Нетрадиционные методы в обучении биологии детй с ОВЗ
статья по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) по теме

Бурлова Елена Федоровна

Задача нашего общества  - переосмысление отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья. У них тоже есть потребность в усвоении знаний, умений и навыков для успешного труда и для всей последующей жизни. Создание правильно организованной и хорошо продуманной системы результативного учебного процесса является одной из проблем при обучении биологии детей с ОВЗ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья "Нетрадиционные методы"39.49 КБ

Предварительный просмотр:

                         Эпиграф:

«Обучение должно войти  в школу через игру,

чтобы наши почемучки остались такими на всю жизнь».

Александр Осмолов,        

                                                             академик Российской  академии образования

                

Нетрадиционные методы

в обучении биологии детей с ОВЗ

              Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является начатое  обществом переосмысление своего отношения к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья и нарушениями в интеллектуальном развитии.

            Дети с ОВЗ  требуют более бережного к себе отношения. Они так же, как остальные, обладают потребностью в усвоении знаний, активизации, насколько это возможно, мыслительных процессов с целью усвоения необходимого объема знаний, умений и навыков для успешного учебного труда и для всей последующей жизни. Познавательная активность ребенка — всегда результат целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической

среды, т.е. достижение педагогических результатов.

     Активация ребенка в получении знаний — основа дидактики. Создание правильно организованной и хорошо продуманной системы  результативного учебного процесса  является сегодня одной из проблем организации учебной деятельности на уроках биологии.

     

Нетрадиционные (игровые) технологии

в обучении биологии

     Методы обучения – это упорядоченная система  способов (действий)  взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение целей образования, психического развития и воспитания личности.

    Как известно, методы  делят на традиционные  и нетрадиционные. К традиционным методам относят словесные, наглядные и практические. К нетрадиционным относят новационные и инновационные (эвристические, частично-поисковые, метод проектов, игровые).  Наряду со всеми прочими преимуществами  нетрадиционных методов, благодаря  им  возможно  преодолеть значительный дефицит времени, отведенный программой на изучение курса биологии.

Использование интерактивных досок типа  SMART

в игровых компьютерных технологиях

при обучении детей с ОВЗ

     Преимущества интерактивных досок в образовательном пространстве  очевидны. Если освоение информации идет только в виде просмотра и прослушивания, то получается один результат. Если  же человек не пассивно поглощает поток информации, а динамично с ним взаимодействует, т.е. интерактивен, тактильно связан с этой культурной средой, то он порождает другую ситуацию, имеет иной результат, имеет иную перспективу. Иными словами, эффективнее будет тот процесс, который максимально динамичен и пластичен, позволяет удерживать способы креативного подхода, «играния» с имеющимся материалом, и максимально отражает особенности ребенка.

     Кинезиологическая (двигательная) активность человека, его двигательная пластика могут быть развиты, а при необходимости и скорректированы с помощью  особенностей  интерактивных досок резистивного типа.

     Возможность динамики – очень важное обстоятельство для обучения детей. Причем важно, что это могут быть как дети с ОВЗ, так и с сильным креативным началом. И те, и другие могут найти свои возможности для самореализации.

     В настоящее время педагоги российских школ все чаще отдают  предпочтение  использованию в учебном процессе мультимедийных средств обучения, которые, являясь комплексными, совмещают в себе особенности учебных фильмов, видеофильмов, диафильмов, диапозитивов  и слайдов.  Мультимедиа – это множественность содержательных каналов информации. Условия, созданные с помощью компьютера и мультимедийной программы, позволяют школьнику в ходе работы с автоматической системой моделировать виртуальную среду обучения.  Психологи замечают, что для получения мультимедийной информации  необходимы три канала: зрительный, слуховой  и тактильный.  Для этого используют компьютеры последних поколений, оснащенные средствами мультимедиа.  Наиболее полно совмещают все возможности  мультимедийных средств интерактивные доски.  Интерактивная доска  SMART board  позволяет интересно и увлекательно построить урок, сопровождая его рисунками и фотографиями, письмом от руки, печатанием текста, самостоятельно построенными движущимися фрагментами, звуком с использованием микрофона. Оптимально использовать это устройство на уроках биологии, применять SMART - доску, пользуясь встроенной галереей объектов наглядности.

