Рабочая программа по биологии для 8-х классов
рабочая программа по биологии (8 класс)

Корниенко Татьяна Викторовна

Рабочая программа по биологии для 8-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_dlya_8-h_klassov.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

 «Средняя общеобразовательная школа № 21»

                                              УТВЕРЖДАЮ

И.о.директора  МАОУ «Школа № 21»

                                                                               _____________ Н.Т.Кутуева

                                                                         Приказ № 259 от " 01 " 09  2021 г.

Рабочая программа

по биологии

8а, 8б, 8в, 8к  классов

Срок реализации: 2021 - 2022  учебный год

уровень базовый

Составлена на основе программы курса биологии к учебнику авторского коллектива: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. для 8 класса общеобразовательных организаций. Издательство "Просвещение", 2021г.

                                                                      Составитель:   Корниенко Татьяна Викторовна,

                                    учитель химии и биологии  высшей квалификационной категории

Городской округ Балашиха

Московской области

2021 год

Планируемые результаты изучения предмета

Личностные результаты:

•воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

•знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

•сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

•формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

•формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;

•освоение социальных норм и правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;

•умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

•формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

          •пользоваться  научными знаниями о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;

• первоначальным систематизированным представлениям о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладеет понятийным аппаратом биологии;

•приобретет опыт использования методов биологической науки;  

•проводить несложные биологические эксперименты для изучения живых организмов и объяснять их результаты;

           •овладеет методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;

       Обучающийся получит возможность научиться:

        • осознанно использовать основы  экологической грамотности: способность оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов растений и животных;

•объяснять роль биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;

•формировать представления о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

• приёмом оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Содержание учебного предмета

Тема№1 Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда. Взаимосвязи животных в природе. Классификация животных и основные систематические группы. Влияние человека на животных. Краткая история развития зоологии.

Тема№2 Строение тела животных (2ч)

Клетка. Ткани. Органы и системы.

Тема№3 Подцарство Простейшие, или Одноклеточные животные (4 ч)

Обща характеристика подцарства Простейшие. Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Тип Инфузории. Многообразие простейших. Паразитические простейшие.

Лабораторная работа № 1«Строение и передвижение инфузории-туфельки».

Тема№4 Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Разнообразие кишечнополостных.

Контрольная работа № 1 по теме: «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».

Тема№5 Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые.

Лабораторная работа №2. «Внешнее строение дождевого червя»

Тема№6 Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа Моллюски. Класс Брюхоногие Моллюски. Класс Двустворчатые Моллюски. Класс Головоногие Моллюски.

Лабораторная работа. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Тема№7 Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые. Типы развития насекомых. Общественные насекомые. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Лабораторная работа .№ 4 «Внешнее строение насекомого».

Контрольная работа. № 2 по теме: «Беспозвоночные животные».

Тема№8 Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные – примитивные формы. Подтип Черепные. Надкласс Рыбы, общая характеристика, внешнее и внутреннее строение(на примере костистой). Особенности размножения рыб. Основные систематические группы рыб. Промысловые рыбы. Их использование и охрана.

Лабораторная работа. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Тема№9 Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела Земноводных. Общая характеристика. Строение и деятельность внутренних органов. Годовой цикл жизни и происхождение земноводных. Многообразие и значение земноводных.

Тема№10 Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся. Многообразие пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся, их происхождение. Древние пресмыкающиеся.

Контрольная работа № 3 по теме: «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».

Тема№11 Класс Птицы (8 ч)

Среда обитания и внешнее строение птиц. Опорно-двигательная система птиц. Внутреннее строение птицы. Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц. Многообразие птиц. Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Лабораторная работа. № 7 "Строение скелета птицы"

Тема№12 Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика. Внешнее строение. Внутренне строение млекопитающих. Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. Высшие звери: Насекомоядные и Рукокрылые, Грызуны и Зайцеобразные, Хищные. Ластоногие и Китообразные, Парнокопытные и Непарнокопытные, Хоботные. Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. Значение млекопитающих для человека.

Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".

Контрольная работа № 4 по теме: «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».


Тема№13 Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина. Современный мир живых организмов. Развитие животного мира на Земле. Биосфера.

Итоговая контрольная работа.: «Биология. Животные».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

1

Общие сведения о мире животных

5

2

Строение тела животных.

