Учебное занятие "Осмотические явления в клетке"
план-конспект занятия по биологии (10 класс)
В работе представлен конспект и технологическая карта занятия в 10 классе по теме «Осмотические явления в клетке» с использованием предметной лаборатории. Задачи урока предусматривают развитие биологических, экологических представлений школьников, закрепляют навыки выполнения лабораторного эксперимента. Использован дополнительный материал для самостоятельной и практической работы учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsapova_e.n.doc | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
Номинация: «Конспекты учебных занятий исследовательского и проектного характера»
Цапова Елена Николаевна, учитель биологии, муниципальное образовательное учреждения №56 с углубленным изучением математики города Магнитогорска
Пример занятия по подготовке к практической части олимпиады.
Тема: Осмотические явления в клетке
Класс: 10
Цель: сформировать у учащихся представления о явлениях плазмолиза и деплазмолиза, причинах их возникновения и применение знаний об этих явлениях в практической деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Продолжить формирование понятия полупроницаемость мембраны, одного из важных свойств мембраны клетки.
2. Развивать умение проводить наблюдения в живых объектах.
3. Закреплять навыки выполнения лабораторного эксперимента.
4. Расширять кругозор с целью развития логического мышления в предварительно созданной ситуации поиска.
Развивающие:
1. Формировать умения работать с информацией, способствовать развитию общеучебных и общебиологических навыков: наблюдения, сравнения, обобщения и формулирования доказательств и выводов.
2. Развивать умения находить ошибки, объяснять их.
Воспитательные:
1. Развивать коммуникативные способности.
2. Подготовка личности «информационного общества»
Тип урока: практическая работа, углубление и расширение теоретических знаний, и применение их на практике.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; групповая; индивидуальная.
Продолжительность – 2 часа.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, словесный, репродуктивный, экспериментальный.
Средства и оборудование обучения: мультимедийный проектор, экран, луковица красного лука, вода, 6-8% раствор соли, набор для микропрепарирования, световой микроскоп, цифрового микроскопа Digital Blue QX5 фильтровальная бумага.
Технологическая карта занятия «Осмотические явления в клетке»
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты: Предметные, Личностные, Метапредметные | Формируемые УУД |
І этап. Организация начала занятия | Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество. Формулировка темы и задач занятия. | Настраиваются на работу | Предметные: понимание важности изучаемой темы; Личностные: формирование внутренней позиции школьника.
| Коммуникативные УУД: Умение слышать и слушать; взаимодействие с учителем и обучающимися в ходе подготовки к занятию. Регулятивные УУД: Умение планировать и регулировать свою деятельность. Личностные УУД: 1. Принятие социальной роли обучающегося 2.Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
II этап. Актуализация знаний | Вопросы по изученному материалу на уроках, окружающего мира биологии и физики: 1. Какое строение имеет клеточная мембрана? 2. Какими свойствами обладает клеточная мембрана? 3. В чем различия растительной и животной клетки? 4. Представьте, что веществам надо проникнуть в клетку. Для этого необходимо преодолеть плазматическую мембрану. Какие известные способы проникновения веществ вы можете вспомнить? | 1. Два слоя фосфолипидов, пронизанных молекулами белков. 2. Барьерная роль, транспорт веществ, рецепторная функция 3. В растительной клетке наличие хлоропластов, вакуолей и клеточной стенки, в состав которой входит целлюлоза. 4. Учащиеся должны знать явления фагоцитоза, пиноцитоза на примере простейших, простую диффузию на примере обмена газов в клетке, облегченную диффузию осмос, активный транспорт. | Предметные: повторение строения клетки, свойств мембраны Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения 3.Умение управлять своей познавательной деятельностью. 4.Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Метапредметные: признавать право другого человека на другие мысли; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. | Коммуникативные УУД: Находить общее решение; аргументировать и отстаивать свое мнение. Познавательные УУД: Строить логические рассуждения, умозаключение Регулятивные УУД: Корректировать свои действия; оценивать свою деятельность. |
