Конспект урока в 7 классе: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Сасыкова Галина Николаевна

Цель урока:  Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zoologiya.docx64.01 КБ

Предварительный просмотр:

Класс 7

Тема урока: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

Цель урока:

  • Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения.

Задачи:

1. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формировать  активную позицию сотрудничества со сверстниками;
  • формировать внутреннюю положительную мотивацию к предмету биологии;
  • формировать мотив учебной деятельности и личностного смысла учения.

2. Учебные задачи, направленные на достижение  метапредметных  результатов обучения:

  • развивать логическое мышление через формирование умения анализировать, обобщать, выделять главное, решать   проблемы;
  • развивать умение работать с текстом;
  • формировать умение оценивать свои действия;
  • формировать начальные формы  познавательной и личностной рефлексии;
  • формировать умение грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами урока;
  • формировать умение слушать и  слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения.

3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • сформировать у учащихся представление  о зоологии как науке, изучающей животный мир;
  • установить черты сходства и различия между растениями и животными;
  • актуализировать  знания о средах жизни и местообитаниях животных, их приспособленности к условиям обитания и взаимоотношениях  между ними;
  • развивать умения выявлять черты приспособленности к различным условиям среды.

Оборудование:

  • Биология: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / В.М Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко  - М.: Вентана-Граф, 2015;
  • Биология: 7 класс: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений /С.В. Суматохин, В.С. Кучменко - М.: Вентана-Граф, 2017;
  • компьютер;
  • экран;
  • презентация;
  • таблицы «Различия растений и животных» и «Взаимоотношения  между организмами».

Ход урока

I. Мотивация и целеполагание

- Здравствуйте, ребята.

Слайд 2. Наш урок я хотела бы начать со слов кубинского поэта, писателя и публициста  Хосе Хулиана Марти: «Птицам даны крылья, рыбам - плавники, а людям, которые живут в природе, - изучение и познание природы; вот их крылья».

- Друзья мои,  в этом году мы продолжим изучение одной из занимательнейших наук о природе - биологии.

Слайд 3. Нашим помощником в познании биологии станет учебник «Биология: 7 кл.», написанный коллективом авторов В.М. Константиновым, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко.

Главный помощник в учебе — учебник.

Он молчаливый и добрый волшебник,

Знания мудрые вечно хранит.

Ты сбереги его праздничный вид!

 

Сразу в обложку его оберни,

Ручкой не пачкай, не рви и не мни.

Славный учебник научит всему —

Будь благодарен за это ему.

- На  наших с вами уроках нам понадобятся рабочие тетради.

Слайд 4.  Рабочая тетрадь в 2-х частях авторов С.В. Суматохина и В.С. Кучменко и обыкновенная тетрадь в клеточку, в которую мы будем записывать основные моменты урока.  

- Какой же раздел биологии мы будем изучать в этом году?

Слайд 5.  Предлагаю вам выполнить задание. Посмотрите на слайд. В контурной мозаике спряталось название этой биологической науки. Найдите и прочитайте его.

- Правильно, эта наука зоология. А что же она изучает? Ответы учащихся.

- Молодцы! Наш урок так и называется «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда». Слайд 1. Чтобы вернуться на первый слайд с темой урока, необходимо навести указатель мыши на изображение тигра на пятом слайде  в левом нижнем углу. Учащиеся записывают число и тему урока.

II. Изложение нового материала

Слайд 6. Современная зоология представляет собой целый  комплекс наук, включающий как отдельные отрасли – систематику, морфологию,  анатомию, физиологию,  эмбриологию и другие, - так и отдельные разделы – малакологию, орнитологию, энтомологию и т.д. Чтобы вернуться на слайд  6, необходимо навести указатель мыши на любое изображение животного на слайде 1.

-  Все эти науки изучают многообразный мир царства  животных, который на сегодняшний день по данным Всемирного (Международного) союза охраны природы насчитывает         более 1,5 млн. видов.

Что же объединяет этот разнообразный и многочисленный мир животных?

Слайд 7. Для того чтобы выявить характерные особенности этих организмов, предлагаю выполнить следующее задание-  заполнить таблицу «Различия растений и животных». Работу выполняйте парами. Для экономии времени учащимся раздаются напечатанные таблицы.

Признак сравнения

Растения

Животные

По способу питания

(автотрофы  или гетеротрофы)

Рост

(ограниченный или неограниченный)

Движение

 (активное или неактивное)

Газообмен

( наличие или отсутствие специальных органов)

Строение клетки

(наличие или отсутствие клеточной стенки)

Учащиеся в течение нескольких минут выполняют задание, затем осуществляется проверка. На экране в таблице появляются правильные ответы.

