Образовательный модуль "Основы гидробиологических исследований"
рабочая программа по биологии (9 класс)

Гидробиологии принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них: создание основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов природных вод, разработка методов прогнозирования состояния водных экосистем в условиях антропогенного воздействия на них, исследование причин эвтрофирования вод и способов его предотвращения, разработка научных основ управления качеством вод, формирования чистой воды в природных водоемах и в сооружениях для водоснабжения, создание научной базы для ведения аквакультуры экономически значимых видов рыб, беспозвоночных и водорослей. Особенно изучение гидробиологии актуально для нашего региона, так как речная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа представлена более чем 50 тыс. реками общей протяжённостью около 291 тыс. км, бо́льшая часть которых относится к малым рекам и ручьям, а так же в округе расположено более 1,05 млн озёр и искусственных водоёмов общей площадью около 39 тыс. кв. км (озёрность 5,07%), в том числе более 350 тыс. озёр площадью более 0,01 кв. км и ряд озёр меньшего размера.

Однако запасы пресной воды, пригодной для питья и бытовых нужд, весьма ограничены. Поэтому в настоящее время охрана водных ресурсов и очистка сточных вод стали наиболее актуальными экологическими проблемами, стоящими перед человечеством.

Гидробиология как наука, позволяет изучить все основные проблемы водных экосистем и даст возможность познакомиться с путями их рещения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.62 КБ

Предварительный просмотр:

МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ГИДРОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»

Гидробиологии принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них: создание основ рациональной эксплуатации биологических ресурсов природных вод, разработка методов прогнозирования состояния водных экосистем в условиях антропогенного воздействия на них, исследование причин эвтрофирования вод и способов его предотвращения, разработка научных основ управления качеством вод, формирования чистой воды в природных водоемах и в сооружениях для водоснабжения, создание научной базы для ведения аквакультуры экономически значимых видов рыб, беспозвоночных и водорослей. Особенно изучение гидробиологии актуально для нашего региона, так как речная сеть Ямало-Ненецкого автономного округа представлена более чем 50 тыс. реками общей протяжённостью около 291 тыс. км, бо́льшая часть которых относится к малым рекам и ручьям, а так же в округе расположено более 1,05 млн озёр и искусственных водоёмов общей площадью около 39 тыс. кв. км (озёрность 5,07%), в том числе более 350 тыс. озёр площадью более 0,01 кв. км и ряд озёр меньшего размера.

Однако запасы пресной воды, пригодной для питья и бытовых нужд, весьма ограничены. Поэтому в настоящее время охрана водных ресурсов и очистка сточных вод стали наиболее актуальными экологическими проблемами, стоящими перед человечеством.

Гидробиология как наука, позволяет изучить все основные проблемы водных экосистем и даст возможность познакомиться с путями их рещения.

Цель модуля - ознакомление обучающихся с основным объектом исследования гидробиологии водными экологическими системами, их структурными и функциональными особенностями.

Задачи:

Предметные:

- формирование у учащихся системы научных знаний в области гидрологии и методов исследований водных объектов;

- изучение условий существования гидробионтов;

- ознакомление с основными закономерностями биологических явлений и процессов, происходящих в гидросфере;

- изучение популяций и биоценозов;

- формирование навыков исследовательского поиска.

Метапредметные:

- формирование навыков научно-исследовательской и проектной деятельности;

- формирование навыков самостоятельной работы;

- формирование навыков работы со словарями и энциклопедиями;

- формирование умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия;

- формирование учебно-познавательной активности, развитие коммуникативных способностей обучающихся.

Личностные:

- формирование активной жизненной позиции;

- формирование потребности в постановке и достижении цели;

- формирование гуманного отношения к животным;

- развитие наблюдательности, настойчивости, любознательности, терпеливости, аккуратности, ответственности

Программа предназначена для учащихся 7 - 9 классов общеобразовательных школ. Режим проведения занятий: 2 часа 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 12 часов. Программа предусматривает теоретическую и практическую подготовку обучающихся для проведение полевых исследований на водных объектах.