     При работе со SMART - доской  возможно комплексное применение  встроенного программного обеспечения  и других видов средств обучения.  

     Обучающие компьютерные  программы используются как тренировочные программы для  закрепления знаний и умений путем повторения; пошаговые программы, учитывающие индивидуальные особенности учащихся, необходимые для поэтапного усвоения новых знаний; наставнические программы предоставляют возможность показать учащемуся допущенные ошибки и способы их преодоления. Наиболее интересны творческие игровые обучающие программы, рассчитанные на самостоятельную работу ученика.

      Показ может сопровождаться дикторским текстом, голосами (например, птиц),  природными шумами. Используя прикосновение к  SMART - доске,  можно приближать объект, поворачивать вокруг оси, наклонять его, забираться внутрь некоторых объектов. Есть программы, оценивающие выполнение заданий, а также предлагающие задание на дом.

     Положительными сторонами мультимедийных средств  при обучении  биологии являются следующие: индивидуализация обучения учащихся, в частности,  при обучении детей с ОВЗ, максимальное  приближение занятий к реальным природным условиям, а также моделирование  различных процессов, невозможных для наблюдения в реальном времени,  сочетание всех средств обучения биологии.

Игровые компьютерные технологии

     Всякое учебное занятие с ребенком, урок желательно рассматривать как игру, своеобразное приключение в процессе путешествия за знаниями. Дети всегда хорошо воспримут предложение «поиграть», особенно если в такой игре не окажешься проигравшим.

     Интерактивные технологии, которые представлены доской SMART board, позволяют  создавать разнообразные ситуации с использованием технологических возможностей программы. Они все отличаются важным качеством – могут быстро превращаться. Так, экран может закрываться-открываться шторкой, менять цвет, прятать и показывать объекты и прочее – достаточно дать команду одним касанием! Исчезновение и появление – важный элемент игры. Такие игры могут быть разработаны каждым педагогом по своему предмету и собраны в своеобразный методический банк, который будет пополняться  по мере использования найденных приемов и получения при их использовании определенных эффектов.

     Подобные игры могут стать хорошим дополнением методических приемов, повышающих мотивацию ребенка к учению, что позволяет работать, основываясь на его собственных потенциях развития. В этом случае в ребенке закрепляется интерес не только к действиям на волшебной доске, но и к своим личным способностям достигать результатов.

      Даже очень «робкие» дети через короткое время общения с инструментом СМАРТ доски интуитивно осваивают многие возможности.

     Урок является игрой еще с одной стороны: со стороны процесса, который обладает для ребенка особой тайной. Эту тайну преподавания предмета с помощью интерактивной доски СМАРТ можно серьезно усилить.

     Если исходить из того, что урок – это игра, то математик играет символами, словесник – словами, а правила, по которым творится действо, остаются для ребенка тайной. Ученика можно сделать причастным к раскрытию тайны.

     Игровые возможности доски чрезвычайно важны детям с ОВЗ, поскольку у них – как у «продвинутых», так и у отстающих – всегда доминирующую роль играет творческий  поиск возможностей самореализации.  Ребенок, у которого сложности со здоровьем, достигнув результата, закрепляет данную успешную способность в своей деятельности. Даже маленький успех его всегда радует, и он получает от этого дополнительную эмоциональную поддержку.

     Использование креативных возможностей интерактивного экрана в процессе обучения позволяет сделать доминантой образовательного процесса особое отношение к опыту ребенка, к его поискам. Он перестает присутствовать на уроке как чистый лист, который надо заполнить информацией. Он превращается в свободного человека,  способного добывать знания самостоятельно, при помощи интерактивной доски.

