Главные вкладки

    СУДЬБА ЗЕМЛИ В НАШИХ РУКАХ
    классный час по теме

    Сценарий экологического праздника

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sudba_zemli_v_nashih_rukah.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    СУДЬБА ЗЕМЛИ В НАШИХ РУКАХ

    Ведущий:

    На нашем шарике земном,

    Где мы родились и живем,

    Где в травах летняя роса

    И голубые небеса,

    Где море, горы, степи, лес –

    Полно таинственных чудес.

    По лесу бродит серый волк,

    И ландыш тоненький цветет.

    В степи ковыль, как нежный шёлк,

    Расчёсывает ветерок.

    Гремит на скалах водопад

    И брызги радугой летят.

    И в синем море толстый кит –

    Большой, как дом, на волнах спит.

    Не разрушайте этот мир,

    Девчонки и мальчишки,

    Иначе эти чудеса

    Останутся лишь в книжке.

    Чтоб был в источниках нарзан,

    С полянки – земляника

    Будь осторожен, как Тарзан,

    Дружи с природой дикой.

    Ты – тоже часть её чудес,

    И для тебя темнеет лес,

    И речка светлая течёт,

    И по весне сирень цветет.

    И надо постараться

    Нам с этим не расстаться.

    Ведущий 1. Здравствуйте, друзья! Здравствуй, природа! Здравствуйте птицы – соловьи, воробьи, голуби, совы. Здравствуйте, звери – волки, тигры, львы, слоны.

    Ведущий 2. Если бы человек вот так здоровался каждый день не только с родными и знакомыми, но и со всеми живыми существами, что его окружают, может быть, до сих пор на Земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим, так как люди уничтожили их.

    Ведущий 3. Уничтожение продолжается и сейчас! Цели разные: кто-то хочет получить побольше денег, продав редкое животное или мех, кто-то охотится в своё удовольствие, а кто-то, не думая вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу – «развлекается».

    Ведущий 4. Иногда слышишь: «Человек – царь природы!». Но кто поставил человека над природой? Сам человек? А что он представляет собой без природы – без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев?.. Всё это щедро даёт людям природа и не просит взамен никакой платы, только ждёт от нас бережного, доброго отношения к себе.

    1. В очарованье русского пейзажа

    Есть подлинная радость, но она

    Открыта не для каждого и даже

    Не каждому художнику видна.

    С утра обремененная работой,

    Трудом лесов, заботами полей.

    Природа смотрит как бы с неохотой

    На нас, не очарованных людей.

    1. И лишь когда за тёмной чащей леса

    Вечерний луч таинственно блеснет,

    Обыденная плотная завеса

    С её красот мгновенно упадет.

    Вздохнут леса, опущенные в воду,

    И, как бы сквозь прозрачное стекло,

    Вся грудь реки приникнет к небосводу

    И загорится влажно и светло.

    1. И чем ясней становятся детали

    Предметов, расположенных вокруг,

    Тем необычней делаются дали

    Речных лугов, затоков и излук.

    Горит весь мир, прозрачен и диковин,

    Теперь-то он поистине хорош.

    И ты, ликуя, множество диковин

    В его живых чертах распознаешь.

    1. Есть просто храм,

    Есть храм науки,

    А есть еще природы храм –

    С лесами, тянущими руки

    Навстречу солнцу и ветрам.

    Он свят в любое время суток,

    Открыт для нас в жару и стынь.

    Входи сюда

    Будь сердцем чуток,

    Не оскверняй её святынь.

    1. Эту истину знаю от роду

    И её никогда не таю:

    «Кто не любит родную природу

    Тот не любит Отчизну свою».

    ПЕСНЯ

    1 куплет

    Хорошо валяться на траве,

    Ходить босым, из родника пить воду,

    Услышать птиц в рассветной тишине

    И вдруг понять, что ты дитя природы.

    Припев:

    Ведь птичий гам, звериный след в снегу

    Всё это нам досталось как наследье.

    У матери-природы ты в долгу,

    О человек, венец её творенья.

    2 куплет:

    Пора понять, Земля не полигон,

    Не стадион для бешенных рекордов.

    Всё реже птица сядет на ладонь

    И зверь в колени нам уткнется носом.

    Ведущий. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А, если б могли? Что они сказали бы? Давайте пофантазируем и проведем как бы суд над людьми.

    Судьёй у нас будет Зубр. Может быть, вы даже не слышали о нём. Зубр – Это великолепное, могучее животное, которое вызывает восхищение своим необычным видом. А ведь было время, когда его существование висело ан волоске. Зубров, не задумываясь, истребляли.