Ожидаемые результаты:

- обучающиеся будут знать методики отбора гидробиологических проб и уметь применять их на практике;

- прогнозировать функциональность экобиосистемы на основе замкнутой экосистемы по принципу аквариума;

- знать и уметь применять методику работы с определителем по гидробионтам на практике.

Учебно - тематический план.

Тема

Учебные часы

Содержание

Методическое обеспечение

Техническое обеспечение

Возможности

Перспективы

т

П

В

1.

Вводное занятие. Гидробиология как наука. Методы и разделы гидробиологии.

1

1

Гидробиология как биологическая дисциплина, изучающая жизненные формы и биологические процессы в воде. Этапы развития и становления как науки

Лекция,

Презентация: «Основные этапы развития гидробиологии как науки»

Проектор

2.

Подходы к определению и изучению водного биоценоза.

1

1

Гидробиологические методы оценки качества вод. Качественные характеристики гидробиологических показателей. Оценка сопробности по зоопланктону, по зообентосу, по макрофитам, по водорослям

Лекция, Презентация «Полевые исследования в гидробиологии»

Практикум «Оценка сопробности»

Проектор, лабораторная посуда (чашки Петри, скальпель, пипетки, препаравальные

иглы, предметные и покровные стекла)

Полевое гидро-биологическое оборудование:

Ранцевая полевая лаборатория НКВ-Р, фотоколоример «Экотест-2020-К», Диск Секки, дночерпатель ковшевой, гидробиологическая сеть Джедди, сачок гидробиологический складной.

3.

Водная среда и ее важнейшие факторы

1

1

Гидросфера и значение воды. Физико-химические свойства воды. Круговорот некоторых биогенных элементов

Практикум «Определение физико-химических свойств воды», «Органолептические

свойства воды»

Проектор,

хим оборудование:

реактивы, хим посуда.

4.

Модель замкнутой водной экосистемы на примере аквариума

2

2

Аквариум, как замкнутая экосистема. Как правильно обустроить аквариум. Освещенность, аэрация, фильтрация, температура, правильность посадки гидробионтов.

Презентация «Аквариум, как замкнутая экосистема», лекция. Демонстрация типов аква-систем на примере аквариальной ДЭС

Аквариум с необходимым техническим оборудованием: внешний и внутренний фильтр, компрессор, термообогреватель, светильники, УФ-стерилизатор.

РН- метр, оксиметр,

Набор тестов SERA для воды AQUA-TEST-BOX.

5.

Жизненные формы гидробионтов и методы их изучения

2

2

Разнообразие организмов как следствие разнообразия условий существования в бентали. Морской и пресноводный бентос (общее и различия). Размерная структура бентоса. Целесообразность понятий "микро- мейо- и макробентос".

История изучения планктона. Характеристика планктона, место обитания. Основные группы планктона: фитопланктон, бактериопланктон, зоопланктон. Значение планктона в функционировании экосистем.

Практическое определение представителей гидробионтов с помощью микроскопа и определителя.

Презентация «Жизненные формы гидробионтов»

Микроскопы (цифровой, портативный).  

Проектор, лабораторная посуда (чашки Петри, скальпель, пипетки, препаравальные иглы, предметные и покровные стекла)

6.

Трофическая структура и функциональные характеристики водных сообществ

1

1

Компоненты водных экосистем. Трофические цепи.

Специфика водных экосистем циклического, транзитного и каскадного типов. Продукция в водных экосистемах. Сравнительная продуктивность наземных и морских экосистем. Классификация морских организмов по типу питания

Лекция, презентация «Трофические цепи», практикум «Составление трофических цепей в различных типах водных экосистем»

Проектор,

Раздаточный материал: таблички по составлению трофических цепей в экосистемах

7.

Проблемы частной гидробиологии

1

1

Краткая характеристика условий обитания внутренних вод и их население. Морфометрическая характеристика озер. Генетическая классификация озер

Лекция, Практикум «Дать морфометрическую характеристику озерам»

Проектор, Раздаточный материал с основными характеристиками озер»

8.

