Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе (Статья)
статья по биологии (6 класс)

Уразова Гульмира Базарбаевна

В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень  математической грамотности.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urazova_statya.doc.docx353.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уразова Г.Б.

Формирование математической грамотности на уроках биологии в 6 классе.

Аннотация: В статье представлены результаты из опыта работы по проблеме интеграции математики и биологии в 6 классе через введение математических минуток. Определены основные математические навыки у обучающихся данной категории. Приведены примеры математических заданий к определенной теме по биологии в 6 классе. Автор приходит к выводу , что введение математических минуток повышает мотивацию к обучению биологии и математики, повышается уровень  математической грамотности.                                                                                        Ключевые слова: навыки XXI века, математическая грамотность, биология 6 класс                                                                                Сегодня, в век информационных технологий, когда многие функции человека заменяют машины, людям стало необходимее проявлять функциональную грамотность:  читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, креативное мышление. Что же такое  функциональная грамотность? Это навыки познания,  анализа и решения вопросов в быстро меняющемся мире. Одним из видов функциональной грамотности является математическая грамотность.                                        Как трактуется определение понятия «математическая грамотность» в международном исследовании PISA? Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке. [2]                В исследовании уровня сформированности математической грамотности в рамках PISA-2018  приняли участие 7 608 обучающихся из Российской Федерации (всего участвовало 600 тысяч 15-летних обучающихся 79 стран мира). Средний балл по математической грамотности российских школьников  составил 488 баллов, что ниже на 6 баллов среднего балла в 2015 году.                                                                                         Проблема заключается в том, что развивать математическую грамотность нужно не только на предмете математика, но и на всех остальных предметах, в том числе и на уроках биологии.                                 Как же  вводить математические задания на уроки биологии? Сначала,  необходимо выяснить  какие предметные результаты сформированы у обучающихся, какие в настоящее время формируются  в определенном классе. А уже после этого интегрировать ее в предмет.                        Проанализировав тематическое планирование по математике 5-6 классов (А.Г.Мерзляк) сделала выводы, что уже в 5 классе дети решают задачи на проценты, совершают совместные действия с десятичными дробями, переводят из одной единицы измерения в другую, им уже известны доли и дроби, пропорции. В 6 классе вводятся понятия делители и кратные, отношение. Примерно в середине учебного года изучают  круговые и столбчатые диаграммы и лишь в четвертой четверти начинаются темы, в ходе которых изучаются  графики и координатная плоскость.                Способы интеграции математики и биологии: внеурочная деятельность, олимпиадные задания, необычные  практико-ориентированные задания на обобщающих уроках, предметных неделях. Одним из таких способов может стать -  математические минутки в начале или в конце урока.                Примеры заданий математических минуток на уроке биологии в 6 классе (к УМК: под.ред И.Н.Пономаревой)                                                                              Тема: Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений                                                                                                На Земле около 350 тыс. видов растений, из них 73,9 % - цветковые. Сколько всего видов цветковых растений на Земле. Ответ запишите в виде числа.                                                                                                          К 2004 году ученые описали примерно 258, 65 тыс. видов цветковых растений, 16000 видов  мохообразных, 11 тыс. папоротникообразных, 8 тыс. водорослей. Сколько всего видов растений описали ученые к 2004 году, ответ запишите в виде числа.

Тема:  Многообразие жизненных форм растений

https://fs03.metod-kopilka.ru/images/doc/49/44468/img5.jpg

Верно ли утверждение?

1.Если взять за кратное срок жизни кустарника, то значения высоты его стволов будут являться делителями;

2. Максимальный возраст деревьев не является кратным максимальному возрасту кустарников;

3. Число 6 – результат деления кратного (максимальной высоты полукустарничков) и делителя (минимальной высоты полукустарничков).

Тема: Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки            После 3 циклов деления образовалось 24 клетки, определите, сколько клеток было перед началом деления;                                                                        Тема: Ткани растений.                                                                                       Размер клетки эпидермиса лука – 400 мкм. Сколько клеток содержит 12мм2 эпидермиса?

Каков размер клеток волокна  льна, если они в 100 раз больше клеток эпидермиса лука?  Ответ запишите в  виде числа.

Тема: Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»    Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину этих семян. Какое семя больше? Заполните таблицу

Длина

Ширина

Объяснение

Набухшее семя

Сухое семя

Во сколько раз больше?

На сколько % увеличилась длина семени фасоли после набухания?

Тема: Условия прорастания семян                                                           Глубина заделки семян больше размера семени примерно на 75%. На какую глубину нужно заделать семя фасоли размером в 1.5 см?                                Тема: Корень, его строение и значение.                                                                  Длина всех корневых волосков озимой пшеницы составляет 20 см, что увеличивает поглощающую поверхность корня в 15 раз. Рассчитайте, какое количество корневых волосков содержится в корневой системе озимой пшеницы, если средняя длина одного корневого волоска составляет 2,5 мм.                Поверхность надземной части ржи составляет 1,823 м2. Определите общую поверхность корневой системы растения, если она в 130 раз больше надземной части. [1]                                                                                Тема: Побег, его строение и значение                                                          Побег бамбука растет на 0.75 м в длину за сутки. На сколько м изменится длина побега бамбука за неделю?                                                                        Тема: Лист, его строение и значение                                                           Определите тип листа по отношению его длины к ширине, полученный ответ округлите до десятых.

