Вода как природное богатство
классный час (9 класс)

Воды много,  однако,  многие миллионы людей в мире испытывают ее  нехватку.  Засуха регулярно поражает некоторые наиболее бедные страны мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon resursy_vody.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Сапроновская средняя общеобразовательная школа

Учитель технологии

МОБУ Сапроновской СОШ

Пыжовой Н.Т.

Цель: воспитание бережного отношения к воде.

Задачи: 

-расширять знания детей о воде как о природном богатстве;

-развивать речь, наблюдательность, творческие способности,  расширять кругозор;

- воспитывать у детей бережное отношение к воде;

- развивать  познавательную активность и умения самостоятельно работать с информационными ресурсами

Оборудование:

персональный компьютер, мультимедийный проектор

Ход занятия

1. Организационный момент

2. Актуализация.

Учитель: Ребята! Сегодня наш классный час пройдёт в форме устного журнала. Но мы не будем читать журнал, а будем слушать и рассуждать.  К сегодняшнему занятию  мы готовились все вместе: вы собирали информацию; составляли советы, брали интервью у учителя  географии, готовили памятки для своих одноклассников о бережном отношении к  воде, потому что тема нашего  классного часа «Вода  для  жизни». Но прежде, чем приступить к работе,  я хотела бы вам прочитать сказку  Аветика Исаакяна  «Самая нужная вещь»

Жил-был некогда в одной из чудесных стран Востока справедливый и мудрый царь. И было у него 3 сына. Когда царь состарился, он пожелал передать бразды правления тому из сыновей, кто окажется более способным к этому нелегкому делу.

Он сказал, вы видите, что отец стар и не может больше править страной. Кому из вас по силам будет исполнить мою мечту, станет править моим народом.     Видите вместительное хранилище, построенное мною уже давно? Оно пустует. Я мечтал заполнить его чем-нибудь таким, что было бы самым нужным на свете. Но найти эту самую нужную вещь так и не смог. Отыщите её вы и заполните моё хранилище.

Сыновья отправились в путь. Долго ездили они из города в город, из страны в страну,  и в назначенный день предстали перед отцом.

Старший сын: Хлебом заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем хлеб? Кто сможет прожить без него?

Средний сын: Землёй заполню я это огромное хранилище, дорогой отец! Что в мире нужнее, чем земля? Без земли нет и хлеба! Кто может прожить без земли?

    Младший сын это огромное хранилище  заполню только светом и водой. Без света на земле не было бы жизни. А зародилась жизнь в воде.  

Учитель:  Ребята, как вы поняли из прочитанного,  эта история произошла, очень  давно, но уже тогда люди понимали, что вода это самое главное и нужное вещество  на Земле. Вода – важная составляющая жизни на нашей планете. Мы можем обходиться без пищи в течение нескольких недель, а вот без воды не проживем и нескольких дней. Вода покрывает более 70% земной поверхности. Три четверти поверхности Земли заняты морями и океанами и,   если разлить это количество равномерно по всей планете, то образуется слой толщиной почти в три километра. Итак, количество воды огромно, запасы ее очень  велики, но тогда зачем же  нужно  беречь  и охранять воду? (ответы детей)

Учитель:  Да, ребята, воды много,  однако,  многие миллионы людей в мире испытывают ее  нехватку.  Засуха регулярно поражает некоторые наиболее бедные страны мира. Мир должен принять более эффективные меры в этой связи. Нам необходимо повысить эффективность использования водных ресурсов, особенно в сельском хозяйстве. Поэтому в декабре 2003 года Генеральная Ассамблея ООН объявила 2005-2015 годы Международным десятилетием действий «Вода для жизни».  Основной задачей Десятилетия «Вода для жизни» является поощрение усилий в целях выполнения принятых на международном уровне обязательств по вопросам воды и водоснабжения к 2015 году. Эти обязательства предусматривают сокращение наполовину доли населения, не имеющего доступа к безопасной питьевой воде и прекращение экологически неустойчивой эксплуатации водных ресурсов. Также стремление к развитию систем комплексного управления водными ресурсами и разработке планов эффективного водопользования.

