Статья " Метапредметность в проектной и исследовательской деятельности"
статья по биологии (7 класс)

Данная статья будет интересна учителям литературы и биологии.В статье перечислены темы проектов , план реализации  межпредметных проектов  5-11 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вавилина Н.А., учитель биологии

Ковтун С.Ж., учитель русского языка и литературы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №76 им. М.Г. Галицкого» Ленинского района города Саратова

Анотация. В статье речь идет об использовании новых образовательных технологий на примере интегрированного урока  у биологии  и литературы, раскрывающего метапредметные связи, развивающего познавательный интерес и коммуникативные навыки обучающихся.

Ключевые слова:проектная деятельность, метапредметные связи, современные педагогические технологии.

С 2011 года все образовательные учреждения России работают по новому федеральному государственному образовательному стандарту. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый день человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

 Одним из способов достижения метапредметных результатов является проектный метод. Проектная деятельность  сегодня стала одним из перспективных направлений в методике преподавания любого предмета.

И не случайно учащиеся 5-х- 9-х  в конце года защищают свой индивидуальный проект. Практически любую тему учитель может сделать метапредметной, а значит и использовать проектную деятельность учащихся.

Осваивая технологию проектно-деятельностного обучения, мы поняли, что образование будет успешным и по-настоящему интересным, если оно будет основываться на организации самостоятельной деятельности учащихся, поэтому поставили перед собой цель: приобщение детей к проектной, исследовательской, поисковой деятельности через метапредметность.

Исходя из этой цели, мы поставили следующие задачи:

  1. дать теоретическое обоснование проектной методики обучения;
  2. показать значение проектного метода на формирование метапредметных компетенций;
  3. проанализировать собственный опыт использования проектной методики.

В 2019 – 2020 учебном году мы решили использовать метапредметные проекты, связывающие две области знаний: литературу и биологию. Для этого мы сравнили программы по данным предметам, нашли общие темы и предложили детям создать проект. Результатами этой работы хотим поделиться с коллегами. Наша работа будет содержать теоретическую и практическую части.

Проектная деятельность - это деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи и предполагающая наличие основных этапов, характерных  для исследования в научной сфере: выбор темы, работа с источниками информации, выдвижение гипотезы, сбор фактического материала, систематизация и обобщение полученных данных, подготовка и защита проекта, презентация.

Исследовательская деятельность, используемая как метод (частично-поисковый, метод проблемного обучения) или как самостоятельная деятельность, позволяет решить многие задачи, стоящие перед современной школой.

Во-первых, она изменяет суть преподавания: ученик не воспринимает «готовый» материал, а находит его и работает с ним сам; учитель же руководит, направляет, создает условия для реализации потенциала учащегося.

Во-вторых, доля самостоятельности ученика в учебной деятельности увеличивается, что в свою очередь повышает качество обучения и делает знания учащегося более прочными.

В-третьих, результатом исследовательской деятельности становится определённый «продукт»: доклад, реферат, исследовательская работа, проект. Всё это позволяет исследователю заявить о себе, представить свою работу не только на уроке, но и на конкурсе, фестивале, семинаре, научно-практической конференции. Участие в подобных мероприятиях способствует социализации школьников, реализации их потенциала.

Проектная деятельность  направлена на выработку  самостоятельных исследовательских умений: учащиеся формулируют проблему, собирают и обрабатывают информацию, проводят эксперименты, анализируют полученные результаты. Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса. Работа над проектом – это самостоятельная  деятельность учащихся – индивидуальная, парная или групповая.

В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.  

Но перед нами также стоит задача показать учащимся взаимосвязь школьных предметов друг с другом и окружающим миром. В этом нам помогает интегрированный подход.  

Интеграция предметов в современной школе – одно из направлений активных поисков новых педагогических решений, способствующих улучшению дел в ней, развитию творческого потенциала педагогических коллективов и отдельных учителей с целью более эффективного и разумного воздействия на учащихся.  

Ныне наступил новый этап подхода к единству школьных предметов, когда от стадии реализации межпредметных связей, допускавшей независимое, как бы параллельное существование предметов, надо перейти к интеграции этих явлений, к рождению новых целостностей.

Интеграция в современной школе идет "по нескольким направлениям и на разных уровнях. Эти уровни: внутрипредметный и межпредметный.

