Факультатив для 7 класса по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс)

Захаркина Елена Станиславовна

Программа факультатива для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Факультатив для 7 класса39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6 им. А.С. Пушкина

РАССМОТРЕНО                                                           СОГЛАСОВАНО

на заседании методического                               Заместитель директора по

объединения                                                         учебно-воспитательной работе

протокол №                                                          Балашова Н.Ф.

от «____» ___________2020г.                                     «____» _________ 2020г.                                                  

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

факультативного курса

по биологии

«Удивительные животные»

7 класс

34 часа (1 раз в неделю)

     Срок реализации: 1 год

                                       

                                       Разработчик: учитель высшей квалификационной категории

                                                                 Захаркина Елена Станиславовна

                                                                       

г. Калуга

2020

Пояснительная записка 

Программа факультативного курса по биологии составлена на основе следующих документов: 

-  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. 

- Федеральный государственного образовательного стандарта основного общего образования; 

- Учебный план МБОУ «СОШ № 6 им. А.С. Пушкина» г. Калуга на 2020-2021 учебный год.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на изучение значения животных в жизни человека и в природе, изучение разнообразия животного мира. 

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у учащихся. Включённые в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, т.к. каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.  

При подготовке к урокам учтены современные требования – это реализация взаимосвязанных задач обучения: вооружение учащихся знаниями основ биологии и формирование умений грамотно и ясно выражать свои мысли в устной и письменной речи в различных жизненных ситуациях. 

Цель: Расширение и углубление знаний о животном мире, особенностях строения, питания, и приспособлениях к изменениям окружающей среды. 

Задачи: 

-познакомить обучающихся с условиями существования и физиологическими особенностями животных; 

-сформировать у учащихся знания об охране природы; 

-сформировать у учащихся систему представлений о мире животных как родной страны, так и планеты в целом; 

- развить познавательный интерес и любовь к животным; 

- сформировать систему представлений об экологически грамотном взаимодействии между человеком и животными, о мерах по сохранению животного мира. 

Программа рассчитана на один учебный год (34 часа – 1 час в неделю). 

Форма организации работы с учащимися в рамках данного курса: 

факультативные занятия предполагают, наряду с теоретическими уроками, широкое использование экскурсий, наблюдений, практических работ по определению животных и следов их обитания, а также проведение природоохранных мероприятий. Важно организовать исследовательскую и проектную деятельность.  

 

Планируемые результаты освоения курса «Удивительные животные» 

 

Личностные результаты 

Учащийся научится: 

осознавать ценности биологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира: 

- формировать устойчивые установки социально-ответственного поведения в окружающей среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека. 

- ориентация на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;  

- способность к самооценке на основе критериев успешности;  

-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами. 

Учащийся получит возможность научиться:  

-овладевать на уровне общего образования законченной системой биологических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; 

- осознавать значимость и общность глобальных проблем человечества; 

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики. 

Метапредметные результаты 

Регулятивные универсальные учебные действия 

Учащийся научится: 

- самостоятельно контролировать своё время и управлять им; 

- устанавливать целевые приоритеты; 

- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия актуальный контроль на уровне произвольного внимания; 

- принимать решения в проблемных ситуациях;  

- оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно).  

-умение работать с разными источниками информации; 

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;  

-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;  

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  

-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 

Учащийся получит возможность научиться:  

- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; 

- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; 

- адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; 

- основам саморегуляции эмоциональных состояний. 

Познавательные универсальные учебные действия 

Учащийся научится:  

- осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;  

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации;  

- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, схемами, приведенными в учебной литературе;  

- строить сообщения в устной и письменной форме; 

- находить в содружестве с одноклассниками разные способы решения учебной задачи;  

- воспринимать смысл познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;  

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;  

- осуществлять синтез как составление целого из частей. 

Учащийся получит возможность научиться:  

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, поисковых систем, медиаресурсов;  

- записывать, фиксировать географическую информацию с помощью инструментов ИКТ;  

- создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;  

- находить самостоятельно разные способы решения учебной задачи;  

- осуществлять сравнение и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);  

- строить логичное рассуждение как связь суждений об объекте (явлении). 

