Статья "Деятельностный метод в обучении биологии"
статья по биологии

Главный принцип деятельностного подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация данного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотивационный, операционально-исполнительный, рефлексивно-оценочный этапы учебной деятельности. По сути, обучающиеся становятся субъектами образовательного процесса, что приводит к интенсификации обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Деятельностный метод в обучении биологии

                                             

Работу выполнила:                                                                                                                                               Федорова Юлия Алексеевна, учитель биологии, ГОБОУ «АШИ № 4»

                             

                                                   

Великий Новгород

1 . Актуальность и сущность технологии деятельностного метода.

Людмила Георгиевна Петерсон - научный руководитель Института системно-деятельностной педагогики (г. Москва), доктор педагогических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, академик Международной академии наук педагогического образования, автор непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы, автор технологии деятельностного метода.

        При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального  общего и основного общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.

Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий.

Особенностью реализации деятельностного подхода при разработке стандартов образования является то, что цели общего образования представляются в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности (такое построение целей позволяет обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи).

Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. «Измеряется» такой результат нетрадиционно – в терминах «надпредметных» способностей, качеств, умений.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений личностного, социального, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью, мобилизацией и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

Личностное развитие – готовность и способность учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться»; формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам; развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма; формирование нетерпимости к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества, и умения противодействовать им в пределах своих возможностей.

Социальное развитие – формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Познавательное развитие – формирование у учащихся научной картины мира; развитие способности управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью; овладение методологией познания, стратегиями и способами познания и учения; развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии.

Коммуникативное развитие – формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.

Деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формированию умения учиться как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

– от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач (т. е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов);

– от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения.

Соответственно в рамках деятельностной парадигмы результаты общего образования должны быть прямо связаны с направлениями личностного развития и представлены в деятельностной форме.

Это, в частности, означает, что результаты общего образования не только должны быть выражены в предметном формате, но прежде всего могут иметь характер универсальных (метапредметных) умений. В этом проявляется тенденция усиления общекультурной направленности общего образования, универсализации и интеграции знаний. Безусловно, предметный контекст по-прежнему важен (поскольку задает границы возможных решений), но этот базовый контекст уже недостаточен. На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций.

Пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ и программу формирования универсальных учебных действий. Основу развития личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве с другими. Универсальные учебные действия можно определить как совокупность способов действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса.

Технологический уровень технологии деятельностного метода «Школа 2000...», включает в себя следующие шаги:

  1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
  2. Актуализация  и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  3. Выявление причины затруднения и постановка цели.
  4. Проблемное объяснение нового знания.
  5. Первичное закрепление с проговариваем во внешней речи.
  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  8. Рефлексия учебной деятельности.

На этапе мотивации организуется осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке, определение целей и содержательных рамок урока.

Цель этапа актуализации знаний - подготовка мышления детей к изучению нового материала, воспроизведение учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового, и указание ситуации, демонстрирующей недостаточность имеющихся знаний.

На этапе проблемного объяснения нового знания внимание детей обращается на отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение, формулируется цель и тема урока, организуется подводящий диалог, направленный, на построение и осмысление нового знания, которое фиксируется вербально, знаково и с помощью схем.

На этапе первичного закрепления во внешней речи изученное содержание закрепляется и проводится через внешнюю речь.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой организуется самоконтроль усвоения нового учебного содержания, при этом одновременно осуществляется интериоризация нового знания.

Цель этапа включения нового знания в систему знаний и повторения - определение границ применимости нового знания, тренировка навыков его использования совместно с ранее изученным материалом, и повторение содержания, которое потребуется на следующих уроках.

При подведении итога урока фиксируется изученное новое знание и его значимость, организуется самооценка учебной деятельности и согласование домашнего задания.

2.  Использование технологии деятельностного метода в обучении биологии.

Деятельностное обучение призвано обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого и предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся.

Для того чтобы у моих учеников формировались навыки анализа, определённость собственной позиции, способность к критическому мышлению, на уроках использую разнообразные типы деятельности: исследовательский, проектный, игровой, проблемно-поисковый, метод коллективного решения проблем, широко используются активные и интерактивные методы. При этом биологические знания запоминаются не путем их заучивания, а путем их многократного употребления для решения проблемных задач с использованием этих знаний.

Технологию деятельностного метода я применила на уроке биологии в 10зII классе (обучающиеся со сложной структурой дефекта (нарушение слуха и задержка психического развития)). Учащиеся занимаются по учебнику Биология 7 класса под редакцией Пасечника В.В.

На этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии учащиеся получают задание на пробное действие. Необходимо составить план описания отряда класса Насекомые. У обучающихся возникло затруднение: мы не можем, обосновать свои ответы, мы не умеем выделять основные признаки отрядов насекомых.

На этапе построение проекта выхода из затруднения ученики работают в группе (всего в классе 3 ученика).  Чтобы достичь поставленной цели урока - научиться выделять основные признаки отрядов насекомых, необходимо составить план описания отряда класса Насекомые. Учащиеся сами предлагают действия для нахождения нового знания: прочитаем текст, используя план описания класса Насекомые, попробуем описать отряды Насекомых, если что-то не совпадёт по ходу работы, то подумаем, внесём изменения в разрабатываемый план описания отряда класса Насекомые, сделаем вывод.

Затем записывают план дальнейшей работы:

1. Используя план описания класса Насекомые и текст в учебнике, сравнить способы описания класса и отряда, сделать вывод.

2. Составить план описания отряда класса Насекомых.

3. Потренироваться применять план описания отрядов Насекомых на различных заданиях.

Далее идёт этап реализация построенного проекта.

На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащимся предлагается задание, выполнять которое они будут в группе, комментируя выполнение задания - пошагово проговаривая план описания отряда класса Насекомые. Результат проверяется по эталону для самопроверки.

На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону учащиеся самостоятельно работают, чтобы проверить и оценить, как они научились  описывать  отряды класса Насекомые. Результат проверяется по эталону для самопроверки (Д VI), результат проверки фиксируется при помощи знаков "+" или "-".

На этапе Включение в систему знаний и повторение ученики получают творческие задания по теме урока.

На этапе рефлексии учебной деятельности учащиеся отвечают на вопрос:

- Какая цель урока была? (Выделять основные признаки отрядов класса Насекомые).

После этого учащимся предлагается заполнить таблицу по оценке своей работы и оценке другими учащимися.

В условиях школы основной формой обучения является урок. Именно здесь фокусируются цели, содержание и методы обучения. За счет интересных и познавательных уроков осуществляется привлечение внимания к биологии, активизируется желание обучающихся к поиску новых знаний. Роль учителя заключается в вовлечении обучающихся в активную мыслительную и познавательную деятельность, в создании продуктивной, результативной рабочей обстановки на уроке.

За небольшое время  работы в школе я убедилась, что биология имеет огромное разнообразие подходов к природным данным ученика - это и проведение наблюдений, опытов, написание сказок, рисование, решение логических задач, моделирование и другие.

Технология деятельностного метода, используемого мною на уроках, включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также осуществляется через развитие творческой активности обучающихся.

Создание проблемных ситуаций, постановка учебных проблем, проблемных вопросов есть пути активизации обучения на уроках биологии, которые помогают проявить оригинальность мышления, творческое и осмысленное отношение к приобретению знаний и умений. При этом возрастает потребность в учении, и чётко выявляются мотивы познавательной деятельности. При реализации проблемной ситуации обучающегося, выполняющего задание, возникает психологическое состояние, требующее новых знаний об объекте или явлении, о способе или условиях выполнения действия.

Обучающийся должен обладать определённым запасом знаний, поскольку отсутствие их не позволит ему успешно обсуждать поставленную проблему.

Учитель должен постоянно повышать свою эрудицию, быть оперативным в работе в целом и на уроке в частности. Однако преимущества проблемного подхода очевидны. У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки познавательной самостоятельности. Формируется умение творчески, нестандартно решать учебные задачи.

Обучение – это совместная деятельность, основанная на началах сотрудничества и взаимопонимания.

И как вывод, я думаю, уместны слова Конфуция "  Я слышу, и я забываю. Я вижу, и я помню. Я делаю, и я понимаю".

Использованные источники.

1. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. – С18-22.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3.  Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. – М., 2006.

4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред.. – М., 2000.

5.  Сухов В.П. «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа,2004

6. Шубина Т.И. Деятельностный метод в школе http://festival.1september.ru/articles/527236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельного подхода в обучении биологии

Методический материал, отражающий поле деятельности в области формирования деятельного подхода в обучении биологии....

"Использование метода проектов в обучении биологии"

Использование метода проектов в обучении биологии...

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

В статье рассматриваются общие принципы метода проблемного обучения и пути его реализации на уроках биологии....

Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику

Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на у...

Нетрадиционные методы в обучении биологии детй с ОВЗ

Задача нашего общества  - переосмысление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. У них тоже есть потребность в усвоении знаний, умений и навыков для успешного труда и для всей п...

Интерактивные и поисковые методы в обучении биологии.

Одним из ведущих методов в обучении биологии является поисково-исследовательский....

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...