Факультатив 6 класс ФГОС "Наглядная геометрия"
элективный курс по геометрии (6 класс) на тему

Дорн Елена Владимировна

Факультативный курс расчитан на 1 час в неделю, составлен с учетом авторской программы Т.А. Бурмистровой и учебника "Наглядная геометрия" Шарыгин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadnaya_geometriya_6_klass_fakultativ.docx30.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено на заседании                  Принято                                               Утверждаю                                                                                                  

МО учителей _____________                    на  заседании педагогического            директор школы                              

_______________________                    совета  школы                                   _________Н.И. Филатова              

Рук. МО_________________                      Протокол № 1                                          Приказ № ___                                                                                                              

_________________________                   от  «     » августа 2015 г.                          от «    » августа 2015 г.                                                                                                                                                                  

Протокол № ____                                   

от «     » августа 2015 г

Согласовано

зам.директора по учебно-

 воспитательной работе                

_______________________                    

                                         

                                                                                                      

Рабочая  программа

 Факультативного курса по математике

«Наглядная геометрия» 

для 6 класса

на 2015-2016 уч.год

 

 

                                                                      Составитель программы

                                                                             Дорн   Елена Владимировна

                                                       учитель математики

                                                                             первой квалификационной категории

                                                                             

 

 2015г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа факультативного курса ориентирована на учащихся 6 классов и реализуется на основе федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы «Математика 5-6 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», автор Бурмистрова Т.А. М: Просвещение, 2014 г. Программа разработана для преподавания курса математики по учебнику Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.:  М.: Дрофа, 2011.

Общая характеристика учебного курса

Геометрия дает учителю уникальную возможность развивать ребенка на любой стадии формирования его интеллекта. Три ее основные составляющие: фигуры, логика и практическая применимость позволяют гармонично развивать образное и логическое мышление ребенка любого возраста, воспитывать у него навыки познавательной, творческой и практической деятельности.

Однако именно сочетание упомянутых составляющих становится для многих детей непреодолимым препятствием успешному освоению предмета. Так, ученики VII класса должны одновременно и знакомиться с новыми фигурами, усваивая их основные свойства, накапливая и связывая между собой геометрические представления, и овладевать геометрической терминологией, приобретать навыки доказательства утверждений, сталкиваясь с необходимостью не только говорить, но и думать на новом для себя научном языке. Поэтому разумное разделение этих трудностей способствует успешному усвоению школьниками геометрии. Одним из способов такого разделения является двукратное изучение курса геометрии.

Первая стадия изучения — интуитивная — основана на системе общих представлений о фигурах (свойствах, классах, действиях и т.д.). Иначе эту ступень можно рассматривать как визуальную (наглядную), а систему представлений – как набор образов, готовых к актуализации в повседневной жизни, творчестве, познавательной деятельности, в частности в дальнейших более серьезных занятиях геометрией. Это — ядро, сердцевина геометрического образования, формируемое вне зависимости от программы, учителя, отношения ученика к предмету.

Основы системы геометрических представлений заложены в человеке самой природой и развиваются, начиная с первых дней его жизни. Школьная геометрия может и должна укрепить это ядро, заполнив пустоты в системе представлений, сделав ее универсально функциональной, непротиворечивой, пополняемой в процессе продолжения образования. В школе это ядро наращивается за счет остаточных знаний при изучении предмета, а в дальнейшем – за счет бытовых и профессиональных навыков и опыта, являясь существенным элементом общей образованности и культуры.

Вторая стадия — логическая, опирающаяся на первую, построена на системе абстрактных терминов, понятий, высказываний не только об объектах (фигурах), но и о логических операциях, задачах и методах их решения, научных теориях. Эту ступень геометрического образования удается преодолеть далеко не всем учащимся (особенно без предварительного уверенного “взятия” первой ступени), и зачастую не столько из-за отсутствия у них математических способностей, сколько из-за отсутствия мотивации в ее преодолении.

Сегодня в школе геометрия обрушивается на учащегося лавиной совершенно чуждых его “гуманитаризированному” сознанию терминов и логических конструкций, вызывая мотивационный вакуум. Интуитивная геометрическая база среднего ученика настолько скудна и бессвязна, что в целом можно говорить о “геометрическом коллапсе”, наблюдающемся в российской школе. В итоге после ее окончания уровень общих геометрических представлений ученика почти не меняется по сравнению с дошкольным, а пополняется лишь обрывками знаний, относимых нами ко второй ступени.

