Ранняя профилизация обучающихся при изучении биологии в средней школе.
статья по биологии (8 класс)

АННОТАЦИЯ

 

Выпускная квалификационная работа выполнена на 73 страницах, содержит 18 таблиц, 8 рисунков, 40 источников литературы, а также  приложеня на 11 страницах.

 

Ключевые слова: ранняя профилизация, профильное обучение, уровень готовности к выбору профессии.

 

Библиографическое описание ВКР

Сыстерова, Анастасия Сергеевна. Ранняя профилизация обучающихся при изучении биологии в средней школе: выпускная квалификационная работа / исполн.: А. С. Сыстерова ; рук.: Семенова, О. В. ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нижнетагил. гос. соц.-пед. ин-т (ф) ФГАОУ ВО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», Фак. естествознания математики и информатики, Кафедра естественных наук и физико-математического образования. – Нижний Тагил : НТГСПИ (ф) РГППУ, 2021. – 75 л. – Библиогр.: л. 60-63.

 

Краткая характеристика содержания ВКР:

1. В работе рассмотрена структура и содержание профильного обучения. Описана писхолого-педагогическая хаарктеристика старших подростков. Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению наиболее эффективных методов и форм ранней профилизации при изучении биологии в средней школе. Определен уровень готовности обучающихся к выбору профессии, профессиональная направленность.

2. Цель данной работы: выявить наиболее эффективные методы и формы ранней профилизации при изучении биологии в средней школе.

3. В результате исследования подтвердилась правомерность выдвинутой гипотезы. Именно через комплексную программу ранней профилизации в средней школе способствует более осознанному выбору учащихся, изменяется их профессиональная направленность. Ранняя профилизация может осуществляться, как через предметную составляющую (уроки, классные часы), так и через систему внеурочных занятий.

4. Новизна выполненной работы заключается в том, что разработана и экспериментально апробирована комплексная программа ранней профилизации обучающихся по 4 направлениям: формирование положительной мотивации к изучению предмета; расширение и углубление знаний по предмету; формирование образа ее будущей профессии, ее возможностей и профессиональных рисков; развитие личностных качеств обучающихся, позволяющих ребенку быть успешным в профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя профилизация обучающихся при изучении биологии в средней школе

Нынешняя нестабильная социально-экономическая обстановка, спад производства, стремительная смена одних сфер деятельности на другие требуют совершенствования подготовки образованных и конкурентоспособных профессионалов.

К числу важнейших задач модернизации образования относится задача широкого распространения программ профильного обучения, направленных на личностное развитие человека, его интернов и возможностей.

Цель исследования: выявить наиболее эффективные методы и формы ранней профилизации при изучении биологии в средней школе.

Задачи исследования:

1) на основе анализа научной литературы выявить степень изученности проблемы;

2) выявить начальный уровень готовности к выбору профессии у обучающихся, их профессиональную направленность;

3) разработать программу, способствующих ранней профилизации в средней школе;

4) провести мониторинг эффективности используемых методик.

Объект исследования: процесс профилизации в школьном образовании

Предмет исследования: способы ранней профилизации в средней школе.

Гипотеза: можно предположить, что использование комплексной программы ранней профилизации будет способствовать более осознанному выбору обучающихся профессии.

С целью организации ранней профилизации у учащихся 8-х классов был проведен педагогический эксперимент.  В исследовании участвовали 27 учеников 8а класса и 25 учеников 8б класса.

Были использовали следующие методики:

- методика В. Б. Успенского «Готовность подростков к выбору профессии»,

- методика Е. А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник».

В ходе эксперимента была использована одна и та же мониторинговая система.

Методика «Готовность к выбору профессии» В. Б. Успенского состояла из 24 утверждений с двумя вариантами ответов. В зависимости от суммы набранных баллов выделяют 4 уровня: высокий (19-24), средний (13-18), низкий (7-12), неготовность (0-6).

Методики Е. А. Климова состояла из 20 утверждений с двумя вариантами ответов. В данной методике выделялось 5 профессиональных направлений: человек- человек, человек – природа, человек- знак, человек – художественный образ, человек – техника.

