Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Хайбулина Карина Владимировна

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья опубликована

Хайбулина К.В.  Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии // Биология в школе. – 2021г. – №4. Ознакомиться можно здесь www.schoolpress.ru/products/rubria/index.php?ID=90612&SECTION_ID=20 

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии

Известно, что сегодня государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) и среднего общего образования (ГИА-11) проводится в форме ОГЭ, ЕГЭ и ГВЭ. В России государственная итоговая аттестация  претерпела немало изменений, которую осуществляли в несколько этапов. Каждый год форма аттестации будет совершенствоваться с учетом пожеланий всех участников образовательного процесса, пока не устроит всех имеющих отношение и принимающих участие в этой деятельности.

В результате обучающимся необходимо затрачивать больше времени на самостоятельную деятельность, особенно поиск для решения по преодолению возникающих трудностей и проблем в изучаемом школьном курсе биологии. Для того, чтобы преодолеть испытания в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии необходимо к нему подготовиться. Практика показывает, что реакция на то, что происходит на экзамене, у каждого обучающегося разная. Было выявлено, что существует два основных типа реакции на экзаменационный стресс - это паника, или мобилизация [1] и др.

Наблюдения ученых [3],[5],[8],[7] и др.  учителей, и личный опыт  работы позволяют говорить о том, что многие старшеклассники постоянно находятся в ситуации стресса на протяжении учебного года. Они работают на пределе своих возможностей, часто недосыпают, мало бывают на воздухе, у них снижена двигательная активность, кроме того на них оказывается давление со всех сторон. Исследованиями выявлено, что страх перед экзаменами оказывает негативное влияние на все системы организма человека. Следовательно, проявляет отрицательное влияние  на  здоровье. Кроме того, создается экстремальная ситуация для школьников, что является одним из фактором, в том числе, искажающим экзаменационную оценку [2]. Поэтому взрослым, окружающим  школьников в семье и школе, необходимо их поддержать. Совместная и организованная работа педагогического состава в школе психологов, учителей, классных руководителей, завучей должна быть направлена на подготовку для реализации итоговой аттестации школьников. Одна из самых важных задач ложится на плечи  учителей биологии, им необходимо  своевременно подготовить обучающихся к экзамену.

Хорошая подготовка по школьной программе, к сожалению, не гарантирует успех на итоговом экзамене. К тому же, учителю приходится сталкиваться с проблемой, когда ученики не смогли вовремя определиться с правильным выбором профессии заблаговременно. В результате обучающимся необходимо затрачивать больше времени на самостоятельную деятельность по подготовке в форме к ОГЭ и ЕГЭ, которая не всегда эффективна и приводит к желаемому результату. Учителю, как организатору учебной деятельности, возникшие проблемы можно решить, используя различные методики и технологии.

Таким образом, возникает актуальная на сегодняшний день проблема в подготовке педагогических кадров, обладающих профессиональными компетенциями, способными организовать процесс обучения в соответствии с внедряемым в настоящее время Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и мотивированных на дальнейшие инновации в области образовании. В связи с этим, для совершенствования профессиональных компетенций учителей биологии на кафедре общеобразовательных дисциплин системы ДПО АСОУ проводятся вебинары, семинары и разработана дополнительная профессиональная программа (повышение квалификации)  «Формирование готовности учащихся к итоговой аттестации по биологии» (18ч), «Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии », 36 ч. (автор – Хайбулина К.В., к.пед.н., кафедры естественнонаучных дисциплин).

Следует отметить, что ГИА имеет свои особенности. Для успешной сдачи ОГЭ и ЕГЭ по биологии, необходимо понять саму специфику экзамена. Кроме содержания, изучаемого в школьных УМК, необходимо знать структурные особенности тестов, познакомиться с возможными формулировками вопросов, научиться распределять время на выполнение заданий, понять, за что могут снизить баллы. Здесь следует получить не только практические навыки выполнения тестовых заданий, но и  умение проанализировать допущенные ошибки. С чего же необходимо начать подготовку к ОГЭ или ЕГЭ школьникам?

С решением этой проблемы должен помочь обучающимся учитель биологии. Следует отметить, что в первую очередь здесь важна системность.