III этап. Объяснение нового материала | Плазмолиз – явление отставания цитоплазмы от оболочки клетки. Деплазмолиз – постепенное возвращение цитоплазмы к оболочке клетки. Гипертоническом раствор – Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы оболочки – происходит плазмолиз. Гипотонический раствор – Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет диффундировать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение – произойдет деплазмолиз. Изотонический раствор – концентрация раствора равна концентрации клеточного сока | 1. Работа с текстом (Приложение 1) и просмотр видеофрагментов о процессах в растительных клетках (приложение 3) 2. Беседуют и отвечают на вопросы. | Предметные: Знают: признаки живой природы, строение клетки и основные методы изучения живой природы; Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с дополнительной информацией; ставить цель и планировать свои действия. Личностные: 1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. 2.Знают основные принципы и правила отношения к живой природе. Метапредметные: Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, дополнительных источниках, анализируют и оценивают информацию. | Познавательные УУД. 1. Осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов. 2. Устанавливать причинно следственные связи. 3.Давать определения понятиям. Коммуникативные УУД. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество Регулятивные УУД: Владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений осуществление основного выбора в учебной и познавательной деятельности.
|
IV этап. Практическая работа | Познакомьтесь с алгоритмом выполнения практической работы и выполните ее. Учитель выполняет работу с использованием цифрового микроскопа Digital Blue QX5 | 1. Учащиеся знакомятся с методикой выполнения работы и по алгоритму выполняют ее (Приложение 2) 2. Зарисовывают А) Б) 3. Делают выводы | Предметные: Формирование навыков практической работы; сравнение биологических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Личностные: Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. Метапредметные: Проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал. | Познавательные УУД: Высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы; 1. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. 3.Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое. Личностные УУД: Умение рассуждать, анализировать и делать выводы. Коммуникативные УУД: Готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу и доказательства. |
Vэтап. Закрепление материала | Проблемные вопросы: 1. Как вы думаете, что могло бы произойти с клетками, если их оставить в растворе соли длительное время? 2. Что произойдет с растительной и животной клетками при помещении их в дистиллированную воду? Объясните ответ. 3. Предположите, можно ли использовать раствор соли для уничтожения сорняков на поле? 4. Почему минеральные удобрения предварительно разводят в воде, а не сразу вносят в почву? 5.Предложите использование знаний о плазмолизе и деплазмолизе в практической деятельности людей. | Отвечают на вопросы: 1. Если клетки останутся в соли, то они погибнут от обезвоживания. 2. Концентрация веществ в цитоплазме клеток выше, чем в дистиллированной воде, поэтому вода будет заходить внутрь клетки. Растительная клетка набухнет, так как она имеет плотную оболочку разрыва не произойдет. Животная клетка, из-за этого набухнет, а затем лопнет 3. Для борьбы с сорняками можно использовать крепкий соляной раствор, но при уничтожении сорняков могут погибнуть и близко растущие культурные растения, так, же происходит засоление почвы, и она становиться не плодородной. 4. Удобрения поглощаются растениями только в растворенном виде. В сухом состоянии они не доступны для растений. 5. Для уничтожения сорняков, но с осторожностью. | Предметные: Объяснение роли биологии в практической деятельности человека Личностные: выстраивать собственное целостное мировоззрение; оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни Метапредметные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; | Познавательные УУД: Выявление логических связей между изученным материалом и предложенной проблемой Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Личностные УУД: Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. |