Внутрипредметная интеграция включает фрагментарную интеграцию, которая включает отдельный фрагмент урока, требующий знаний из других предметов; и узловую интеграцию, когда на протяжении всего урока учитель опирается на знание из других предметов, что составляет необходимое условие усвоения нового материала.

Следующий уровень – межпредметная или синтезированная интеграция, которая объединяет знания разных наук для раскрытия того или иного вопроса.

 Плюсы интегративного подхода в образовании

Для ученика

  1. Формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры
  2. Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний за счет понимания их нужности и социальной значимости (мотивация)
  3. Возможности для развития интеллектуального творческого мышления
  4. Более активное применение своих знаний на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер
  5. Формирование и развитие УУД
  6. Снятие перегрузки в учебном процессе

Для учителя

  1. Адекватность современному уровню научных представлений о мире
  2. Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях
  3. Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
  4. Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих интегративному подходу
  5. Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых
  6. Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.
  7. Становление естественнонаучного мышления учащихся
  8. Получение качественно нового педагогического результата

Результат интегративного обучения проявляется в развитии творческого мышления учащихся.

Биология и литература – это  научные дисциплины, которые интегрируются со многими предметами школьного курса.

Поэтому  мы предлагаем учащимся  темы  метапредметных проектов (литература+биология). Применение такого подхода, с одной стороны, даёт возможность по-новому взглянуть на литературные произведения, а с другой стороны, разнообразить и оживить тот учебный материал, с которым дети имеют дело на уроках биологии.

Например, пятиклассникам был предложен проект «Образ сада из повести «Черная курица или подземные жители» A.Погорельского». Главный  герой  Алёша попадает   в необычный сад, его удивляют разноцветные  деревья, покрытые  мхом, «Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые. Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это не что иное, как разного рода мох, только выше и толще обыкновенного. Министр рассказал ему, что мох этот выписан королем за большие деньги из дальних стран и из самой глубины земного шара». Пятиклассники  уже знакомы с отделом Мхов. В ходе  работы над проектом  ребята  находят информацию и фото  о разнообразии мхов, выясняют может ли мох быть разноцветным, откуда мог быть доставлен такой мох, задаются вопросом, какие условия нужно было создать подземным жителям, чтобы мох рос и может ли он расти на деревьях.

В результате сами рисуют иллюстрацию «Необычный сад», правильную с биологической точки зрения.

Данная работа заинтересовала детей, с одной работой ученик Михайлов Максим выступил на школьной конференции и занял первое место. Нами было принято решение: продолжить работу. Мы разработали тематику проектов по классам.

5- 6 класс

В этом году ребятам 6 класса был предложен проект «Короткая, но дивная пора…». Ученики уже побывали на экскурсии и познакомились с осенними явлениями в жизни природы.

Цель проекта: 1. Познакомиться с произведениями русских писателей и поэтов, описывающих осеннюю пору.

2. Найти общее в описании этого времени года у писателей и поэтов.

3. Определить с помощью каких выразительных средств описывается природа в литературе.

4. Объяснить с биологической точки зрения осенние явления в природе (листопад, изменение окраски листьев) и какое это значение имеет для растений.

Многие учащиеся выбрали для работы стихи: И.А. Бунин «Листопад», А.С. Пушкин «Унылая пора…», Г. Николаева «Наш сад», А.Н.Майков «Пейзаж», А. Барто «Шуточка про Шурочку», А. Плещеев, С. Есенин, Б. Пастернак и др.; прозу – В. Бианки, К. Паучтовского, М. Пришвина и др.

Еще один метапредметный проект для шестиклассников «Ботаническая сказка».

Учащиеся уже знакомы с устным народным творчеством (былины, сказы, притчи, сказки). После прочтения сказки-были А. Платонова «Необычный цветок», предлагаем ребятам написать сказку в которой должно быть описание признаков растения  какого-либо семейства (плод, листья, строение цветка, условия в которых оно произрастает, значение этого растения для человека. (Закрепляем и расширяем тему «Семейства класса Двудольные и Однодольные»).

