КОРОТКАЯ ПРОЗА В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 13.3 (ОГЭ), ЗАДАНИЯ 27 (ЕГЭ), НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (АРГУМЕНТАЦИЯ)
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (9, 10, 11 класс)
Опыт работы по подготовке к сочинению 13.3. ОГЭ, заданию 27 ЕГЭ, Итоговому сочинению
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.15 КБ | |
| 45.16 КБ | |
| 16.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическая практика
«КОРОТКАЯ ПРОЗА В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАНИЯ 13.3 (ОГЭ), ЗАДАНИЯ 27 (ЕГЭ), НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (АРГУМЕНТАЦИЯ)»
Байбородова Галина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа имени Александра Невского»
Курского района Курской области.
Стаж работы - 27 лет.
Цель педагогической практики: представить опыт работы по подготовке к сочинению 13.3. ОГЭ, заданию 27 ЕГЭ, Итоговому сочинению.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку - один из обязательных экзаменов, который сдаётся после окончания 9 и 11 классов. Вариант КИМ в обоих случаях содержит задание, связанное с написанием сочинения-рассуждения. Также с этим видом работы обучающиеся 11 класса встречаются при написании Итогового сочинения по литературе.
Последнее задание ОГЭ по русскому языку традиционно предполагает возможность выбора (13.1, 13.2 или 13.3) и представляет собой письменный развёрнутый аргументированный ответ на вопрос на основе текста КИМ. Задание 13.1. имеет лингвистическую направленность, 13.2. направлено на понимание смысла текста, 13.3 предлагает ответить на вопрос по заданной теме и привести 2 примера-аргумента.
Как показывает опыт работы, задание 13.3 выбирает большинство выпускников 9 класса. Формулировка задания выглядит следующим образом:
Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое человечность?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения. Приведите в сочинении 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта (не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра). Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
При первоначальном знакомстве обучающихся с КИМ многие обучающиеся воспринимают необходимость привести в качестве второго аргумента пример из жизненного опыта буквально и пытаются рассказывать (а чаще придумывать) ситуации, которые происходили с ними самими, их друзьями или родственниками. Как правило, такие аргументы выглядят очень наивно и неправдоподобно. Приходится разъяснять ученикам, что в данном задании под жизненным опытом подразумевается не только личный опыт ребёнка, но и исторические факты, информация из СМИ, сюжеты кинофильмов и спектаклей, а в первую очередь, прочитанные художественные произведения. Читательский багаж большинства современных подростков, к сожалению, невелик. Чаще всего они используют для аргументации произведения из школьной программы. «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Судьба человека» М.А. Шолохова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя – фавориты выпускников 9 класса. Безусловно, это замечательные произведения, но многие школьники мыслят шаблонно, и их аргументы в таком случае носят общий характер, не демонстрируют глубины понимания текста.
При написании Итогового сочинения по литературе обращение к художественным произведениям необходимо для получения «зачёта». Часто выпускники обращаются к таким объёмным произведениям, как «Война и мир» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» Ф.И. Достоевского, «Обломов» И.А. Гончарова, «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. Однако это может привести к большому количеству лишней информации в сочинении: обучающиеся начинают пересказывать сюжет вместо аргументации.
Задание 27 ЕГЭ по русскому языку также предполагает возможность обращения к примерам-аргументам из художественной литературы. Формулировка задания выглядит следующим образом:
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий пояснения к двум примерам-иллюстрациям из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Проанализируйте указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опирающийся на жизненный, читательский или историко-культурный опыт.
Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно и разборчиво.
В данном случае не требуется глубокого всестороннего анализа произведения или его эпизода, но и простого упоминания недостаточно.
Для того чтобы уйти от шаблонов, я предлагаю своим ученикам короткие прозаические произведения, не входящие в школьную программу. Стараюсь подбирать такие рассказы, очерки, которые вызовут у ребят эмоциональный отклик, заставят их задуматься и поэтому хорошо запомнятся. Небольшой объем произведений удачен тем, что эти рассказы можно распечатать и раздать школьникам, чтобы текст был перед ними во время работы. Также плюс в том, что короткий рассказ можно прочитать на самом занятии и анализировать его сразу, опираясь на яркий эмоциональный отклик. До 2023 года все прочитанные и проанализированные рассказы я размещала на виртуальной доске Padlet. Она давала возможность сгруппировать произведения в соответствии с их проблематикой. После введения санкций использование доски стало невозможным, поэтому материалы я переместила на Яндекс-диск. В папке «Короткая проза» я выделила подразделы, которые помогают детям ориентироваться и отыскивать нужные произведения, исходя из тематики. Папка регулярно пополняется. Ссылка на неё есть у моих учеников, и в случае необходимости они могут обратиться к нашей маленькой библиотеке.
https://disk.yandex.ru/d/iGberxT2FywkEg
Если рассказ изучается детьми самостоятельно, до занятия, я предлагаю составить кроссенс, отражающий проблему произведения, сочинить синквейн, сформулировать вопросы, которые возникли в ходе чтения или ответить на вопрос, о чём заставил задуматься автор произведения. Результатами этой работы школьники делятся уже непосредственно на занятиях при анализе произведения или в ходе рефлексии.
