Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»
материал по математике (5 класс)

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики.

 

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися кейсовых заданий для развития математической грамотности учащихся;
  • содействовать профессиональному общению;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx33.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Квитокская средняя общеобразовательная школа № 1

Мастер – класс по теме

«Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Матьякубова Т.В.


Мастер – класс по теме «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности на уроках математики»

Матьякубова Т.В.

Цель мастер-класса: познакомить с собственным педагогическим опытом применения кейсовых заданий для развития математической грамотности на уроках математики.

Задачи мастер-класса:

  • показать необходимость использования в работе с учащимися кейсовых заданий для развития математической грамотности учащихся;
  • содействовать профессиональному общению;
  • вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.

Ход

1. Вступление

Учитель: Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Меня зовут Матьякубова Татьяна Викторовна, я учитель математики  МКОУ Квитокской СОШ № 1. Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Решение кейсовых заданий для формирования математической грамотности» (слайд1).

2. Основная часть мастер-класса

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле»

Аристотель, древнегреческий философ

Учитель: Коллеги, предлагаю вам выполнить в течении 30 секунд следующее задание (слайд2).  У вас есть карточка, на которой нанесены 4 точки. Попробуйте, не отрывая ручку провести три линии через эти четыре точки так, чтобы получился треугольник. Какие придут идеи? (выполняют задание).

Я прошу показать карточки.

По статистике чаще всего наш мозг  воспринимает  эти точки как рамки, а чтобы выполнить все условия задания необходимо выйти за пределы этих рамок.  Вот так и в своей педагогической деятельности часто приходится выходить за пределы предметного материала, но при этом, сохраняя то, что у нас находится в центре (слайд2)

Учитель: Современное общество меняет взгляд на содержание математического образования. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Сегодня нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней (слайд 3)

Кейс-технология является одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление, или метод конкретных ситуаций (слайд 4)

Главное предназначение кейс - технологий - развивать способность прорабатывать различные проблемы и находить их решение, другими словами научиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика! Если такой подход в течение учебного цикла применяется многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Кейс - это события, реально произошедшие в той или иной сфере деятельности и описанные авторами для того, чтобы спровоцировать дискуссию в учебной аудитории, "сподвигнуть" учащихся к обсуждению и анализу ситуации, и принятию решения.

Классификация кейсов (слайд 5)

По наличию сюжета:

  • Сюжетные кейсы - обычно содержат рассказ о произошедших событиях, включают действия лиц и организаций;
  • Бессюжетные кейсы - как правило, прячут сюжет, потому что четкое изложение сюжета в значительной степени раскрывает решение. Внешне они представляют собой совокупность статистических материалов, расчетов, выкладок, которые должны помочь диагностике ситуации, восстановлению сюжета.

По объему:

  • Мини-кейс
  • Кейс средних размеров
  • Макро-кейс

Обучающиеся изучают полученные материалы и анализируют ситуацию в группах. После чего в каждой группе генерируются различные идеи по поводу решения данной проблемы, затем принятые предложения оформляются для презентации всей аудитории; на следующем этапе работы проводится презентация, в ходе которой каждая группа предлагается всей аудитории решение данной проблемы с обоснованием своих аргументов; после презентации материалов всех групп.

Проводится пресс-конференция, в ходе которой обучающиеся делятся своими выводами о ходе групповой работы и сути решенной (или решаемой) проблемы.

Методы кейс технологии:

  • Метод инцидентов
  • Метод разбора деловой корреспонденции
  • Игровое проектирование
  • Ситуационно-ролевая игра
  • Метод дискуссии
  • КЕЙС-СТАДИ

Как написать хороший “кейс”?

Структура кейса: (слайд 6)

  • Название (интригующее, проблемное);
  • Контекст (значимые данные об окружающих (внешних) факторах которые помогают понять и интерпретировать кейс);
  • Случай (это определенная вещь, которая нас интересует и как она связана с главным вопросом исследования);
  • Факты (объективная информация (статистика, отрывки из документов, результаты анкетирования, экспертные мнения, фото и пр.);
  • Решения (вариативная часть кейса которая может содержать рефлексию, комментарии, сценарий).