Пример использования компьютерных игр

(игры со СМАРТ-доской).

 Упражнения для игры и релаксации (физкультминутки):

«Танцы»  пальчиками.

Цель: вырабатывать осмысленные движения, вырабатывать пластичность руки, разрабатывать мелкую моторику пальцев при написании слов.

Описание упражнения:  исполнять пируэты пальцами – как бы кататься на коньках, постепенно переходя к более сложным траекториям. Как вариант -проделывать упражнения под музыку (используя возможности программного обеспечения SMART).

Из опыта использования игровых  компьютерных технологий в объединении БДО

 «Компьютерные проекты»

 (2007/2008 учебный год)

     В блоке дополнительного образования «Компьютерные проекты» в 2007/2008 учебном году  было  9 учебных групп по 2 ученика в группе. Контингент учащихся можно условно разделить на три группы по признакам принадлежности к обучающимся в ГОУ ЦЛПДО и  по характеру ОВЗ (дети из разных градаций могут заниматься в одной учебной группе):

  1. учащиеся ЦЛПДО (классов КРО), хорошо знающие компьютер,
  2. дети с ОВЗ из надомного отделения ЦЛПДО, имеющие патологию различной этиологии (дети с ЗПР, с ДЦП, колясочники, с отсутствием устной речи и др.).
  3. дети, привлеченные из других образовательных учреждений («население»),  включая детей, не обучающихся непосредственно в ЦЛПДО; могут сильно отличаться по возрасту (от 7 до 20 лет).

Задача, стоявшая перед педагогом - приспособить программу объединения БДО «Компьютерные проекты» к особенностям всех трех групп.

     В объединении, среди других задач, помимо обучения работе на компьютере и создания проектов в виде презентаций, ставилась глобальная задача – развитие ребенка.

     Основными игровыми методами было использование различных развивающих компьютерных программ. Это прикладные программы предназначены для решения определенных практических задач.  Их можно разделить на условные группы:

  1. клавиатурные тренажеры (развивают мелкую моторику пальцев, позволяют уверенно работать на клавиатуре),
  2. развивающие и обучающие программы для внеурочных занятий с учащимися уровня начальной школы,
  3. программное обеспечение для развития детей средней школы по естественнонаучным дисциплинам,
  4. головоломки и развивающие программы высокого уровня, содержащие встроенные энциклопедии (из серии «Учение с приключением») для учащихся средней школы и подростков.

     Это программное обеспечение отвечает многим требованиям, предъявляемым к развивающим программам и способствует развитию памяти, мышления, воображения, а также осуществляет тренинг мелкой моторики пальцев рук с помощью клавиатуры и манипулятора «мышь».

     Очевидно, что для развития умственных способностей не годятся к использованию все игры милитаристского содержания, а также  все игры с ограничением по времени (на скорость), т.к. из-за преобладания тормозных процессов в ЦНС дети с гиперкинезом к таким играм не способны.

     Требования к развивающим играм:

  1. доступность по возрасту и уровню развития ребенка,
  2. занимательность, т.к. неустойчивое внимание детей с ОВЗ требует постоянного поддерживания интереса  к игре,
  3. содержательность игры, расширяющая зону ближайшего развития ребенка,
  4. личностно-ориентированная тематика, и интересная конкретному ребенку, и никакого диктата и навязывания содержания игры,
  5. возможность максимальной свободы и самостоятельности в игре, при небольшой коррекции педагога, и только по просьбе самого ребенка.

Результаты обучения:

  • особенно заметен прогресс в обучении учащихся классов КРО: очевиден самый высокий тезаурус, навыки работы на компьютере и использования Интернета благодаря продвинутым родителям и активной заинтересованности самого ребенка; для них характерно освоение программ даже высокого уровня, для старшей школы,
  • группа детей с нарушениями здоровья, но с сохраненным сознанием, не всегда показывают самый большой набор освоенных развивающих программ, как могло бы ожидаться, т.к. они отличаются устойчивым интересом и глубиной проникновения в проблему и занимаются любимой темой до полной победы,
  •  дети с ОВЗ, с ЗПР или с неравномерным развитием разных способностей также имеют позитивные сдвиги: так, совсем не умевшие работать на ПК и пользоваться периферией (клавиатурой, мышью) освоили эти процессы и пользовались ими без помощи педагога.