Как правило, обучающиеся активно включаются в работу по прочитанному произведению, особенно если рассказ вызывает у них яркие эмоции. Хорошо, если изучение произведения связано с конкретными событиями в жизни страны, родного села или города, с памятными датами.
В качестве примера можно привести рассказ Ларисы Захаровой «Сочинение по литературе». Он поднимает очень актуальные в наше время проблемы, не оставляет школьников равнодушными. После его прочтения можно обсудить следующие вопросы:
- Охарактеризуйте Сашу Горина.
- В чём заключается его двуличность?
- Какие отношения у Саши с мамой? Как вы думаете, почему?
- Как Сашина мама относится к своему отцу? Что думает Саша о деде?
- Почему автор называет Сашу «типичным городским школьником»?
- Все ли подростки такие, как Саша Горин? Охарактеризуйте Генку Вихрева.
- Почему Генке было неловко в гостях у Саши?
- Какой была реакция Саши на смерть деда?
- Автор пишет о «непрощаемой вине», о раскаянии, которое испытал Саша сразу после смерти дедушки. Как вы думаете, было ли раскаяние искренним?
- Какую проблему (какие проблемы) поднимает автор рассказа?
- Над чем вы задумались, прочитав рассказ?
Блогер Евгений ЧеширКо» - автор рассказа «Ужин». Произведение современное, поэтому близко и понятно школьникам. Небанальный сюжет легко запоминается. Разобраться в проблематике произведения помогают вопросы:
- Кто является главным героем этого рассказа?
- Какие ценности в жизни были приоритетными для Дмитрия Павловича?
- Кто заставил его по-новому взглянуть на свою жизнь?
- Какую игру предложила Смерть Дмитрию Павловичу?
- Жизнь главного героя, по словам Смерти, измеряется не годами, а чем?
- Что потерял Дмитрий Павлович в погоне за статусом, карьерой, финансовым благополучием?
- Что осознал герой после встречи со Смертью?
Большое впечатление на школьников производит рассказ Ричарда Мэтисона «Кнопка, кнопка». Это глубоко метафоричный рассказ, помочь который помогают вопросы:
- Кто такие Норма и Артур?
- Перед каким выбором их поставил таинственный мистер Стюарт?
- Как отреагировали на странное предложение супруги?
- Почему Артур категорически не хотел воспользоваться предложением мистера Стюарта?
- Почему Норма сомневалась?
- Чья позиция ближе вам? Аргументируйте.
- Как вы думаете, какое чувство будет испытывать Норма после случившегося? Принесут ли ей радость полученные деньги?
- В конце рассказа мистер Стюарт спросил у Нормы: «Неужели вы в самом деле думаете, что знали своего мужа?» Как вы думаете, хорошо ли, на самом деле, супруги знали друг друга? Поясните свой ответ.
- Над какими вопросами нас заставляет задуматься автор рассказа?
Не оставляет школьников равнодушными очерк Татьяны Тэсс «Свет в окне». Это произведение может быть использовано при аргументации нескольких нравственных понятий, поэтому при работе над ним обучающихся можно разделить на три группы. В каждой группе должен быть ассистент учителя (подготовленный ученик или старшеклассник), который будет направлять обсуждение в нужное русло, задавать вопросы, помогать сформулировать выводы. Каждая группа знакомит с результатами своей работы, что позволяет добиться понимания текста, увидеть, какие сюжетные линии можно использовать для аргументации в сочинении ОГЭ.
1 группа (жизненные ценности)
- Почему Андрей и Люда жили с родителями?
- Почему родители Люды не любили зятя?
- Чем Люда была не похожа на своих родителей?
- Как вы думаете, любили ли родители Люды свою дочь? Аргументируйте.
- Найдите в тексте эпизод, когда отец Люды приходит к Андрею после смерти дочери. Зачем он пришёл? Как это его характеризует?
- Одинаковые ли жизненные ценности у родителей Люды и семьи их дочери? В чём они заключаются?
- Чья позиция вам ближе?
- Сформулируйте ответ на вопрос «Как в очерке раскрывается проблема истинных и ложных жизненных ценностей?».
2 группа (бескорыстие, милосердие, доброта)
- Как относились друг к другу Люда и Андрей Петрович?
- Почему рождение дочери не принесло им счастья?
- Найдите в тексте эпизод, когда Андрей Петрович забирает дочь из роддома. Что он чувствовал?
- Почему он не мог рассчитывать на поддержку родителей Люды?
- Кто предложил Андрею Петровичу помощь?
- Что мы знаем о соседке?
- Как вы оцениваете её поступок?
- Опираясь на прочитанный текст, ответьте на вопрос: «Как проявляется бескорыстие (доброта) в очерке?».
3 группа (любовь к родителям)
- Сколько лет было Гульке, когда он осиротел?
