урок биологии в 5 классе "Покрытосеменные, или цветковые растения"
план-конспект урока по биологии (5 класс)

Федорова Инна Владимировна

урок биологии в 5 классе  "Покрытосеменные, или цветковые растения", учебник Пасечник В.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fedorova_iv_urok.doc61.5 КБ
Файл fedorova_ivdopolnit._materialy.docx18.45 КБ
Office presentation icon fedorova_iv_prezentatsiya.ppt792 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 5-м классе по теме

"Покрытосеменные, или Цветковые."

Учитель биологии

Федорова Инна Владимировна

 МОУ Урлукская СОШ

Девиз урока: «Поменьше учителя – побольше ученика»

Эпиграф  урока:

     

 «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом?»

А. Эйнштейн

Задачи:

  1. Учебно—познавательная: дать представление о высших растениях и их отличия от низших; о многообразии и внешнем строении цветковых растений; о вегетативных и генеративных органах растений.
  2. Воспитательная:  создать условия, способствующие развитию воспитыванию экологической грамотности; бережного отношения к природе;
  3. Развивающая: создать условияспособствующие развитию познавательной активности обучающихся; развитию речи, внимания, памяти.

Оборудование:

  • таблица
  • карточки, биологическое лото
  • слайдовая презентация.
  • гербарии

Тип урока: урок- игра “Покорение вершины знаний”

Условия игры: урок проводится в форме экспедиции «Покорение вершины знаний», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов- альпинистов, покоряющих вершину знаний.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания.

1.Проверка снаряжения: “Что возьмем с собой в дорогу?” 

(биологическое лото) приложение 1

В импровизированном «рюкзачке» находятся карточки с названиями основных терминов и понятий прошедших тем, которые учащиеся должны  разложить в соответствующие ячейки

Признаки отделов

Признаки

Моховидные

Папорот-никовидные

Голосеменные

Жизненная

форма

1. Только травянистые растения

10. травянистые, редко древовидные

5. древесные формы

Органы

3. Стебель, листья, ризоиды

7. корни, стебель, листья - вайи

2. корень, стебель, игольчатые листья

Размножение

4. спорами

4. Спорами

9. семенами

Оплодотворение

 

8. при участии воды, сперматозоидами

8. при участии  воды,

сперматозоидами

6. без участия воды, спермиями

самопроверка

II. Изучение нового материала

  1. Метеосводка.

На доске прикреплены три облака, на обратной стороне  которых написан текст заданий. Под каждым облаком прикреплена табличка “Пасмурно”. Отвечая правильно на вопросы, учащиеся меняют табличку на “Ясно”. Восхождение разрешается.

Вопросы и задания:

- Чем низшие растения отличаются от высших растений?

- Почему голосеменные растения получили такое  название?

- В чем преимущество семян перед спорами?

Пасмурно – ясно

Погода хорошая, снаряжение упаковано – пора в дорогу.

  1. беседа по слайду:

                                           Голосеменные

«+»                                                                                         «-«

-Оплодотворение без участия                                  -  голые семена

воды                                                                     (расположены открыто)

-ветроопыление                                                          - не защищены  :                          

- семя  - запас питат.                                          подвержены   механическому

веществ,  надежный орган рассе-                     повреждению, иссушению,

ления                                                                    переохлаждению

Вывод – появление семени у голосеменных  растений – не решило многие проблемы растений, значит, в природе должен  появиться новый орган. Какой?

ВИДЕО – «Цветок раскрывается».

?   Какие растения мы сегодня должны изучить?   (НА ДОСКЕ – ЦВЕТКОВЫЕ  РАСТЕНИЯ).

Рассмотреть рисунки  цветов и плодов покрытосеменных  растений – что необычного вы видите в строении плода?  (семя защищено)

ВТРООЕ НАЗВАНИЕ ПЛКРЫТОСЕМЕННЫЕ.

3.  -  Записать тему   урока -   "Покрытосеменные, или Цветковые."

- сформулировать задачи урока.

-  Какие вы можете предложить способы (действия) для получения знаний?

- Подумайте и предложите план изучения темы «Покрытосеменные растения»

План:

1. Повторение

2. определение  покрытосеменные

3  многообразие  покрытосеменных

4   значение покрытосеменных

5. Итог урока, д/з.

Проблемный вопрос –  Почему  покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли  господствующее положение  в растительном мире?

4 . Покорение первой высоты «КАМНЕПАД»

Сообщение «Где встречаются покрытосеменные растения?»

Рассказ учителя  по слайду:

Характеристика покрытосеменных растений:

  •  250 тысяч видов
  • Самая молодая и многочисленная группа растений
  • Встречается на всех континентах и во всех климатических зонах
  • Представлена всеми жизненными формами
  • Имеют цветок – плод – семя
  • Семя защищено околоплодником

5. В учебнике  изучите  стр. 128,  составьте в тетради схему:

                                            жизненные формы покрытосеменных

приведите примеры  для каждой ЖФ

                                                                                  ФИЗМИНУТКА

6. Какие вегетативные органы встречаются у покрытосеменных растений?