Признак сравнения

Растения

Животные

По способу питания

(автотрофы  или гетеротрофы)

автотрофы

гетеротрофы

Рост

(ограниченный или неограниченный)

неограниченный

ограниченный

Движение

 (активное или неактивное)

неактивное

активное

Газообмен

( наличие или отсутствие специальных органов)

отсутствие специальных органов

наличие специальных органов

Строение клетки

(наличие или отсутствие клеточной стенки)

наличие клеточной стенки

отсутствие клеточной стенки

- Животные распространены по всему земному шару. Они освоили разные среды жизни.

Слайд 8. Посмотрите на рисунок и определите названия сред жизни. На экран проецируется задание. Одновременно с ответами учащихся на слайде появляются названия сред жизни:

1- наземно- воздушная

2- водная

3- почвенная

4- организменная.

- Да, вокруг нас четыре замечательных дома – четыре среды обитания, с которыми неразрывно связана судьба большинства населяющих нашу планету животных. Каждое животное приспособилось к жизни  в своем доме.

Слайд 9. Подумайте, в каких средах, по вашему мнению, обитают насекомые, конечности которых изображены на рисунке? На экран проецируется рисунок с конечностями насекомых (медведки, кузнечика, жука-плавунца).

Учащиеся дают ответы.

- Можете ли вы назвать этих насекомых? К какой работе приспособлены их конечности? Учащиеся дают ответы. На экране появляются фотографии и названия данных насекомых.

III. Физкультминутка

Слайд 10. А сейчас, давайте поиграем. Ваша  задача – определить среды, в которых живут данные животные,  и показать соответствующие  движения. Если животное обитает в наземно- воздушной среде, выполняем махи руками через стороны вверх – вниз. Если животное обитает в водной среде, выполняем круговые движения руками вперед поочередно. Если животное обитает в почвенной среде, выполняем энергичные сгибания и разгибания рук в локтях на уровне груди.

IV. Продолжение  темы урока  

- Животные заселяют разные среды жизни на Земле. В каждой среде животные встречаются только там, где имеются благоприятные для них условия существования.

Слайд 11. Этот  наиболее благоприятный для каждого вида животных участок в любой среде обитания называется местом обитания. Например, дельфины и щуки живут в водной среде. Только дельфины обитают в морях и океанах, а щуки предпочитают омуты и заводи рек.

- Всё, с чем взаимодействует животное в своём месте обитания, воздействует на него в той или иной мере. Напомните, как называются окружающие условия, воздействующие на живой организм? Ответы учащихся.

- Правильно, экологические факторы.

V. Самостоятельная работа

- Давайте вспомним группы экологических факторов, выполнив задание 3 на стр. 6 в рабочей тетради. На экран проецируется задание.

Слайд 12. Задание: пользуясь материалом параграфа (стр. 12), назовите экологические факторы, приведите примеры. Завершите схему.

Учащиеся выполняют задание. Затем осуществляется проверка.На экране проецируется дополненная схема.Учащиеся приводят примеры разных групп экологических факторов.

- Сейчас более подробно остановимся на биотических экологических факторах- различных  формах  влияния живых организмов друг на друга. Эти влияния  могут быть прямыми и косвенными и проявляться достаточно полярно.

VI. Работа с учебником

Слайд 13.  Пользуясь учебником стр. 12-14, заполним таблицу «Взаимоотношения  между организмами».

Название взаимоотношения

Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения:

«+» - получает пользу;

«-« - получает вред;

«0» - нейтральное значение

Примеры взаимоотношений

1 вид

2 вид

На экран проецируется таблица. Учащиеся совместно выполняют задание, читая учебник.

Вариант таблицы, который может получиться в ходе работы.

Название взаимоотношения

Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения:

«+» - получает пользу;

«-« - получает вред;

«0» - нейтральное значение

Примеры взаимоотношений

1 вид

2 вид

Хищничество

+

-

Сокол и голубь, жук и гусеница, щука и плотва

Паразитизм

+

-

Клещ и собака, блоха и кошка

Конкуренция

-

-

Горностаи и хорьки, мухоловки и синицы

 Симбиоз

+

+

Рак-отшельник и актиния

VII. Продолжение

- Животные зависят друг от друга и контактируют не только между собой, но и с растениями, и с другими живыми организмами – бактериями, грибами.

 Слайд 14. Расшифруйте ребус и назовите  биологическое сообщество,  в составе которого существуют животные.