- Как складывались его отношения с отцом?
- Что свидетельствует о том, что Андрей Петрович был внимателен к своему сыну, был хорошим отцом?
- Как отнеслись к Вере дети Андрея Петровича?
- Как вы думаете, почему Гулька был настроен против отношений Андрея Петровича с Верой?
- Почему, узнав мнение сына, Андрей Петрович расстался с Верой?
- Что заставило Веру вернуться?
- Сформулируйте ответ на вопрос: « Как в очерке проявляется любовь к родителям?»
Подобная работа позволяет получить практически готовый фрагмент сочинения.
Для того чтобы обобщить работу и подготовить своеобразный банк аргументов на основе прочитанных произведений, совместно с обучающимися составляются таблицы, которые позволяют в процессе подготовки вспомнить основные сведения о произведении (автор, жанр, имена героев). Формулировки в таблице для 9 класса составляются обучающимися в группах или индивидуально, обсуждаются, корректируются в случае необходимости (см. Приложение 1 и 2).
Использование коротких прозаических произведений не только помогает при подготовке к написанию сочинения-рассуждения, но и расширяет читательский кругозор обучающихся, открывает для них новых авторов.
Предварительный просмотр:
Дружба | По-моему мнению, друг – это тот, кто понимает тебя, как самого себя. Кто знает все твои недостатки, но не обращает на них никакого внимания. Такой дружбе не страшны ни расстояния, ни разница в возрасте, ни наличие различных интересов, потому что такая дружба – настоящая. | Витя и Санька, герои рассказа «Фотография, на которой меня нет» В.Астафьева, – настоящие друзья. Они, как и все школьники, с нетерпением ожидали приезда фотографа. Накануне важного для них события – фотосъёмки – Витя тяжело заболел и не смог пойти в школу. Санька остался с товарищем и тоже не попал на общую фотографию. Так он поддержал своего друга |
Любовь | Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги. | Ради любимой герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринев готов на дуэль со Швабриным. Чтобы вызволить Машу из плена, Гринёв бросается в логово пугачёвцев. И робкая Маша ради Петра отправляется в Петербург к императрице просить о милости для своего жениха. |
Материнская любовь | Я считаю, что любовь матери --- это то, на чём держится весь мир. Без неё не существовало бы нас самих, люди стали бы злыми, недружелюбными, были бы одинокими. Если человек поступает плохо по отношению к матери, то в дальнейшем он осознает, что поступал плохо, и станет корить себя. | Героиня рассказа К.Г. Паустовского «Телеграмма» ждет свою дочь, надеется на встречу с ней, хотя та вся в работе и не может выбрать ни минутки, чтобы навестить мать. А Катерина Петровна оправдывает её отсутствие и безропотно и терпеливо ждет. В этом и заключается настоящая материнская любовь – принимать своего ребенка, прощать промахи, недостатки. |
Счастье | Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. Для взрослых – стабильность, любовь или даже что-то материальное. | Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда приобретает новую шинель. Это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье. |
Внутренний мир человека | Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. | В рассказе А.П.Платонова «Никита» повествуется о богатом внутреннем мире героя. У мальчика развито воображение. Но, пока он один, образы, создаваемы им, враждебные. Но с появлением отца, мир перестал казаться злым , мальчик обрёл покой. |
Сострадание Человечность | Люди нуждаются в любви, сочувствии и доброте. Доброжелательное, заботливое отношение к другому человеку, способность прощать и помогать очень важно именно сейчас, когда вокруг так много жестокости и равнодушия. | Одинокий солдат Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека», потерявший всю свою семью, берёт в сыновья сироту Ванюшу, признавшись ему, что он-то и есть его настоящий отец. Перенеся утрату близких, бывалый фронтовик не очерствел душой. Он всем своим изболевшим сердцем чувствует чужое горе и не покоряется судьбе. |
Бездушие Эгоизм Бесчеловечность | Бездушный человек способен на ужасные поступки, он безразлично относится к чувствам других людей, заботится только о своём благополучии и абсолютно равнодушен к нуждам и проблемам окружающих, иногда даже близких людей. | О бездушии и рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Катерина Петровна последние годы жизни провела в одиночестве и умерла, так и не дождавшись внимания и сердечности от родной дочери Насти, которая жила в Ленинграде и редко вспоминала о своей матери. |
Доброта | Если человек способен к сопереживанию, обладает желанием прийти на помощь другому, готов бескорыстно служить людям, мы говорим о нем, что это добрый человек. | В рассказе А.П. Платонова « Юшка» добро прорастает и дает свои плоды. Юшка готов помочь чужим несчастьям и нуждам. Он бескорыстно помогал сироте, отказывая себе во всём . Для Юшки жить – это значит быть добрым и любить людей . |
