гнёзда.

Птичьи стаи в небесах летают,
Взгляд не отвести от их паренья.
Птиц сегодня люди поздравляют
С днем международным их весенним.
Хочется, пернатым и крылатым
Жизни пожелать простой и сытой.
В чистом, мирном небе чтоб летать им.
У людей чтоб быть им под защитой.

И в завершение нашего мероприятия мне хотелось бы, чтобы вы дома в выходные дни сходили с родителями в лес, прогулялись, послушали пение птиц и нарисовали рисунки с изображением птиц, их жилищ (гнездо, скворечник) или же плакат о бережном отношении к пернатым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День птиц в ДОУ

Музыкальное занятие с экологической направленностью. Во время игры дети знакомятся с разнообразием птиц нашей местности. Вводятся понятия  о различных экологических группах  птиц.Мероприятие...

Внеклассное мероприятие по биологии.День птиц.

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня птиц для учащися 6-7 классов....

Внеклассное мероприятие по биологии "День птиц"

В нашей школе традиционно проводится День птиц,посвященный прилету наших пернатых друзей....

День птиц

Познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц в природе и жизни человека,раскрыть роль охраны птиц и окружающей природы....

"День птиц и День Земли" классный час

Классный час по экологическому воспитанию. Включает материал по образованию апрельских праздников День птиц и День Земли. Опирается на материал регионального компонента Республики Северная Осетия-Алан...

Сценарий праздника "Международный день птиц.Встреча птиц."

Праздник рассчитан  на обучающихся в возрасте 7-12 лет.  Его можно провести и в рекреации школы,  и в кабинете  на занятиях внеурочной деятельностью....

День птиц «Без птиц невозможно представить планету Земля»

Цель работы: расширение и закрепление знания учащихся о птицах, их поведении и жизни, о роли  и место в природе, о значении в жизни человека и в природе.Задачи: развивать интерес, наблюдательност...