Мастер-класс «Судьба природы - в наших руках»
проект по биологии

Баландина Марина Витальевна

Формирование экологического мировоззрения учащихся на основе технологии педагогической мастерской)


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass.doc61 КБ
Microsoft Office document icon 1.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Судьба природы - в наших руках»

(формирование экологического мировоззрения учащихся на основе технологии педагогической мастерской)

"Восторг от созерцания природы выше, чем от искусства".
П.И.Чайковский

Приветствие участников мастер –класса.  Разделение их на  группы.

Мастер (М.В.) выходит с корабликом в руках.

Вопросы залу: Вы в детстве пускали кораблики? А из чего они были сделаны?

Вопрос. Обратите, пожалуйста, внимание на экран.

Ролик с корабликом (прерывается на середине)

Какие чувства испытываете вы, глядя на  этого ребенка?

Как вы думаете, что будет дальше?

Продолжение ролика

      Сегодня мы с вами побываем в «педагогической мастерской ценностных ориентаций».

Мастерская – это технология, при помощи которой учитель – мастер вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Каждый совершает открытия через личный опыт, а учитель - мастер продумывает действия и материал, который позволит ребёнку проявить себя через творчество.

Мастер говорит: «Делай по-своему».

1 этап - «Индуктор»:

Я начала свой мастер-класс с «Индуктора», который является вводным этапом  технологии «Педагогическая мастерская». Это форма, которая способна вызвать поток ассоциаций.

Сегодня я хочу вам показать основные этапы мастерской на примере  одной из форм внеурочной работы – экоурока «Судьба природы - в наших руках». В настоящее время учащиеся нашей школы принимают активное участие во Всероссийской акции «Сделаем вместе». Экоурок является частью этой акции.

2-Этап - «Деконструкция»: Разрушение, хаос, неспособность выполнить задание имеющимися средствами. Это работа с материалом, текстом. Это формирование информационного поля.

 М.В.   Поразительные достижения нашего века, по справедливости считающегося веком научно - технической революции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших машин мы, наконец, избавились от давления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, американскому биологу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии.

 Предлагаю вам самостоятельно вывести эти законы и подобрать подходящий пример.

Самостоятельное выведение законов Барри Коммонера по стихотворным вариантам: (задания по группам) и выберите подходящий пример

1.«Всё связано со всем»: В природе все взаимосвязано, любое действие человека приводит к последствиям.

Биосфера – наш общий дом.

Всё со всем тесно связано в нём.

Равновесие хрупкое это

Не дано нарушать человеку.

2.«Природа знает лучше»: Любые загрязнения (отходы, тепло, радиация и т.д.) вернутся к человеку обратно согласно первому закону, поэтому необходимы безотходные, экологически чистые технологии производства и утилизация бытовых отходов.

Должны усвоить все народы:

Не надо покорять природу,

Нельзя природы быть умнее,

Она всё лучше нас умеет.

3. «Всё надо куда-то девать»: Природа разумна сама по себе. Вмешательство человека часто нарушает ее механизмы.

Человечество прекрасно понимает

Безотходным производство не бывает.

Так куда ж девать отходы,

Чтоб не погубить природу?

Значит,  нужно для начала,

Чтоб отходов стало мало.

И затем – убрать подале,

Никому чтоб не мешали.

4. «За всё надо платить»: Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков.

Природой пользоваться можно,

Но бережно и осторожно.

За то, чтоб воздухом дышать,

Купаться в море, загорать.

За то, чтоб есть, за то, чтоб пить –

За всё приходится платить!

