Изучение математической биологии в средней школе
статья по математике

Ланцова Татьяна Анатольевна

       В условиях ФГОС и модернизацией школьного образования особое значение приобретает интегрированный урок. Эта технология должна активно внедряться в учебный процесс и связывать между собой иногда совершенно несовместимые предметы, к примеру ,такие, как биология и математика.

       Опыт многолетней  практической работы, анализ публикаций в педагогических средствах массовой информации и методической литературы приводит к выводу, что с помощью интеграции всех видов деятельности обучающихся в образовательном учреждении на качественно новом уровне можно решать задачи обучения, развития и воспитания детей.
Роль математики в современном мире становится все более важной и значительной. Раньше   математика исторически вторгалась в такие смежные науки, как физика и химия, и мы смело могли говорить о межпредменой интеграции.  Дальнейшее развитии биологии как науки оказалось неразрывно связано с математикой, что и привело к возникновению и развитию совершенно новой науки - математической биологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.А.Ланцова, учитель математики

ГБОУ Лицей № 101 Выборгского района СПб

 Изучение математической биологии в средней школе

       В условиях ФГОС и модернизацией школьного образования особое значение приобретает интегрированный урок. Эта технология должна активно внедряться в учебный процесс и связывать между собой иногда совершенно несовместимые предметы, к примеру ,такие, как биология и математика.

       Опыт многолетней  практической работы, анализ публикаций в педагогических средствах массовой информации и методической литературы приводит к выводу, что с помощью интеграции всех видов деятельности обучающихся в образовательном учреждении на качественно новом уровне можно решать задачи обучения, развития и воспитания детей.
Роль математики в современном мире становится все более важной и значительной. Раньше   математика исторически вторгалась в такие смежные науки, как физика и химия, и мы смело могли говорить о межпредменой интеграции.  Дальнейшее развитии биологии как науки оказалось неразрывно связано с математикой, что и привело к возникновению и развитию совершенно новой науки - математической биологии.

        Математическая  биология — это междисциплинарное направление науки, в котором объектом исследования являются биологические системы разного уровня организации, причём цель исследования тесно увязывается с решением некоторых определённых математических задач, составляющих предмет исследования. Критерием истины в ней является математическое доказательство. Основным математическим аппаратом математической биологии является теория дифференциальных уравнений и математическая статистика. Математическая физика биологических объектов изучает действие физических законов на биологическом уровне организации вещества и энергии и представляет собой теоретический подраздел математической биологии. Математическая биология активно использует также и методы прикладной математики, включая математическое моделирование биологических процессов и явлений. Важнейшую роль при этом играет использование компьютеров. В отличие от чисто математических наук, в математической биологии результатам исследования придаётся биологическая интерпретация. Современная математическая биология использует различный математический аппарат для моделирования процессов в живых системах и формализации механизмов, лежащих в основе биологических процессов. Имитационные модели позволяют на компьютерах моделировать и прогнозировать процессы в нелинейных сложных системах, каковыми являются все живые системы, далекие от термодинамического равновесия. Базовые модели математической биологии в виде простых математических уравнений отражают самые главные качественные свойства живых систем: возможность роста и его ограниченность, способность к переключениям, колебательные и стохастические свойства, пространственно-временные неоднородности. Однако, к сожалению, для учащихся, которые выбрали для себя естественно-научный профиль на  изучение  математики, уделяется прискорбно малое внимание, причем это касается не только учеников и их родителей, но и само учебное заведение.

       Как можно компенсировать эту деформацию и помочь  в понимании учащимися важности изучения математики, с  различными темами биологии.

Внеурочная деятельность

8-9 класс 

Тема занятия: Применение математической функции как метода математической биологии для исследования организма человека.

Тип занятия: урок открытий новых знаний, закрепление пройденного материала.

Технология занятия: игровая

Образовательная цель: формирование способности детей к новому способу действия.

Развивающая цель: формирование у детей межпредметных связей-

” математика - биология”

Воспитательная цель: воспитать у детей   понимание о  тенденциях развития биологии как науки ,понимание необходимости изучения не толок биологии ,но и математики

Формирование УУД:

Умение выражать свои мысли;

Использовать речь для регуляции своего действия.

 

Личностные действия: ценить и принимать  ценности здорового образа жизни, необходимости занятия спортом и соблюдать режим правильного питания; развивать учебно-познавательный интерес к новому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в иллюстрации, экспериментальном действии, уметь добывать информацию из дополнительных источников.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других.