2

3

Подцарство Простейшие или Одноклеточные животные

4

4

Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные

3

5

Типы: Плоские черви, Круглые черви и Кольчатые черви (5 ч)

5

6

Тип Моллюски

4

7

Тип Членистоногие

7

8

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы

6

9

Класс Земноводные, или Амфибии

4

10

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

5

11

Класс Птицы

8

12

Класс Млекопитающие, или Звери

10

13

Развитие животного мира на Земле

5

ИТОГО

68

Календарно-тематическое планирование

Количество часов: в неделю – 2 ч; в год – 68 часов.

№ урока

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Плановые

сроки прохождения темы

Фактические сроки прохождения темы

8а         8б      8в       8к

Тема 1. Общие сведения о мире животных (5 ч)

Зоология — наука о животных

Иметь представление о многообразии животных мира. Знать основные отличительные признаки животных.

Уметь: характеризовать черты многообразия животного мира; объяснять черты сходства и различия животных и растений.

01.09-03.09

Животные и окружающая среда

Знать основные среды жизни и места обитания животных. Уметь приводить примеры местных животных, обитающих в различных средах жизни

01.09-03.09

Классификация животных и основные систематические группы

Знать основные таксономические единицы животного мира. Уметь распознавать животных различных таксономических групп; объяснять классификацию животного мира и ее значение.

06.09-10.09

Влияние человека на животных. Косвенное и прямое влияние

Знать основные принципы и правила отношения к природе.

06.09-10.09

Краткая история развития зоологии

Обобщение и систематизация знаний по теме «Общие сведения о мире животных»

Знать животных, исчезнувших в результате деятельности человека. Уметь: описывать меры охраны редких животных; давать характеристику роли животных в природных сообществах.

13.09-17.09

Тема 2. Строение тела животных (2ч)

Клетка

Знать: понятие «цитология»; органоиды растительной и животной клеток. Уметь: характеризовать функции органоидов и частей клетки; выявлять черты сходства и различия растительной и животной клеток.

13.09-17.09

Ткани, органы и системы органов

Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение тела животных»

Знать основные ткани животных и их функции. Уметь: характеризовать разнообразие тканей животных и их типы обосновывать функции тканей и взаимосвязь процессов жизнедеятельности»

Знать: понятие «орган». Уметь: называть системы органов и их взаимосвязь; применять знания о свойствах тканей для объяснения жизнедеятельности органов и всего организма

20.09-24.09

Тема 3. Подцарство Простейшие, или Одноклеточные (4 ч)

Общая характеристика подцарства Простейшие..

Знать: строение одноклеточных животных. Уметь: сравнивать одноклеточных животных с одноклеточными растениями; доказывать, что клетка амёбы является самостоятельным организмом.

20.09-24.09

Тип Саркодовые и жгутиконосцы

Знать: общие признаки одноклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности жгутиковых на примере эвглены зелёной; выявлять черты сходства и различия в строении одноклеточных животных и одноклеточных растений.

27.09-01.10

Тип Инфузории

Лабораторная работа №1

«Строение и передвижение инфузории-туфельки»

Знать: общие признаки инфузорий. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности инфузории туфельки. Распознавать инфузории на таблицах, рисунках, микропрепаратах; сравнивать строение амёбы протей, эвглены зелёной, инфузории туфельки.

27.09-01.10

Значение простейших

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Простейшие, или Одноклеточные»

Знать: меры борьбы и профилактики заражения паразитическими одноклеточными животными. Уметь: характеризовать основные типы современных одноклеточных животных; объяснять роль одноклеточных животных в природе и в жизни человека.

11.10-15.10

Тема 4. Подцарство Многоклеточные животные. Тип Кишечнополостные (3 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных. Тип Кишечнополостные. Строение и жизнедеятельность

Знать: характерные черты многоклеточных животных. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных; обосновывать взаимосвязи строения и жизнедеятельности

11.10-15.10

Разнообразие кишечнополостных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Подцарство Многоклеточные, тип Кишечнополостные»

Знать: виды и значение различных клеток в составе тела гидры. Уметь: объяснять процесс регенерации; сравнивать строение гидры и инфузории туфельки.

18.10-22.10

Контрольная работа №1 «Общие сведения о мире животных. Подцарство Простейшие. Тип Кишечнополостные».

