Конспект урока геометрии в 7 классе "Мир геометрии"
план-конспект занятия (геометрия, 7 класс) по теме

Козлова Татьяна Александровна

Урок   «Мир геометрии». «Геометрия является самым могущественным средством  для изощрения наших умственных способностей и дает возможность правильно мыслить и  рассуждать». Галилео Галилей               

Цель урока:  показать учащимся красоту геометрии, познакомить с историей возникновения геометрии, систематизировать основные геометрические понятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_geometrii_7.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Урок   «Мир геометрии».

«Геометрия является самым могущественным средством

для изощрения наших умственных способностей и

дает возможность правильно мыслить и  рассуждать».

Галилео Галилей              

Цели и задачи урока:

Образовательные – показать учащимся красоту геометрии, познакомить с историей возникновения геометрии, систематизировать основные геометрические понятия.

Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, интеллектуальные качества, способность к обобщению, быстрому переключению; способствовать формированию навыков самостоятельной работы;  формировать умение четко и ясно излагать свои мысли.

Воспитательные – прививать учащимся интерес к предмету; формировать умение аккуратно и грамотно выполнять математические записи.

Оборудование: мультимедиа, набор геометрических фигур, кроссворд.

Тип урока: игра – путешествие.

                                                      План урока.

  1. Целеполагание.
  2. Постановка вопросов:

- Что означает слово «геометрия»?    

- Что изучает геометрия?                                                                                                                                                        

   - Когда и как зародилась наука «геометрия»?

- Для чего нам необходимо знать геометрию?

  1. Изучение темы:
  1. Историческая станция.
  2. Геометрическая станция.
  3. Практическая станция.
  4. Иллюзионная станция.

     4. Домашнее  задание.

     5. Итоги урока.  Рефлексия.

                                                Ход урока.

(слайд 1)

Ребята, сегодня у нас первый урок изучения нового учебного предмета – геометрии. Я постараюсь  показать вам красоту геометрии, познакомить с историей возникновения геометрии, систематизировать известные вам основные геометрические понятия.

Итак, мы начинаем путешествие в мир геометрии (слайд 2).

В тетрадях запишем тему урока «Мир геометрии».

 В начале 20 века великий французский архитектор Ле Корбюзье сказал  (слайд 3):

«Я думаю, что никогда до настоящего времени мы не жили в такой геометрический период. Все вокруг – геометрия».

Эти слова очень точно характеризуют и наше время. Наше время  наполнено геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека.

Лучше ориентироваться в этом мире, открывать новое и неизвестное для вас поможет геометрия.

( слайд4)

 В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - земля, а  «метрео» - мерить).

(слайд 5) 

Вильгельм Лейбниц сказал: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймет».  

Заглянем в прошлое, когда зародилась наука геометрия…

Откуда же появилась новая наука?

Кто придумал? Имя дал?

И зачем нам навязал?

Станция «Историческая»

 (слайд 6)

Геометрия – одна из наиболее древних наук. Первые геометрические факты найдены ы вавилонских клинописных таблицах и египетских папирусах (III тысячелетие до нашей эры), а также в других источниках.

Геометрия возникла в результате практической деятельности людей: нужно было сооружать жилища, храмы, проводить дороги, оросительные каналы, устанавливать границы земельных участков и определять их размеры. Важную роль играли и эстетические потребности людей: желание украсить свои жилища и одежду, рисовать картины окружающей жизни.

Знания не были ещё систематизированы и передавались от поколения к поколению в виде правил и рецептов.

Например, правил нахождения площадей фигур, объёмов тел, построения прямых углов и т.д. Не было ещё доказательств этих правил, и их изложение не представляло собой научной теории. 

За несколько столетий до нашей эры в Египте, Китае, Вавилоне, Греции уже существовали начальные геометрические знания, которые добывались в основном опытным путем, а затем систематизировались.

(слайд 7)

Первым, кто начал получать новые геометрические факты при помощи рассуждений (доказательств), был древнегреческий математик Фалес (VI век до нашей эры).

Таким образом, геометрия возникла на основе практической деятельности людей и сформировалась как самостоятельная наука, изучающая фигуры.