Учителю необходимо организовать учебную деятельность определить для учеников дни и часы подготовки к экзаменам. В то время как учащимся следует планировать занятия и следовать составленному плану и расписанию под контролем со стороны учителя биологии. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ по биологии имеет свою программу занятий. Каждое занятие содержит необходимую теоретическую базу для решения того или иного задания, а также предлагаются тестовые варианты из реальных ОГЭ и ЕГЭ, чтобы закрепить тему. Курс подготовки к ОГЭ и ЕГЭ может быть длительным или интенсивным, очным или с применением электронного обучения, используя Интернет.

Если содержание по курсу биология обучающийся знает хорошо и требуется только навык решения заданий ОГЭ и ЕГЭ, то лучше выбрать интенсивный курс. Там   теория по предмету сведена к минимуму. Если же школьник не уверен в своих знаниях по предмету, то лучше пройти полную  подготовку к ОГЭ и ЕГЭ с теоретическим и практическим курсом. Выбор очного варианта  подготовки к ОГЭ или ЕГЭ под руководством учителя биологии,  используя Интернет, позволит успешно подготовиться к испытаниям. Оценить уровень готовности к специфике заданий ОГЭ и ЕГЭ помогут пробное тестирование и демонстрационные версии тестов.

Первое, с чем  необходимо определиться участникам образовательной деятельности, – какой формат занятий будет наиболее оптимальным. Как показывает практика возможна индивидуальная работа с обучающимся и подготовка в группе, что позволяет обсуждать изучаемый материал, делиться полезными ссылками и пр. Выбор типа подготовки полностью зависит от учителя и обучающегося.

Опытный педагог поможет не только в освоении темы, он подскажет, как правильно распределить время на экзамене и подготовит к правильному написанию ответов на неоднозначные вопросы. Биологию в школе изучают на протяжении 7 лет, за этот период прорабатывают большое количество тем.  Чтобы просто ознакомиться с этой информацией, потребуется потратить несколько месяцев, а то и больше на интенсивные занятия, сконцентрироваться на теории, и   выполнению заданий  формата ОГЭ или  ЭГЭ.

Для теоретической подготовки необходимо выбрать хорошие учебные пособия. Есть немало различных УМК авторских коллективов. Каждый учитель для подготовки использует  УМК, которые чаще всего применяет в учебном процессе. Опросы, проводимые  среди учителей биологии Московской области на курсах повышения квалификации, позволяют говорить, что они в качестве основной литературы используют учебники различных УМК вошедшие в федеральный перечень. Ведь именно по школьному курсу составляются вопросы для ОГЭ и ЕГЭ по биологии.

Следует заметить, что используя учебную книгу, обучающимся удобно ориентироваться по оглавлению для того, чтобы изучать одну тему за другой и ничего не упустить. Кроме того, в учебной книге все написано простым и понятным языком. Школьникам даются основы, которые они обязаны знать в рамках примерной программы по биологии, а в других учебных материалах уже можно познать дополнительную информацию по разным темам. Здесь допускается порекомендовать учебник 1) «Биология. Полный курс» в 3-х томах. Ботаника, Анатомия, Зоология от Г. Билича и В. Крыжановского. Они же являются авторами хорошего пособия «Биология для поступающих в вузы». 2) ЕГЭ по Биологии. Практическая подготовка Д. А. Соловков, 3) Репетитор по биологии для старшеклассников и поступающих в вузы Т. А. Шустанова. 4)Биология пособие-репетитор Чебышев Н.В. и др. Том 1 и 2. 5)Биология. Полный курс подготовки Пименов 6) Биология. Для выпускников школ и поступающих в ВУЗы. Мустафин А.Г., Ярыгин В.Н.7)  Модульный триактив курс по биологии. Генетика. Эволюция. Экология. Рохлов В.С. ФИПИ школе.Типовые экзаменационные варианты ОГЭ, ЕГЭ под редакцией Рохлова В.С.  9) Биология. Подготовка к ЕГЭ. Кириленко А.А., Колесников С.И. 10) Екзаменационные варианта ЕГЭ Лернер Г.И. 11) Любые пособия из серии «Биология в таблицах и схемах и др.