Коммуникативные универсальные учебные действия 

Учащийся научится: 

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; 

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 

Учащийся получит возможность научиться: 

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; 

-  в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей; 

- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; 

- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; 

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство). 

Предметные результаты 

Учащийся научится: 

- описывать особенности индивидуального и исторического развития животных; 

- объяснять значение животных в природе и жизни человека; 

- законы об охране животного мира; 

- описывать среды жизни и многообразие условий обитания животных; 

- различные экологические группы животных; 

- объяснять особенности взаимовлияние животных и различных экологических факторов; 

- объяснять особенности распространения животных в зависимости от действия экологического фактора; 

- выяснять экологические связи между членами биоценоза в разных экосистемах, их адаптаций к условиям жизни; 

- приводить примеры благоприятных и неблагоприятных условий для жизни животных. 

Учащийся получит возможность научиться: 

-находить информацию о животных в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; 

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, животными; оказания первой помощи при укусах животных; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; 

-создавать собственные письменные и устные сообщения животных, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников. 

Учебно-методический план 

 

Тема (раздел) 

Количество часов 

Вид занятий 

Среды жизни и их обитатели 

Лекция   

Гиганты и карлики в мире животных 

Практикум 

Одетые в броню. Рождающие мел 

Лекция, тест 

Ядовитые животные 

Лекция, практикум 

Животные -рекордсмены 

Практикум 

Животные-строители 

2  

Практикум 

Заботливые родители 

Зачет  

Язык животных 

Лекция, практикум 

Животные – понятливые ученики 

Лекция, практикум 

10 

Герои песен, сказок и легенд 

Лекция, практикум 

11 

Животные - символы 

Лекция, практикум 

12 

Итоговое занятие 

Практикум  

 

Итого 

34 

 

 

Содержание программы факультативного курса 

"Удивительные животные" 

Тема 1. Среды жизни и их обитатели.  

Обитатели водной, наземно-воздушной, почвенной сред. Среды жизни. Характеристика водной, наземно-воздушной среды. Приспособления организмов к этим средам. Характеристика почвенной среды и организм как среда для паразитов. Приспособления организмов к этим средам  

Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных.  

Гиганты океана (акулы и киты) и суши (слоны, жирафы, бегемоты, носороги, медведи).  

Размер имеет значение  

Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты.  

Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные.  

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи.  

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные. Жирафы и бегемоты. Отряд Непарнокопытные. Носороги  

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел.  

Моллюски, броненосцы, черепахи, рыбы. Защитные покровы животных. Надежность и уязвимость защиты.  

Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы.  

 Раковины моллюсков.  

 Панцири броненосцев и черепах.  

Панцири броненосцев и черепах.  

Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов жи-вотных.  

Тема 4. Ядовитые животные. 

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Медузы, пчелы, осы, пауки, земноводные, змеи. Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека.  

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса.  

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы.  

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи.  

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки.  

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.  

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека  

Тема 5. Животные-рекордсмены.  

Сокол, кенгуру, муравей, кузнечик, гепард. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.  

Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья.  

Сокол сапсан – рекордсмен полета. Кенгуру – рекордсмен по прыжкам. Гепард рекордсмен по бегу. Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных.  

Тема 6. Животные-строители. 

Пауки, пчелы, птицы, бобры.  

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки  

Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров.  

Тема 7. Заботливые родители. 

Колюшка, пипа, питон, пеликан, волки. Забота о потомстве у беспозвоночных, некоторых рыб, земноводных, пресмыкающихся, подавляющего большинства птиц и млекопитающих.  

Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые.  

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. 

Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. Птиц и млекопитающих.  

Тема 8. Язык животных. 

Танец пчел, ультразвуки летучих мышей, дельфинов, пение птиц, общение млекопитающих. Химический язык, его расшифровка и использование человеком.  

 Химический язык, его расшифровка и использование человеком.  

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины.  

 Значение пения птиц, общение млекопитающих.  

Химический язык, его расшифровка и использование человеком.  

Тема 9. Животные – понятливые ученики.   

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.  

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология.  

 Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных.  

Тема 10. Герои песен, сказок и легенд.  

Животные – герои песен и сказок.  

Животные – герои легенд.  