Основные понятия: графики, функции, наглядное изображение, пульс.

Оборудование: ноутбук, секундомер, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах.


8 класс

1 урок

Вводится понятие  Одномоментная проба.

Сначала, отдыхают стоя, без движений в течение 3 минут. Затем замеряют ЧСС за одну минуту. Далее выполняют 20 глубоких приседаний за 30 секунд и сразу подсчитывают ЧСС в течение одной минуты. При оценке – определяется величина учащения ЧСС, после физической нагрузки, в процентах от исходного пульса. Эмоциональное состояние должно быть ровное (без высокого адреналина).

Значения до 20% – показывают отличную реакцию сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку, от 21 до 40% – хорошую,


от 41 до 65% – удовлетворительную, от 66 до 75% – плохую.
Определение времени восстановления ЧСС до исходной частоты после 20 приседаний за 30 секунд: 1-2 минуты – отлично, 2-3 мин. – хорошо.

1)На доске график кусочно линейной функции, показывающий изменение пульса здорового человека до, после физической нагрузки и через 5 минут после физической нагрузки. Дети перерисовывают его себе в тетрадь.

2) Дети измеряют свой пульс и записывают  в тетрадь,дальше выполняют 20 приседений в быстром темпе и снова измеряют пульс,записывают его в таблицу.

3) Дети измеряют пульс через 2 минуты после нагрузка, потом через 3,и потом через 4 минуты.  Учитель рассказывает о предмете математическая биология и поясняет суть проводимого эксперемента 

Экспресс-оценка уровня функционального состояния организма при занятиях физкультурой и спортом.

Оценить уровень функционального состояния организма и степень его приспособляемости, а также выявить возможные отклонения – можно с помощью специально подобранных функциональных проб и тестов с дозированной физической нагрузкой.

Для проведения экспресс-тестов, составляется индивидуальный набор из нескольких методов, например:

Ортостатическая проба (при вставании из положения лёжа).
Одномоментная проба на учащение ЧСС (частота сокращений сердечной мышцы) после приседаний или подъёма по ступеням лестницы на верхний этаж здания.

Определение времени восстановления ЧСС (после физической нагрузки).
Проба Генчи  (на выдохе).

ЧСС подсчитывается у себя на запястной артерии, средним и безымянным пальцем другой руки. При достаточном опыте, так можно диагностировать повышенное / пониженное артериальное давление (гипертонию / гипотонию), заметить перебои в работе сердца. Этот способ – основной. Обычные электронные пульсометры – ненадёжны, в их показаниях всегда присутствует погрешность измерений.

Считать пульс – можно в течение 30 секунд и умножать на два.  Если ограничиться лишь 10-15-ю секундами, тогда будет гораздо меньше точность результатов измерения, что добавит ошибку при вычислениях (арифметические действия относительно нормы и исходного пульса, сравнение рассчитанных значений с условными константами). Чтобы, более-менее точно, отметить перебои в работе сердца и классифицировать их, понадобится не меньше, чем полминуты измерений.
Снижение ЧСС до 30-40 уд/мин в покое, сопровождающееся слабостью и головокружением – это признак, симптом сильной брадикардии (сердечная "болезнь старых стайеров и футболистов"), при котором запрещены любые тренировки и требуется провести обследование у врача-кардиолога. Так же, и при постоянно учащённом ЧСС, свыше 90 уд/мин, называемым тахикардией – рекомендуется обратиться к доктору. Для выяснения причин ненормального пульса, необходимо провести комплексное мед. обследование – ЭхоКГ, ЭКГ покоя и нагрузки.


Максимальная частота сердечных сокращений (ЧССмакс) – это допустимый кратковременный предел, который, желательно, не превышать во время усиленной тренировки. Приблизительная формула для её вычисления у неспортсменов:
ЧСС макс = 200 – возраст.

Предельное, пиковое значение для всех молодых и здоровых – не более 180 уд/мин., для пожилых людей – не более 130-150уд/мин., кратковременно (ограниченно, по отрезку времени).
4) Дети все измерения пульса  записывают  в таблицу.

5)   По таблице выполняют построение графика в  той же системе координат, что и построен график здорового человека,но другим цветом  и проводят сравнительный анализ.

6) Вместе с учителем делают вывод о своем здоровье.

7) На дом получают задание  исследовать состояние сердечно сосудистой системы  членов семьи.