Уметь: применять полученные знания при решении тестовых задач.

18.10-22.10

Тема 5. Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 ч)

Тип Плоские черви.

Знать: основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерации.

25.10-29.10

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Знать: основные признаки плоских червей. Уметь: обосновывать значение плоских червей в природе, в жизни и хозяйственной деятельности человека; распознавать представителей типа плоских червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кишечнополостных; описывать процессы размножения и регенерации.

25.10-29.10

Тип Круглые черви.

Знать: основные признаки круглых червей, их приспособленность к жизни в других организмах. Уметь: выявлять особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей и плоских червей; применять знания о строении и жизнедеятельности паразитических круглых червей для борьбы с ними и профилактики заражения.

01.11-05.11

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви

Знать: основные признаки кольчатых червей. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; распознавать и описывать представителей многощетинковых кольчатых червей; выявлять черты сходства и различия в строении плоских червей и кольчатых червей.

01.11-05.11

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Класс Малощетинковые черви

Лабораторная работа №2. «Внешнее строение дождевого червя» 

Знать: приспособления для жизни в почве. Уметь: обосновывать значение малощетинковых кольчатых червей в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека; выявлять черты сходства и различия в строении плоских, круглых и кольчатых червей

08.11-12.11

Тема 6. Тип Моллюски (4 ч)

Общая характеристика типа моллюсков

Знать: отличительные признаки типа Моллюски. Уметь: приводить примеры наиболее распространённых видов моллюсков своей местности; характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности моллюсков в связи со средой их обитания; обосновывать значение моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека..

08.11-12.11

Класс Брюхоногие моллюски

Знать: отличительные признаки класса Брюхоногих моллюсков, представителей. Уметь: характеризовать особенности строения и жизнедеятельности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания; обосновывать значение брюхоногих моллюсков в природе и хозяйственной деятельности человека.

22.11-26.11

Класс Двустворчатые моллюски.

Лабораторная работа. №3 «Внешнее строение раковин моллюсков»

Знать: отличительные признаки двустворчатых моллюсков. Уметь: характеризовать особенности строения и процессы жизнедеятельности; обосновывать значение двустворчатых моллюсков в природе и хозяйственной

деятельности человека.

22.11-26.11

Класс Головоногие моллюски

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Моллюски»

Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности головоногих моллюсков в связи со средой их обитания.

29.11-03.12

Тема 7. Тип Членистоногие (7 ч)

Общая характеристика типа Членистоногие. Класс Ракообразные

Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Ракообразные. Уметь: обосновывать черты приспособленности ракообразных к средам обитания; распознавать животных типа Членистоногие; сравнивать членистоногих с кольчатыми червями.

29.11-03.12

Класс Паукообразные

Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Паукообразные. Уметь: обосновывать черты Приспособленности паукообразных к средам обитания; объяснять значение паукообразных в природе и в жизни человека; называть особенности класса паукообразных

06.12-10.12

Класс Насекомые.

Лабораторная работа .№ 4 «Внешнее строение насекомого».

Знать: особенности строения и процессов жизнедеятельности представителей класса Насекомые. Уметь: обосновывать черты приспособленности насекомых к средам обитания; описывать поведение насекомых; выявлять черты сходства и различия видов насекомых.

06.12-10.12

Типы развития насекомых

Уметь: объяснять взаимосвязь строения и функций систем органов насекомых; сравнивать внутреннее строение насекомых и паукообразных.

13.12-17.12

Общественные насекомые — пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых

Знать: характеристику основных отрядов насекомых. Уметь: характеризовать типы развития насекомых; называть отличительные черты представителей различных отрядов насекомых

13.12-17.12

Насекомые — вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Тип Членистоногие»

Знать: значение общественных насекомых в природе и в жизни человека. особенности насекомых-вредителей; меры борьбы с насекомыми- вредителями и с переносчиками заболеваний человека.

 Уметь: давать характеристику общественным насекомым, их отличительным чертам.

20.12-24.12

Контрольная работа. № 2 

«Беспозвоночные животные».

Уметь: применять полученные

знания при решении тестовых задач

20.12-24.12

Тема 8. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Подтип черепные. Надкласс Рыбы (6 ч)

Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные- примитивные формы..