Сезонные изменения стратификации и роль в годовой динамике гидробиоценозов

1

1

Динамика годовой стратификации водоемов. Биологическая классификация озер.

Лекция «Сезонные изменения гидробиоценозов». Практика: «Лимнологическое описание озер», «Классификация озер по Дж. Хатчинсону (1957) и М.М. Кожову (1950)».

Проектор, Раздаточный материал по лимнологическому описанию озер

9.

Течения и миграции

1

1

1

Течения,

Приливно-отливные явления, миграции гидробионтов

Лекция, Презентация «Значение морских течений», Практика «Определение миграций северных рыб»

Проектор,

Раздаточный материал по северной миграции рыб

10.

Проблемы прикладной гидробиологии

1

1

Обрастание подводных сооружений. Зарастание водоемов. Качество воды. Проблема сапробности водоемов. Антропогенное эвтрофирование: причины и контроль. Загрязнение бытовыми сточными водами. Загрязнение водной среды углеводородами. Консервативные токсиканты в водных экосистемах. Загрязнение вод металлами. Синтетические органические вещества

Лекция, Презентация «Проблемы загрязнения мировых вод», Практика «Определение качества воды»

Проектор, Хим реактивы по лабораторному практикуму «Определение качества воды»

Список литературы

1. Антимонов Н.А. Исследования малых рек. Гидрометеоиздат, С-Пб.,1950г.

2. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами, Крисмас+ С-Пб., 2009г.

3. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоѐмов. М., 1990г.

4. Мухачев И.С. Озерное рыбоводство. М «Агропромиздат».,1989г.

5. Козлов В.И. Справочник рыбовода. М «Росагропромиздат»., 1991г.

6. Зилов Е.А. Гидробиология и водная экология. Учебное пособие. Иркутск: Иркут. ун-т, 2007г

7. Гольд З.Г, Гольд В.М. Общая гидробиология. Учебно-методическое пособие. Красноярск СФУ 2011г.

8. Леонтьев В.В. Краткий курс лекций по гидробиологии. Учебное пособие для студентов-бакалавров биологических направлений. Елабуга 2015г.

9. Шеховцова Н.В. Экология водных микроорганизмов. Учебное пособие. Ярославль 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Выбор темы исследования - первый шаг к успеху" (статья в научно-образовательном электронном журнале "Академиан", №2, 2011

В работе освещены вопросы, связанные с поиском и выбором направления и темы ученического исследования. Приводятся основные правила, которые необходимо соблюдать, решая эту важную проблему....

Тема исследования: «Образовательное пространство учащихся в труднодоступной, малокомплектной школе в условиях приравненных к арктическим».

Предмет исследования: методы и формы организации образовательного пространства.Проблема исследования: Противоречие между потребностью коренных народов Севера к сохранению культуры и традиционног...

«Исследования и проекты - создание ситуации успеха в образовательной деятельности школьника»

Проектно-исследовательская деятельность учащихся приоб­ретает всё большее значение в современных образовательных технологиях. Это связано, прежде всего, с тенденциями развития российского ...

Методическое исследование "Интегрированный урок как эффективная форма развития познавательной деятельности учащихся начальных классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида"

В настоящее время российские педагоги-дефектологи находятся в постоянном поиске эффективных методов и приемов улучшения познавательной деятельности школьников с нарушениями интеллекта.Одним из эффекти...

Гидробиологические исследования водоемов Прохоровского района

Данный материал рассказывает о водных объектах....

Образовательное событие. Урок-исследование "Говорящая одежда"

Данный урок разработан в рамках сетевого пространства двух школ для учащихся 6 и 8 классов....

Дополнительная образовательная программа "Экологические исследования в природе и городе"

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Экологические исследования в природе и городе" разработана для детей 13-18 лет, увлеченных экологией как наукой. Ребята в ходе о...