 2урок                                                         

 1)Учитель вместе с учениками проводит анализ полученных дома данных. Делают рекомендации в соответствии с полученными данными.

2)Решение задач, связанных с организмом человека.

Задача. Масса тела среднего человека равна 60 кг. Масса крови в среднем составляет 8% от массы тела человека; плотность крови r=1,050 г/см3, содержание гемоглобина (Hb) в ней – 14 г на 100 мл; 1 г гемоглобина связывает примерно 1,34 мг кислорода. Сколько кислорода может перенести кровь за один кругооборот?

Анализ задачи. Цель задачи – иллюстрация роли гемоглобина в обеспечении газообмена в организме человека. Если считать, что вся кровь пройдет через легкие и насытится кислородом, то для ответа на вопрос задачи сначала надо рассчитать количество гемоглобина, содержащегося в крови человека массой 60 кг, а затем – сколько кислорода может связаться с этим количеством гемоглобина.

Дано:

m тела = 60 кг
кол-во крови = 8%
C(Hb) = 14 г на 100 мл крови
r крови = 1,050 г/см
3
C(О2) = 1,34 мг на 1 г гемоглобина
m(О
2) – ?
1 мл = 1см
3

Решение

1. Сколько крови содержится в организме среднего человека массой 60 кг?
m крови = 60(кг)
· 0,08 = 4,8 кг = 4800 г

2. Каков объем крови? v = m : r
V крови = 4800(г):1,05(г/см
3) = 4571 см3 = 4571 мл

3. Сколько гемоглобина содержится в 4571 мл крови?
100 мл – 14 г
4571 мл – х г
х = 4571(мл)
·14(г):100(мл) = 639,94 г

4. Какое количество кислорода может перенести кровь за один кругооборот?
m(О
2) = 639,94(г)·1,34(мг/г) = 857,5 мг = 0,857 г.

Задача. Жизненная емкость легких человека составляет 3500 см3. Определите объем и массу кислорода и углекислого газа в воздухе, который пройдет через легкие человека за 1 ч, если он делает 16–20 вдохов в минуту. Содержание кислорода в воздухе 21% (об.), а диоксида углерода – 0,03% (об.).

Анализ задачи. Цель задачи – выяснение роли кислорода и углекислого газа (диоксида углерода) при газообмене в легких и тканях. При решении задачи следует обратить внимание на качественный и количественный состав воздуха, его биологическое и промышленное значение, на причины загрязнения воздуха и меры борьбы с ними. Приведенный расчет позволяет оценить потребность организма человека в кислороде воздуха. Для оценок можно взять минимальную частоту дыхания.

Дано:

V легких = 3500 см3
t = 1 час
f дыхания = 16 мин–1
С(О2) =21% (об.)
С(СО
2)= 0,03% (об.)
число Авогадро = 22,4 л/моль
мол.масса О
2 = 32 г/моль
мол.масса СО
2 = 44 г/моль
V(CО
2)– ?
V(О
2) – ?
m(О
2) – ?
m(СО
2) – ?

Решение

1. Каков объем воздуха, вдыхаемого человеком за 1 ч?
V воздуха = 3500(см
3)·16(мин–1) · 60 (мин) = 3360000 см3 = 3360 л

2. Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?
V(О
2) = 3360(л) · 0,21=705,6 л
m(О
2) = 705,6(л) · 32(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1008 г

3. Сколько углекислого газа содержится во вдыхаемом воздухе?
V(СО
2) = 3360(л) · 0,0003 = 1,008 л
m(СО
2) = 1,008(л) · 44(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1,98 г

Задача. Масса белка в организме человека составляет 17% от массы тела, а азота в белке содержится 16%(мас.). Определите, сколько азота в составе белка содержится в организме человека массой 70 кг.

Анализ задачи. Цель задачи – выяснение химического состава и биологической роли белков. Необходимо вспомнить, в состав каких органических соединений еще входит азот, каково его распространение в природе.

Дано:

m тела = 70 кг
кол-во белка = 17%
кол-во N
2 в белке = 16%
m (N
2)– ?

Решение

1. Какова масса белка в организме?
m белка = 70(кг)
· 0,17 = 11,9 кг

2. Сколько белкового азота содержится в организме человека?
m(N
2) = 11,9(кг) · 0,16 = 1,90 кг

Задача. В 100 г плазмы крови содержится 350 мг хлора (в виде ионов). Масса плазмы составляет 55% от массы крови. Сколько хлора входит в состав крови человека массой 70 кг?