    Главным обвинителем в суде выберем Тура. Последний Тур был убит в 17 веке. Адвокатом, защищающем на суде человека, будет собака.

    Итак, судебное разбирательство начинается.

    Зубр: Прошу внимания! Слово – главному обвинителю.

    Тур: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете… Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: почему человек уничтожает и растения и животных, почему так жесток к ним, ведь он сам – творение природы. Человек не имеет права выносить смертный приговор живым существам, которые по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает, что при этом в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто невозможно.

    Я также обвиняю людей в том, что они уничтожили такое замечательное животное как зебра-квагга (когда-то её называли солнечной лошадкой) жившее в Африке. Начав осваивать этот континент, люди решили, что зебры занимают пастбища, пригодные для скота, и стали убивать этих животных. Да разве только зебра? Сейчас в Африке осталась не более 10% животных, живших до прихода европейцев.

    К началу 20 века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. Примерно 250 лет назад люди обнаружили морских коров, а через 27 лет уничтожили последнюю.

    Огромные стаи странствующих голубей были уничтожены ради вкусного мяса. Последний голубь этого вида умер в зоопарке в начале 20 века.

    Нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить не земле. Люди её уничтожили.

    А как жестоко обращаются с деревьями! Многие виды деревьев исчезли, например, ливанский кедр. А когда-то это дерево росло повсюду. Сейчас на Земле лишь в Ливане осталась роща всего из 400 кедров.

    Тур (обращаясь к людям): Где бы ни появились люди, везде они что-нибудь разрушали или кого-нибудь убивали. Ими отравлены воздух, реки… Хочу сказать людям: Оглянитесь! Подумайте! Остановитесь!

    Зубр: Какое наказание, по вашему мнению, уважаемый Тур, заслуживает человек?

    Тур: Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Свое мнение относительно наказания я выскажу позднее.

    Зубр: Ну что же, хорошо. Теперь слово защитнику.

    Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

    Тур: Уважения? Глупости!

    Собака: Да, да! Кому, как не нам, домашним животным, знать человека.

    Тур: Вот смешно! Вы же от него зависите во всём. Вам не выгодно обвинять человека, а иначе кто даст вам пищу, питье?

    Собака: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году в Соединенных Штатах Америки, где людьми был нанесен сокрушительный удар? Там же открыт в 1872 году и первый национальный парк – Иеллоустонский.

    Зубр: Давайте выслушаем свидетелей со стороны обвинения и защиты. Первый свидетель обвинения – воздух.

    Воздух: За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 млрд. тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктикой, временами расширяющиеся и уменьшающиеся над Арктикой, Европой, Москвой. В эти дыры устремляются ультрофиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания. Кислород. Его на Земле становится все меньше и меньше. А выхлопные газы заводов черной и химической промышленности, котельных, транспорта?

    Зубр: Слово второму свидетелю – Воде.

    Вода: Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже во льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге нельзя купаться. В сибирских реках из-за затонувшего леса и загрязненных стоков появились микроорганизмы, которые очень вредны людям и животным. Озеро Байкал, которое содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы закрытого ныне Целлюлозно-бумажного комбината потеряло способность самоочищаться. В реке Амуре столько минеральных удобрений, что кожа детей после купания покрывается сыпью.

    В нашей стране на территории Дальнего Востока есть экологически неблагополучные районы.

    На юге приморья более 100 тысяч человек живут на привозной воде. Леса, растущие там, обрабатываются пестицидами, которые попадают в воду. Бухты, Находка, Золотой Рог, Амурский залив из-за загрязненности воды потеряли свое промысловое значение. На дне бухты Золотой Рог накопился слой мазута толщиной в полметра.

    Зубр: Слово третьему свидетелю – Почве.

    Почва: Почва образуется очень медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушать её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно ¼ часть всех плодородных почв. Безграмотные люди осваивали цилинные и залежные земли. Правда, первые 5 лет они получали с этих земель хорошие урожаи. А потом ветры-суховеи стали поднимать миллиарды тонн гумуса – плодородного слоя. В результате почва оскуднела и урожаи стали значительно хуже.

    Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы. Например, селитра, которую применяли для улучшения роста растений, отравляла почву и людей.

    Зубр: Слово предоставляется защитнику.

    Собака: Да, аргументы весомые. Но ведь и человеку нужна вода. Чтобы получить 1 тонну стали, необходимо израсходовать 150т воды, а чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 т воды.

    В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий мало.

    Люди стараются сократить вредные выбросы в атмосферу. Англия и Япония запретили изготовление аэрозолей, и Япония нашла им заменители.