Неуверенность в себе | Мне кажется, неуверенность в себе мешает человеку чувствовать свою самодостаточность и отстаивать своё мнение, поэтому ему приходится принимать решения, полагаясь на советы других людей, не принимая в учёт собственную точку зрения | Преодолевает свою неуверенность и героиня повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Маша Миронова. В начале произведения перед нами очень робкая, пугливая девушка. Она краснеет во время разговора и падает в обморок при пушечном выстреле. Но перенесённые испытания закаляют характер Маши. В конце повести она смело и решительно борется за спасение своего возлюбленного. |
Предательство | Предательство – это измена в ответ на доверие. Лев Толстой очень образно отметил: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается» | Герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов убил предателя, солдата, который собирался выдать фашистам своего командира. Соколов тяжело переживает это событие, но понимает, что тем самым он спас жизнь достойному человеку, а предатель – хуже врага. |
Взаимовыручка | Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо. | В рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Но, несмотря на пассивность товарища, на то, что он плохо переносит боль, усталость, бездействует, Жилин не бросает его. |
Сила духа | Порой душевные силы необходимы человеку как воздух, для того чтобы просто жить. У каждого свой источник душевных сил. Для одного это общение с природой, а для другого - память о родном человеке. | Остап, герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», во время казни не проронил ни крика, ни стона. Он не выдал своих товарищей. Автор подчеркивает силу духа, с которой Остап переносил ужасные пытки. |
Нравственный выбор | В настоящее время, как и всегда, нравственный выбор может показать настоящую сущность человека, потому что выбор между добром и злом – самый главный выбор человека. | В романе А.С.Пушкина „Евгений Онегин” нравственный выбор встаёт перед главным героем: отказаться от дуэли с Ленским или не отказаться. С одной стороны, было мнение общества, которое осудит за отказ, а с другой - Ленский, друг, смерть которого не была нужна. Евгений сделал, на мой взгляд, неправильный выбор: жизнь человека дороже общественного мнения. |
Жизненные ценности | Каждый из нас начинает выбирать для себя ценности еще ребенком и продолжает это делать на протяжении всей жизни: приоритеты в выборе жизненный ценностей со временем меняются. | Герой рассказа Евгения Чеширко «Ужин" ни в чем не нуждается. У Дмитрия Павловича налаженный бизнес, выгодные контракты. Но встреча со Смертью заставляет его вспомнить о других жизненных ценностях: семье, дружбе. Дмитрий Павлович понимает, что счастье не в деньгах, а в улыбке жены, в совместных прогулках с дочерью, во встречах со старыми друзьями. |
Настоящее искусство | Настоящее искусство волнует душу, даёт ощущение счастья. Оно способно отвлечь человека от повседневности, перенести в мир мечты и фантазии, вселить веру в чудеса. | О воздействии искусства на человека поведал в своём рассказе "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский. Когда Дагни услышала музыку великого композитора, она открыла для себя новый, потрясающе яркий, красочный, вдохновляющий мир. Чувства и эмоции, которые были незнакомы ей ранее, всколыхнули всю душу и открыли её глазам еще неизведанную красоту. |
Настоящий учитель | Учитель играет важную роль в воспитании и становлении ребенка. Даже став взрослым, дети ощущают на себе взгляд Учителя, словно он хочет убедиться, идут ли его ученики в правильном направлении. | Учительница Лидия Михайловна в рассказе В.Распутина «Уроки французского» преподала герою уроки доброты и сочувствия, которые будущий писатель взял в свою взрослую жизнь. Вспоминая о своей любимой учительнице, Распутин пишет о том, что добро всегда бескорыстно, оно не требует награды, не ищет прямой отдачи. Оно бескорыстно, а потому бесценно. |
Красота | Красотой могут восхищать самые обыденные вещи, которые нас окружают и с которыми мы сталкиваемся ежедневно. Нужно только уметь замечать такую красоту, ведь она может быть не только вешней, но и внутренней. | Герой рассказа А.П. Платонова « Юшка» внешне непривлекателен. Но у него большая душа. Юшка трепетно любит всё живое. Он не стремится к накопительству, материальным благам. Красоту души Юшки, к сожалению, не смогли разглядеть его односельчане. |
Талант | По-настоящему талантливые люди должны иметь сильный характер и суметь не растерять свой дар. Действительно, такие люди добиваются наивысших успехов и перед ними открываются все горизонты для проявления своих способностей. | Героиня рассказа А. Драбкиной «Девочка, которая хотела танцевать» - талантливый человек. С самого детства Зойка хотела танцевать. Её считали неуклюжей, не принимали в танцевальный кружок, но талант и целеустремленность девочки помогли ей преодолеть все препятствия и стать знаменитой артисткой. |
Благодарность | Благодарность - одно из самых приятных чувств, которое возникает в ответ на благородные и добрые действия. | Героиня рассказа А.Платонова «Юшка» учится на врача, чтобы вылечить своего приемного отца. Выучившись, девушка приезжает в деревню, где жил ее отец, и, не застав Юшку в живых, остается там и лечит людей бесплатно в знак благодарности своему отцу. |
