Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе (Статья)
статья по биологии (6 класс)
В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень математической грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urazova_statya.doc.docx | 353.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Уразова Г.Б.
Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе.
Аннотация: В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень математической грамотности. Ключевые слова: навыки XXI века, математическая грамотность, биология 6 класс Сегодня, в век информационных технологий, когда многие функции человека заменяют машины, людям стало необходимее проявлять функциональную грамотность: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, креативное мышление. Что же такое функциональная грамотность? Это навыки познания, анализа и решения вопросов в быстро меняющемся мире. Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность. Как трактуется определение понятия «математическая грамотность» в международном исследовании PISA? Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. [2] В исследовании уровня сформированности математической грамотности в рамках PISA-2018 приняли участие 7 608 обучающихся из Российской Федерации (всего участвовало 600 тысяч 15-летних обучающихся 79 стран мира). Средний балл по математической грамотности российских школьников составил 488 баллов, что ниже на 6 баллов среднего балла в 2015 году. Проблема заключается в том, что развивать математическую грамотность нужно не только на предмете математика, но и на всех остальных предметах, в том числе и на уроках биологии. Как же вводить математические задания на уроки биологии? Сначала, необходимо выяснить какие предметные результаты сформированы у обучающихся, какие в настоящее время формируются в определенном классе. А уже после этого интегрировать ее в предмет. Проанализировав тематическое планирование по математике 5-6 классов (А.Г.Мерзляк) сделала выводы, что уже в 5 классе дети решают задачи на проценты, совершают совместные действия с десятичными дробями, переводят из одной единицы измерения в другую, им уже известны доли и дроби, пропорции. В 6 классе вводятся понятия делители и кратные, отношение. Примерно в середине учебного года изучают круговые и столбчатые диаграммы и лишь в четвертой четверти начинаются темы, в ходе которых изучаются графики и координатная плоскость. Способы интеграции математики и биологии: внеурочная деятельность, олимпиадные задания, необычные практико-ориентированные задания на обобщающих уроках, предметных неделях. Одним из таких способов может стать - математические минутки в начале или в конце урока. Примеры заданий математических минуток на уроке биологии в 6 классе (к УМК: под.ред И.Н.Пономаревой) Тема: Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений На Земле около 350 тыс. видов растений, из них 73,9 % - цветковые. Сколько всего видов цветковых растений на Земле. Ответ запишите в виде числа. К 2004 году ученые описали примерно 258, 65 тыс. видов цветковых растений, 16000 видов мохообразных, 11 тыс. папоротникообразных, 8 тыс. водорослей. Сколько всего видов растений описали ученые к 2004 году, ответ запишите в виде числа.
Тема: Многообразие жизненных форм растений | Верно ли утверждение? 1.Если взять за кратное срок жизни кустарника, то значения высоты его стволов будут являться делителями; 2. Максимальный возраст деревьев не является кратным максимальному возрасту кустарников; 3. Число 6 – результат деления кратного (максимальной высоты полукустарничков) и делителя (минимальной высоты полукустарничков). |
Тема: Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки После 3 циклов деления образовалось 24 клетки, определите, сколько клеток было перед началом деления; Тема: Ткани растений. Размер клетки эпидермиса лука – 400 мкм. Сколько клеток содержит 12мм2 эпидермиса?
Каков размер клеток волокна льна, если они в 100 раз больше клеток эпидермиса лука? Ответ запишите в виде числа.
Тема: Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину этих семян. Какое семя больше? Заполните таблицу
Длина | Ширина | Объяснение | |
Набухшее семя | |||
Сухое семя | |||
Во сколько раз больше? | |||
На сколько % увеличилась длина семени фасоли после набухания? |
Тема: Условия прорастания семян Глубина заделки семян больше размера семени примерно на 75%. На какую глубину нужно заделать семя фасоли размером в 1.5 см? Тема: Корень, его строение и значение. Длина всех корневых волосков озимой пшеницы составляет 20 см, что увеличивает поглощающую поверхность корня в 15 раз. Рассчитайте, какое количество корневых волосков содержится в корневой системе озимой пшеницы, если средняя длина одного корневого волоска составляет 2,5 мм. Поверхность надземной части ржи составляет 1,823 м2. Определите общую поверхность корневой системы растения, если она в 130 раз больше надземной части. [1] Тема: Побег, его строение и значение Побег бамбука растет на 0.75 м в длину за сутки. На сколько м изменится длина побега бамбука за неделю? Тема: Лист, его строение и значение Определите тип листа по отношению его длины к ширине, полученный ответ округлите до десятых.