     Примечание:   учебная программа БДО «Компьютерные проекты»  ГОУ ЦЛПД , созданная учителем высшей категории Бурловой Е.Ф., была удостоена  в 2008 г. Диплома Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы дипломанта YI  окружного конкурса образовательных программ дополнительного образования детей «За социальную значимость  программы «Компьютерные проекты».

Краткий план  занятия объединения  

блока дополнительного образования

 «Компьютерные проекты».

Тема: «Визуальная информация».

Учебная группа: IХ (статус - YIII вида).

Занятие  комбинированного типа.

Цели:

  • Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка, его интеллектуальных способностей, его развивающего обучения на основе личностно-ориентированного деятельного подхода.
  • Удовлетворение по мере возможности познавательных интересов и созидательных потребностей детей, обеспечение индивидуализации дополнительного образования  каждого ребенка.
  • Создание оптимально благоприятных условий, способствующих адаптации личности ребенка в обществе.
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Развивающие задачи

  1. способствовать развитию логического и  технического мышления, пространственного воображения,
  2.  развивать интерес  к изучению возможностей современных информационных технологий, способствовать формированию познавательной мотивации ребенка,
  3. способствовать компенсаторному обострению и сенсорной компенсации  нарушенных и/или недостаточно развитых  функций детского организма за счет других,
  4. продолжить формирование навыка самостоятельного получения информации.

Воспитательные задачи

  1. эстетически воспитывать ребенка; показывать красоту  и совершенство природы, технических достижений человечества, используя  визуальные возможности компьютерных программ,
  2.  физически воспитывать ребенка, одновременно способствуя активации его мышления, тренируя мелкую моторику пальцев и всей кисти руки,  координацию движения рук под контролем глаз, используя работу на клавиатуре и с компьютерной мышью.  

 Образовательные задачи

  1. развивать и углублять основные УУД грамотного пользователя при работе с компьютером,
  2. закрепить навыки обработки информации, необходимой для работы над проектом.

Методы и методические приемы: беседа, запись под диктовку, демонстрация компьютерной программы,  проектный метод (самостоятельная работа учащихся с редактором Power Point  над проектом  своей презентации), игровой  метод.  

                   

     Использованное  ТСО:

  1. ПК с периферией,
  2. компьютерные  презентации  проектов учеников,
  3. презентации для физкультминуток,
  4. лицензионные компьютерные  программы «Живая планета», «Веселый зоопарк»  издательства  «Новый диск».

                                Ход занятия

           I. Вводная беседа  и рассказ об алгоритме работы над изображениями.    

       Хронометраж: 10 мин.

      II. Самостоятельная практическая  работа над презентацией

(при необходимости – помощь и консультирование учителя).  

Общий хронометраж:  20 мин.

       Содержание:

  1. копирование изображения, редактирование его качества в редакторах обработки изображений,
  2. отбор самых лучших изображений (в том числе учитывая эстетические качества) по соответствию их тематике проекта,
  3. Физкультминутка (упражнения на внимание) с использованием компьютерной программы (5 минут),
  4. работа над видеофрагментами (редактирование видеофайла),
  5. копирование и вставка их в презентацию.
  6. игровой момент  с  использованием  лицензионных компьютерных программ издательства «Новый диск».

    III.Подведение итогов занятия.

Хронометраж:  10 мин.

Метод:  беседа на тему «Что мы узнали интересного  и нового на занятии?»

     

Краткий план урока  природоведения.

Тема  урока: «Разнообразие поверхности. Полезные ископаемые».

Учебная группа: 5.2.