Человек с большой буквы | Любить жизнь, несмотря на все её трудности, очень нелегко, но некоторым людям с глубокой душой это удаётся. | Андрей Соколов, герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» во время Великой Отечественной войны преодолевает неимоверные испытания, проходит через ранение, плен. Узнав о гибели жены и дочерей, живёт только ради старшего сына. Но когда и Анатолий погибает в последние дни войны, не сломился, взял под свою опеку мальчика-сироту. |
Справедливость | Главный принцип справедливого человека - быть беспристрастным, не оставлять места для зависти и споров. | Пугачева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина сложно назвать высоконравственным человеком, но он не был лишен чувства справедливости. Когда он узнал, что Швабрин принуждал Марью к браку шантажом, он отпустил несчастную героиню и ее жениха, понимая, что и так сделал много зла этой невинной девушке. Этот поступок — проявление справедливости по отношению к Марье. |
Ответственность | Ничего существенного в жизни нельзя добиться, если безответственно относиться ко всему важному: к делу, к слову, ко времени. Ответственный человек выполняет обещания, никогда не опаздывает, принимает решения не только за себя, но и за других. | Ярким примером того, как пустые слова и безответственные поступки могут причинить боль, является произведение Н. И. Карамзина «Бедная Лиза». Играя с чувствами молодой девушки, Эраст обманул и предал ее. Оставшись наедине со своим горем, Лиза совершает самоубийство. Потом ее возлюбленный мучился всю жизнь, что доказывает необходимость ответственности. |
Беспечность | Именно из-за беспечности гибнут люди, сгорают дома. Беспечностью страдают безответственные и невнимательные люди, которые не обучены удерживать своё внимание на том, что они делают и не привыкли осознанно контролировать происходящее. | Герой романа Марка Твена Том Сойер зачастую не задумывается о последствиях своих приключений и шалостей. Так, решив податься в пираты, он с Гекком надолго покидает дом. Встревоженные родственники решили, что он погиб, и даже эта ситуация кажется Тому забавной. Это ли не беспечность - не размышлять о чувствах своих близких? |
Совесть | Совесть помогает осознать свою вину, удерживает от дурного поступка. Несомненно, совесть должна быть у каждого человека. | Когда Петр Гринев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», проиграл случайному знакомому Зурину крупную сумму денег в бильярд, он потребовал деньги у Савельича. Разумеется, старый слуга упрекнул воспитанника за расточительство, на что Петр грубо унизил Савельича. Однако вскоре героя начала мучить совесть: он не имел права так обращаться с тем, кто всю жизнь посвятил ему. В итоге юноша извинился перед слугой . |
Путь жизни | Найти верную дорогу - это значит найти путь к себе. Но часто в жизни бывает так, что сбиваемся с верного пути, уклоняемся от своего предназначения, выбрав ложную цель. | В повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка" главный герой Пётр Гринёв, идя по своей жизненной дороге, следует завету отца: "Береги честь смолоду". Он всегда поступает по совести и в момент захвата Белогорской крепости пугачёвцами готов погибнуть, но остаться верным офицерской чести и военной присяге. |
Верность Преданность | Я считаю, что верность бывает не только в отношениях между людьми. Это чувство может проявляться к Родине, обязанностям, долгу. Но верность также является частью отношений между возлюбленными, друзьями, родственниками. Очень важно оставаться верным родным людям, не предавать их ни при каких обстоятельствах. | Несмотря на шантаж и угрозы Алексея Швабрина, героиня повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина Марья Миронова преданно ждала и любила Петра Гринева. Пока мучитель держал ее на хлебе и воде, запугивал и заставлял принять его предложение, героиня стойко переносила лишения и сохраняла верность своему избраннику. Таков идеал пушкинской женщины — преданной, сильной и любящей. |
Драгоценные книги | Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь. | В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» героиня увлекалась зарубежной литературой. В частности, она читала книги французских авторов — Ричардсона и Руссо. Именно любовные романы, повествующие о вечных ценностях, научили читательницу глубоко чувствовать и преданно любить. Их ценность заключалась в том, что они развили натуру Татьяны и помогли ей верно расставить приоритеты во взрослой жизни. |
Детство | В это время человек начинает познавать мир, его многообразие. В этом ему помогают родители. От них зависит не только обучение маленького человека жизненным премудростям, они также обязаны вложить в него душевные ценности, такие как сострадание, милосердие, справедливость, честность, чтобы воспитать достойного человека. | Не всегда детство бывает безоблачным. Так для героя автобиографической повести М.Горького «Детство» переезд в дом деда стал серьёзным испытанием. Из семьи, в которой царили любовь, взаимопонимание, он оказался в обществе родных людей, постоянно скандалящих, строящих друг другу козни. Тем не менее, Алёша не озлобился, а сохранил любовь к жизни, искренность, любознательность. |