Важно отметить, что  школьников необходимо  ознакомить с сайтом ФИПИ и отдельное внимание уделить  демоверсии, спецификатору и кодификатору.
Эти документы важно понять, так как благодаря им обучающиеся  смогут увидеть структуру заданий, требования к ответам и баллы за их выполнение. Это поможет расставить приоритеты при подготовке и выполнении заданий на экзамене».

На экзамене по биологии встречаются задания различного уровня сложности, поэтому важно решить как можно больше задач в процессе подготовки. В процессе решения учащиеся узнают все имеющиеся подводные камни и поймут, как следует решать  сложные задания.

  1. При изучении некоторых тем могут возникнуть трудности с их восприятием и пониманием. Чтобы избежать таких ситуаций, необходимо пользоваться не только печатными учебными пособиями, но и видеоматериалами. В интернете есть много видеоуроков, где опытные репетиторы доступным языком рассказывают о самых сложных темах. Предлагаем вам пример такого видеоурока по биологии «Интернет уроки по биологии»  https://interneturok.ru/subject/biology/class/5   .

«Онлайн биолоджи ру» https://vk.com/onlinebiology 

«Российская электронная школа» https://resh.edu.ru/subject/5/5/  и др.

  1. Следует отметить, что помогает лучше подготовиться и визуализация изучаемого материала собственными силами. Например, писать опорные конспекты, делать таблицы, схемы и рисунки. Все это позволяет хорошо усваивать материал.
  2. Следует проверять свои знания, проходя тестирование с вопросами прошлых лет. Наиболее популярные сайты: Открытый банк заданий ЕГЭ ФИПИ, «Решу ЕГЭ» , Яндекс.Репетитор и др.
  3. Все занятия сопровождаются Интернет-поддержкой. Мультимедиа учебники: Биология. Электронный учебник http://www.ebio.ru/index-4.html ,  Открытая биология. Физикон 2.6. http://www.biology.ru/course/design/index.html , Биология: ЕГЭ, ДВИ, олимпиады https://vk.com/biol_school  и др.

Кроме того, учителю, как организатору учебной деятельности, возникшие проблемы можно решить, используя технологию  превентивного  консультирования, используя для этого достоверные источники информации для обучения. Использование превентивного консультирования создает основу для новых форм образовательного взаимодействия, осуществляемого учителем в обучении биологии. В то время как обучающиеся вырабатывают навык самостоятельной работы и преодолевают затруднения, возникшие в процессе обучения. К тому же это способствует формированию проблемного мышления и рефлексивной деятельности  у школьников. Таким образом, осуществляется не только прямая, но и обратная связь в обучении биологии. Пример заявленного консультирования для изучения темы «Ткани» в 5 классе был рассмотрен ранее [6].

Такое консультирование можно проводить учителю биологии, используя информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие создание консультационной карточки и наполнение ее содержанием, доставку и получение консультационного текста в режиме удаленного доступа для организации взаимосвязи.

Важно отметить, что при превентивном консультировании интернет-технологии используются для взаимодействии консультанта - учителя и консультируемого - ученика. Например, такое консультирование можно проводить, используя школьный портал, педагогический сайт учителя, социальную сеть, создавая сообщество для обучения по биологии в ВКонтакте и Google+ и др.

Возможно использование для подготовки к ЕГЭ Лонгрид лекций. Лонгрид, или Longread переводится как долгое чтение и представляет собой публикацию которая содержит текст, в котором имеется иллюстративный ряд, видео, интерактив  и др. Сейчас лонгриды используются не только для обзора в журналистике. Популярными они становятся,  в том числе и в педагогике. В лонгриде текст может  разделяться на несколько частей аудиозаписью, фрагментом видеоурока, рисунками таблицами, схемами и инфографикой, содержать ссылки на документы, слайдеры изображений. Лонгрид, обладает пролонгированным эффектом, заставляющим постоянно вспоминать информацию. Такие лонгрид лекции можно выдавать школьникам так же, как и текст превентивного консультирования,  применение которого было описано выше.

При очных встречах в  групповой подготовке можно использовать индивидуально-групповую методику [4] .

Для организации учебной деятельности учителю биологии следует использовать средства информационных технологий, которые включают в себя  информационные ресурсы и программно-технические средства обучения биологии.