Как разработать “кейс”? Ряд типовых шагов для создания кейса:

  • 1. Определение темы и вопроса исследования;
  • 2. Выбор объекта исследования – «конкретной ситуации»;
  • 3. Определение контекста;
  • 4. Планирование кейс - исследования, проведение сбора материала и анализа материала;
  • 5. Поиск решений, обсуждение возможных сценариев дальнейшего развития ситуации;
  • 6. Описание и редактирование кейса;
  • 7. Формулирование вопроса для дальнейшего обсуждения ситуации.

3. Практическая часть

Учитель: Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию практические задания, с которыми я работала со своим 5 классом.

Практическое занятие № 1

В «Стартовых заданиях»  (слайд 7) представлены две ситуации, каждая из которых содержит один или более вопросов, на которые и надо ответить, внимательно прочитав текст или просмотреть таблицы и иллюстрации.  

(выполняют задания, проверяем ответы)

Практическое занятие № 2

«Обучающие задания»  (слайд 8) связаны с рассмотренными вами ситуациями и разделены на рубрики: «Знаете ли вы?» и «Найди ошибку». Выполняя эти задания, вы сможете понять какие ошибки были допущены в стартовой работе и почему это произошло. Возможно, вы были невнимательны при чтении текста, упустили важную информацию, которая содержалась в рисунке или таблице. Или причина ошибки в том, что вы не освоили необходимые математические действия, допустили вычислительную ошибку.

(выполняют задания, проверяем ответы)

Практическое занятие № 3

В «Итоговых заданиях»  (слайд 9) представлены различные ситуации, которые могут встретиться в жизни. Для успешного выполнения данных заданий необходимо внимательно прочитать текст, рассмотреть иллюстрации, познакомиться с информацией справочного характера – пояснениями к термину , формулами и прочее. Следует обратить внимание в какой форме необходимо дать ответ: могут встретиться вопросы с выбором одного или нескольких  ответов, с кратким или развёрнутым ответом. Иногда необходимо не просто дать ответ, но и объяснить его.

(выполняют задания, проверяем ответы)

Практическое занятие № 4

В конце можно попробовать самостоятельно составить своё задание (слайд 10) Можно решить самому задачи, но будет интереснее, если обменяться ими с соседом.

А также каждое задание можно проверить по эталону в рубрике «Проверь себя», оценить полноту его выполнения по приведённым критериям и выставить себе соответствующие баллы. Это даёт возможность самим осознавать и контролировать прогресс в решении предложенных задач.

Далее можно прорешивать задания с тренажёра (слайд 11)

Таким образом, обучающиеся научаться использовать знания, полученные на уроках в школе, в ситуациях, которые могут встретиться им в жизни.

4. Подведение итогов мастер-класса

Учитель:  Можно  найти разнообразные сюжеты для “кейсов” и наполнить их необходимым содержанием.

Использование этого метода сразу принесёт ощутимые плоды:

во-первых, на уроке, проводимом по такой технологии, не бывает равнодушных и практически невозможно “отсидеться” в стороне,

во-вторых, каждый учащийся, ощутив недостаток знаний по теме ”кейса”, сделает для себя вывод, что эти знания не абстрактные, а необходимы для применения на практике, следовательно, нужно подойти к этому серьёзно, если не хочешь затем в жизни испытывать трудности,

в-третьих, у учащихся перед глазами содержание “кейса”, следовательно, можно повторить теоретические основы, на которые затем опираться при решении практических вопросов.

Также в процессе работы по методу кейсов развиваются различные универсальные умения и навыки (аналитические, творческие, коммуникативные и т.п.), которые необходимы для жизни в современном мире.