Учитель: Поэтому, я думаю, что мы не зря затронули именно эту тему  на классном часе, потому, что  вопрос  о проблеме нехватки питьевой воды очень актуален. Свою работу мы разделили на несколько страниц.  На трибуну мнений в нашем журнале я приглашаю ребят, подготовивших 1 страницу «Информационную»

1 страница: «Информационная»

Ученик: Вода — одно из самых распространенных веществ на Земле. Жизнь зародилась в воде. Для многих видов животных и растений вода продолжает оставаться средой обитания. Значение воды в процессах жизнедеятельности очень велико, ведь в ней протекают различные химические реакции нашего организма. Кровь человека на 90 % состоит из воды, мышцы — на 75 %, кости — на 28 %, стекловидное тело глаза — на 99 %. Вода — обязательный компонент каждой живой клетки. Ни одно живое существо не может обойтись без воды. Обезвоживание организма на 12—15 % приводит к нарушению обмена веществ, а потери до 25 % воды — к гибели организма.

Около 2/3 массы человека составляет вода, в организме медузы до 95% воды, даже в сухих семенах вода составляет 10-12%.

В организмах идет обновление воды. В кактусах, например, полностью обновляется вода в течение 28 лет, у черепахи — 1 год, у верблюда — 3 месяца, у человека — 1 месяц. Без воды человек может прожить 3 дня, в то время как без пищи — 30—50 дней.

        Вода участвует и в растворении  веществ, в образовании крахмала, сахара, жиров, в теплообмене организма. Вода — источник питания для растений, для получения теплоты и энергии, а реки, моря, океаны — средство передвижения водного транспорта и перевозки полезных грузов.

Забота о получении достаточного количества воды, пригодной для питья не оставляет человечество на протяжении всего его существования. Достаточно вспомнить, что первый водопровод в Риме, протяженностью 16,5 км, был построен в 312 году до нашей эры.

«Все есть вода» — утверждал греческий философ и математик Фалес, подчеркивая значение этой, казалось бы,  невзрачной жидкости для всего живого.

Вода занимает 70% поверхности земного шара. Но пресной воды на Земле всего около 2,5%, остальное вода морская.

Учитель: Что  такое пресная вода? (ответы учащихся)

Учитель: Ребята, давайте поработаем в группах:

1 группа.  Перечислите, что даёт человеку вода?

2 группа.  Как человек использует воду в лечебных целях?

3 группа.  Значение воды для растений, животных.

(Учащиеся зачитывают свои ответы)

Следующая группа ребят были журналистами, они взяли интервью у учителя географии о проблеме загрязнения воды. Это страничка вторая нашего журнала «Экологическая».

2 страница: «Экологическая»

Ученик: С чем связано ухудшение качества воды в настоящее время?

-Влияет ли сельское хозяйство на воду в реках и озерах?

- Чем опасна такая вода для животных, растений и человека?

Такие вопросы мы задали учителю географии,  и вот какие ответы получили.

В течение как минимум двух тысячелетий качество воды постоянно ухудшается и достигает таких уровней загрязнения, когда ее использование в разных целях сильно ограничено или она  может быть вредна для человека. Это связано  одновременно с ускорением промышленного роста. Со сточными водами в реки попадают удобрения и пестициды с сельскохозяйственных земель. А также в них попадают воды из канализации и дренажных канав. Некоторые заводы сливают в реки и озера потоки грязной воды. Загрязнение вод рек и озер нитратными удобрениями растет на планете практически каждую неделю. К сожалению, даже в том случае, если запретить использовать нитратные удобрения уже завтра, ситуация будет ухудшаться. Нитраты медленно, уже в течение многих лет, просачиваются через землю в русла рек или озер. Грязные сточные воды и удобрения попадают в озера и водохранилища и вызывают стремительный рост тины — водорослей, которые душат речную фауну и флору.

