Гидробиологические исследования водоемов Прохоровского района
проект по географии (10 класс) на тему

Данный материал рассказывает о водных объектах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystup_rodnik.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Прохоровская гимназия»

Прохоровского района Белгородской области

Исследовательская работа на тему:

«Гидробиологические исследования водоемов Прохоровского района.»

                                   

                                                 

Выполнила:

Обучающаяся 10 «А» класса

МБОУ «Прохоровская гимназия»

Прохоровского района, Белгородской области.

Апанасова Ирина

Руководитель: Немыкина С.Л.

2016

Оглавление.

  1. Введение.
  2. Цели и задаци.
  3. Направления и секции экспедиций.
  4. Исследования водоемов.
  5. Заключение.
  6. Литература.
  7. Приложения.

 Добрый день уважаемые гости и участники  конференции .                                

Введение.

                             

   

     Тема моего выступления «Гидробиологические особенности водоемов»

     Почему   изучение водоемов  сегодня актуальны ? Потому что естественная среда  порождает и развивает у нас личные впечатления, интерес,  мы погружаемся  в научно-исследовательскую деятельность в области гидробиологии , которая становится для нас любимым занятием . Водные объекты становятся для нас предметом исследования.               Слайд 2.

    Нельзя изучать природу сидя на уроках в душных кабинетах.   Поэтому мы  выходя на улицу можем познакомиться с живой и наглядной природой. Принцип простой:  пощупать растения, посмотреть на животных, залезть в реку, походить по лесу, попить родниковой воды почувствовать природу, в конце концов. Этому и посвящены наши экологические экспедиции, полевые практики, которые помогают нам формировать практические  навыки: как  измерить ширину, глубину реки, определить скорость течения, отбирать зоопланктон, как оценивать загрязнения речных вод. Все это кажется сложным, а на практике, оказывается, по силам каждому.    Слайд 3.

В понятие «экологическая экспедиция» мы вкладываем серьёзный смысл: в полевых условиях мы проводим небольшие исследования, которые потом подкрепляем  сведениями из научных источников, делаем выводы,

В  нашей гимназии полевые практики стали традиционными,  они проводятся ежегодно начиная с 2012 года.    Слайд 4.

 

  Целью нашей экспедиции стало изучение водных объектов.

Задачи:

1. Познакомиться с водоемами нашего района.

2. Проведение измерений и описания рек (ширина, глубина, скорость течения, растительный и животный мир)

3. Получение и оформление данных об исследованиях.

Направления работы экспедиций:

1.  Активная, практическая, предметная деятельность в полевых условиях, повышающая  образовательный уровень.

2.   Знакомство с водными объектами района.

3.  Привлечение к природоохранной деятельности.

4.    Проведение пеших  маршрутов, проведение мероприятий в экологически чистых местах района -это способствует укреплению и закаливанию  организма. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивейшими уголками природы создают прекрасный физиологический и психологический фон для учебы в течение года, а также способствуют формированию нашей личности.       Слайд 5.

Экологические экспедиции в гимназии работают по секциям

    Секция географии занимается изучением  почв, составлением  почвенных профилей, съемкой местности, проведение топографических работ, камеральной обработкой материалов.

   Секция биологии занимается изучением биоценозов,  геоботаническими  исследованиями

   Секция гидробиологии  занимается гидробиологическими  исследованиями, работают на водоемах по определению ширины, глубины, скорости течения и расхода  воды.    Слайд 6

  За  2012-2016 год группой гидробиологов было проведено 4 экспедиции:  на реках  Псёл  (вблизи села Прелестное  и на ключах),   Северский Донец, на Грушевском водоеме .

  Николас Спаркс  говорил, что «Наблюдая за водой, Человек может узнать так много».   Слайд 7.

     Каждый из нас хотя бы раз в жизни был на реке.  В Прохоровском районе берут начало реки Северский Донец, Псёл, Липовый Донец и Саженский Донец, Журавка.

   Протекают реки Донецкая Сеймица, Корень, Ольшанка, подпитывающиеся небольшими ручьями.  Слайд 8.

 Cегодня я хотела бы рассказать об исследовании  реки Северский Донец  о  и  о методике исследования, которую мы использовали при ее изучении.  

Название река получила по расположению истоков. В древних записях говорится, что Малый Танаис вытекает из Северского княжества. Отсюда и название Северский Донец.

   Мы использовали следующее оборудование: планшет с компасом и визирной линейкой, трос, поверхностные поплавки, флажки,  термометр водный, диск белый, шкала цветности, секундомер, рулетка, полулитровые бутылки с пробками, шпагат для обвязывания бутылок, нож, фотоаппарат, журналы наблюдений, бумага, резинки, простые карандаши.  Слайд 9.

   При изучении рек мы используем следующую методику исследования.

   Для определения ширины реки мы  используем рулетку. Глубину реки мы измеряем при помощи шнура с делениями и груза на его  конце. Деления идут через 10 см. Промеры производим по линии, перпендикулярной направлению течения, через равные расстояния.    

   Исследования показали, что ширина реки Северский Донец  составляет в ее верховьях 4-5 метров. А ее средняя глубина 60-80 сантиметров.                Слайд 10.