    Чтобы сократить выбросы двуокиси углерода, некоторые страны стали выпускать машины с двигателями на газе, электричестве, солнечных батареях. Электростанции начинают использовать нетрадиционные источники энергии: геотермальные воды (на Камчатке), приливно-отливные волны (на Белом море), солнечную энергию (в Казахстане), ветер (там, где он дует в одном направлении).

    Зубр: Приглашаем свидетелей – бабочек Аполлон и Махаон.

    Бабочка Аполлон: нас сначала уничтожают, а потом заповедники и национальные парки создают. Мы слишком обижены на людей, чтобы прощать им.

    Бабочка Махаон: Как же их простить, если меня ловят все кому не лень?! Я сожалею, что родилась такой красивой.

    Зубр: И птицы вас тоже ловят?

    Бабочка Аполлон: о нет, я имела в виду людей – взрослых и детей. А птицы меня не трогают. Яркие пятна на моих крыльях предупреждают птиц о том, что меня трогать не надо, я несъедобна, а в минуту опасности пугаю птиц шипением.

    Бабочка Махаон: Как же убедить людей, что мы, бабочки, красивы только на воле, в полете? И вот с каждым годом нас  становится все меньше и меньше.

    Зубр: Слово предоставляется другим свидетелям – травам и цветам.

    Мать-и-мачеха: И нас тоже все меньше и меньше! Мы зацветаем рано. И люди, соскучившись за долгую зиму по цветам, порой просто так рвут нас. Сорвут, помнут в руках, а потом выбросят! А ведь мы могли бы помочь людям, если бы нас сорвали в определенное время.

    Зубр: О какой помощи человеку говорит Мать-и-мачеха?

    Мать-и-мачеха: Я – целебная трава, из листьев которой готовят лекарство от кашля. А кроме этого, я весною выручаю пчел. Они с трудом разыскивают пропитание – ведь цветов еще очень мало.

    Ландыш: А людям все равно! Они, не задумываясь, рвут цветы, в том числе и ландыши. А ведь чтобы ландыш зацвел, должно с того дня, как семечко упало в землю, пройти 10 лет! Мальчик или девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу.

    Зубр: Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

    Ландыш: Да, но порой, так неумело. А выдергивать меня можно только весной и очень осторожно. А когда-то люди меня уважали. Обо мне складывали легенды… Во Франции, например, устраивали праздники в мою честь, а у североамериканских индейцев я был священным цветком. Мной всегда интересовались врачеватели. И сейчас из меня изготавливают капли для людей, страдающих сердечными заболеваниями. И что же получил я за свою доброту?

    Было время, когда меня можно было встретить повсюду. А сейчас я нуждаюсь в защите.

    А мой друг Ягель! Стоит по нему пройти людям, он будет 30 лет восстанавливаться, а после машины на гусеницах – так и все 100 лет.

    Зубр: Следующий свидетель – Колокольчик.

    Колокольчик: У нас в стране произрастает 18 тысяч видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них колокольчики, подснежники, ландыши, зверобой, ветреница алтайская, некоторые виды тюльпанов, пионов и другие растения. Так безжалостно рвут венерин башмачок, а он зацветает лишь на 18-м году жизни.

    Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений.

    Зубр: Следующий свидетель – лягушка.

    Лягушка: Человеческая неблагодарность не знает границ. Мы, лягушки, на наше горе, относимся к не любимым человеком существам. И никому нет дела, что мы уничтожаем 1-2% вредных насекомых. Это огромное количество! Как жаль, что мы беззащитны и беспомощны!

    Зубр: Следующий свидетель – Сова.

    Сова: Нас, сов, люди считают предвестниками несчастья. Да, кричим мы страшно, но и пользу приносим огромную, уничтожая грызунов.

    Скольких моих пернатых собратьев уже никогда не увидят люди! Уважаемый Тур напомнил нам о птице Дронт и странствующем голубе. А я хочу дополнить список исчезнувших птиц. Уже нет ни одной птицы МО, достигавшей в высоту 3,5 метра. Её люди уничтожили в 19 веке.

    За последние 150 лет на Земле исчезли 150 видов птиц. Из-за химикатов в почве, по пищевой цепочке попадающих в организм, птица скопа откладывает яйца без скорлупы или с такой хрупкой скорлупой, которая не выдерживает ее веса во время высиживания

    Зубр: Мы выслушали свидетелей, что же нам делать с человеком?

    Собака: На всяком суде дается слово обвиняемому. Послушаем человека.