Выделение особого “интуитивного” пропедевтического курса геометрии, нацеленного на укрепление и совершенствование системы геометрических представлений, решает основные проблемы. С одной стороны, это способствует предварительной адаптации учащихся к регулярному курсу геометрии, с другой — может обеспечить достаточный уровень геометрических знаний в гуманитарном секторе школьного образования, давая возможность в дальнейшем высвободить часы для углубленного изучения других предметов без нанесения ущерба развитию ребенка.

   Контроль знаний учащихся осуществляется через ряд практических работ

Цели курса “Наглядная геометрия”

Через систему задач организовать интеллектуально-практическую и исследовательскую деятельность учащихся, направленную на:

- развитие пространственных представлений, образного мышления, изобразительно графических умений, приемов конструктивной деятельности;

- развитие умений преодолевать трудности при решении математических задач;

- формирование геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи;

- формирование логического и абстрактного мышления, формирование качеств личности (ответственность, добросовестность, дисциплинированность, аккуратность, усидчивость).

Задачи курса “Наглядная геометрия”

1. Вооружить учащихся определенным объемом геометрических знаний и умений, необходимых им для нормального восприятия окружающей деятельности.

2. Познакомить учащихся с геометрическими фигурами и понятиями на уровне представлений.

3. Изучение свойств на уровне практических исследований, применение полученных знаний при решении различных задач. Основными приемами решения задач являются: наблюдение, конструирование, эксперимент.

Развитие логического мышления учащихся строения курса, которое, в основном, соответствует логике систематического курса, а во-вторых, при решении соответствующих задач, как правило, “в картинках”.

На занятиях наглядной геометрии предусмотрено решение интересных головоломок, занимательных задач, бумажных геометрических игр и т.п. Этот курс поможет развить у ребят смекалку и находчивость при решении задач.

Приобретение новых знаний учащимися осуществляется в основном в ходе их самостоятельной деятельности. Среди задачного и теоретического материала акцент делается на упражнения, развивающие “геометрическую зоркость”, интуицию и воображение учащихся. Уровень сложности задач таков, чтобы их решения были доступны большинству учащихся.

Описание места предмета в учебном плане

Курс реализуется за счет школьного компонента учебного плана. Данная программа рассчитана на 35 часов по 1 часу в неделю.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса

В результате изучения курса наглядной геометрии 6-го класса учащиеся должны овладевать следующими умениями, представляющими обязательный минимум:

Личностные результаты :

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
  • проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие
  • внимательность;
  • выражать положительное отношение к процессу познания;
  • проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
  • оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
  • применять правила делового сотрудничества:
  • сравнивать разные точки зрения;
  • считаться с мнением другого человека;
  • проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику;
  • формирование культуры работы с графической информацией;

Метапредметные результаты:

  • анализировать условие задачи и выделять необходимую для ее решения информацию; находить информацию, представленную в неявном виде; преобразовывать объекты в соответствии с заданными образцами; выстраивать логическую цепочку рассуждений;
  • переносить взаимосвязи и закономерности с одних объектов и действий на другие по аналогии;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; представлять зависимости между различными величинами в виде формул; вычислять площадь объекта, состоящего из нескольких частей; вычислять площади объектов в форме многоугольников при решении бытовых задач; использовать чертежные инструменты для создания графических объектов при решении бытовых задач;
  • читать диаграммы, представлять информацию в виде диаграмм.

Предметные результаты:

  • уметь определять геометрическое тело по рисунку, узнавать его по развертке, видеть свойства конкретного геометрического тела осознать, что геометрические формы являются идеализированными образами реальных объектов
  • усвоить первоначальные сведения о плоских фигурах, объемных телах, некоторых геометрических соотношениях
  • научиться использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира
  • усвоить практические навыки использования геометрических инструментов
  • научиться решать простейшие задачи на построение, вычисление, доказательство
  • уметь изображать фигуры на нелинованной бумаге
  • распознавать на чертежах и моделях геометрические фигуры (отрезки, углы, треугольники, их частные виды, четырехугольники, окружность, ее элементы)
  • уметь изображать геометрические чертежи согласно условию задачи
  • овладеть практическими навыками использования геометрических инструментов для изображения фигур
  • уметь решать несложные задачи на вычисление геометрических величин, применяя некоторые свойства фигур
  • владеть алгоритмами простейших задач на построение
  • овладеть основными приемами решения задач: наблюдение, конструирование, эксперимент

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

1. Повторение. (6часов) Обзор основных тем 5 класса: конструирование, геометрические головоломки, измерение длин, площадей и объёмов. Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др. Пространство и его размерность.

2. Параллельность и перпендикулярность. (4 часа) Параллелограмм, его свойства. Построение параллельных и перпендикулярных прямых, понятие «золотого сечения».