Задания для групп

  1. Экологический закон «Все со всем взаимосвязано»
  • В Китае были уничтожены миллионы воробьёв, после чего развелось огромное количество вредителей. И китайцы стали покупать воробьёв в других странах.
  1. Экологический закон «Все должно куда-то деваться».
  • Листва городских деревьев накапливает огромное количество токсических веществ: от автомобилей, заводов. Листья сгорая, отравляют воздух, вызывая болезни у людей.  Листья  категорически запрещается сжигать, их нужно вывозить за город для компостирования.
  1. Экологический закон «Природа знает лучше нас»
  • В 1928 году в нашу страну была завезена из Северной Америки ондатра. Она быстро размножилась, вытеснила русскую выхухоль, потому что у нее в наших условиях не было естественных врагов.
  1. Экологический закон «За все надо платить»
  • Завоз в Австралию в 1859 г. 24 кроликов, которые через десятки лет дали многомиллионное потомство, привел к национальному бедствию. Размножившиеся кролики стали конкурировать за пищу с многими животными. Поселяясь на пастбищах и уничтожая растительность, они принесли огромный ущерб овцеводству. Борьба с кроликами потребовала огромных усилий и длительного времени.

 М.В.    На этом этапе ставится проблема и отделяется известное от неизвестного, осуществляется работа с информационным материалом, словарями, учебниками, компьютером и другими источниками, то есть создаётся информационный запрос.

Ответы фокус-группы по законам.

Работа с залом

   Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам и провести мини-опрос:

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • А кто из вас всегда убирает за собой после пикника на природе? (Давайте поаплодируем себе)
  • А кто из вас никогда не бросил фантик на землю? Молодцы!
  • А кто хотя бы один раз поднял такой брошенный фантик? (Аплодисменты)

- О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологической культуре.  

А культура начинается с малого. Например, с отношения к бытовым отходам.


3 этап - «Реконструкция»: воссоздание из хаоса своего проекта решения проблемы.

   На слайде представлены четыре самых популярных видам перерабатываемых отходов.

• Пластиковая бутылка;

• Алюминиевая банка;

• Стеклянная банка;

• Макулатура.

 Только из этих четырёх видов отходов можно изготовить огромное количество новых вещей. Предложите свои варианты

Отходы – это ценный ресурс, который можно не выбрасывать, а использовать,

перерабатывая и получая полезное сырьё.

М.В.  На этапе «Реконструкция» обсуждаются и выдвигаются гипотезы, способы их  решения, создаются творческие работы. 

Работа с залом.

М.В. Догадайтесь, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь

  • Войлочный чехол для планшета (пластиковая бутылка).
  • Спортивный самолёт (алюминиевая банка).
  • Декоративная плитка для интерьера (стеклянная бутылка).
  • Одноразовые горшочки для рассады (макулатура).
  •  Добавка для производства асфальта (стеклянная бутылка).

Выступление групп

    4 этап -  «Разрыв»- кульминация творческого процесса, побуждение к новому углублению

 М.В. Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Одна из 6 млрд. людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

   Мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда перестанем оглядываться на других и оглянемся вокруг.

   Я предлагаю вам подумать и закончить предложения, которые нам помогут  по-другому взглянуть  на некоторые экологические проблемы.  (отвечают группы вместе)

«И один в поле воин»…

  • старайтесь покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно…
  • не покупайте больше, чем можете…
  • одежду, которую ты не носишь, можно…
  • узнай, где поблизости есть пункт по приёму макулатуры, и…
  •  не выбрасывай старые игрушки, книги: они могут…

разрыв-  Данный этап -  Это кульминация творческого процесса, новое выделение учеником предмета и осознание неполноты своего знания, побуждение к новому углублению в проблему. 

5 этап «Рефлексия» это осознание учеником себя в собственной деятельности, это анализ учеником осуществлённой им деятельности

Обобщение мастер-класса (работают фокус-группы)

М.В. Уважаемые, коллеги, я хочу подарить вам кораблики – символ безоблачного детства и движения вперед. Пожалуйста, дайте названия вашим корабликам, отражающее ваше ощущение от нашего мастер-класса. Озвучьте ваше название. Обменяйтесь вашими корабликами с коллегами.

Вывод. Мы с вами растим будущее и должны найти верный путь к взаимодействию с природой. Пусть вдохновят вас эти дети…

Экология глазами детей



Предварительный просмотр:

1.Вопросы залу: Вы в детстве пускали кораблики? А из чего они были сделаны?

2.Внимание на экран.

3.Какие чувства испытываете вы, глядя на  этого ребенка?

Как вы думаете, что будет дальше?