Кейс дает возможность приблизиться к практике, встать на позицию человека, реально принимающего решения, учиться на ошибках других.

Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и обучающихся.

Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций —  взять их из жизни, то, что интересно учащимся, то с чем они сталкиваются ежедневно или могут столкнуться в ближайшем будущем.

Конечно, использование кейс - технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

5. Рефлексия

Учитель: Итак, подведем итог мастер-класса приёмом рефлексии — оценочное окно.

Окно состоит из 4 частей

1) Собственная деятельность в мастер - классе
2) Ценность данных заданий для школьника
3) Возможность использования данных заданий на ваших уроках (степень приобретения опыта)
4) Удовлетворение от работы

С помощью цветной фишки оцените работу (красная — 5б, синяя — 4б, зеленая — 3б).

 (Участники проводят оценивание)

Учитель: Спасибо за внимание и вашу обратную связь.

 Мы учим не для школы, а для жизни.

Не просто дать знания,

а научить учиться – вот наша задача.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Гарднер М. Математические чудеса и тайны. М.: Наука, 1978.  128 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [электронный ресурс]: официальный ресурс министерства образования и науки российской федерации
  3. Вендина А.А., Михоненко О. Технологии при изучении темы «числа и их свойства», статья, г. Ставрополь
  4. Смолянинова О.Г. Методические материалы по теме: «Технологии формирования образовательных компетенций учащихся на уроке» Кейс-стади метод, к.п.н., доцент, декан ппф кгу, статья
  5. Хью Маклин, И. Кузнецова, Т. Никулина, А. Поздняков, А.Зоткин. Кейс-стади в образовании. Сборник материалов для создания кейсов с электронным сопровождением / Под ред. И. Кузнецовой.
  6. Закуцкая М.В Использование кейс-технологии на уроках математики, статья, г. Санкт-Петербург
  7. Гоголева О.А. Урок алгебры. Подготовка к ЕГЭ. Кейс-технологии на уроках математики, публикация 2015 г.
  8. Жаворонкова Т.В. CASE-технологии на уроках математики, статья, 2017 г.
  9. Балакирева Г.В. Применение кейс-технологии на уроках математики, доклад. г. Нефтеюганск, 2015 г.
  10. Кривкова И.В. Применение кейс-технологий на уроках математики. Презентация, 2016 г.
  11.  Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций в 2 частях. Часть 1./ Г.С. Ковалёвой, Л.О. Рословой./ М.: «Просвещение», 2020.
  12. Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций в 2 частях. Часть 2./ Г.С. Ковалёвой, Л. О. Рословой. М.: «Просвещение», 2020.
  13.  Математика на каждый день. 6-8 классы. Учеб. пособие для общеобразоват. Организаций. / М.: «Просвещение», 2020.
  14. Математическая грамотность : пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Т. А. Трофимова, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова [под общ. ред. Р. Ш. Мошниной]. – Москва : Академия Минпросвещения России, 2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование математической грамотности на уроках математики

«Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику т...

Формирование математической грамотности на уроках математики и во внеурочное время с использованием активных форм обучения( из опыта работы )

В 2018 году девятиклассники нашей школы приняли участие в международном исследовании PISA. Наш опыт участия оказался успешным. Учащиеся показали достаточно высокий уровень компетенций по трем нап...

Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)

Формирование математической грамотности на уроках математики (Обыскалова Г.В.)...

Задания по формированию математической грамотности на уроках математики

В работе содержится 8 задач на формирование математической грамотности на уроках математики. Данные задания подойдут для работы с учащимися 5-6 классов....

Обобщение опыта "Формирование математической грамотности на уроках математики в 5-8 классах".

                    Статья содержит материал выступления  на районных педагогических чтениях «НОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ...

Материал к мастер-классу по теме «Учебно- деятельностный подход при формировании читательской грамотности на уроках русского языка»

Материал может быть востребован при подготовке к урокам русского языка в среднем звене....