https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=409&png=1https://bio-oge.sdamgia.ru/get_file?id=220&png=1

Тема: Стебель, его строение и значение                                                                Высота стебля пшеницы – 1.5 м, а высота стебля бамбука – 20 м. Во сколько раз высота стебля бамбука больше высоты стебля пшеницы? Ответ округлите до десятых                                                                                                Тема: Цветок, его строение и значение                                                         Диаметр пластинки  белоснежной кувшинки, занесенной в Красную книгу – 30 см, а диаметр ее цветка – 10 см. Определите во сколько раз диаметр пластинки больше диаметра цветка.                        Вольфия бескорневая – самое маленькое цветущее растение, диаметр его цветка примерно равен 0.5 мм. Сколько таких цветков поместится на ногте человека площадью 1.5 см2?                                                                Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов                                  Ученики 6 класса собрали 12 кг плодов клена, дубы и липы, для получения семян лесничеству. Сколько кг плодов клена собрали дети, если плодов дуба и липы было собрано по 20%?                                                                         Тема: Урок – обобщение по теме: «Органы   растений».                  Определите отношение длины диаметра цветка по гербарию фиалки к самому длинному листу; найдите отношение длины стебля к длине корня. Результат запишите.                                                                                Тема: Минеральное питание растений  и значение воды «Лабораторная работа № 2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении».Скорость движения воды по сосудам древесины сосны 5мл/ч на 1 см2поперечного сечения. Определите скорость движения воды в (мл/ сутки) по сосудам березы на 1 см2 древесины, если она в 4 раза больше скорости движения воды по сосудам сосны.

Тема: Воздушное питание  растений - фотосинтез

https://otvet.imgsmail.ru/download/047da14d4f6ad70142043e9c6b0f5052_i-142.jpg

Чему равно отношение азота к кислороду в составе воздуха?

Сколько литров кислорода содержится в 100л воздуха?

При фотосинтезе из 6 молекул

углекислого газа и 6 молекул воды образуется 1 молекула глюкозы и 6 молекул кислорода.                                                                                 А) Сколько молекул углекислого газа и воды нужно для образования 3 молекул глюкозы.                                                                                Б) Сколько молекул кислорода образуется при фотосинтезе, если образовалось 4 молекулы глюкозы.                                                                Тема: Дыхание и обмен веществ у растений                                         В процессе дыхания, при разложении одной молекулы глюкозы выделяется 2870 килоджоулей энергии. Сколько молекул глюкозы разложилось во время дыхания, если при этом образовалось11480 килоджоулей энергии?                                                                                        Тема: Систематика растений, ее значение для ботаники                 Из  1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковые относятся -18% видов, розоцветных – 60%, лилейных  - 5%, крестоцветных -10% , ивовых – 7%.  Определите, сколько растений относится к классу Двудольные?                                                                        Тема: Водоросли,  их разнообразие и значение  в природе. Лабораторная работа № 4. «Изучение строения водорослей».                        В водоеме растут зеленые, бурые и красные водоросли. Количество  зеленых водорослей – 40%, а бурых в 2 раза больше, чем красных.        Постройте круговую диаграмму, отражающую  соотношению водорослей в водоеме.                                                                                Тема: Отдел Моховидные Лабораторная работа № 5. «Изучение строения мхов».                                                                                        Из 729 моховидных растений, произрастающих на одном болоте, сфагнума в 2 раза больше, чем льна, но в 3 раза меньше чем маршанции. Найдите количество растений каждого вида.

Тема: Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме.

Нарисовать организм лесного сообщества на координатной плоскости по заданным координатам

. https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_539e84790991b/img_user_file_539e84790991b_0_18.jpg

Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе

https://pandia.ru/text/81/300/images/img8_10.png

Определить по графику роста березы, сосны, ели:

Какое дерево выше других в возрасте трех лет?

В каком возрасте  высота сосны равна 8 м?

Тема: Смена природных сообществ и ее причины

http://www.forestforum.ru/info/pictures/ris3.gif

На сколько т/га увеличивается масса углерода в экосистеме ельника;

В каком возрасте березняк достигает максимального значения  по массе углерода в экосистеме?

В каком возрасте масса углерода в экосистеме ельника минимальная?

Вывод: Вывод: после внедрения математических минуток на уроки биологии у детей развиваются навыки применения математических действий в определенных ситуациях, повышается мотивация изучения биологии и математики. Развиваются  навыки вычисления процентов, работы с таблицами, графиками, диаграммами.  Ребята осознают важность изучения математики, прослеживая ее тесную связь с другими науками.

Источники литературы:

  1.  https://rosuchebnik.ru/
  2. https://fioco.ru/pisa
  3. Яндекс – картинки

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: Уразова Гульмира Базарбаевна, учитель биологии МБОУ «Горьковская СОШ №2» Горьковского района, Омской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ для учащихся 5-7 классов

Состояние математической грамотности учеников оценивается развитием “математической компетентности”.  Математическая компетентность определяется как “сочетание математических зн...

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".

                    Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...

Формирование математической грамотности. Конспект урока "Акции в магазине". 7 класс

Технологичекая карта урока функциональной грамотности...

Мастер-класс "Формирование естественнонаучной грамотности на уроках биологии"

Мастер-класс подготовлен в рамках участия в муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2023"...

Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики. Задачи мастер-класса:п...