Работая над проектом   «Твочество К.Г. Паустовского» учащиеся 7 класса знакомятся с автобиографической  повестью «Черное море»,  одна из глав  повести  называется «Горох в трюме», где описан случай, когда пароход., севший на мель, был разорван набухшим горохом.  В задачи проекта кроме литературных (проследить влияние жизненных обстоятельств на жизнь и творчество писателя) добавляем исследование  по прорастанию гороха: закладываем опыт по прорастанию семян, проводим наблюдение по увеличению размера семян, измеряем количество воды, поглощаемое семенами для прорастания.

Работая над проектом «Творчество А.С.Пушкина», учащиеся 10 класса  изучают биографию и родословную поэта, при этом составляют  сами генеалогическое  древо семьи А.С. Пушкина, по описанию самого А.С. Пушкина.

В 7-8–х, когда учащиеся познакомились с царством Растения и Животные, Грибы считаем интересным и познавательным проект     «Биологические ошибки в стихах и прозе».

 Цель проекта: 1.Познакомиться с произведениями о природе о явлениях природы и объектах природы.

2.Найти и справить биологические ошибки в них.

3.Попытаться придумать правильное с биологической точки зрения продолжение стихотворения.

Например:

а) А эта веселая птица – синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

С.Я. Маршак

б) Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в сени к нам летит.

…Дам тебе я зерен, а ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой.

А.Н. Плещеев

В) Перечитайте басню И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Прав ли был автор, описывая передвижение рака: нет ли в басне биологической неточности?

Г) Известный литературный герой Маугли, описанный Р. Киплингом вырос среди зверей, при этом он обладал всеми человеческими качествами. Объясните поведение Маугли с позиции современной науки.

Один из  метапредметных проектов по биологии и литературе  «Литература и биология», предложенный  учащимися 9-х и 10-го классов. Перед  ребятами стояла задача:

Подобрать  материал из литературных источников к различным темам курса биологии.

Предмет

Тема

Произведение

Пример использования

Зоология

класс Ракообразные

басня И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука».

Говорится, что рак пятится назад. Действительно ли это так?

Эволюция

Артур Конан Дойл, «Затерянный мир».

О каких доисторических животных идет речь в данных отрывках.

Пресмыкающиеся

М. Булгаков «Роковые яйца».

Одному учёному удалось создать аппарат, в котором под действием лучей особого спектра многократно ускорялся процесс роста и развития яйцеклеток различных организмов. Решено было направить в деревню аппарат вместе с партией куриных яиц для скорейшего выведения из них полноценных кур и петухов. Но случайно на станции перепутали партии товара и в деревню отправили не куриные, а крокодильи и змеиные яйца. От расплодившихся в провинции гадов нельзя было спастись ничем. И только зимние морозы положили конец победному шествованию пойкилотермных по нашей земле.

Анатомия

Гипофиз

«Собачье Сердце» М.А. Булгакова.

Попытки трансплантировать людям эндокринные железы неоднократно имели место так же, впрочем, как и попытки пересадки головы на другое туловище.

«Голова профессора Доуэля» А.Н. Беляев.

Иммунитет

пьес «На дне», повесть «Фома Гордеев» и «Детство» Горького, «В братьях Карамазовых» Достоевского; интересна в этом плане повесть Н. Лескова «Несмертельный Голован».

Теме инфекционных заболеваний, и проще всего к таким, как оспа и холера, обращались многие русские писатели.

Железы внутренней секреции

рассказ Ю.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик».

Причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент “вымывается” из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, “закручивать” ноги и руки. Именно это и мог делать “гуттаперчевый мальчик”, обеспечивая, таким образом, успех своих выступлений.

функции щитовидной железы,

повесть А. Кронина «Цитадель»,

Описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы – тироксинамикседема.

функции щитовидной железы

рассказ И. Тургенева из «Записок охотника», «Живые мощи».

Нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании как гипертиреоз.

Строение головного мозга

роман Кэна Кизи «Пролетая над гнездом кукушки», Д. Киз «Цветы для Э́лджернона».

В психбольнице, куда попадает умственно полноценный главный герой, царят ужасные порядки, против которых он и восстаёт. В конце концов, строптивого пациента подвергают операции, превращая его фактически в полуидиота.