4.Сегодня мы с вами побываем в «педагогической мастерской ценностных ориентаций». Новые знания в мастерской выращиваются. Познание идет через творчество. Знания оказываются «прожитыми» своими.

5. Сегодня я хочу вам показать основные этапы данной технологии на примере  одной из форм внеурочной работы – экоурока. И так наш мастер-класс   «Судьба природы - в наших руках».

6. 1 этап: «Индуктор» Я начала свой мастер-класс с вводного этапа  технологии «Педагогическая мастерская». Это может быть задание неожиданное загадочное.

7.М.В.   Поразительные достижения нашего века, по справедливости считающегося веком научно - технической революции, привели нас к «роковой иллюзии, что с помощью наших машин мы, наконец, избавились от давления природных условий». Эта мысль принадлежит Барри Коммонеру, американскому биологу, который в 70-х годах прошлого века сформулировал 4 закона экологии.

8. 2 этап «Деконструкция» Здесь ставится проблема. Идет работа с информацией.

Предлагаю участникам фокус групп самостоятельно вывести эти законы по стихотворным вариантам и подобрать подходящий пример.

Работа с залом

   Уважаемые коллеги, сейчас я хочу обратиться к вам:

  • Поднимите правую руку, кто себя считает культурным человеком.
  • Поднимите левую руку, кто уже посадил хотя бы одно дерево.
  • А кто из вас всегда убирает за собой после пикника на природе? (Давайте поаплодируем себе)

- О какой культуре мы сейчас говорили? Конечно, об экологическойкультуре.  

9. Ответы фокус-группы по законам. Слово 1 группе.

10. 3 этап - «Реконструкция»: здесь выдвигаются гипотезы, способы их  решения, создаются творческие работы.

11. На слайде представлены четыре самых популярных вида бытовых отходов.

Из них можно изготовить много новых вещей. Предложите свои варианты.

12. Работа с залом. М.В. Догадайтесь, из какого вида вторсырья может быть изготовлена данная вещь

 Выступление групп по отходам, 2 жизнь.

 

13.  4 этап -  «Разрыв»-

 М.В. Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Одна из 7 млрд. людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый из нас  и все вместе смогут многое.

   Мы выйдем из экологического кризиса только тогда, когда оглянемся вокруг.

   Я предлагаю вам подумать и закончить предложения, которые нам помогут  по-другому взглянуть  на некоторые экологические проблемы.  (отвечают группы вместе)

14. «И один в поле воин»…

15.  этап «Рефлексия»

М.В. Уважаемые, коллеги, я хочу подарить вам кораблики – символ безоблачного детства и движения вперед. Пожалуйста, дайте названия вашим корабликам, отражающее ваше ощущение от нашего мастер-класса. Озвучьте ваше название. Обменяйтесь вашими корабликами с коллегами.

Вывод. Мы с вами растим будущее и должны найти верный путь к взаимодействию с природой. Пусть вдохновят вас эти дети…

Экология глазами детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУДЬБА ЗЕМЛИ В НАШИХ РУКАХ

Сценарий экологического праздника...

Судьба земли в наших руках

Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 класса "Судьба Земли в наших руках"....

Судьба земли в наших руках

Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 -го класса "Судьба земли в наших руках"...

Мастер-класс на тему: «Кукла «Кувадка» своими руками».

Цель: - познакомить обучающихся с историей возникновения куклы;- научить обучающихся изготавливать куклу-оберег “Кувадка”.  Задачи:- развитие творческих способностей и твор...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Наше здоровье – в наших руках!»

Формирование у педагогов умения и желания заботиться о своем здоровье, потребности в здоровом образе жизни и эмоциональном благополучии как залоге успешности в педагогической деятель...

«Судьба планеты в наших руках» (воспитательный час)

Возрастная категория участников: учащиеся 9 класса.Место проведения: школьная библиотекаФорма проведения: воспитательный классный час.Цель: формирование ответственного отношения к ...

Внеклассное мероприятие "Судьба планеты в наших руках"

Цель: способствовать формированию экологической культуры школьников.Задачи.Образовательные:Систематизировать знания по экологии. Показать необходимость устранения экологических последствий и прав...