Урок "Вид. Критерии вида" биология 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Урок с использованием компьютерных технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_biologiya_9_kl_vid._kriterii_vida.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Относовская СОШ

Вяземского района Смоленской области

Биология   9 класс

 Конспект   урока

Тема: «Вид. Критерии вида»

                                  учитель: Сюрина Г.А.

Тема урока: «Вид. Критерии вида»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока:

Сформировать понятия «вид», «критерий вида».

Задачи урока:

а) Образовательные:

Изучить понятия «вид», «критерии вида»

Изучить особенности строения, жизнедеятельности организмов согласно критериям вида.

Показать взаимосвязь различных критериев при отнесении организма к таксону систематики.

б) Развивающая:

Развивать умение учащихся работать в группах и по индивидуальной траектории

Прививать интерес к биологии через проведение практических работ и работе с дополнительным материалом

Развивать творческие способности учащихся при выполнении проектов, с  различными источниками информации, в том числе с интернет-ресурсами, анализировать и сравнивать полученные данные.

в) Воспитательная:

Формирование бережного отношения к природе через осознание своей значимости в ее жизни, охраны, бережном отношении

Воспитание культуры общения при работе в мини группах

Воспитание воли и настойчивости у учащихся для достижения конечных результатов

Подготовительная работа:

Создание компьютерной презентации к уроку ( опережающее задание для ученика)

Подготовка раздаточного материала  

Создание алгоритма работы по проекту

Прогнозируемый результат: осознание учащимися значимости приобретаемых знаний; развитие и совершенствование навыков работы в группах; мотивация к изучению биологии, мотивация к творчеству, формирование потребности беречь и охранять природу родного края, стремление к ее изучению.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. Педагогический прием «Минутка настроения»  2 мин

Слайд № 1

 Учитель: 

 Здравствуйте, ребята!   Сегодня мы  встретились с вами на уроке биологии, урок и необычен и обычен. Урок  пройдёт результативно и познавательно, если нашим помощником будет хорошее настроение, и все мы выполним несколько условий: работайте в парах совместно, помогайте и будьте внимательны   при выполнении заданий. Договорились?

 Но чтобы создать хороший психологический климат урока, проведем «Минутку настроения». Продолжите мою фразу:

У меня хорошее настроение потому что…………………………………………

  1. Актуализация знаний учащихся. 5 мин

(Слайд №2)

Проблемный вопрос  

 Учитель: 

Перед нашим взором фотографии растения, которое мы изучали еще в 6 классе.  

Проблемный вопрос: Сравните два данных растения, найдите черты сходства и отличия.

Задание:  Рассмотрите внимательно слайд и ответьте на вопросы:

 Сколько видов растений изображено здесь? Можно ли два этих растения объединить в одну группу и какое название этой группе мы можем дать?

 Свою точку зрения аргументируйте. (Замена слова признаки на критерии )

А что входит в понятие вид? Приведите примеры видов растений и животных, которые вам наиболее  знакомы

  1. Изучение нового материала 

Учитель:

Молодцы ребята, особенно важно то, что многие дополняли ответы своих одноклассников, используя при этом биологические термины и понятия. Основным понятием в современной эволюционной теории, является положения о виде  и его критериях.   Итак, я приглашаю вас в удивительный мир под названием “Вид и его критерии»".

Слайд № 3

РАБОТА С КЛАСТЕР  - ПРОЕКТОМ

Изучая биологию, каждый из нас испытывает удивление. Сегодня в ходе урока мы еще раз  изучим всем нам знакомое животное – паука- крестовика,  но не с позиции семиклассника, в девятиклассника. Для успешной работы объединяемся в пары и работаем с критерием. Результат работы всех пар объединим в кластер-проекте доски.

Когда вы говорили о различных признаках организма, то сами того не замечая, вы старались их разделить по группам.

Задание: прочесть статью,  в краткой форме (в виде словосочетания или простого предложения) записать, что входит в понятие того или иного критерия. 4 минуты.