Оригинальное открытие двух учёных: доктора Штраусса и доктора Немюра. После успешной операции над мышью по кличке Элджернон они решают провести аналогичную операцию на каком-нибудь умственно отсталом человеке. (Умственный уровень Чарли снижается так же быстро, как и повышался).

Ожоги и обморожения

роман К.Симонова «Живые и мёртвые»,

Б.Полевой «Повесть о Настоящем человеке».

Эпизод, в котором описывается пленение группы немцев в ходе Сталинградского сражения. На лютом морозе из развалин выгоняют гитлеровцев. Один из них, выбираясь из подвала, опирается голыми руками о заледеневшие камни. Обмороженные пальцы у него отламываются и отлетают, как фарфоровые.

Функции опорно-двигательной системы.

повесть Пирса Энтони «Сос по прозвищу верёвка».

Переносит нас в относительно далёкое будущее. По Земле бродят племена выживших после очередной ядерной войны людей. Сила побеждает силу, споры решаются в честном поединке. Из одного бойца учёные, сохранившие знания веков, готовят супермена. Под кожу живота вживляют гибкие пластиковые щиты, на шее укрепляют специальный воротник, защищающий от ударов, укрепляют металлическими прутьями полые кости рук и ног, пах закрывают металлической сеткой, носовые хрящи заменяют более прочным материалом, щёки прошивают нейлоновыми волокнами. Зубы укрепляют коронками, а лобную кость - выпуклой титановой пластиной.
Здесь, правда, резонно задать детям вопрос: а можно ли вообще заменить наши ненадёжные кости вечными искусственными, из пластика и металла? Тут нужно вспомнить, а какие же ещё важные функции связаны с костями.

Форменные элементы крови.

роман Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Описан момент, когда татары решили наказать одного русского жителя в духе своей древней культуры: надрезали кожу на ступнях и насыпали туда рубленного конского волоса, а потом зашили рану. После этого бедняга совершенно не мог нормально ходить, поскольку это причиняло ему жуткую боль. Но через десять лет он по случаю заимел ящик китайских фейерверков, в состав которых входила какая-то «едкая земля» (натр? кали?). Ею он растравил давнишнюю рану и с гноем выгнал все обрезки волос.

Экологическая взаимосвязь между организмами

рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром».

В далёкое будущее, когда при помощи машины времени люди стали снаряжать охотничьи экспедиции в эпоху динозавров. Убивать разрешалось только тех особей, которые и так должны были бы неизбежно погибнуть под обвалом, падающим деревом, в трясине или упав со скалы. Это необходимо было для того, чтобы никоим образом не повлиять на эволюционные процессы. Но однажды один человек на охоте прошлого испугался и побежал, раздавив какую-то бабочку. А когда экспедиция вернулась в будущее, там всё изменилось. Ведь этой бабочки не хватило для выживания какой-нибудь птичке, а коли она умерла с голоду, её не съел возможный предок приматов и тоже изменил своё поведение и так далее... Короче, это повлекло за собой цепь событий, изменивших будущее.

Экологические факторы

роман Станислава Лема «Фиаско».

Наша экспедиция прибывает на далёкую планету, населённую разумными существами, напрочь отказывающимися вступать в контакт с землянами. После ряда безуспешных попыток люди решаются на крайние меры, продемонстрировав силу: кавитировать (попросту уничтожить, заставить исчезнуть) местную луну. Здесь можно задаться вопросом: а что для нас вообще значит Луна? Только ли блестящий месяц на ночном небе? Дети должны перечислить все последствия исчезновения нашего спутника с орбиты.

Ботаника

Вегетативное размножение растений.

Даниэль Дэфо «Робинзон Крузо».

Главный герой строит себе убежище на необитаемом острове. Для защиты от врагов и диких зверей он обносит своё жилище забором из кольев. Как потом оказалось, эти колья прекрасно укоренились и через некоторое время забор превратился в непроходимую стену деревьев, растущих бок о бок.

Бурые водоросли

Александр Беляев повесть «Остров погибших кораблей».

О роде Саргассум. Ведь громадные скопления этих плавающих водорослей могут замедлить движение судна. Об этом очень захватывающе рассказал Александр Беляев в повести «Остров погибших кораблей». Пароход терпит бедствие. На его борту остаются трое человек. Полузатопленное судно медленно сносит течением в самое сердце Саргассова моря. Там догнивают сотни таких же скитальцев, за сотни лет захваченных в плен массой водорослей.