Программа для специальных (коррекционных) учреждений  YIII вида.

Тип урока: комбинированный.

Цель: познакомить учащимися с формами поверхности земной коры, с разнообразием и использованием полезных ископаемых.

Задачи образовательные:

  • конкретизировать  знания об особенностях  рельефа земной коры, о минералах и горных породах;
  • расширить и пополнить словарный запас новыми терминами,

Задачи коррекционно-развивающие:

  • коррекция и развитие устной речи,  
  • последовательное развитие мелкой моторики кистей рук при  выполнении письменных работ и манипуляциях  со СМАРТ-доской;
  • коррекция и развитие мыслительных операций анализа и синтеза (выделение родовых признаков предмета или явления, нахождение их общего, особенного и различного), используя новый материал.

 

Задачи воспитательные:

  • продолжать воспитание эмоционально-нравственной сферы, эстетических чувств  (обращать внимание на красоту объектов неживой природы);
  • воспитывать готовность работать как одна команда,
  • продолжать углубление и развитие интереса к предмету.

Задачи здоровьесберегающие:

  • провести отбор учебного  материала и планировать подачу его небольшими дозами с учетом повышенной утомляемости учащихся,
  • учитывать ограниченные возможности детей с ДЦП, предоставляя им посильные задания,
  • своевременно переключаться с одного вида деятельности на другой, меняя их каждые 10 минут,
  • способствовать созданию психологического климата, благоприятствующего  обучению,
  • способствовать соблюдению режима охраны зрения  (демонстрировать фрагменты фильма DVD  и обращать внимание детей к ним не более 2 минут, а затем переключать внимание с компьютерного способа подачи материала на вербальный и на конкретно-предметный,   разгружая тем самым зрительный анализатор),
  • чередовать статические и динамические задания (от рассматривания  натуральных объектов, рисунков и слайдов компьютерной  СМАРТ - презентации к использованию интерактивных компьютерных заданий путем тактильных манипуляций со СМАРТ – доской),
  • использовать физкультминутки для переключения внимания детей и смены вида деятельности с целью профилактики их утомления, провести не менее двух физкультминуток за урок (одну - на статические упражнения, вторую – на динамические),
  • обращать внимание детей на технику безопасности при пользовании мультимедиапроектором, излучающим яркий свет (не оборачиваться к источнику света!),
  • следить за правильной позой детей при посадке за партами.

Методы: рассказ,  демонстрация компьютерной  презентации  по теме урока, беседа по вопросам,  выполнение письменной работы,  упражнения для релаксации во время физкультминуток, игровые методы с использованием ПК.

Использованное  ТСО:

  1. ПК с периферией,
  2. СМАРТ – доска,
  3. мультимедиапроектор,
  4. компьютерная презентация для СМАРТ  – доски  по теме урока  (автор – учитель Бурлова Е.Ф.);  презентации для физкультминуток,
  5. лицензионные компьютерные  программы издательства  «Просвещение», «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс».

   

 Оборудование: учебники, рабочие тетради, глобус, коллекция минералов и горных пород,   распечатки лабиринта.

                Ход  урока:

Технологическая карта урока

Этапы урока. Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

  1. Организационный.
  2. Опрос в игровой форме по предыдущей теме «Воображаемое путешествие по Кремлю». Проверка выполнения задания в рабочей тетради.

  1. Изучение нового материала  в игровой форме с использованием компьютерной презентации. Рассказ учителя об основных формах земной поверхности (равнинах и горах). Объяснение причин разнообразия поверхности.

  1. Статическая физкультминутка  (гимнастика для глаз).
  2. Беседа о минералах и горных породах, об их практическом значении.

  1. Динамическая физкультминутка («танцы пальчиками»  с использованием  СМАРТ-доски).
  2. Закрепление  и обобщение по теме урока.

Используется обучающая игровая компьютерная программа  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия», «Окружающий мир», 4 класс. Выполняют прохождение лабиринта по теме урока.