Проблема,  связанная с нехваткой  пресной воды  заключается не только в её дефиците, но и в том,  что в воду попадает огромное  количество вредных и ядовитых  веществ, что создаёт опасность для здоровья населения, животных

Учитель: Какой вывод мы можем  сделать из данного сообщения? (Ответы учащихся)

 Учитель: Ребята, а у нас в России существуют экологические проблемы водных ресурсов? (Ответы учащихся)

Учитель: Давайте поработаем в группах и назовем основные источники загрязнения  водных ресурсов.

 1.        загрязнение бытовыми  и промышленными сточными водами

2.        бытовой мусор

3.        загрязнение при аварии нефтяных  танкеров

4.        браконьерство

Учитель: следующая страничка нашего устного журнала - «Экономическая».

3 страница - «Экономическая»

Учитель: Если представить  себе, что вода вдруг исчезла. Какие последствия нас ожидают? (ответы учащихся)

Ученик: Если вода исчезнет, то вместе с ней исчезнут реки, озера, моря. Не будет больше идти снег, дождь, исчезнут в небе облака. Без воды погибнут растения, животные и, конечно, люди. Земля превратится в пустыню. А произойдет это, конечно, по вине человека.

С каждым годом население Земли растет, причем в последние годы крайне высокими темпами. Одному человеку для нормальной жизнедеятельности необходимы как минимум 20 литров воды в сутки. При этом водные ресурсы распространены по поверхности планеты крайне неравномерно, в некоторых регионах Восточной Африки,  к примеру, каждому жителю приходится обходиться всего лишь 1 литром воды в день.

По подсчетам ученых, сегодня более 700 миллионов человек на земном шаре живут в условиях ежедневного дефицита чистой питьевой воды. По прогнозам к 2025 году эта цифра вырастет до 3 миллиардов, как за счет роста населения планеты, так и за счет изменения климата и уменьшения водных ресурсов. Именно поэтому экономить воду надо начинать уже сейчас.

При этом экономить в воду в быту можно достаточно простыми способами, при этом добившись очень существенных результатов. Например:

- если временно закрывать кран во время чистки зубов или бритья, то один человек ежесуточно сможет сэкономить от 2 до 4 литров воды. Казалось бы,  немного, но попробуйте умножить эту цифру на население нашей страны (140 млн.), а еще лучше всей планеты. Полученный результат реально впечатляет;

- так же реальный эффект дает временное закрытие крана при чистке овощей, хотя, возможно, многим хозяйкам это и покажется не слишком удобным;

- ну и конечно можно быть более внимательным к текущим кранам и унитазным бачкам, через изношенные прокладки которых ежесуточно убегают тысячи кубометров чистой воды из наших квартир.

Учитель: Итак, ребята, за минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки. Давайте с вами в группах разработаем  правила  экономного использования воды с помощью рисунков.

  1 группа:        Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.

2 группа:    Мойте машины не шлангом, а из ведра.

3 группа:  Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.

        (Дети показывают и озвучивают свои рисунки)

Учитель: Четвертая  – страничка, это Викторина.

4 страница  - Викторина «Всё о воде»

Я вам задаю вопросы, вам необходимо на них  ответить.

- Назовите народные обряды, связанные с водой.

- Какие древесно-кустарниковые растения используют для укрепления берегов водоемов?

- Назовите имя богатыря, который стал самым сильным благодаря воде?

- Какие химические элементы входят в состав воды?

- Какое значение для обитателей водоемов имеет то, что лед легче воды?

- К каким заболеваниям приводит загрязнение воды?

- Назовите живые фильтры водоемов.

- Как называется явление, когда горячая вода вырывается из-под земли фонтаном?

- Какое животное может выпить 250 литров  воды сразу?

- Назовите самое крупное озеро на территории нашей страны с чистейшей пресной водой.