Для самостоятельной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ школьников учителю можно создать интернет-курсы. В настоящее время электронное обучение можно организовать и с помощью бесплатной платформы: Moodle, Atutor, Ilias, Diskurs и др. Сегодня такие системы популярны среди энтузиастов педагогов eLearning и университетов по всему миру.

Получив регистрационные данные (логин и пароль), обучающиеся смогут в любое удобное время заходить на учебный сервер, где размещены:

  • теоретические материалы к каждому типу заданий;
  • разбор каждого типа заданий;
  • задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов);
  • электронный тренажер;
  • контрольное тестирование;
  • рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.

Важно  отметить, что технология, адаптированная для обучения школьников по биологии, освещается и реализуется на курсах повышения квалификации педагогических работников Московской области АСОУ к.п.н. Хайбулиной К.В. в адаптивном модульном электронном курсе для учителей биологии (АМЕК) «Совершенствование содержания и методики преподавания биологии в системе общего образования» в модуле  «Формирование готовности учащихся к итоговой аттестации по биологии» (18 ч) и в программе дополнительного профессионального образования «Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации по биологии» (36 ч.)

Рассмотрим структурные компоненты модели для подготовки школьников к ОГЭ и ЕГЭ, разработанные автором статьи. Контент модели представлен двумя разделами:

- Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

- Организация учебной деятельности школьников (дистанционная консультационная поддержка педагога).

Раздел 1. Проектирование индивидуального образовательного маршрута.

  • Организационный блок программы, предполагающий знакомство с программой, «дорожной картой», регистрацию в личном кабинете (в среде электронного обучения) и изучение рекомендаций по организации работы, рекомендации по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
  • Раздел 2. Организация учебной деятельности школьников (дистанционная консультационная поддержка педагога). Содержит: теоретический,  практический, коммуникативный блок, блок контроля и тренажа. В которые входят: теоретические материалы к каждому типу заданий, разбор каждого типа заданий, задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов), электронный тренажер, контрольное тестирование.

В состав представленной модели входит организационный,  теоретический,  практический, коммуникативный блок, блок контроля и тренажа.

1. Организационный блок содержит инструкции, методические рекомендации, технические указания, дорожную карту.

2. Теоретический блок содержит программно-методические материалы по биологии: текстовые лекции, консультационные тексты превентивных консультаций, лонгрид лекци, презентации мультимедийных лекций, видеолекции, онлайн или офлайн-вебинары, справочные материалы (глоссарий, библиографические сведения об ученых, литературу). Так в состав заявленных материалов могут входить:  теоретические материалы к каждому типу заданий, разбор каждого типа заданий, задания, которые вызывают наибольшие трудности (по результатам анализа статистических материалов).

3. Практический блок содержит лабораторный интернет-практикум, дидактические материалы.

4. Коммуникативный блок содержит форум и чат. Взаимодействие учителя с обучающимися осуществляется в виртуальной реальности в процессе изучения предлагаемого материала в формате форума в асинхронном /синхронном режиме.

5. Блок контроля и тренажа состоит из тренировочных тестов и контрольного тестирования.

Следует отметить, что в зависимости от уровня развития ИКТ компетенции ,учитель вправе самостоятельно решить какие материалы будут содержаться в вышеотмеченных блоках. Например, наиболее простая модель-1 может состоять из вышеотмеченных блоков, в которой 2. Теоретический блок содержит текстовые лекции, презентации мультимедийных лекций, офлайн-вебинары, справочные материалы (глоссарий, библиографические сведения об ученых, литературу). В 4. Коммуникативном блоке взаимодействие между участниками образовательного процесса на форуме или чате осуществляется в асинхронном режиме.

Модель-2 средней сложности  может состоять из тех же блоков, в которой 2. Теоретический блок содержит кроме текстовых лекций, консультационные тексты превентивных консультаций, презентации мультимедийных лекций, видеолекции, онлайн или офлайн-вебинары, справочные материалы (глоссарий, библиографические сведения об ученых, литературу). В 4. Коммуникативном блоке взаимодействие между участниками образовательного процесса на форуме или чате осуществляется как в синхронном, так и в асинхронном режиме.