Самовоспитание | Для того чтобы достичь заветной цели, чаще всего необходимо серьёзно поработать над собой. Путь самовоспитания очень сложен, но только он ведёт к исполнению мечты. | Александр Чацкий, герой комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», не только получил хорошее образование, но и развивался сам (читал книги, путешествовал). Это позволило ему впитать современные идеи Просвещения и быть носителем новых веяний. Он — единственный человек будущего из всех героев пьесы. |
Сильный человек. | Такой человек может победить собственные пороки: лень, страх, зависть, ненависть, отчаяние. Он способен помогать другим, поддерживать их в трудных ситуациях. Им руководит терпение и понимание. Такой человек тактичен, сдержан, он не обижается по пустякам и не боится чужого мнения. | Безусловно, Андрей Соколов, герой рассказа М.Шолохова «Судьба человека» - сильный человек. Тяжёлые испытания выпали на его долю. Пережив плен, потеряв семью, Соколов не пал духом. Он не только продолжил жить дальше, но и приютил осиротевшего мальчика Ванюшку, став для него приёмным отцом. |
Война | Что мы представляем, когда слышим это слово? Прежде всего, это страдания, страх, боль, потери близких людей. Я думаю, что в наше время не найдется такой семьи, которую бы так или иначе не затронули ужасы войны. | Героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» война лишила всего, что у него было. Во время бомбёжки погибла жена и дочери Андрея Соколова. 9 мая 1945 погиб сын. Сам Соколов прошёл через ужасы немецкого плена. Сколько он видел смертей, предательства, боли! Но смог остаться человеком. |
Дисциплина | Дисциплина является необходимым условием нормального существования общества; благодаря ей поведение людей принимает упорядоченный характер. | Дисциплина - обязательное условие для того, чтобы человек развивался и самосовершенствовался. Очень важно уметь планировать свое время и придерживаться этого плана. Дисциплинированный человек управляет своей жизнью и ответственно относится к своим обязанностям, не подводит товарищей. |
Мужество Смелость Бесстрашие | Мужество необходимо и в мирное время для преодоления жизненных трудностей. Это умение находить выход, преодолевать сложности, оставаться человеком. Это его нравственная жизненная стойкость. | Н. В. Гоголь в повести «Тарас Бульба» создает образы казаков, бесстрашных, готовых отдать жизнь за Сечь, за казачество. Такими являются и сыновья Тараса. Остап, старший сын, до последнего стоял за честь родной земли и принял смерть без страха и упрека. Андрий же проявил смелость не только на поле боя, но и при суровой встрече с отцом. |
Героизм | Во все времена люди помнят имена своих героев, потому что их подвиги восхищают, рождают в душах лучшие чувства. | Огромное количество примеров героизма связано с Великой Отечественной войной. Девушки-зенитчицы в повести Б. Васильева «А зори здесь тихие» вступили в неравную схватку с фашистскими диверсантами, не думая о себе. Это проявление подлинного героизма. |
Талант | Надо развивать те способности, которые человеку даны Богом в подарок. Только работая над собой, только развиваясь, человек способности превращает в талант! | В повести Николая Семеновича Лескова "Левша" рассказывается про тульского мастера - Левшу, который участвует в создании маленькой механической блохи. Можно с уверенностью сказать, что Левша имел большой талант, потому что он сделал практически невозможное – выковал гвоздики, которыми подковы крепились к ножкам стальной блохи. |
Призвание
| Если человек стремится исполнить свое назначение, чувствует душевную потребность заниматься любимым делом, несмотря на сложности, то, на мой взгляд, это его призвание. | нам известно немало людей, нашедших призвание в своей профессии, одна из них – это доктор Лиза. Она работала врачом-добровольцем в Московском хосписе, вместе с активистами фонда помогала медикаментами и продуктами питания пострадавшим в Донбассе и Луганске, эвакуировала больных и раненых, многих детей с родителями сопровождала на лечение в российские медицинские учреждения. Доктор Лиза погибла в авиакатастрофе во время очередного полёта в Сирию. |
Гордость | Гордость может быть абсолютно разной и противоречивой. Гордость может вызывать положительные чувства, когда, например, кто-то гордится тобой, и не очень, когда она превращается в гордыню. | В рассказе «Старуха Изергиль» М. Горького можно увидеть различие между гордостью и гордыней на примере главных героев – Ларры и Данко. Первый считает себя превыше и лучше всех, Данко же - полное противопоставление, он готов пожертвовать собой, ради того, чтобы другие были счастливы. |
Природа | Каждый из нас должен научиться видеть и ценить красоту природы. Вырастая, человек обязан осознать, что всё в нашей жизни зависит от богатства земли, от здоровья живой природы. | Одна из проблем, затронутая автором сказки «Маленький принц» А. Сент - Экзюпери, – это отношение человека к природе. Примером бережного отношения к природе может служить главный герой. Маленький принц живет на небольшой планете и каждые утро прочищает вулканы и вырывает баобабы, которые при отсутствии ухода могут разрушить планету. Главный герой учит нас ценить прекрасное в мире природы, охранять это всеми своими силами, поскольку планета – это наш дом, а человек не может жить без дома. |