  1. Подведение итогов урока. Выставление  оценок в журнал и дневники.
  2. Задание на дом. Прочитать тексты в учебнике «Разнообразие поверхности»,  «Полезные ископаемые». Выполнить задания в рабочей тетради. Продолжать отмечать погоду в «Дневнике наблюдений».

2. Отвечают на вопросы учителя о столице России и Кремле  по своей рабочей тетради,  используя презентацию на ПК.

3.Сравнивают вид местности с рисунками и фото на слайдах презентации.  Делают вывод о типичных формах рельефа своей местности.

4. Выполняют упражнения  под руководством учителя.

5. Рассматривают  коллекцию минералов и горных пород. Делают выводы об их практическом  значении.

6. Выполняют упражнения  под руководством учителя.

7. Выполняют задания компьютерной программы «Окружающий мир», 4 класс; проходят лабиринт.

9. Записывают домашнее задание в дневники.

Заключение

Выводы и рекомендации по дальнейшему использованию игровых  методик,

метода проектов при обучении детей с ОВЗ:

  1. развитие, в отличие от обучения, - более длительный процесс, с менее заметными этапами и не всегда очевидным результатом, но при систематичности работы в этом направлении проявляются положительные тенденции даже в небольшой период времени,
  2. можно эффективно использовать нестандартные  методики, но при обязательной коррекции  со стороны  учителя, учитывая особенности  разновозрастных и лечебных  групп ребят.

Список  ЭОРов (прикладного программного обеспечения,

используемого на занятиях):

Развивающие и обучающие компьютерные программы лицензированы.

  1. Живая планета. Новый диск. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 08.10.2002.
  2. Веселый зоопарк. Новый диск. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 08.10.2002.
  3. Прогулки с динозаврами. Новый диск. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 08.10.2002.
  4. Математикус. Учение с приключением. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-4.
  5. Заработало! Новые испытания. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-231от 12.10.2005.
  6. Заработало! Повелитель механизмов. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-231 от 12.10.2005.
  7. Заработало! Играет вся семья! Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-231 от 12.10.2005.
  8. Баба-Яга учится читать. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-4.
  9. Баба-Яга учится считать. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-103
  10. Баба-Яга. Пойди туда, не знаю куда. Игры на развитие памяти и логики для детей от 5 до 7 лет. Медиахауз. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-4.
  11. Губка Боб учит печатать. Обучающая игра. Клавиатурный тренажер. Руссобит. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-16.
  12. Считаем со Смешариками. Школа смешариков. Новый диск. Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15 от 08.10.2002. Голограмма гарантии качества  КА 8163658.
  13. Книжка-раскраска. Развивающая программа для детей от 4 лет. Обучение с приключением. Руссобит.  Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-16.
  14. Грибная математика. Развивающая программа серии «Машенька» для детей  младшего школьного возраста. Обучение с приключением. Руссобит.  Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15.
  15. Письмо для Чебурашки. Клавиатурный тренажер для детей. Обучение с приключением. Новый диск .Mediart.  Лицензия МПТР РФ серия ВАФ №77-15.

Список использованной литературы

  1. Методика преподавания биологии: учебник  для ВУЗов / под ред.

М.А. Якунчева. – М.:2008 .

  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в обучении биологии детей с ОВЗ

Презентация о системно-деятельностном подходе в обучении биологии детей с ОВЗ...

Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику

Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на у...

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья

Дистанционное обучение биологии детей с ограниченными возможностями здоровья так же должно быть направлено на формирование универсальных учебных действий....

Интерактивные и поисковые методы в обучении биологии.

Одним из ведущих методов в обучении биологии является поисково-исследовательский....

"Использование активных методов в обучении биологии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ООО и СОО"

Введение на уроках активных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в ц...

Статья "Деятельностный метод в обучении биологии"

Главный принцип деятельностного подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация данного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотива...

Использование активных методов организации обучения для детей с ОВЗ.

Материал будет полезен педагогам для организации обучения учащихся с ОВЗ....