Возможности использования результатов ВПР по биологии в 5 классе в улучшении качества образования
учебно-методический материал по биологии (5 класс)

Сюрина Галина Анатольевна

Анализ ВПР позволит более глубоко понять пробелы в преподавании предмета

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Относовская СОШ

Вяземского района Смоленской области

ВОЗМОЖНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ   РЕЗУЛЬТАТОВ  ВПР  ПО  БИОЛОГИИ  В 5  КЛАССЕ  В  УЛУЧШЕНИИ  КАЧЕСТВА  ОБРАЗОВАНИЯ.

(из опыта работы)

Выступление на курсах повышения квалификации

 учителей х/б и географии

27.11.2017г

Сюрина Г.А., учитель географии/биологии

Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ дано определение понятия "качество образования".  Качество образования - это комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам и образовательным стандартам школы, осуществляющей образовательную деятельность.

Пунктом 7 статьи 28 закона "Об образовании в Российской Федерации" закреплена ответственность образовательных организаций за качество образования своих выпускников.

Создание системы оценки качества образования призвано обеспечить обучающихся и их родителей надёжной информацией о состоянии и развитии системы образования на разных уровнях.

Оценочные процедуры качества образования  существуют  внешние  и внутренние.

Внутренние оценочные процедуры основаны на том, что каждая образовательная организация имеет в настоящее время основную образовательную программу, которая и определяет для педагогического коллектива главные ориентиры в достижении качества. Результаты оценочных процедур мы используем для решения задач, отражённых в основной образовательной программе школы, а также в целях повышения эффективности деятельности всего коллектива.

Внешними процедурами (оценки качества образования) ОКО являются:

1. Государственная итоговая аттестация (ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ-9, ГВЭ-11);

2. Всероссийские проверочные работы;

3. Международные исследования;

4. Национальные исследования качества образования – НИКО и др.

Все внешние процедуры ОКО являются четко регламентированными, их оценка независима, то есть эти процедуры - объективны.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) - предлагаемая Рособрнадзором независимая оценочная процедура для объективного оценивания качества преподавания учебных предметов в образовательной организации. Результаты ВПР не могут учитываться как результат учебных достижений школьников, не выставляются в журналы, не учитываются при проведении промежуточной и итоговой аттестациях.

Основная цель ВПР: своевременная диагностика уровня достижения образовательных результатов; информирование участников образовательных отношений о состоянии освоения основных образовательных программ  и готовности обучающихся  к продолжению образования, то есть, цель ВПР - диагностика качества образования.

Один из ключевых вопросов при проведении оценки учебных достижений учащихся - это вопрос о том, каким образом могут быть использованы результаты ВПР  для повышения качества знаний  и улучшения результатов обучения школьников. Результаты ВПР  должны служить основанием для совершенствования преподавания биологии; для повышения информированности родителей об образовательных способностях ученика и их дальнейшего  улучшения.

ВПР помогают определить  пробелы  в знаниях по предмету и наладить дальнейшую работу с учениками  по ликвидации этих пробелов.  ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.

Выводы и рекомендации по результатам выполнения работы – ВПР, проводимой по биологии в 5 классе.

Работа состояла из 8 заданий.

Задание 1 было направлено на выявление уровня овладения умениями

выделять существенные признаки биологических объектов, в данном случае, в  нашем варианте,  объектом была бактерия. Первая часть

задания проверяла  умение обучающихся различать на рисунке основные части (органы, системы органов) биологического объекта. Вторая часть задания требовала соотнести изображённый объект с выполняемой функцией. Третья часть задания проверяла умение проводить классификацию по выделенным признакам. Главными целями этого задания были: умение применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, овладение понятийным аппаратом биологии.

Задание 2 проверяло  понимание пятиклассниками основных процессов

жизнедеятельности. Цель: умение определять понятия, создавать

обобщения; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах , процессах, явлениях, закономерностях.