Анализ решения. При решении задачи следует обратить внимание на роль отдельных элементов в жизнедеятельности организма, напомнить о физиологическом действии на организм молекулярного хлора и ионов хлора, отметить роль поваренной соли (хлорида натрия) в питании, которая является источником ионов хлора, необходимых для образования соляной кислоты – компонента желудочного сока.

Дано:

m тела = 70 кг
кол-во крови = 8%
кол-во плазмы = 55% от m крови
С(Cl
) = 350 мг/100 г плазмы
m(Cl
) – ?

Решение

1. Какова масса крови в теле человека?
m (крови) = 70(кг)
· 0,08 = 5,6 кг

2. Какова масса плазмы в теле человека?
m (плазмы) = 5,6(кг)
· 0,55 = 3,08 кг = 3080 г

3. Сколько хлора содержится в плазме крови человека?
100 г – 350 мг
3080 г – m(Cl
)
m(Cl
) = 3080(г)·350(мг)/100(г) = 10780 мг = 10,78 г

3 урок

  Урок посвящен здоровому питанию и полезности физических нагрузок для человека

Задача. Рациональное питание. Энергозатраты

Семья  (папа, мама и их 14-летний сын ) собралась в  поход  на лодке  на выходные (2 полных дня и 1 ночёвка). Семья планируют проводить  по 8 часов в день  на воде с остановкой на небольшой перекус  консервами. Перед приготовлением ужина папа потратит около 30 минут на  подготовку  дров, а сын погуляет около часа по окрестностям в поисках ягод. Мама будет расчищать плошадку для лагеря и ставить с папой палатку. Помогите маме  рассчитать, сколько и каких продуктов надо взять с собой. Учитывайте, что сын в будет в общем получать физическую нагрузку в 2 раза слабее, чем его родители. Покажите свои расчёты, напишите, какие приёмы пищи и какие блюда вы выбрали для похода.

Таблица энергетической и пищевой ценности продуктов питания,

на 100 г продукта

hello_html_3ad383bb.png

      Энергозатраты при различных видах физической активности

hello_html_73e89478.png

Решение

1. Поскольку 8 часов — это 480 минут, два дня по 8 часов — это 960 минут. При гребле энергозатраты взрослых составляют 4,5 ккал/мин, а энергозатраты Якова 2,25 ккал/мин. Поэтому за 2 дня гребли Ульяновы потратят:

 960 · (4,5 (Сергей) + 4,5 (Галина) + 2,25 (Яков)) = 10 800 ккал.

 2. На рубку дров Сергей тратит 9,5 ккал/мин, за 30 минут это составит 30 · 9,5 = 285 ккал.

3. Во время прогулки Яков тратит 4,5 ккал/мин, за 60 минут это составит 60 · 4,5 = 270 ккал.

4. Тем самым, общие энергозатраты семьи за два дня составят 11 355 ккал.

 Для восполнения энергозатрат необходим в первый день перекус на воде и ужин, а во второй день — завтрак и перекус на воде. В качестве ответа принимается любое меню с энергетической ценностью около 11 000 ккал, включающее 2 банки тушёнки, 4 банки шпрот, крупу для каши на завтрак и соответствующий гарнир на ужин.

 


 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст в системе изучения русского языка в средней школе

Программа элективного курса для 9 класса...

Математические кружки в средней школе

Кружковая работа по математике в 9 – 11 классахПрограмма предназначена для учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике, обладающих прочными знаниями по предмету, способных к творческому и ос...

Математическое моделирование в средней школе

Математическое моделирование в средней школе...

Формирование универсальных учебных действий в ходе изучения биологии в средней школе

Методическое пособие для учителей биологии, работающих  в рамках реализации ФГОС ООО. Материал пособия содержит научную статью и три разработки уроков, отвечающие современным образовательным стан...

Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы

Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и прочных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются...

Ранняя профилизация обучающихся при изучении биологии в средней школе.

АННОТАЦИЯ Выпускная квалификационная работа выполнена на 73 страницах, содержит 18 таблиц, 8 рисунков, 40 источников литературы, а также  приложеня на 11 страницах. Ключевые слова: ранн...

Опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе

В статье раскрывается опыт работы по использованию педагогических технологий при изучении математических дисциплин в средней школе...