3. Задачи на построение. (4 часа)  Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой. Основная цель: сформировать у учащихся навыки построения циркулем и линейкой. Фигурки из куба и его частей..

4. Координатная плоскость. (5часов)  Координаты.

Решение задач на построение точек на координатной плоскости, рисование по координатам и наоборот – разгадывание зашифрованного с помощью координат рисунка.

5. Симметрия. (6 часов)  Зеркальное отражение. Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники.

Основная цель: сформировать у учащихся навыки работы с симметричными фигурами, научить их самих создавать бордюры, паркеты, орнаменты, находить их в природе, быту и т.д.

Зеркальное отражение, Бордюры и орнаменты. Симметрия помогает решать задачи. Правильные многогранники. Изготовление правильных многогранников.

6. Замечательные кривые. (4 часа) Зашифрованная переписка. Задачи со спичками Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги.

Основная цель: расширить кругозор в познании замечательных кривых, их особенностей и приложений.

Кривые дракона, лабиринты. Геометрия клетчатой бумаги

7. Занимательная геометрия (6 чаосв).

Основная цель: закрепить навыки образного мышления, графических умений, приемов конструктивной деятельности, умений преодолевать трудности при решении математических задач, геометрической интуиции, познавательного интереса учащихся, развитие глазомера, памяти обучение правильной геометрической речи.

Задачи со спичками. Зашифрованная переписка. Задачи, головоломки, игры.

Календарно-тематическое планирование

тема

Срок проведения

Характеристика основных видов деятельности ученика

Зарождение и развитие геометрической науки. Простейшие геометрические фигуры. Точка, прямая, плоскость. Отрезок, луч. Измерение углов.

Освоить понятия простейших фигур, научиться измерять углы при помощи основных геометрических инструментов, составлять план последовательности действий

Пространство и его размерность. П.р. «Измерение углов многоугольника»

Освоить понятие пространства и размерности, научиться сравнивать тела разного размера, выслушивать мнение членов команды

Углы смежные и вертикальные, сумма углов многоугольника

Научиться измерять углы, устанавливать причинно-следственные связи

Разрезание фигуры на равные части

Совершенствовать навыки работы с геометрическими фигурами, формировать навыки анализа

Конструирование из треугольников, квадратов и прямоугольников, лист Мёбиуса, и др.

Освоить первоначальные навыки конструирования, формирование устойчивой мотивации к индивидуальной деятельности

Головоломки геометрические

Научиться решать нестандартные задачи, выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания

Параллельность и  перпендикулярность

Научиться строить параллельные и перпендикулярные прямые, формирование навыка осознанного выбора, наиболее эффективного способа решения

Рассмотреть свойства параллелограмма,

Освоить понятие параллелограмма и его свойства, формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению

Построение параллельных и перпендикулярных прямых с помощью треугольника, циркуля и линейки,

Научиться строить параллельные и перпендикулярные прямые с помощью циркуля и ленейки, формирование навыка осознанного выбора, наиболее эффективного способа решения

Рассмотреть понятие «золотого сечения». Задачи на построение

Освоить понятие «золотого сечения», овладеть приемами решения задач на построение

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

Научиться строить треугольник и параллелограмм, формирование навыка осознанного выбора, наиболее эффективного способа решения

Построение треугольника и параллелограмма циркулем и линейкой.

Научиться строить треугольник и параллелограмм, формирование навыка осознанного выбора, наиболее эффективного способа решения

Проекции куба и его частей

Освоить понятие проекции, формировать навык построения пространственных тел

Практическая работа «Построение проекций»

Научиться применять приобретенные навыки в конкретной деятельности

Координаты

Освоить понятие координат, развивать графическую грамотность

Решение задач на построение точек на координатной плоскости, определение координат  точек на плоскости

Научиться построению точек на координатной плоскости, формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Полярные координаты.

Освоить понятие полярных координат, определять уровень сложности задания

Работа в полярных координатах

Научиться построению точек на координатной плоскости, формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Практическая работа по созданию и разгадыванию рисунка, заданного своими координатами в декартовых и полярных координатах.

Научиться применять приобретенные навыки в конкретной деятельности

Зеркальное отражение

Освоить понятие зеркального отражения, формирование навыков практического применения

 Бордюры и орнаменты

Развитие творческой активности учащихся

Симметрия помогает решать задачи.

Освоить понятие симметричных фигур, научиться решать задачи с помощью симметрии

Правильные многогранники Изготовление правильных многогранников

Освоить понятие проекции, формировать навык построения пространственных тел

Построение симметричных точек на координатной плоскости.