(слайд 8)

Наибольшее влияние на всё последующее развитие геометрии оказали труды греческого учёного Евклида, жившего в Александрии в III веке до нашей эры.

(слайд 9)

Евклид написал сочинение «Начала» и почти два тысячелетия геометрия изучалась по этой книге, а наука в честь ученого была названа евклидовой геометрией.

(Слайд 10)

Итак, геометрия – наука, занимающаяся изучением геометрических  фигур.

        Станция «Геометрическая».

Ребята, с какими геометрическими фигурами мы с вами уже знакомы? (ответы учащихся). Перед вами геометрические фигуры. С некоторыми вы знакомы, а некоторые вами ещё не изучены. Я предлагаю разделить эти фигуры на две группы (самостоятельная  работа).  Обоснуйте, по какому принципу данные фигуры были разделены группы  (ответ учащихся).

(слайд 11)

Школьный курс делиться на две части:  планиметрия и стереометрия. В планиметрии рассматриваются  фигуры  на плоскости, в стереометрии соответственно – в пространстве. Мы начнем изучение геометрии с планиметрии.  

        Станция «Практическая».

(слайд 13)                                                   

Основные понятия планиметрии – точка  и прямая.

Из курса математики вам известно, (слайд 14) что точки обозначаются заглавными латинскими буквами,  (слайд 15)  прямые – одной прописной или двумя заглавными.

Оказывается, между точками и прямыми существует определенная связь.

(слайд16)

Рассмотрим некоторую прямую m и точку А, лежащую на прямой. В этом случае говорят: точка А принадлежит прямой m (сделать пометку в тетради). Теперь рассмотрит точку В, не лежащую на прямой m. В этом случае говорят, что точка В не принадлежит прямой m (сделать пометку в тетради).

(слайд 17)                            

А теперь проверьте себя. Используя символ принадлежности, запишите принадлежность или не принадлежность точки   прямой (самостоятельная работа с фронтальной проверкой).

(слайд 18)

Вопрос: Сколько прямых можно провести через две точки?  (ответы учащихся)

Запомните:  через любые две точки можно провести прямую и притом только одну.

(слайд 19)

Вопрос: Сколько прямых можно провести через одну точку?   (ответы учащихся)

Запомните: через одну точку можно провести множество прямых.

(слайд 19)

Если из этого множества мы возьмем только две прямые, то мы назовем эти прямые пересекающимися и запишем в тетради соответствующее выражение, используя символ пересечения (сделать пометку в тетради).

Станция «Иллюзионная».

Ребята, геометрия помогает найти ответы на интересные вопросы. Например, равны ли отрезки? (слайд 20) Всегда ли можно доверять своему зрению?

Домашнее задание.

Мы совершили путешествие в мир геометрии.  Дома вам предстоит решить кроссворд.

Итог урока. Рефлексия.

(слайд 21)

Закончи предложение.

Кроссворд «Начальные геометрические понятия»

  1. Вставь пропущенное слово: «Через любые две точки можно провести … и притом только одну».
  2. Математический знак
  3. Название книги, в которой впервые был систематизирован геометрический материал.
  4. Геометрическая фигура на плоскости.
  5. Геометрическая фигура в пространстве.
  6. Раздел геометрии.
  7. Математический знак  
  8. Первоначальное понятие в геометрии.
  9. Часть прямой,  ограниченная двумя точками.
  10. Древнегреческий математик.
  11. Геометрическая фигура на плоскости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольники"

Конспект урока геометрии в 7 классе по теме "Треугольники". Обобщающий урок по теме. Привлечён дополнительный материал об истории создания велосипеда, на уроке устанавливалась связь частей ведосипеда ...

конспект урока геометрии "Смежные и вертикальные углы"

В разработке урока на основе презентации рассматриваются смежные и вертикальные углы, доказываются их свойства, вырабатываются умения применять эти свойств к решению задач. Учащиеся имеют возможность ...

Конспект урока геометрии в 9 классе по теме: Метод координат. Урок одной задачи.

Изложение несколько спонтанного, но интересного урока....

Конспект урока + презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме " Площадь треугольника"

Конспект и презентация к уроку геометрии в 8 классе по теме: "Площадь треугольника"- урок изучение нового материала.Цель урока: создать усло...