  1. Морфологический
  2.  Физиологический
  3. Биохимический
  4. Генетический
  5. Экологический
  6. Географический
  7. Этологический

Ребята, какую еще особенность  мы не отметили применительно к пауку крестовику, которую всегда необходимо учитывать. (ПРОИСХОЖДЕНИЕ).

Скажите,  пожалуйста какой из критериев на ваш взгляд будет иметь решающее значение при объединении особей в один вид?  (НИКАКОЙ - ВСЕ ВАЖНЫ, НО ГЕНЕТИЧЕСКИЙ РЕШАЮЩИЙ)

Какую практическую значимость для человека может иметь группировка признаков вида по критериям. (В СЕЛЕКЦИИ И ВЫВЕДЕНИИ НОВЫХ ПОЛЕЗНЫХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЙ)

Слайд № 5

  1. Закрепление 4 мин

Давайте обсудим и конкретизируем понятия критериев вида на конкретных примерах.

Задание: на слайде появляются фразы,  вам  нужно проанализировать и сделать вывод о их верности, а если надо поправить

Фразы:

1. Сетчатое жилкование  листьев у одуванчика входит в понятие физиологического критерия (не верю)

2. Нерест рыб – сложное поведение в период размножения относится к физиологическому критерию (верю)

3. Как известно у вида Homo sapiens,  хромосомный набор в соматической клетке составляет 46, в репродуктивной клетке – 23. Данное выражение относится к биохимическому критерию (не верю) 

4. Влажные тропические леса являются прекрасным местом обитания для многих эпифитных растений, например орхидей. В данном случае речь идет о географическом критерии вида. (не верю)

Работа с заданием части В

А. 1. Установите соответствие между признаками обыкновенной беззубки и критериями вида, которые они характеризуют. Ответ оформите в виде последовательности цифр.

Критерии:

1. тело покрыто мантией                                                А) морфологический

2. раковина имеет две створки                                       Б) экологический

3.обитает в пресных водоёмах                                       В) физиологический

4.кровеносная система незамкнутая

5. питается, фильтруя воду

6. это донное, малоподвижное животное

1

2

3

4

5

6

А

А

Б

А

В

Б

Я заметила, что суждение под цифрой 3 вызвало наибольшие затруднения, давайте вместе проанализируем, почему здесь возникли трудности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

 Ребята какие виды животных  и растений были рассмотрены нами на уроке? А что между ними общего – ОБИТАЮТ У НАС. На какие мысли вас это наталкивает?

 6. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3мин

 Ребята, настало время подвести итоги урока. Каждый из нас в жизни достигает своих высот, на уроке мы тоже достигли пусть маленькой, но важной высоты. Для начала я бы хотела, чтобы вы высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали. Ответьте, пожалуйста,  на вопросы:

Я хорошо усвоил,  что…………………

Теперь я смогу сам и научу других………………

Меня удивило, что ……………………………………….

Мне пригодится в дальнейшем …………………..

Слайд № 8

Информация о домашнем задании. 2мин Описание вида согласно критериям. Форма работы может быть любая – текстовый вариант, презентация, слайд-шоу, буклет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета "Критерии изучения читательских интересов у учащихся 5-11 классов"

Анкета содержит ряд вопросов,которые помогут  выяснить интерес учащихся к книгам....

Пояснительная записка,требования литературы, критерии ,оценки по математике за 9 класс

Пояснительная записка,требования литературы, критерии ,оценки по математике за 9 класс...

Пояснительная записка,требования литературы, критерии ,оценки по математике за 9 класс

Пояснительная записка,требования литературы, критерии ,оценки по математике за 9 класс...

Вид: критерии и структура. 11 класс

Вид: критерии и структура. 11 класс...

Выступление на занятии "мастер - класс" № 1 по теме Критерии личностного роста учителя

Методическая разработка: презентация для проведения "Мастер - класс". Личностный рост учителя – это собственная активность человека в изменении себя, в раскрытии,  обогащении своих духовных потре...

презентация "Вид, критерии" 11 класс

презентация "Вид, критерии" 11 класс...