Зависть | Мы должны бороться с этим чувством, помня о том, что оно опасно и для человека, которому завидуют, и для того, кто завидует… | Именно чувство зависти подтолкнуло Сальери, героя трагедии А.С. Пушкина, к страшному преступлению. Он отравил более талантливого, успешного, любимого простыми людьми Моцарта. Сальери искал оправдания своему поступку, но истина заключалась лишь в том, что ему хотелось превзойти Моцарта, но на это он был не способен. |
Высокомерие | Чаще всего оно вызвано завышенной самооценкой, невоспитанностью. Высокомерие - это одно из самый плохих качеств человека, потому что оно обижает окружающих. Мне кажется, с надменными людьми трудно общаться, ведь они думают только о себе и не замечают проблем других. | Герой рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького Ларра высокомерен. Сын орла считает себя особенным, имеющим право распоряжаться жизнями других людей. В результате гордыня Ларры наказана: он становится изгоем. |
Равнодушие | Последствия равнодушия могут быть непоправимыми. Обычно от них страдает не сам бездушный человек, а окружающие его люди. Данное явление очень страшно, потому что способно лишить человека веры в доброту и сострадание. | Герой рассказа А.П.Чехова "Тоска" извозчик Иона горюет по поводу смерти своего сына. Он пытался поделиться с пассажирами своим горем, но его и слушать не хотели. Никто из встретившихся в тот вечер людей не проявили сочувствия к старику. В результате Иона поведал своей кобыле историю сына. |
Справедливость | Справедливость дарит людям уверенность и чувство любви к другим, а когда человек постоянно сталкивается с несправедливостью, он может озлобиться на окружающий мир. | Емельян Пугачев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - пример справедливого человека. После взятия военной крепости он начал казнить всех, кто ему не присягнул. Петр Гринев тоже был приговорен к смерти. Но Пугачев вспомнил заячий тулупчик, подаренный ему Гриневым, и помиловал Петра. Емельян Пугачев, несмотря на свою жестокость, был справедливым человеком и не забывал оказывать добро тем, кому был за что-то благодарен. |
Приключение | Приключениями могут быть смелые подвиги, увлекательные путешествия, неожиданные происшествия, главные свершения жизни. | Жизнь героев повести М.Твена «Приключения Тома Сойера» наполнена всевозможными проказами и происшествиями. Ночная вылазка на кладбище становится для Тома и Гека началом захватывающей истории с погонями, преследованиями и даже найденными сокровищами. |
Честь | . Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит закон чести и справедливости. | Калашников, герой поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…», — образец смелости и благородства. Защищая честь жены, он идет против царского любимца, опричника Кирибеевича, вступает с ним в поединок. Калашников побеждает в честном бою, но наказывается за убийство опричника, однако перед смертью думает лишь о судьбе семьи. |
Пассивность | Жизнь пассивного человека пуста и бесцельна. Человек плывёт по течению и даже не пытается что-либо изменить к лучшему, смиряясь со своим положением. | Костылин , герой рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», был пассивным человеком. Он предпочел находиться в плену и ждать выкупа, так как не был способен на активные действия. Он не только не пытается сам предпринимать что-либо для освобождения, но и становится обузой для своего товарища. |
Месть | Единственный выход из злобы, это прощение человека, этим самым человек освобождает свою душу от злобы. Осадок неприязни всё равно останется, зато душа будет открыта для любви, доброты и состраданию. | Негативные последствия мести можно увидеть в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Грушницкий решает спровоцировать Печорина на дуэль, чтобы отомстить за насмешки над своими чувствами. В результате Грушницкий погибает по вине своей глупости и неуступчивости. |
Подвиг | Подвиг требует проявления мужества и бесстрашия. Это победа над своей слабостью, преодоление страхов. | Василий Теркин, герой поэмы А.Т.Твардовского, совершает выдающиеся поступки на протяжении всего повествования, причем он даже не считает их подвигами. Но что, если не подвиг, переправа вплавь через замёрзшую реку ради спасения взвода, оставшегося на вражеском берегу? |
Беззащитность | Беззащитный человек не может предвидеть сложную ситуацию, у него открытая и доверчивая душа. Такого человека чаще всего обижают, придираются к нему и насмехаются над ним. | .Главный герой рассказа Андрея Платонова "Юшка" был не любим в городе. Над ним издевались и всячески обижали его. Юшка же был беззащитен, не видя в людях злости. Он был очень добрым человеком, а люди вымещали на нем всю свою злость, зная, что он не отреагирует на это. |