На экран проецируется ребус со словом «биоценоз». Учащиеся разгадывают ребус. На экране появляется отгаданное слово.

- Вспомните, что такое биоценоз? Ответы учащихся: совокупность растений, животных, грибов и бактерий, совместно населяющих участок суши или водоёма. На экране проецируется определение биоценоза.

-   Приведите примеры биоценозов. Ответы учащихся: обитатели пруда, болота и т.д.

- Назовите основные формы взаимоотношений организмов в биоценозе? Ответы учащихся: пищевые связи или цепи питания. На экран проецируется схема пищевых связей животных. Слайд 15.

- Какие группы организмов имеются в любом биоценозе? Ответы учащихся: производители (продуценты), потребители (консументы), разрушители (редуценты).

- Итак, из всего сказанного сделаем краткие выводы ( Слайд 16):

1. Современная зоология – это система наук, имеющих важное  теоретическое и практическое значение.

2. Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.

3. Животные взаимодействуют не только между собой, но и с абиотической (неживой) частью среды обитания и таким образом существуют в составе биоценозов.

VIII. Закрепление

- Для закрепления изученного материала предлагаю выполнить следующее задание (Слайд 17.): оцените верность утверждений (верно- неверно).

1. Зоология – система наук о животных, изучающих строение, жизнедеятельность животных, их связи со средой обитания, распространение, индивидуальное и историческое развитие, роль  в природе и жизни человека.

2. Один из характерных признаков представителей царства Животные- способность к активному движению.

3. К абиотическим факторам среды, влияющим на жизнь животных, относятся разнообразные типы  взаимоотношений животных.

4. Паразитизм – это тип взаимоотношений, сложившийся между такими животными, как паук и муха.

5. Виноградная улитка обитает в водной среде.

Учащиеся выполняют задание. После выполнения осуществляется проверка. На экране появляются ответы «верно», «неверно».

- Ребята, проверьте правильность выполнения задания и оцените себя.

На экране появляются критерии оценивания.

IX. Подведение итогов

- Наш урок подходит к концу. Сегодня мы выяснили, что  изучает комплексная наука зоология, какие науки входят в её состав. Повторили среды жизни, группы экологических факторов, воздействующих на животных. Вспомнили понятие «биоценоз».

X. Домашнее задание   Слайд 18.

  • Изучить параграфы 1, 2.
  • Рабочая тетрадь  №5 с.5, №4, 5 с. 6
  • Подготовить сообщение о комменсализме, как типе взаимоотношений между животными и его формах (по желанию).

XI. Рефлексия  Слайд 19.

И в завершении урока  в ваших тетрадях  напишите следующие знаки:

!! - если на уроке было всё понятно и интересно;

?! – если вам не всё было понятно, но интересно;

00 - если вам всё было непонятно и неинтересно.

 

Таблица 1. Различия растений и животных

Признак сравнения

Растения

Животные

По способу питания

(автотрофы  или гетеротрофы)

Рост

(ограниченный или неограниченный)

Движение

 (активное или неактивное)

Газообмен

( наличие или отсутствие специальных органов)

Строение клетки

(наличие или отсутствие клеточной стенки)

Таблица 2.  Взаимоотношения между организмами

Название взаимоотношения

Значение для 2-х видов, извлекаемое из взаимоотношения:

«+» - получает пользу;

«-« - получает вред;

«0» - нейтральное значение

Примеры взаимоотношений

1 вид

2 вид


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нестандартный урок в 10 классе по немецкому языку. Пресс-конференция "Защита окружающей среды-благородное дело"

Участники пресс-конференции министры разных ведомств, журналисты.Корреспонденты газет обозначают экологические проблемы в проектах и задают вопросы министрам о проблемах экологии....

Методическая разработка.Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды"

Конспект урока для учащихся 6 класса по теме "Экологические проблемы и защита окружающей среды" с выходом на иссследовательский проект....

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»

Интегрированный урок (физика – экология) в 8 классе по теме: «Тепловые двигатели и охрана окружающей среды»Цели урока: - объяснить принцип действия тепловых двигателей, определить КПД тепловых дв...

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?"

Презентация к уроку биологии 5 класс "Возвращают ли живые организмы вещества в окружающую среду?" Учебник Т.С. Сухова, В.И. Строганов...

Конспект урока на тему: «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

Цель урока: Организовать работу учащихся по ознакомлению с наукой зоологией и предметом её изучения....

Презентация к уроку "Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда"

Современная зоология – это система наук, имеющих важное  теоретическое и практическое значение.Животные населяют разные среды жизни и разные места обитания.Животные взаимодействуют не тольк...