VI этап. Домашнее задание | Выучить понятия плазмолиз и деплазмолиз, гипертонический, изотонический и гипотонический раствор. Решить биологические задачи: 1. Почему при больших кровопотерях человеку переливают физиологический раствор (0,9%-ный раствор NaCl)? а) Что произойдет, если клетки крови поместить: в 0,09%-ный раствор NaCl; б) в 9%-ный раствор NaCl? 2. Почему после острой и соленой пищи хочется пить? Почему употребление острой и соленой пищи приводит к гипертонии? 3. Почему для борьбы с сорняками дорожки посыпают солью? Какие экологические последствия может иметь такой метод борьбы? | Предметные: анализ, обобщение, умение делать выводы Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Метапредметные: Использование информации для причинно-следственных связей и зависимости. | Познавательные УУД: Осознанно фиксируют информацию |
Список использованной литературы
- Готовимся к олимпиаде по биологии: Сборник заданий и ответов для 9-11 классов /Автор – составитель М. М. Бондарук. – М.: АРКТИ, 2008. – 112с.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10–11 классы, – М: Дрофа, 2012
- Ковалева В.В. Разработка урока биологии по формированию познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных уневерсальных учебных действий (УУД) в соответствии с требованиями ФГОС. http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2012/10/30/razrabotka-uroka-biologii-po-formirovaniyu-poznavatelnykh
- Основные концепции содержания образования (из презентации Зотовой Н.К. проректора ОГПУ, д.п.н., профессора «ФГОС второго поколения»). http://www.orenipk.ru/rmo_2012/rmo-pred-2012/2Bio/2bio22.htm
- Осмотические явления в клетке. http://userdocs.ru/matematika/64010/index.html
Приложение 1
Тема: Осмотические явления в клетке
Осмотическими называют явления, происходящие в системе, состоящей из двух растворов, разделенных полупроницаемой мембраной. В растительной клетке роль полупроницаемых пленок выполняют пограничные слои цитоплазмы: плазмалемма и тонопласт.
Плазмалемма – наружная мембрана цитоплазмы, прилегающая к клеточной оболочке. Тонопласт – внутренняя мембрана цитоплазмы, окружающая вакуоль. Вакуоли представляют собой полости в цитоплазме, заполненные клеточным соком – водным раствором углеводов, органических кислот, солей, белков с низким молекулярным весом, пигментов.
Концентрация веществ в клеточном соке и во внешней среде (в почве, водоемах) обычно не одинаковы. Если внутриклеточная концентрация веществ выше, чем во внешней среде, вода из среды будет поступать в клетку, точнее в вакуоль, с большей скоростью, чем в обратном направлении. При увеличении объема клеточного сока, вследствие поступления в клетку воды, увеличивается его давление на цитоплазму, плотно прилегающую к оболочке. При полном насыщении клетки водой она имеет максимальный объем. Состояние внутреннего напряжения клетки, обусловленное высоким содержанием воды и развивающимся давлением содержимого клетки на ее оболочку носит название тургора (рис. 4, А). Тургор обеспечивает сохранение органами формы (например, листьями, неодревесневшими стеблями) и положения в пространстве, а также сопротивление их действию механических факторов. С потерей воды связано уменьшение тургора и увядание.
Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Вследствие выхода воды из клетки объем клеточного сока сокращается, тургор уменьшается. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы от оболочки – происходит плазмолиз.
В ходе плазмолиза форма плазмолизированного протопласта меняется. Вначале протопласт отстает от клеточной стенки лишь в отдельных местах, чаще всего в уголках. Плазмолиз такой формы называют уголковым (рис. 1, Б).
Затем протопласт продолжает отставать от клеточных стенок, сохраняя связь с ними в отдельных местах, поверхность протопласта между этими точками имеет вогнутую форму. На этом этапе плазмолиз называют вогнутым (рис. 1, В).
Постепенно протопласт отрывается от клеточных стенок по всей поверхности и принимает округлую форму. Такой плазмолиз носит название выпуклого (рис. 1, Г).
Если у протопласта связь с клеточной стенкой в отдельных местах сохраняется, то при дальнейшем уменьшении объема в ходе плазмолиза протопласт приобретает неправильную форму. Протопласт остается связанным с оболочкой многочисленными нитями Гехта. Такой плазмолиз носит название судорожного (рис. 1, Д).