Преданность | Большая удача, если рядом с вами есть человек, который не останется равнодушным, поддержит в трудной ситуации, поможет словом или делом. | Верочка, героиня рассказа А.И.Куприна «Куст сирени», предана мужу Николаю так, что готова ради него на все. Она помогает ему учиться, поддерживает. А когда Николаю нужна помощь, Верочка продает все свои драгоценности, но сажает куст в кратчайшие сроки, чтобы скрыть от профессора ошибку в чертежах. Без преданности жены муж не справился бы. |
Предварительный просмотр:
«Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека» | «Семья, общество, Отечество в жизни человека» | «Природа и культура в жизни человека» |
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества | 2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции | 3.1. Природа и человек |
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман) Родион Раскольников, Соня Мармеладова | И.С. Тургенев «Отцы и дети» (роман)Евгений Базаров, Николай Петрович, Павел Петрович, Аркадий Кирсанов | А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (роман в стихах)Евгений Онегин, Татьяна Ларина |
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (роман) Григорий Печорин | К.Паустовский «Старый повар» (рассказ)Умирающий Иоганн Мейер, его дочь Мария, Вольфганг Амадей Моцарт | |
А.Н. Островский «Гроза» (драма) Катерина, Кабаниха, Тихон, Варвара, Борис | А.Н. Островский «Гроза» (драма) Катерина, Кабаниха, Тихон, Варвара, Борис | Рэй Бредбери «Улыбка» (рассказ)Том, картина "Мона Лиза" Леонардо да Винчи |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (историческая повесть) Петр Гринев, Маша Миронова, Швабрин | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (историческая повесть) Петр Гринев, Маша Миронова, Швабрин | Майк Гелприн «Свеча горела» (рассказ) |
А.П. Чехов «Ионыч» (рассказ) Дмитрий Ионыч Старцев | О Генри «Последний лист» (рассказ)Джонси (пневмония), Сью, Берман | |
М.А. Булгаков «Собачье сердце» (рассказ) Профессор Преображенский, доктор Борменталь, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер. | Эрнест Хемингуэй «Кошка под дождем» (рассказ)Пара американцев в итальянском отеле | М.А. Булгаков «Собачье сердце» (рассказ) Профессор Преображенский, доктор Борменталь, Полиграф Полиграфович Шариков, Швондер. |
М.А. Шолохов «Судьба человека» (рассказ) Андрей Соколов | М.А. Шолохов «Судьба человека» (рассказ) Андрей Соколов | Рэй Бредбери «Будет ласковый дождь» (рассказ)Умный дом после ядерного взрыва |
М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ) Данко, Ларра, старуха Изергиль | М. Горький «Старуха Изергиль» (рассказ) Данко, Ларра, старуха Изергиль | Умберто Эко «Оно» (рассказ)Генерал и Профессор |
Александр Грин «Зелёная лампа» (рассказ) Джон Ив, Стильтон | Рэй Бредбери «Вельд» (рассказ) Джордж и Лидия Хедли, их дети Венди и Питер | Рэй Бредбери «Вельд» (рассказ) Джордж и Лидия Хедли, их дети Венди и Питер |
В.Каверин «Сила сильных» (рассказ) Младший лейтенант Лев Никольский, Петя Данилов | В.Каверин «Сила сильных» (рассказ) Младший лейтенант Лев Никольский, Петя Данилов | В.Каверин «Сила сильных» (рассказ) Младший лейтенант Лев Никольский, Петя Данилов |
В.Каверн «Последняя ночь» (рассказ) Николай Тумик, Корнев | В.Каверн «Последняя ночь» (рассказ) Николай Тумик, Корнев | |
Ричард Матесон «Кнопка. Кнопка» (рассказ) Норма и Артур Льюис | Ричард Матесон «Кнопка. Кнопка» (рассказ) Норма и Артур Льюис | |
Евгений ЧеширКо «Ужин» (рассказ) Дмитрий Павлович и Смерть | Евгений ЧеширКо «Ужин» (рассказ) Дмитрий Павлович и Смерть | |
Наталья Ключарёва «Иван Иваныч из Африки» (рассказ) Учитель математики И.И., рассказчица | Наталья Ключарёва «Иван Иваныч из Африки» (рассказ) Учитель математики И.И., рассказчица |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по истории"
В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность, направленная н...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ по химии при изучении темы "Гидролиз"
В представленной работе представлен не только теоретический материал по теме "Гидролиз", но и практические задания для отработки изученного материала...

Система работы по подготовке обучающихся к выполнению задания №17.(Знаки препинания в предложениях с обращениями и вводными конструкциями).
Материал для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку .Предложен материал к заданию №17.Представлена система работы с вводными конструкциями,теоритические сведения,иллюстрация примерами,проверочные...

Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32
Система подготовки обучающихся к выполнению задания ЕГЭ №32...
Использование подкастов ВВС для подготовки обучающихся к выполнению заданий раздела «Аудирование». Из опыта работы
В своей практике я активно использую интернет технологий в процессе обучения. Чаще всего я использую Сервисы Веб 2.0. Это второе поколение сетевых сервисов Интернета, которые позволяют пользователям с...

Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии
Подготовка обучающихся к выполнению заданий в форме ОГЭ и ЕГЭ по биологии...

Методическая разработка "Подготовка обучающихся к выполнению заданий КИМ ЕГЭ Задание 21"
В 2022 году изменён формат предъявления условий задания 21 (в 2021 г. – задание 23), проверяющего умение определять среду водных растворов: в текущем году потребуется не только определить среду ...