Тема: Стебель, его строение и значение Высота стебля пшеницы – 1.5 м, а высота стебля бамбука – 20 м. Во сколько раз высота стебля бамбука больше высоты стебля пшеницы? Ответ округлите до десятых Тема: Цветок, его строение и значение Диаметр пластинки белоснежной кувшинки, занесенной в Красную книгу – 30 см, а диаметр ее цветка – 10 см. Определите во сколько раз диаметр пластинки больше диаметра цветка. Вольфия бескорневая – самое маленькое цветущее растение, диаметр его цветка примерно равен 0.5 мм. Сколько таких цветков поместится на ногте человека площадью 1.5 см2? Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов Ученики 6 класса собрали 12 кг плодов клена, дубы и липы, для получения семян лесничеству. Сколько кг плодов клена собрали дети, если плодов дуба и липы было собрано по 20%? Тема: Урок – обобщение по теме: «Органы растений». Определите отношение длины диаметра цветка по гербарию фиалки к самому длинному листу; найдите отношение длины стебля к длине корня. Результат запишите. Тема: Минеральное питание растений и значение воды «Лабораторная работа № 2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении».Скорость движения воды по сосудам древесины сосны 5мл/ч на 1 см2поперечного сечения. Определите скорость движения воды в (мл/ сутки) по сосудам березы на 1 см2 древесины, если она в 4 раза больше скорости движения воды по сосудам сосны.
Тема: Воздушное питание растений - фотосинтез
Чему равно отношение азота к кислороду в составе воздуха? Сколько литров кислорода содержится в 100л воздуха? При фотосинтезе из 6 молекул |
углекислого газа и 6 молекул воды образуется 1 молекула глюкозы и 6 молекул кислорода. А) Сколько молекул углекислого газа и воды нужно для образования 3 молекул глюкозы. Б) Сколько молекул кислорода образуется при фотосинтезе, если образовалось 4 молекулы глюкозы. Тема: Дыхание и обмен веществ у растений В процессе дыхания, при разложении одной молекулы глюкозы выделяется 2870 килоджоулей энергии. Сколько молекул глюкозы разложилось во время дыхания, если при этом образовалось11480 килоджоулей энергии? Тема: Систематика растений, ее значение для ботаники Из 1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковые относятся -18% видов, розоцветных – 60%, лилейных - 5%, крестоцветных -10% , ивовых – 7%. Определите, сколько растений относится к классу Двудольные? Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения водорослей». В водоеме растут зеленые, бурые и красные водоросли. Количество зеленых водорослей – 40%, а бурых в 2 раза больше, чем красных. Постройте круговую диаграмму, отражающую соотношению водорослей в водоеме. Тема: Отдел Моховидные Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мхов». Из 729 моховидных растений, произрастающих на одном болоте, сфагнума в 2 раза больше, чем льна, но в 3 раза меньше чем маршанции. Найдите количество растений каждого вида.
Тема: Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме. Нарисовать организм лесного сообщества на координатной плоскости по заданным координатам | . |
Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе | |
Определить по графику роста березы, сосны, ели: Какое дерево выше других в возрасте трех лет? В каком возрасте высота сосны равна 8 м? |
Тема: Смена природных сообществ и ее причины | На сколько т/га увеличивается масса углерода в экосистеме ельника; В каком возрасте березняк достигает максимального значения по массе углерода в экосистеме? В каком возрасте масса углерода в экосистеме ельника минимальная? |
Вывод: Вывод: после внедрения математических минуток на уроки биологии у детей развиваются навыки применения математических действий в определенных ситуациях, повышается мотивация изучения биологии и математики. Развиваются навыки вычисления процентов, работы с таблицами, графиками, диаграммами. Ребята осознают важность изучения математики, прослеживая ее тесную связь с другими науками.
Источники литературы:
- https://rosuchebnik.ru/
- https://fioco.ru/pisa
- Яндекс – картинки
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Уразова Гульмира Базарбаевна, учитель биологии МБОУ «Горьковская СОШ №2» Горьковского района, Омской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование математической грамотности на уроках математики
«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...
Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )
В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов
Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”. Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...
Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".
Статья содержит материал выступления на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...
Формирование математической грамотности. Конспект урока "Акции в магазине". 7 класс
Технологичекая карта урока функциональной грамотности...
Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"
Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...
Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»
Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...