Знать: общие признаки хордовых животных; особенности строения и жизнедеятельности ланцетника; усложнение строения хордовых в сравнении с беспозвоночными. Уметь: делать выводы о родстве низших хордовых с позвоночными животными.

27.12-30.12

Черепные или позвоночные. Надкласс Рыбы. Общая характеристика, внешнее строение

Лабораторная работа. № 5 «Внешнее строение и особенности передвижения рыбы»

Знать: внешнее строение рыб; особенности строения представителей подтипа Черепные, или Позвоночные; особенности строения представителей надкласса Рыбы в связи с обитанием в водной среде. Уметь: давать систематическую характеристику надкласса Рыбы.

27.12-30.12

Внутреннее строение рыб

Знать: особенности обмена веществ рыб. Уметь: объяснять значение плавательного пузыря;  делать выводы о чертах усложнения организации костных рыб.

10.01-14.01.

2022г

Особенности размножения рыб

Знать: определение термина «нерест»; особенности размножения и развития рыб. Уметь: объяснять миграции рыб; выявлять взаимосвязь между числом отложенных икринок и заботой о потомстве у рыб.

10.01-14.01

Основные систематические группы рыб

Знать: черты приспособленности рыб к разным условиям и определённым местам обитания; черты сходства и различия у представителей различных видов рыб. Уметь: распознавать и описывать рыб водоёмов своей местности; сравнивать различные отряды костистых рыб.

17.01-21.01

Промысловые рыбы. Их использование и охрана

Уметь: обосновывать необходимость охраны рыб и рационального ведения рыбоводства; объяснять значение акклиматизации рыб

17.01-21.01

Тема 9. Класс Земноводные, или Амфибии (4 ч)

Места обитания и строение тела земноводных. Общая характеристика

Знать: общие черты класса Земноводные; особенности внешнего строения земноводных и процессы их жизнедеятельности. Уметь: объяснять приспособления земноводных к жизни на суше; сравнивать скелет земноводных и костистых рыб.

24.01-28.01

Строение и деятельность внутренних органов земноводных

Знать: строение систем органов земноводных; особенности строения земноводных в связи с жизнью и на суше, и в воде. Уметь: выявлять черты сходства и различия земноводных и рыб; характеризовать особенности жизнедеятельности земноводных.

24.01-28.01

Годовой жизненный цикл и происхождение земноводных

Знать: годовые жизненные циклы земноводных, их размножение и развитие. Уметь: делать выводы о происхождении земноводных, сравнивать размножение и развитие рыб и земноводных

31.01-04.02

Разнообразие и значение земноводных

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Земноводные, или Амфибии»

Уметь: применять полученные знания для охраны земноводных; отличать хвостатых земноводных от бесхвостых.

Уметь применять полученные знания при решении практических задач

31.01-04.02

Тема 10. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 ч)

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся. Общая характеристика

Знать: особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни. Уметь: выявлять общие черты представителей класса Рептилии; обосновывать черты сходства и различия прыткой ящерицы и гребенчатого тритона.

07.02-11.02

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся

Уметь: выявлять черты сходства и различия у рептилий и амфибий; делать вывод о чертах усложнения организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными

07.02-11.02

Многообразие  пресмыкающихся

Значение пресмыкающихся, их происхождение

Знать: систематические группы рептилий. Уметь: приводить примеры многообразия пресмыкающихся; характеризовать основные отряды; сравнивать змей и ящериц; характеризовать роль пресмыкающихся в природе.

14.02- 18.02

Древние пресмыкающиеся

Уметь: называть причины вымирания древних пресмыкающихся

14.02- 18.02

Контрольная работа № 3 «Хордовые. Земноводные. Пресмыкающиеся».

Уметь: применять полученные

знания при решении тестовых задач

28.02-04.03

Тема 11. Класс Птицы (8 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее строение птиц

 Лабораторная работа № 6 «Внешнее строение птицы. Строение перьев»

Знать: особенности внешнего строения птиц, указывающие на их родство с пресмыкающимися. Уметь: называть черты приспособленности внешнего строения птиц к полёту.