Тема 11. Животные – символы. 

Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.  

Животные символы.  

Экскурсии (включая видеоэкскурсии): 

1.  «Среды жизни животных" 

2. «Обитатели морей и океанов» 

3.  "Защитные покровы животных" 

4. «Самые опасные животные на планете» 

5. «Животные рекордсмены» 

6. «Забота о потомстве у животных» 

7. «Звуковая сигнализация в жизни животных» 

8. «Талантливые животные», «Сверхъестественные способности животных» 

Практические работы: 

№1«Опасные и ядовитые животные» 

№2  «Изучение свойств природного строительного материала животных» 

№3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) 

 

Календарно-тематическое планирование 

 

Тема 

Часы 

Дата  

Примечание  

План  

Факт  

Тема 1. Среды жизни и их обитатели. 

1  

Среды жизни. Приспособления организмов к этим средам. Инструктаж по ТБ. Экскурсия «Среды жизни животных" 

 

1  

 

 

 

Тема 2. Гиганты и карлики в мире животных. 

2  

Размер имеет значение  

1  

 

 

 

3  

Гиганты моря. Надкласс Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Отряд Акулы и Скаты. 

2  

 

 

 

4  

Гиганты моря. Класс Млекопитающие. Отряд китообразные. 

1  

 

 

 

5  

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд хоботные. Отряд Хищные. Семейство медвежьи. 

1  

 

 

 

6  

Гиганты суши. Класс Млекопитающие. Отряд Парнокопытные и Непарнокопытные. Видеоэкскурсия «Обитатели морей и океанов» 

1  

 

 

 

Тема 3. Одетые в броню. Рождающие мел. 

7  

Защитные покровы животных. Простейшие фораминиферы. 

 

 

 

8  

Раковины моллюсков. 

1  

 

 

 

9  

Панцири броненосцев и черепах. 

1  

 

 

 

10  

Покровы рыб. Надежность и уязвимость защитных покровов животных. Видеоэкскурсия "Защитные покровы животных" 

1  

 

 

 

Тема 4. Ядовитые животные. 

11  

Яды для защиты и нападения. Расположение ядовитых желез. Видеоэкскурсия «Самые опасные  

животные на планете» 

1  

 

 

 

12  

Тип Кишечнополостные. Класс Гидроидные. Медузы. Морская оса. 

1  

 

 

 

13  

Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Пчелы. Осы. 

1  

 

 

 

14  

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Пауки и клещи. 

1  

 

 

 

15  

Тип Хордовые. Класс Земноводные. Ядовитые лягушки. Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №1«Опасные и ядовитые животные» 

1  

 

 

 

16  

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся. Змеи.  

Меры предосторожности, первая помощь при попадании яда в организм человека. 

1  

 

 

 

Тема 5. Животные-рекордсмены. 

17  

Рекорды беспозвоночных животных - кузнечика и муравья. 

1  

 

 

 

18  

Спортивные рекорды в сравнении с рекордами животных. Видеоэкскукрсия «Животные рекордсмены» 

1  

 

 

 

Тема 6. Животные-строители. 

19  

Животные строители среди беспозвоночных – пчелы и пауки. 

 

 

 

20  

Строители среди позвоночных животных. Гнездование для птиц, хатки бобров. Инструктаж по ТБ.  Практическая работа №2 «Изучение свойств природного строительного материала животных» 

1  

 

 

 

Тема 7. Заботливые родители. 

21  

Забота о потомстве у беспозвоночных - осьминоги, перепончатокрылые. 

1  

 

 

 

22  

Забота о потомстве у позвоночных среди рыб и земноводных. 

1  

 

 

 

23  

Забота о потомстве у позвоночных среди пресмыкающихся. птиц и млекопитающих. Видеоэкскурсия  

«Забота о потомстве у животных» 

1  

 

 

 

Тема 8. Язык животных. 

24  

Язык животных. Танец пчел, муравьев. 

1  

 

 

 

25  

Первая сигнальная система. Ультразвуки в мире животных. Летучие мыши и дельфины. 

1  

 

 

 

26  

Значение пения птиц, общение млекопитающих. Видеоэкскурсия 

«Звуковая сигнализация в жизни животных» 

1  

 

 

 

27  

Химический язык, его расшифровка и использование человеком. Викторина с использованием звукозаписи «Чей голос?» 

