Исследование воды в природном водоеме
методическая разработка по теме

Заморенова Евгения Владимировна

Исследование воды проводится качественными методами. Измерение рН - с помощью цифровой лаборатории "Архимед".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование качества воды

Цель работы: освоение методов анализа качества воды в природном водоеме.

Задачи:

образовательные:

  1. формирование у обучающихся представления методах оценки качества воды;
  2. формирование у обучающихся представления о водородном показателе растворов на основе выполнения опытов по определению рН;
  3. формирование у обучающихся представления о таких качествах воды как цветность, мутность, запах, пенистость;

развивающие:

  1. развитие познавательной активности воспитанников;
  2. развитие навыков работы с цифровой лабораторией «Архимед»;
  3. развитие навыков сравнения и анализа полученных результатов;
  4. развитие умения пользоваться таблицами;

воспитательные:

  1. воспитание умения работать в команде;
  2. воспитание экологического сознания;
  3. воспитание ответственности за сохранность окружающей среды.

Оборудование: цифровая лаборатория «Архимед», датчик pH, пробирки, колбы на 0,5л, часы (секундомер), водный термометр, листы темной и белой бумаги, электрический фонарик.

Тип занятия: комбинированное

Форма занятия: групповая

Технология: групповая исследовательская деятельность

Ход занятия

I. Организационный момент. Приветствие. Правила техники безопасности при проведении исследования.

II.  Педагог: Сегодня мы проведем исследования качества воды водоема.  Каждая группа получает карту водоема (места для групп находятся в пределах видимости педагога), на которой отмечено место для проведения исследования и план проведения экспериментов.

Исследование 1:  Цветность 

Цветность – естественное свойство природной воды, обусловленное присутствием гуми-новых веществ и комплексных соединений железа. Цветность воды может определяться свойствами и структурой дна водоема, характером водной растительности, прилегающих к водоему почв, наличием в водосборном бассейне болот и торфяников и др.

Используем качественный метод исследования.

Выполнение анализа

1. Заполните пробирку водой до высоты 10–12 см.

2. Определите цветность воды, рассматривая пробирку сверху на белом фоне при боковом освещении (при недостатке солнечного света можно пробирку подсветить фонариком). Отметьте наиболее подходящий оттенок из приведенных в таблице 1 (либо заполните свободную графу в таблице).

         

 Таблица 1.

Цветность воды

Слабо-желтоватая

Слабо-желтоватая

Светло-желтоватая

Светло-желтоватая

Желтая

Желтая

Интенсивно-желтая

Интенсивно-желтая

Исследование 2:  Мутность

Мутность воды обусловлена содержанием взвешенных в воде мелкодисперсных примесей – нерастворимых или коллоидных частиц различного происхождения.

    Мутность воды обусловливают и некоторые другие характеристики воды – такие, как:
    – наличие осадка, который может отсутствовать, быть незначительным, заметным, большим, очень большим, измеряясь в миллиметрах;
    – взвешенные вещества, или грубодисперсные примеси, – определяются гравиметрически после фильтрования пробы, по привесу высушенного фильтра.

Выполнение анализа

1. Заполните пробирку водой до высоты 10–12 см.

2. Определите мутность воды, рассматривая пробирку сверху на темном фоне при достаточном боковом освещении (при недостатке солнечного света можно пробирку подсветить фонариком). Выберите подходящее из приведенных в таблице 2.

Таблица 2.  Мутность воды

Мутность не заметна (отсутствует)

Слабо опалесцирующая

Опалесцирующая

Слабо мутная

Мутная

Очень мутная

Исследование 3:  Температура

Измерить температуру воды водным термометром, подержав его в воде 2-3 минуты. Температурный режим водоема зависит от сезона года, скорости течения, типа питания.

Исследование 4:  Запах

Запах воды обусловлен наличием в ней летучих пахнущих веществ, которые попадают в воду естественным путем либо со сточными водами. Практически все органические вещества (в особенности жидкие) имеют запах и передают его воде. Обычно запах определяют при нормальной (20°С) и при повышенной (60°С) температуре воды.

    Запах по характеру подразделяют на две группы, описывая его субъективно по своим ощущениям (таблица 3):

  1. естественного происхождения (от живущих и отмерших организмов, от влияния почв, водной растительности и т.п.);
  2. искусственного происхождения. Такие запахи обычно значительно изменяются при обработке воды.

Таблица 3. Характер и интенсивность запаха

Естественного происхождения: 

Искусственного происхождения:

– землистый
– гнилостный
– плесневый
– торфяной
– травянистый и др. 