На этапе констатирующего эксперимента был выявлен начальный уровень готовности обучающихся к выбору профессии и их профессиональная направленность.

Установлено, что из 27 опрошенных 8 а у 20% обучающихся готовность к выбору профессии на низком уровне. 36% обучающихся вообще не готовы к выбору профессии.

Также в данном классе были выражены следующие виды профессиональной направленности: максимальное количество % приходится на долю учащихся человек художественный образ – 35%, человек-человек – 30%. Только 10% учащихся выбирают направление человек – природа.

 Данные результаты указывают на то, что у половины обучающихся недостаточный уровень готовности к выбору профессии. Необходим поиск мероприятий, направленный на профилизацию учащихся.

Для более осознанного выбора учащимися нами была разработана и внедрена комплексная программа ранней профилизации, включающая 4 направления деятельности:

- формирование положительной мотивации к изучению предмета;

- расширение и углубление знаний;

- формирование «образа» будущей профессии, ее возможностей и профессиональных рисков;

- развитие личностных качеств обучающихся, позволяющих ребенку быть успешным.

В ходе всего формирующего эксперимента были получены следующие результаты. Значительно увеличился средний и высокий уровень готовности обучающихся к выбору профессии. Низкий уровень готовности составил 4%.

Также наблюдаются изменения уровня профессиональной направленности. В направлении «человек-природа» можно отметить динамику: уровень профессиональной направленности повысился на 15%.

Выявленные различия статистически значимы, что подведено с помощью критерия Х 2.

Таким образом, сделать вывод о том, что использование комплексной программы ранней профилизации способствует более осознанному выбору обучающихся профессии.

Уровень готовности к выбору профессии и профессиональной направленности у обучащихся 8 б класса проводился по аналогичным методикам. С целью повышения качества профессиональной подготовки также проводили различные мероприятия, которые направлены на профилизацию обучающихся.

В ходе всего формирующего эксперимента получены следующие результаты. Наблюдается динамика уменьшения низкого уровня готовности к выбору профессии на 12%. Также происходит увеличение высокого уровня готовности к выбору профессии обучающихся 8 б на 19%.

В выборе профессиональной направленности 8 б класса наблюдается следующая динамика.  Направление «человек природа» составляет 41 %.

Были установлены достоверно значимые различия между исследуемого показателя, что показано с помощью критерия Х 2.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что комплекс мероприятий, направленный на профилизации, способствовали осознанному выбору обучающихся 8 б класса к выбору профессии.

Анализируя показатели 8 а и 8 б класса можно сделать   вывод, что реализация комплексной программы ранней профилизации в средней школе способствует более осознанному выбору учащихся. Уровень готовности обучающихся к выбору профессии повышается, изменяется их профессиональная направленность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых информационных компьютерных технологий в процессе изучения физики в средней школе.

Перед учителем в настоящее время встает проблема научить ребёнка таким технологиям познавательной деятельности, умению осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а...

Технология сравнения как метод системно-деятельностного подхода в изучении литературы в средней школе ( из опыта работы)

Цель данной работы: Показать, что сравнение как методический прием, используемый при анализе художественного текста (произведения), способствует  активизации деятельности учащихся и  расширя...

Дистанционное изучение математики в средней школе

статья о возможностях новой формы обучения в образовательных учреждениях...

Доклад: «Метод аналогии при изучении химии в средней школы»

Тема: «Метод аналогии при изучении химии». Аналогия – это прием познания, при котором на основании сходства объектов по одним признакам заключают об их сходстве и по другим признакам. В основе аналоги...

Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения биологии в средней школе

Методическое пособие для учителей биологии, работающих  в рамках реализации ФГОС ООО. Материал пособия содержит научную статью и три разработки уроков, отвечающие современным образовательным стан...

Изучение математической биологии в средней школе

     В условиях ФГОС и модернизацией школьного образования особое значение приобретает интегрированный урок. Эта технология должна активно внедряться в учебный процесс и связыват...