Научиться построению точек на координатной плоскости, формирование навыков самоанализа и самоконтроля

Решение задач с использованием свойств симметрии

Освоить понятие симметричных фигур, научиться решать задачи с помощью симметрии

Кривые дракона,

Ввести понятие кривых дракона, научиться иллюстрировать кривые дракона

Лабиринты.

Развитие творческой активности

Геометрия клетчатой бумаги

Научится решать задачи на клетчатой бумаги, формирование интересов к творческой деятельности

Геометрический тренинг. Фигуры одним росчерком пера.

Развитие творческой активности

Зашифрованная переписка

Формирование познавательного интереса к изучению нового

Практическая работа «Шифровка»

Научиться применять приобретенные навыки в конкретной деятельности

Задачи со спичками, кроссворды

Развитие творческой активности и логического мышления

занимательные задачи

Развитие творческой активности, формирование навыков анализа и самоконтроля

Итоги года: творческий отчёт. Поделки творческие «Геометрия вокруг нас»

Развитие творческой активности, формирование навыков анализа и самоконтроля

Итоги года: творческий отчёт. Поделки творческие «Геометрия вокруг нас»

Развитие творческой активности, формирование навыков анализа и самоконтроля

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Программно-методическое обеспечение

  1. Федеральный компонент государственного основного общего образования по математике
  2. Авторская программа «Математика 5-6 класс. Сборник рабочих программ ФГОС», автор Бурмистрова Т.А. М: Просвещение, 2014 г.
  3. Учебник Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.:  М.: Дрофа, 2011.

Перечень интернет-ресурсов :

Пособия для учителя:

1. Шарыгин, И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. – 13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 189 с.

2. Шарыгин, И.Ф. Математика: Задачи на смекалку: Учеб. пособие для 5-6 кл. общеобразовательных учреждений / И.Ф.Шарыгин, А.В. Шевкин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2000. – 95 с.

Дополнительная литература для обучающихся:

1. Панчищина В.А. Наглядная геометрия: Рабочая тетрадь по математике для 5 и для 6 класса. Наглядная геометрия (учебное пособие для 5–6 классов) Изд-во ТГПУ, 2008

2. Рослова Л.О. Методика преподавания наглядной геометрии учащихся 5-6 классов. М.: Издательский дом “Первое сентября”. Еженедельная газета “Математика”, №19-24, 2009.

3. Ходот Т.Г. Наглядная геометрия 5-6 классы. М.: Издательство ООО “Школьная пресса”. Журнал  “Математика в школе”, №7, 2006.

Планируемые результаты изучения учебного курса :

1) в личностном направлении:

Ученик научиться:

* умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

* критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

* представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;

ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

2) в метапредметном направлении:

Ученик научиться:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

3) в предметном направлении:

Ученик научиться:

  • распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
  • изображать геометрические фигуры, распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела;
  • в простейших случаях строить развертки пространственных тел;
  • вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам.

Ученик получит возможность научиться:

  • Строить симметричные точки на плоскости
  • Строить проекции геометрических фигур
  • Конструировать геометрические тела


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса по выбору в 9 классе по геометрии: "Геометрия вокруг нас"

Рабочая программа рассчитана на 17 часов. Цель курса: заинтересовать учащихся прикладными возможностями математики в изучении других дисциплин....

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008.

Рабочая программа по геометрии. 7 класс.Учебник: Геометрия, 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др./ – 16-е изд. – М. : Просвещение, 2008....

Планирование по геометрии 7 класс. (Учебник "Геометрия 7-9" Атанасян Л.С. и др.)

Данное планирование асчитано на 68 учебных часов (2 часа в неделю, 34 учебных недели)...

Конспект урока геометрии в 7 классе "Мир геометрии"

Урок   «Мир геометрии». «Геометрия является самым могущественным средством  для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и  рассуждать...

Рабочая программа по геометрии для 10 класса.Учебник "Геометрия 10-11",авт.Л.С.Атанасян,В.Ф.Бутузов и др.

Рабочая программа по геометрии для 10 класса содержит несколько разделов, в том числе содержание курса геометрии 10 класса,календарно-тематическое планирование,контрольные работы....

УРОК ПО ТЕМЕ: «ТЕОРЕМА ПИФАГОРА» Геометрия 8 класс. Учебник: Геометрия 7-9 кл.

Цели урока: Дидактические- повторение сведений о прямоугольном треугольнике- изучение теоремы Пифагора- применение теоремы для решения задачРазвивающие  - развитие познавательного интереса ч...