Модель -3 повышенного уровня сложности для построения и реализации учителем представлена выше.

Кроме того, учитель может смоделировать курс таким образом, что он будет осуществляться, в том числе, без присутствия учителя. Однако, как показывает практика, завершить прохождение такого курса самостоятельно без участия учителя сложнее. Поэтому руководить подготовкой школьников выбравших сдавать экзамен следует учителю.

В процессе изучения материалов по биологии для подготовки ОГЭ или ЕГЭ в представленных моделях организуется работа на форуме или чате в асинхронном /синхронном режиме. Например, в модели 1 асинхронном, в то время как  в модели -2 и 3 асинхронном /синхронном режиме. Важно отметить, что в моделях можно использовать достоверную информацию, находящуюся в открытом доступе, описанную выше  для наполнения образовательного контента.

Тем не менее, на начальном этапе разработки и внедрения в практическую деятельность это технология трудозатратна и требуют от учителя новых знаний, компетентности и опыта. Впоследствии при реализации ее трудозатратность минимализируется, т.к. можно вносить только коррективы, дополнительную информацию или менять гиперссылки в тексах и др.

Таким образом, использование таких моделей на платформах для обучения создает основу для новых форм образовательного взаимодействия, осуществляемого учителем в обучении биологии, в том числе для подготовки к ГИА. В то время как обучающиеся вырабатывают навык самостоятельной работы и преодолевают затруднения, возникшие в процессе обучения. К тому же это способствует формированию проблемного мышления и рефлексивной деятельности  у школьников. Кроме того, это позволяет систематически и целенаправленно готовиться к итоговой аттестации. Необходимо отметить, что представленная модель может использоваться не только учителями биологии, но и педагогами других предметов. Возможно, создание такой единой модели для подготовки к ГИА по различным предметам на единой платформе для обучения, которая обслуживается специализированным техническим персоналом.

Литература

  1. Волкова С.И., Сироткина Э.Ю. Сердечнососудистые реакции как один из показателей адаптации выпускников в сдаче пробных ЕГЭ // Новые исследования. 2014. 2 (39). С. 35–40.
  2. Костромина С.Н., Писарев А.Е. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха  Статистика и экономика Т.14 №3, 2017 https://cyberleninka.ru/article/n/ekzamenatsionnyy-stress-na-ege-destabilizatsiya-uchaschihsya-ili-faktor-uspeha/viewer
  3. Сафонова В.Р. Шаламова Е.Ю. параметры вариабельности сердечного ритма студенток северного медицинского ВУЗа при экзаменационном стрессе // Экология человека: Северный государственный медицинский университет. 2013. No. 8. C. 11–16.
  4.  Пасечник В.В. Организация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках биологии // Биология в школе. - 2014г.- №10.
  5. Пивоварова Е.А., Городничев Р.М. Влияние единого государственного экзамена на функциональное состояние организма старшеклассников // Физиология человека. 2007. No. 33(4). C. 132–134.
  6.  Хайбулина К.В. Использование превентивного консультирования для обучения биологии в современной школе // Биология в школе. – 2019г.- №8.
  7. Щербатых Ю.В. Экзамен и здоровье студентов // Высшее образование в России. 2000. No. 3. С. 111–115.
  8. Юсупов Ф.М. Влияние процедуры подготовки к ЕГЭ на эмоциональное состояние учащихся // Образование и саморазвитие. 2013. No.4 (38). С.182–187.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по истории"

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная н...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по химии при изучении темы "Гидролиз"

В представленной работе представлен не только теоретический материал по теме "Гидролиз", но и практические задания для отработки изученного материала...

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).

Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...

Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32

Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32...

Использование подкастов ВВС для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование». Из опыта работы

В своей практике я активно использую интернет технологий в процессе обучения. Чаще всего я использую Сервисы Веб 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям с...

Особенности подготовки обучающихся к выполнению заданий 21 – 22 ОГЭ по обществознанию

О подготовке обучающихся к выполнению заданий по тексту КИМов ОГЭ по обществознанию....

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ Задание 21"

В 2022 году изменён формат предъявления условий задания 21 (в 2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов: в текущем году потребуется не только определить среду ...