    Человек: Я не буду оправдываться. Хочу попросить у вас прощения, хотя понимаю, что вам от этого не легче…

    Собака: А я вот хочу сказать. Да, то, что сделали люди с природой – ужасное преступление. Но ведь только они могут хоть что-то исправить! Именно люди создали Красную книгу. Именно они создают заповедники и охраняют их. К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не нам, уважаемый Зубр, об этом не знать?

    Зубр: Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

    Тур: Но благодаря людям же вы чуть совсем не исчезли с лица Земли.

    Бабочка Аполлон: Так что же получается? Так или иначе мы все зависим от человека?

    Зубр: К сожалению, зависим.

    Цветы: Ужасно! Ужасно! Мы погибли!

    Кошка: Хотя я и домашнее животное, живу вместе с человеком, а с вами согласна: ужасно! А сколько раз меня выгонял человек из дома, бросая где попало, желая избавиться!

    Тур: Видите?  Уже и друзья человека стали его обвинителями.

    Зубр: Какое же решение нам принять?

    (Судья, обвинитель совещаются и принимают решение).

    Зубр: Прошу внимания! Изучив материалы дела, мы установили, что сегодня каждому пятому виду зверей, каждому четвертому виду рептилий и амфибий, каждому пятому виду птиц нашей фауны угрожает опасность. 257000 видов высших растений планеты на грани полного уничтожения. За последние 60 лет на планете исчезли 77 видов животных и несколько сот видов растений, 26 видов птиц…

    На территории нашей страны выделено около 300 ареалов с острой экологической ситуацией. Они занимают 16% ее площади или 3,7 млн кв км.

    В состоянии, приближающемся к катастрофическому, находятся Москва, Санкт-Петербург и многие другие города, Среднее Поволжье и Приморье, западная часть Кольского полуострова, промышленная зона Урала, Кузбасс.

    Загрязненные Черное и Азовское моря в приделах курортных зон, вода в бассейне Волги и Каспийском море. На озере Байкал кризисная экологическая ситуация. Длительный, в течении 20 лет, сброс 40% всех загрязненных стоков региона в озеро повысил температуру воды до + 120С, ухудшил химический состав уникальной по чистоте воды.

    Конечно, мы не можем взять людей под стражу или наложить на них штрафы. Поэтому выносим решение – пусть люди исправят то, что еще можно исправить

    А если не исправят? Тогда людей постигнет участь Тура: их не  станет. Ведь без чистого воздуха, чистой воды, чистой почвы, растений, животных он не сможет выжить.

    Лягушка: Получается так, что человек сам себе и нам подписывает смертный приговор.

    Зубр: Получается так.

    Все вместе: Какой ужас!

    Ведущий 1. Действительно, человек наносит вред природе. Он загрязняет водоемы. Особенно страдают малые реки. Посмотрите, например, на Кугульту, Калаус. Они превратились в сточную канаву.

    Ведущий 2. А как бесхозяйственно человек обращается с удобрениями. Это наносит вред не только почве, но и водоемам, животным и птицам, да и здоровью самого человека.

    Ведущий 3. На территории села Золотаревка пока еще встречаются такие птицы: малая белая цапля, лебедь, огарь, осоед, луговой лунь, чибис, розовый скворец, вальдшнеп. Относятся они к разряду редких. Не случится ли так, что они исчезнут совсем?

    Ведущий 4. Но и природа иногда бывает сурова с людьми. 21 июня 2002 года мощный циклон натворил множество бед. На реке Кубань в районе города Невиномыска и реке Подкумок в районе Кисловодска уровень воды превысил критические отметки. За одни сутки вода поднялась на 1-2 метра и местами вышла из берегов. В результате в ряде территорий произошло разрушение очистных сооружений, и в реки Подкумок, Кума, Кубань, Зеленчук поступают неочищенные канализационные стоки, что привело к распространению инфекций, в том числе и особо опасных

    1. Вот как дела-то обстоят

    На шарике земном.

    И надо срочно мир спасать,

    В котором мы живем.

    Весь дом почистить и помыть

    И впредь законом запретить

    Не убранную грязь.

    Такой уж выпущен закон,

    А чтобы соблюдался он,

    Потребуется власть.

    1. В школе учат нас не зря,

    Тут вся надежда на тебя

    Мы начали, ты продолжай,

    Ни перед чем не отступай!

    Ни перед жадностью толпы,

    Ни перед подлостью войны,

    Ни перед глупостью людской,

    Да сохранится шар Земной!

    ИГРА «Очистим шар Земной»

    ЧАСТУШКИ.

    Мы – любители природы.

    За нее горой стоим.

    Сохраним ее на годы,

    На столетья сохраним.