28.02-04.03

Опорно-двигательная система птиц

Лабораторная работа. № 7 "Строение скелета птицы"

Знать: особенности строения скелета и мускулатуры птиц в связи с полётом. Уметь: находить взаимосвязь строения отделов скелета и их функций; черты сходства и различия скелета и мышц птиц и пресмыкающихся.

07.03-11.03

Внутреннее строение птиц

Уметь: выявлять черты сходства и различия во внутреннем строении и обмене веществ птиц и рептилий; объяснять усложнение поведения птиц по сравнению с рептилиями.

07.03-11.03

Размножение и развитие птиц

Знать: строение яйца и развитие зародыша птицы, виды гнёзд птиц. Уметь: находить черты сходства и различия в размножении и развитии  птиц и пресмыкающихся; сравнивать птиц с разным типом развития птенцов.

14.03-18.03

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц

Уметь: видеть, как сезонные явления влияют на жизнь птиц

14.03-18.03

Разнообразие птиц

Знать: основные систематические и экологические группы птиц.

21.03-25.03

Значение и охрана птиц. Происхождение

Знать: о системах мероприятий по охране птиц. Уметь: описывать домашних птиц; делать выводы о происхождении птиц..

21.03-25.03

Обобщение и систематизация знаний по темам 9–11

Уметь: применять полученные знания

28.03 -01.04

Тема 12. Класс Млекопитающие, или Звери (10 ч)

Общая характеристика класса. Внешнее строение млекопитающих

Знать: общие черты класса Млекопитающие; особенности внешнего строения. Уметь: выявлять черты сходства и различия во внешнем строении пресмыкающихся и млекопитающих; описывать строение кожи.

28.03 -01.04

Внутреннее строение млекопитающих

Лабораторная работа № 8 " Строение скелета млекопитающих".

Знать: особенности внутреннего  строения млекопитающих. Уметь: называть особенности строения пищеварительной, дыхательной, кровеносной и выделительной системы

11.04-15.04

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл

Уметь: характеризовать размножение и развитие млекопитающих, их годовой жизненный цикл, особенности заботы о потомстве

11.04-15.04

Происхождение и разнообразие млекопитающих

Знать: происхождение и многообразие млекопитающих, представителей первозверей и сумчатых. Уметь: обосновывать биологические особенности первозверей и сумчатых.

18.04-22.04

Высшие, или Плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные

Знать: основные отряды Млекопитающих.

Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания.

18.04-22.04

Высшие  звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные

Знать: основные отряды Млекопитающих.

Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания

25.04-29.04

Высшие звери: приматы

Знать: основные отряды Млекопитающих.

Уметь: называть черты приспособленности представителей различных отрядов к средам обитания

25.04-29.04

Экологические группы млекопитающих

Знать: основные экологические группы млекопитающих. Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания.

02.05-06.05

Значение млекопитающих для человека

Обобщение и систематизация знаний по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»

Знать: основные экологические группы млекопитающих. Уметь: характеризовать приспособления млекопитающих к жизни в различных средах обитания.

02.05-06.05

Контрольная работа № 4 «Класс Птицы. Класс Млекопитающие».

Уметь: применять полученные

знания при решении тестовых задач

09.05-13.05

Тема 13. Развитие животного мира на Земле (5 ч)

Доказательства эволюции животного мира. Учение Ч. Дарвина

Знать: факторы эволюции, основные этапы развития животного мира. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими.

09.05-13.05

Развитие животного мира на Земле

Знать: факторы эволюции, основные этапы развития животного мира. Уметь: приводить доказательства родства и усложнения организации высших позвоночных животных по сравнению с низшими.

16.05-20.05

Современный мир живых организмов

Знать: уровни организации живой материи, состав биоценозов, общую характеристику биосферы.

Уметь: определять состав биоценоза; описывать круговорот веществ и превращений в природе

16.05-20.05

Биосфера

Знать: уровни организации живой материи, состав биоценозов, общую характеристику биосферы.

Уметь: определять состав биоценоза; описывать круговорот веществ и превращений в природе, функции живого вещества в природе

23.05 -27.05

Итоговая контрольная работа.: «Биология. Животные».

Уметь: применять полученные

знания при решении тестовых задач

23.05 -27.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

естественно-математического цикла

от __31.08.2021__ № _1_        

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________________Королькова Т.Н. (Оризова Н.А.)

01.09.2021


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...