- Бывают ли разноцветные моря? Назовите.

Учитель: И последняя  5 страница нашего устного журнала:  Наши пожелания и советы потомкам.

5 страница -  «Наши пожелания и советы потомкам»

Учитель: Ребята, давайте подумаем,  с какими словами мы обратимся к людям 22 века, чтобы сохранить и приумножить водные ресурсы России и всего мира.

(ответы учащихся)

Итоги  классного часа.

Учитель:  Вот и прочитана последняя страничка нашего журнала. Я думаю, что сегодня вы получили много информации, которая позволит вам рационально использовать воду.  Закончить наш классный час я бы хотела отрывком из стихотворения   Б.Заходера “Течет река”

Течет река... Течет река...

Поит поля и города,

Несет и лодки, и суда,

И рыбы ходят в глубине,

И раки ползают на дне...

Но что такое? Караул!

Нет, нет, никто не утонул,

Нет, нет, как раз наоборот,

На мель садится пароход

Средь бела дня, какой скандал!

Наверно, лоцман маху дал!

Да нет, далёко до буйка,

Тут глубока была река,

Была. Вот именно – была.

Была, да видимо, сплыла.

Ах, реку мы не узнаем...

Река становится ручьем!

Уже и лодки на мели...

Пловцы вдруг посуху пошли.

А рыбы? В горе и тоске

Бедняжки бьются на песке.

Так что же с ней стряслось, с рекой?

Увы, друзья, ответ такой:

Дошкольник Сидоров Иван

Забыл закрыть на кухне кран.

Вы скажете: какой пустяк.

Пустяк. Добро б ручей иссяк,

А то вон из-за пустяка

Пропала целая река!

Учитель: Конечно, это стихотворение – шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В чем суть стихотворения Б. Заходера?  (Ответы учащихся)

Учитель: Я думаю, что все то новое, что вы узнали сегодня, вы расскажете своим друзьям. И, конечно, очень бережно будете относиться к воде. Берегите воду, как и все живое на земле! И пусть сегодняшний классный час заронит в ваши души капельку добра!

Список использованной литературы.

Исмагилов Р. Р. Проблема загрязнения водной среды и пути ее решения // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 127-129.

http://sitewater.ru/pochemu-nuzhno-ekonomit-vodu.html

http://mgv.ucoz.ru/load/metodicheskaja_kopilka/voda_dlja_zhizni/1-1-0-12

http://festival.1september.ru/articles/550054/

http://doc4web.ru/nachalnaya-shkola/klassniy-chas-o-berezhnom-otnoshenii-k-vode.html

Лосев К.С. Вода / К.С. Лосев.- Л.: Гидрометеоиздат,1989.-271с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Энергосбережение, как средство экономии природных богатств нашей Земли"

Работа учащегося, посвященная экологическим проблемам энергосбережения....

Авторская (радикальная) педагогическая разработка «Природные богатства Братска» программа факультативного курса для учащихся 8-9 классов

 Авторская педагогическая разработка факультативного курса «Природные богатства  Братска»  соответствует федеральному компоненту государственного стандарта среднего (полног...

Классный час "Лес - природное богатство"

Собранный материал носит познавательный характер и включает элементы игры....

«Лес – природное богатство»

Мероприятие , посвящённое Дню леса....

Природные богатства

презентация к уроку в 5 классе по учебнику Вербицкой "Forward"...

Вода- растворитель. Природные и промышленные воздействия воды.

комбинированный интегрированный  с ОБЖ урок химии в 8 классе. Раскрывавет идею  многообразия  проявления свойств  воды: вода как важнейший ресурс  и как источник опасност...

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО ГЕОГРАФИИ ПО ТЕМЕ «ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ - ОСНОВА ЭКОНОМИКИ»

Цель урока:ü познакомить с природными богатствами и трудом людей, как с основой экономики.Задачи урока:Образовательные:ü дать понятия: природные богатства, полезные ископаемые, умственный труд, физиче...