 

1  

 

 

 

Тема 9. Животные – понятливые ученики. 

28  

Безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы. Этология. Инструктаж по ТБ. Практическая работа №3 «Исследование поведения животного» (кошки, собаки) 

1  

 

 

 

29  

Обучение в мире животных. Выработка условных рефлексов у домашних животных. Видеоэкскурсия «Талантливые  

животные», «Сверхъестественные  

способности животных» 

1  

 

 

 

Тема 10. Герои песен, сказок и легенд 

30  

Животные – герои песен и сказок. 

1  

 

 

 

31  

Животные – герои легенд. 

1  

 

 

 

Тема 11. Животные – символы. 

32  

Животные символы стран Египет (кошка), Индия (корова) и др.  

1  

 

 

 

33  

Животные символы. Конкурс  

знатоков пословиц и поговорок 

с упоминанием животных 

 

 

 

34  

Викторина «Удивительные животные» 

1  

 

 

 

 

Учебно-методическое и материально- техническое  

обеспечение образовательного процесса 

 

Учебно-методический комплект учителя 

1. Электронное приложение к учебнику (СD) «Биология. Живой организм» Просвещение 2007 г.  

2. Образовательный комплекс "Биология, 6 кл. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).  

3. Образовательный комплекс «Биология, 7 кл. Животные» создан на основе УМК под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. (М., Издательский центр «Вентана-Граф»).  

4. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004  

5. Полный интерактивный курс биологии «Открытая биология» Физикон, 2005 г  

6. Мультимедийное учебное пособие нового образца БИОЛОГИЯ. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс Просвещение- Медиа 2005  

7. Экологические игры от АПБ / сост. А. Е. Винчевский [и др.]. – Минск : ЭкоЛоджик, 2006. 

8. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с. 

9. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991. 

10.    Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009. 

11. Тихонов А.В. Животные мира.  Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В. Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с. 

 

Учебно-методический комплект учащихся 

1. Козлов, М. А. Школьный атлас-определитель беспозвоночных / М. А. Козлов, И. М. Олигер. – М.: Просвещение, 1991. 

2.    Конюшко, В. С. Страницы экологического краеведения / В. С. Конюшко, А. А. Лешко, С. В. Чубаро. – Минск: НИО, 2009. 

3. Тихонов А.В. Животные мира.  Красная книга. Евразия. Млекопитающие. Птицы/ А.В. Тихонов – Москва: РОСМЭН-ПРЕСС, 2012г.- 176с. 

4. В. Калашников. Загадки живой природы. Животный мир.- М.: Белый город, 2011г. – 189с. 

 

Интернет – ресурсы 

1. http://bio.1september.ru  

2. http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»  

3. www.bio.nature.ru - научные новости биологии  

4. www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования.  

5. www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокруг тебя - мир, факультатив 5 класс

Рабочая программа факультативного курса в 5 класе по литературе...

Факультатив. 5 класс. «Математика для любознательных».

Факультативный курс «Математика для любознательных» рассчитан на 18 часов (35 учебных недель).Цель курса: способствовать формированию учебно- интеллектуальных, информационных, коммуникативных, и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ (ФАКУЛЬТАТИВ) 6 КЛАСС

Любовь к Родине является внутренним мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина. Ребёнок мало знает о том уголке, где он живёт, которы...

рабочая программа 5 класс ФГОС Домогацкий, факультатив 6 класс по географии

Дано планирование по биологии и географии, а также программы по факультативам 6 класс....

Адаптированная образовательная программа по основам правовых знаний. Факультатив, 6 класс.

Предлагаю вам адаптированную программу по факультативу «Основы правовых знаний» для учащихся 6-ых классов коррекционной школы (для учащихся с нарушением интеллекта). Программа рассчитана на 1 год обуч...

Факультатив 6 класс ФГОС "Наглядная геометрия"

Факультативный курс расчитан на 1 час в неделю, составлен с учетом авторской программы Т.А. Бурмистровой и учебника "Наглядная геометрия" Шарыгин...

Факультатив 9 класс "Всемогущий синтаксис"

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку для 9 класса...