    Мы – любители природы

    И хотим у вас узнать:

    Может быть автомобили

    Нам пора в музей отдать?

    Мы – любители природы,

    Ей мы служим, что есть сил.

    Чистый и прозрачный воздух

    Нам, друзья, необходим.

    Чистыми должны быть воды

    Океанов, моря, рек.

    И об этом должен помнить

    Каждый умный человек.

    Мы – любители природы

    Наша армия идет,

    Отправляемся в походы

    В бой за чистый небосвод.

    Все, что мы сегодня сможем

    В мире вредного найти,

    Мы в контейнеры заложим,

    И – счастливого пути!

    1. Услышу ль сосен шум в полдневный час,

         Журчанье струй средь камушков у брода.

        О, люди, мыслю я, у всех у нас

        Есть мать одна

        По имени природа!

    Природа: Я – Природа. Я – великий мастер.

    Вечный мастер жизни. Я могу,

    Человек, тебя за соучастье одарить –

    В моей все это власти!-

    Гриб в лесу, ромашки на лугу,

    Небо в час восхода и захода,

    Иву над рекой…

    И, наконец,

    Солнцем прокаленный, рыжеватый

    Хлебный колос! Как всему венец…

    Только ты мой дар, мое ученье

    Не прими за дань: я не раба.

    Не забудь: ты сам – мое творенье!

    И у нас с тобой одна судьба!

    1. Мы рубим лес,

    Устраиваем свалки.

    Но кто же под защиту

    Все возьмет?

    Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

    Подумайте, а что нас дальше ждет?

    1. Пара бы человечеству понять,

    Богатство у природы отбирать,

    Что Землю нужно тоже охранять:

    Она, как мы, такая же живая!

    ПЕСНЯ

    1 КУПЛЕТ.

    Солнечный круг, Небо вокруг –

    Помнишь рисунок мальчишки?

    Нарисовал он на листке

    И подписал в уголке…

    Припев

    Пусть всегда будет солнце,

    Пусть всегда будет небо,

    Пусть всегда будет мама,

    Пусть всегда буду я!

    2 куплет.

    Время прошло и подросло

    Много способных детишек.

    Хочет узнать каждый из нас,

    Где тот мальчишка сейчас.

    Припев

    Он сидит в кабинете,

    Строит химкомбинаты,

    Осушает озера, затопляет леса.

    Он готовит доклады,

    Выступает с трибуны,

    А потом, на досуге,

    Сидя в кресле поет…

    Мальчик: Пусть всегда будут должность

    И карьеры возможность,

    Кабинет, секретарша

    И, конечно же, я!

    3 куплет

    Все б ничего, но у него

    Вырос упрямый сынишка.

    И написал он на листке,

    Выйдя с плакатом в руке…

    Сын: Защитим эту Землю

              От руки бюрократов!

              Не позволим глумиться

              Над природой родной!

    Все:

    Пусть всегда будут реки,

    Пусть всегда будет рыба,

    Пусть всегда будет море,

    А в пустыне верблюд!

    Пусть всегда будут рощи,

    Пусть всегда будут птицы,

    Пусть в тайге будут звери,

    А у дома – цветы!

    Пусть всегда будут люди,

    Пусть всегда будут дети,

    Пусть всегда в чистом небе

    Будет солнце светить!

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологический вечер «Судьба Земли в твоих руках»

    Данное мероприятие способствует расширению кругозора, повышению интеллектуальной и творческой активности, экологической культуры обучающихся....

    Судьба земли в наших руках

    Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 класса "Судьба Земли в наших руках"....

    Судьба земли в наших руках

    Сценарий смотра художественной самодеятельности 8 -го класса "Судьба земли в наших руках"...

    Сценарий экологического вечера «Судьба Земли в твоих руках».

    Земля!.. Какая она?Земля рождает прозрачные ручейки и мощные потоки, травы и деревья. Она носит на себе океаны, облака и их тени. Принимает все дожди, снега и туманы. Раскрывается жерлами дымных вулка...

    Методическая разработка тренинга « Наша судьба – в наших руках»

    Форма реализации проекта: тренинг.Цели:- обсуждение проблемы употребления ПАВ и  вредных привычек в аспекте  осуществления жизненного выбора и его влияния на будущее учащихся; - формиро...

    «Судьба планеты в наших руках» (воспитательный час)

    Возрастная категория участников: учащиеся 9 класса.Место проведения: школьная библиотекаФорма проведения: воспитательный классный час.Цель: формирование ответственного отношения к ...

    Судьба Земли - наша судьба сценарий

    Судьба Земли - наша судьба сценарий...