Если плазмолизированную клетку поместить в гипотонический раствор, концентрация которого меньше концентрации клеточного сока, вода из окружающего раствора будет поступать внутрь вакуоли. В результате увеличения объема вакуоли повысится давление клеточного сока на цитоплазму, которая начинает приближаться к стенкам клетки, пока не примет первоначальное положение – произойдет деплазмолиз.
Рисунок 1. Плазмолиз растительной клетки:
А – клетка в состоянии тургора; Б – уголковый; В – вогнутый; Г – выпуклый; Д – судорожный. 1 – оболочка, 2 – вакуоль, 3 – цитоплазма, 4 – ядро, 5 – нити Гехта.
Приложение 2
Тема: Осмотические явления в клетке
Ход работы:
1. Приготовить временный микропрепарат эпидермиса сочной чешуи лука в капле воды. Рассмотреть клетки лука, находящиеся в состоянии тургора и зарисовать, обозначив основные компоненты
Алгоритм: Препарат рассмотреть при малом и большом увеличениях микроскопа. Обратить на то, что цитоплазма прижата к клеточным стенкам. Клетки находятся в состоянии полного насыщения водой – состояние тургора.
2. Пронаблюдать явление плазмолиза в клетках лука. Определить формы плазмолиза. Сделать рисунки.
Алгоритм: Сняв препарат со столика микроскопа, вплотную к покровному стеклу нанести на предметное стекло каплю 6-8% раствора соли – более концентрированного, чем раствор веществ, содержащихся в вакуолях. С другой стороны на предметное стекло вплотную к покровному стеклу положить полоску фильтровальной бумаги, которую нужно держать до тех пор, пока раствор соли не войдет под покровное стекло, заменив воду. Через 5-10 минут обратить внимание на отрыв цитоплазмы от оболочки клеток, т.е. плазмолиз. Зарисовать формы плазмолиза. Объяснить явление плазмолиза и его значение в жизни растений.
3. Пронаблюдать явление деплазмолиза в клетках лука, т.е. вернуть в первоначальное состояние плазмолизированную клетку.
Алгоритм: следует заменить раствор соли водой, оттянув раствор фильтровальной бумагой. Отметить возвращение цитоплазмы к оболочке клетки, т.е. в ее нормальное состояние. Деплазмолиз происходит медленнее, чем плазмолиз. Объяснить явление деплазмолиза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации к Главе 1 "Клетка"по программе В,В,Пасечника "Линия жизни" Всего 5 уроков: №3Увеличительные приборы, №4Химический состав клетки,№5Строение клетки, №6Строение клетки кожицы чешуи лука, №7Жизнедеятельность клетки.
Презентации к курсу: Биология "Линия жизни" В.В.Пасечника, к Главе№1 "Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов". Автор Л.В.Грачева, учитель биологии МАОУ "Лицей №36", город Саратов....
Лабораторные работы 6, 8 и 10 классов "Осмотические явления в живых клетках"
Три лабораторные работы для 6, 8 и 10 классов по теме "Осмотические явления в живых клетках"....
Презентация темы "Клетка.Структура клетки.Органоиды клетки."
Тема изучается в 10 классе общеобразовательной школы. Понятия данной темы являются основопологающими. ...
Лабораторная работа «Явление плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуи лука»
Лабораторная работа может быть использована при проведении урока в 10 классе по теме: "Строение клетки (свойства плазматической мембраны)". Данная лабораторная работа наглядно показывает свойства плаз...
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии « Клетка», 10 класс
Методическая разработка раздела учебной программы по биологии« Клетка», 10 класс...
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"
Презентация " Методическая разработка раздела учебной программы по биологии «Клетка» 10 класс"...
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА "Осмотические явления в клетке"
quot;Осмотические явления в клетке"...