ЛИСТ                         Можно ли цветок отнести к вегетативному

СТЕБЕЛЬ                 органу?

КОРЕНЬ                ЦВЕТОК – генеративный  орган, т.к. участвует

                                   в  размножении растений  (запись в тетрадь)

7.  Следующая высота называется «Снежная лавина»

Цветковые растения очень разнообразны по своему строению.

Сообщение  учащегося «Разнообразие цветковых растений»

  1. горох, мокрица – один год

морковь – два года

дуб – более ста лет

? На какие группы можно разделить  предложенные растения по продолжительности жизни?

(ОДНОЛЕТНИЕ, ДВУЛЕТНИЕ, МНОГОЛЕТНИЕ)

III. Закрепление

1) - Что изучили сегодня на уроке?

- Что нового, интересного узнали?

- ВЕРНУТЬСЯ К ПРОБЛЕМЕ УРОКА - Почему  покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли  господствующее положение  в растительном мире?

2) Перед дальнейшим восхождением нам нужно быть внимательными – чтобы не упасть в   « Ледовую трещину» - а для этого необходимо выполнить следующее задание –

НАЙДИТЕ СООТВЕТСВИЕ   между следующими категориями:

Общее – особенное --- единичное

(семенные растения, береза, покрытосеменные растения, одуванчик)

САМОПРОВЕРКА  (слайд)

  1. Работа с гербариями.

Назовите растение по плану:

- название растения

- вегетативные органы

- генеративные органы

- жизненная форма

- многолетние или однолетние

IV. Подведение итогов урока, выставление оценок.

V. Задание на дом

Для всех - §  23, вопросы 1-3 на стр. 131

Творческое задание:

-  загадки о покрытосеменных растениях (книжка-малютка)

- рисунки необычных растений
VI. Рефлексия. Игра «Светофор»

Учащиеся получают комплект, состоящий из трех карточек разных цветов: красного, желтого, зеленого. Поднятием соответствующей карточки и коротким устным объяснением учащиеся могут выразить свое мнение по поводу проведенного урока:

красный цвет – урок очень понравился, особенно …;

желтый цвет – урок понравился, но…;

зеленый цвет – урок не понравился, потому что…



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Биологическое лото

Признаки отделов

Признаки

Моховидные

Папорот-никовидные

Голосеменные

Жизненная

форма

1. Только травянистые растения

10. травянистые, редко древовидные

5. древесные формы

Органы

3. Стебель, листья, ризоиды

7. корни, стебель, листья - вайи

2. корень, стебель, игольчатые листья

Размножение

4. спорами

4. Спорами

9. семенами

Оплодотворение

 

8. при участии воды, сперматозоидами

8. при участии  воды,

сперматозоидами

6. без участия воды, спермиями

1. Только травянистые растения

10. травянистые, редко древовидные

5. древесные формы

3. Стебель, листья, ризоиды

7. корни, стебель, листья - вайи

2. корень, стебель, игольчатые листья

4. спорами

4. Спорами

9. семенами

8. при участии воды, сперматозоидами

8. при участии  воды,

сперматозоидами

6. без участия воды, спермиями

Признаки отделов

Признаки

Моховидные

Папорот-никовидные

Голосеменные

Жизненная

форма

Органы

Размножение

Оплодотворение

 

 

Приложение 2

 Покрытосеменные.

Выберите один правильный ответ:

А1. У цветковых растений, в отличие от голосеменных растений, имеется:

  1. корень                              3. стебель
  2. цветок                               листья

А2. В настоящее время насчитывается покрытосеменных:

  1. 750 видов                    3. 10 000 видов
  2. 2500 видов                  4. 250 000  видов

Выберите три правильных ответа.

В1. Все покрытосеменные имеют:

  1. плод                                   4. шишки
  2. вайи                                   5. семена
  3. цветок                               6. ризоиды

В2. установите соответствие между группой растений и названием растения, которое к ней принадлежит.

Название растения                                          Группа

  1. сосна                                               А. голосеменные
  2. яблоня                                             Б. покрытосеменные
  3. кедр
  4. тополь
  5. ель
  6. береза

1

2

3

4

5

6

Синквейн:

1. одно существительное

2. два прилагательных

3. три глагола

4. фраза

5. ключевое слово

В чем отличие низших растений от высших?

Почему голосеменные растения получили такое название?

В чем преимущество семян перед спорами?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Альберт Эйнштейн «Есть два способа прожить свою жизнь. Первый – так, как будто чудес не бывает. Второй – так, как будто все на свете является чудом».

Слайд 2

Покорение вершины знаний

Слайд 3

Проверка снаряжения: Что возьмем с собой в дорогу?