– нефтепродуктов
   (бензиновый и др.)
– хлорный
– уксусный
– фенольный и др. 

    Интенсивность запаха оцените по 5–балльной шкале, приведенной в таблице 4. 

Таблица 4. Таблица для определения характера и интенсивности запаха

Интенсивность запаха

Характер проявления запаха

Оценка интенсивности запаха

Нет

Запах не ощущается

0

Очень слабая 

Запах сразу не ощущается, но обнаруживается при тщательном исследовании (при нагревании воды)

1

Слабая

Запах замечается, если обратить на это внимание

2

Заметная

Запах легко замечается и вызывает неодобрительный отзыв о качестве воды

3

Отчетливая

Запах обращает на себя внимание и заставляет воздержаться от употребления

4

Очень сильная

Запах настолько сильный, что делает воду непригодной к употреблению

5

Исследование 5:  Определение рН

Кислотность среды измеряется рН- отрицательным десятичным логарифмом концентрации ионов водорода.  Этот показатель может меняться от 1 до 14, от 1 до 7 – среда кислая, от 7 до 14 – среда щелочная (при рН=7 – нейтральная).  Пониженное рН чаще всего бывает в болотных водах и говорит о повышенном содержании гуминовых кислот или других природных кислот.  

Для измерения рН используем цифровую лабораторию «Архимед».

  1. Внимательно подсоедините датчик рН, сверяя вход в Nova.
  2. Включите Nova.
  3. Произведите настройку и измерение.
  1. Запуск MultiLab СЕ

Для запуска программы MultiLab CE выберите команду Пуск → Программы → Наука → MultiLab CE.

3.2 Настройка датчиков.

  • В меню Регистратор выберите команду Настройка.
  • Далее откройте вкладку Датчики, флажок «Автоопределение» удален, поэтому самостоятельно выбираем подключенные датчики в выпадающем меню полей: датчик температуры и датчик рН.
  • Откройте вкладку Частота и выберите частоту опроса: например, 1 замер в секунду. Затем откройте вкладку Замеры и в выпадающем меню выберите количество замеров: например, 500.

3.3 Запись данных.

Для начала записи данных в меню Регистратор выберите команду Пуск.

  1. По окончании измерений, отсоедините датчики и выключите Nova.

Исследование 6: Пенистость 

Пенистостью считается способность воды сохранять искусственно созданную пену. Данный показатель может быть использован для качественной оценки присутствия таких веществ, как детергенты (поверхностно-активные вещества) природного и искусственного происхождения и др.

    Пенистость определяют, в основном, при анализе сточных и загрязненных природных вод. Величина рН воды при этой процедуре должна быть 6,5–8,5 (при необходимости воду нейтрализуют).

 Выполнение анализа  

Колбу заполните на 1/3 водой, взбалтывайте около 30 сек. Проба считается положитель- ной, если пена сохраняется более 1 мин.

III. Обсуждение результатов.

Проводится обсуждение и оформление полученных результатов. Обучающиеся делают вывод о степени загрязненности водоема и возможности его использования жителями микрорайона.

Примечание: обучающимся предлагается обдумать меры по защите водоема от загрязнения, на следующем занятии высказать свои предложения.

Литература:

А.Г. Муравьев. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. Крисмас +, СПб, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по химии "Исследование воды"

Исследование воды с точки зрения биологии и химии с сприменением проблемных и проектных технологий....

Разработка урока по географии" Восточно - Европейская (Русская) равнина. Климат, внутренние воды и природные зоны"

формировать представление и знание особенности природного района - Русской равнины. Изучить природу и ресурсы Русской равнины....

Конспект занятия по предпрофильному курсу "Эксперименты и наука" по теме: "Вода, исследование воды" (5-6 класс).

Учебный материал рассчитан для проведения занятия по естественнонаучному направлению в 5-6 классах.Занятие стороится на выполнении учащимися лабораторных опытов по исследованию физических свойств воды...

Вода- растворитель. Природные и промышленные воздействия воды.

комбинированный интегрированный  с ОБЖ урок химии в 8 классе. Раскрывавет идею  многообразия  проявления свойств  воды: вода как важнейший ресурс  и как источник опасност...

Разработка урока "Климат, внутренние воды и природные зоны Австралии"

Разработка урока по географии для 7 класса, с высокой степенью подготовленности по предмету....

презентация к уроку ОБЖ"Добывание воды в природных условиях"

презентация к уроку ОБЖ " Добывание воды  в природных условиях"...

Вода как природное богатство

Воды много,  однако,  многие миллионы людей в мире испытывают ее  нехватку.  Засуха регулярно поражает некоторые наиболее бедные страны мира....