   Для определения скорости течения мы использовали  поплавки и через равные расстояния размечали  4 створа. Поплавки из пенопласта забрасывали поочерёдно, каждый  на разном расстоянии от берега. Сумма скоростей всех поплавков делили на их число, которая и показала величину средней поверхностной скорости воды.

   Мы выяснили, что уклон рек незначительный- это является причиной их медленного и спокойного течения. Сделав расчеты мы узнали среднюю скорость течения 0,3-0,5 (3-5 десятых)  м/с.  Так же определяем площадь сечения реки. Площадь живого сечения мы получим, зная ширину реки и ее среднюю глубину.    Слайд 11.

   Основным источником питания реки  Северский Донец являются талые снеговые воды, поэтому его водный режим характеризуется выраженным весенним половодьем. В верховьях  уровень незначительно становится выше на 0,5-1 метр. Половодье продолжается около 2-х месяцев: со второй половины февраля до апреля. В зимнее время на Северском Донце устанавливается ледяной покров. Он достигает в толщину от 20 до 50 см. Ледостав длится около двух-трех месяцев (в период с середины декабря и вплоть до конца марта). Химический состав воды Северского Донца значительно изменяется во времени в зависимости от преобладающих в их балансе вод различных генетических категорий. В период весеннего половодья в реку  поступают воды, представляющие смесь поверхностно - склоновых и почвенно-поверхностных вод. Взяв пробу воды в этом году мы увидели, что увеличилась доля аммиака на 1%. Как мы выяснили причиной тому является слив жижи в почву, которая по грунтовым водам поступает в реку. Слайд 12.

   Цветность воды в реке определяем, сравнивая исследуемую воду с дистиллированной. Наблюдаемый цвет может разного оттенка: голубоватый, зеленый, серый, желтый и т.п. Это показатель определенного вида загрязнения. А так же измеряем температуру воды.      

   Цветность воды у истока Северского Донца голубоватый, а с протяженностью реки цвет меняется с голубоватого на зеленоватый. Мутность воды нашей  реки слабая.  Температура воды 14-15 градусов. Слайд 13.

Так же мы изучили растительный и животный мир реки.

Исследование растительности и животного мира реки Северский Донец

на протяжении исследуемой части заросли аиром. В периодически затопленных местах растет осока. На левом берегу реки ниже от моста растут ивы. У берега заросли рогозы, кое-где встречается всех ядовитей стрелолист. Некоторые рукава реки почти полностью заросли кувшинками и кубышками, на поверхности воды разрослась ряска.  На островах реки растут клен, груша дикая, яблоня дикая, лоза, крапива, морковь дикая. Река очень обмелела. В некоторых местах ее можно перейти вброд. река заросла водорослями. На затопленных деревьях близко к поверхности растет улотрик-нитчатая водоросль. В некоторых местах на поверхности плавает много тины – нитчатой водоросли спирогиры. Обильные заросли образует харок, встречается кладофора. В заводях можно увидеть осциллерию, что указывает на загрязненность воды. Животный мир реки Северский Донец исследуемого района довольно беден. Редко встречается беззубка, почти совсем исчез рак, который любит чистую воду. По берегам летает очень много стрекоз. Анализ придонного ила показал присутствие одноклеточных амеб и туфелек. Таким образом, анализ растительности и животного мира показал, что река загрязнена.    Слайд 14

Заключение

И в заключение хотелось бы сказать, что полевые исследования, которые проводятся в нашей гимназии, интересны и познавательны.  Изучая природу, мы становимся к ней ближе, так как   занимаемся  гидробиологическим изучением рек, изучением   растений и животных водоема  и степенью антропогенного влияния. При изучении водоемов  развивается настоящая любовь к родной природе, забота об охране и бережном отношении к ее богатствам. В перспективе с помощью лабораторных методов мы сможем определить органолептические и химические показатели воды, учитывая имеющиеся в гимназии  оборудование и реагенты. По результатам полевой практики и последующим лабораторным анализам наша группа оформляет исследовательские  работы.  Слайд 15

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района как основа для рационального управления природопользованием

Антропофункциональное зонирование Прохоровского района выполнено с использованием данных дистанционного зондирования. ...

Демографическая ситуация села Большое Прохоровского района

Проект "Демографическая ситуация села Большое Прохоровского района"...

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...

Экология Прохоровского района

Разработка урока  "Экология Прохоровского района". Учащиеся рассматривают главные проблемы взаимодействия человека с природой своего края: обеспечение пресной водой, утилизация мусора, охрана рас...

Исследование воды в природном водоеме

Исследование воды проводится качественными методами. Измерение рН - с помощью цифровой лаборатории "Архимед"....

Отчет о результатах самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского района Белгородской области за 2014-2015 учебный год

Представлен анализ результатов самообследования МБОУ "Прохоровская гимназия" Прохоровского  района Белгородской области за 2014-2015 учебный год...

Образовательный модуль "Основы гидробиологических исследований"

Гидробиологии принадлежит важная, а в некоторых отношениях и ведущая роль в решении крупнейших междисциплинарных задач глобального значения. Среди них: создание основ рациональной эксплуатации биологи...