Слайд 4

Биологическое лото

Слайд 5

Выбрать признаки к каждому отделу растений: Моховидные, Папоротниковидные, Голосеменные 1. Только травянистые растения 2. Имеют корень, стебель, игольчатые листья 3. Имеют стебель, листья, ризоиды 4. Размножение спорами 5. Древесные формы растений 6. Оплодотворение без участия воды спермиями 7. Имеют корни, стебель и листья вайи 8. Оплодотворение при участии воды сперматозоидами 9. Размножение семенами 10. Травянистые и редко древовидные растения

Слайд 6

Призна-ки Мохо-видные Папорот-никовид-ные Голосе-менные Жизнен- ная форма Органы Размно- жение Оплодот- ворение Особенные признаки отделов 1. Только травянистые растения 3. Стебель, листья, ризоиды 4. Спорами 4. Спорами 9. Семенами 8. При участии воды спермато- зоидами 8. При участии воды спермато- зоидами 6. Без участия воды спермиями 10. Травянистые и редко древовидные 5. Древесные формы 7. Корни, стебель и листья вайи 2. Корень, стебель, игольчатые листья

Слайд 7

Самоценка: 1 ошибка – «5» 2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» Более 4 ошибок – «2»

Слайд 8

Метеосводка

Слайд 9

Голосеменные растения «+» «-» Оплодотворение без участия воды Ветроопыление Семя Запас питательных веществ Надежный орган расселения Голые семена (расположены открыто) не защищены: подвержены механическому повреждению, иссушению, переохлаждению

Слайд 10

......, или цветковые растения

Слайд 11

Тема урока: Покрытосеменные, или цветковые растения

Слайд 12

Цели урока: Познакомиться с многообразием покрытосеменных растений, жизненными формами покрытосеменных растений; Закрепить знания о вегетативных органах, познакомиться с генеративными органами растений; Раскрыть значение цветковых растений в природе и жизни человека

Слайд 13

Проблемный вопрос: Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Слайд 14

Первая высота: "Камнепад"

Слайд 15

Характеристика покрытосеменных: 250 тысяч видов Самая молодая и многочисленная группа растений Встречается на всех континентах и во всех климатических зонах Представлена всеми жизненными формами Имеют цветок – плод – семя Семя защищено околоплодником

Слайд 16

Жизненные формы

Слайд 17

Вегетативные органы- ЛИСТ, СТЕБЕЛЬ, КОРЕНЬ

Слайд 18

ЦВЕТОК – генеративный орган, т.к. участвует в размножении растений

Слайд 19

Вторая высота: "Снежная лавина"

Слайд 20

Горох, мокрица – один год Морковь, свекла – два года Дуб, кедр – более ста лет На какие группы можно разделить предложенные растения по продолжительности жизни?

Слайд 21

По продолжительности жизни: Однолетние Двулетние Многолетние

Слайд 22

Проблемный вопрос: Почему покрытосеменные по разнообразию видов и численности заняли господствующее положение в растительном мире?

Слайд 23

Третья высота: "Ледовая трещина"

Слайд 24

Найдите соответствие между категориям «общее-особенное-единичное» и данными понятиями: покрытосеменные растения, одуванчик, семенные растения, береза Общее Особенное Единичное Задание

Слайд 25

Общее Особенное Единичное Береза, одуванчик Семенные растения Покрыто- семенные растения

Слайд 26

Работа с гербариями: Охарактеризуйте растение по плану: Название растения Вегетативные органы Генеративные органы Жизненная форма Многолетнее или однолетнее

Слайд 27

На уроке мне удалось узнать……….. Как я могу использовать полученное знание………. Я научился………….. Работу кого из ребят я отметил больше всех……….

Слайд 28

Домашнее задание: Для всех - § 23, вопросы 1-3 на стр. 131 Сообщение «Значение цветковых растений» Творческое задание: Загадки о покрытосеменных растениях (книжка-малютка) Рисунки необычных растений

Слайд 29

«Светофор» Красный цвет – урок очень понравился, особенно …; Желтый цвет – урок понравился, но…; Зеленый цвет – урок не понравился, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-путешествие по теме "Классификация цветковых растений"

Нетрадиционные уроки активизируют познавательную деятельность учащихся, обычно дети очень активны на ролевых играх, уроках-путешествиях...

урок "Двойное оплодотворение у высших цветковых растений"

Методические матералы содержат план-конспект урока "Двойное оплодотворение у высших цветковых растений" и задания для контроля и коррекции знаний по данной теме....

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин

Урок обобщения на тему: Органы цветковых растений.6 класс.Автор Н.И.Сонин...

Урок по теме «Изучение покрытосеменных (цветковых) растений» 5 класс 2015

Урок деятельностной направленности по формированию УУД  учащихся.  Урок «открытия» нового знания...

план конспект урока по биологии, тема: "Покрытосеменные или цветковые растения"

«Многообразие и организация покрытосеменных (цветковых) растений»...

Обобщающий урок по биологии 6 класс "Органы цветкового растения"

Урок обобщения знаний по биологии растений (Органы цветкового растения)...