Условия хранения и прорастания семян.

Роман Жюль Верна «Ченслер».

Одноимённое судно, гружённое зерном, терпит катастрофу. Причиной тому - самовозгорание зерна из-за попавшей в трюм воды. Ведь при нарушении правил хранения зерно начинает прорастать, а поскольку это происходит м большой массе, загнивает. Температура возрастает, выделяются  тепло которое могут привести к взрыву и пожару.

Атавизмы.

«Сто лет одиночества», Габриэль Гарсия Маркес.

Автор описывает историю одной деревни, затерянной в джунглях Южной Америки. В самом начале упоминается один из предков рода, основавшего деревню. У него до сорока двух лет был недостаток, тщательно скрываемый им ото всех: маленький поросячий хвостик с кисточкой на конце. Увы, потом он решился попросить друга-мясника отрубить позорный орган. И умер от потери крови. Что указывает на то, что была перерезана хвостовая артерия, свойственная для всех хвостатых особей.

Нам удается осуществлять интеграцию учебных дисциплин в поиске их взаимодействия по отношению к целостному видению мира

Мы пытаемся найти единые подходы к формированию ведущих понятий межпредметного характера.

Результат данных проектов проявляется в развитии творческого мышления учащихся.

Метод проектов на основе межпредметных связей является повышением внимания к личностным результатам обучения и развитию: способности у учащихся к саморазвитию, умению самостоятельно расширять свои знания и творчески применять их на практике в различных областях, применения новых средств ИКТ, личной ответственности за качество окружающей информационной среды.

Работу над такими видами проектов мы начали и собираемся продолжить. Она вызывает интерес у учащихся и у нас - педагогов.

Список использованной литературы

  1. Новые  педагогические  информационные технологии в системе образования. Под редакцией доктора пед. Наук проф. Е. С. Полат. М., ACADEMA, 2002.
  2. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. М. Аркти, 2008.
  3. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995 – № 6.
  4. Гузеев В.В. Развитие образовательной технологии. М., 1998.
  5. Горбич О. И. Технологии личностно-ориентированного обучения. Метод проектов. Русский язык. № 21, 2009.
  6. Черкашина Т. В. Литература 10 класс. Проектная деятельность. Волгоград: ИТД «Корифей». 2008.
  7. Полат Е.С. Как рождается проект. М.. 1995.
  8. Исследовательские проекты в практике школы// Библиотека журнала «Директор школы» – 1998 – № 7.
  9. Журнал «Литература в школе» – № 7, 2002. Ст. Борисенко Н. Б. «Как мы работали над проектом, или технология исследовательской деятельности учащихся».
  10. Ю.В. Громыко "Метапредмет "Знание".- М., 2001.- 285 с.
  11. А.А. Кузнецов О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
  12. И.А. Фоменко Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметности/ fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
  13. А.В. Хуторской Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22.

  1. Выготский Л.С. Экспериментальное исследование развития понятий //Собр. соч.: в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1982. - С П 8-184.
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. — М.: Вита-Пресс. 9-е изд., 2009. — 112 с;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система развития метапредметных связей на основе проектной и исследовательской деятельности учащихся на базе единого информационного пространства гимназии

Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" гласит, что: «Новая школа - это институт, соответствующий целям опережающего развития. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в буд...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

В основе современного деятельностного способа обучения лежит личностное включение школьника в процесс, когда компоненты деятельности им самим направляются и контролируются.  Основным методом всех...

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС

Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС» Гульчеевой Риты Петровны

Аттестационная работа слушателя курсов повышения квалификации по программе: «Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реал...

Мастер-класс на тему «Проектная и исследовательская деятельность как средство формирования личностных, предметных и метапредметных результатов»

Цели мастер-класса: 1.     Создание пространства для открытого и всестороннего обсуждения проблемы организации   метапредметной проектной деятельности.2....

«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»

Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. "Скажи мне, - спросил юноша, - почему тебя часто одолевают сомнения?Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у ве...

Статья «Как организовать проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Использование проектно-исследовательской технологии обучения носит развивающий, деятельностный характер. Анализ работы в данном направлении позволил сделать вывод, что приобщение учащихся к иссл...