Задание 3 требовало  от обучающегося проявить умение использовать

методы описания биологических объектов по определённому плану. Нужно было дать характеристику листа по трем признакам: тип листа, жилкование, форма. Цель: умение классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; приобретение опыта использования

методов биологической науки и проведения несложных биологических

экспериментов для изучения живых организмов.

Задание 4 было направлено на проверку освоения элементарных представлений о практической значимости биологических объектов для человека. В нашем варианте это было плодовое дерево – вишня, и нужно было записать название органов растения, которые используются для приготовления компотов и для изготовления туалетного столика.

 Цели: умение устанавливать причинно -  следственные

связи, строить логическое рассуждение, умозаключение  и делать выводы; выбирать целевые и смысловые установки.

Задание 5 было направлено на выявление уровня овладения умением различать биологические объекты и их части. Нужно было отметить предмет, обозначенный буквой, применяемый в приготовлении микропрепарата чешуи кожицы лука, отмеченный в инструкции по приготовлению микропрепаратов. Цели задания: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии.

Задание 6 позволяло  выявить умение использовать биологические

термины в заданном контексте. Оно предполагало  заполнение пропусков

в тексте биологического содержания «Деление клеток» словами из предложенного перечня. Цель: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формирование первоначальных и систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях , закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии.

Задание 7 предполагало  работу с табличным материалом. Первая часть

задания проверяла  умение обучающихся анализировать статистические данные. Нужно было проанализировать содержание органических веществ в плодах растений и выбрать: а) в плодах какого растения наибольшее количества витамина С; б) какие плоды самые сладкие; в) в каких плодах содержится крахмал.

Вторая часть задания проверяла  знание биологических объектов, о которых

шла  речь в таблице, а именно: по фотографиям узнать плоды растений, упомянутых в таблице.

Третья часть задания выявляла  понимание обучающимися сферы практического использования в деятельности человека биологических объектов, о которых шла речь в таблице. Цели: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели

и схемы для решения учебных и познавательных задач; приобретение

опыта использования методов биологической науки и проведения несложных

биологических экспериментов для изучения живых организмов.

Задание 8 было направлено на выявление умений обучающихся работать

с текстом биологического содержания. Первая часть задания требовала  выделить в содержании текста признаки в соответствии с поставленной задачей, в нашем случае выбрать предложения, указывающие на то, что коза – домашнее животное.

 Вторая часть задания предполагала  письменное описание биологического объекта по приведённому плану – сравнить корову и козу. Цели: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; формировании первоначальных систематизированных представлений о

биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, овладение понятийным аппаратом биологии.

Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 21 балл: №1 – 5 баллов, №2 – 1 балл, №3 – 2 балла, №4 – 1 балл, №5 – 1 балл, №6 – 2 балла, №7 – 5 баллов, №8 – 4 балла.

Результаты в моем классе: писало 4 человека, из них 18 баллов – 1 обучающийся, 16 баллов – 1 обучающийся, 15 баллов – 1 ученик; 12 баллов – 1 ученик.

Если это переводить на оценки: от 14 до 18 баллов – «4»; 10 – 13 баллов – «3».

Какие же ошибки или недочеты выявлены при проверке ВПР?

Чаще всего дети недочитывают вопросы. Например, в первом вопросе в третьей его части нужно было не только выписать название структуры, выпадающей из общего ряда, но и объяснить свой выбор, чего дети не сделали. ( Так из списка цитоплазма, спора, клеточная стенка, жгутик  был сделан правильный выбор – спора, но не было объяснения причины своего выбора). Хотя, при анализе написания ВПР с детьми на вопрос: почему они выбрали спору, они дали правильный ответ, что спора не является постоянной структурой клетки, а образуется только при определенных условиях.

В третьем вопросе были допущены неточности в определении формы листа. Хотя мы, например, по программе  Пасечника В.В. в 5 классе форму листа не изучаем.

В четвертом вопросе на вопрос: из каких органов вишни варят варенье, некоторые ответили «ягоды» вместо «плоды».

В седьмом вопросе, в его третьей части, дети затруднились ответить на вопрос по фотографии: изображены статуэтки и надо было подписать из какого дерева, указанного в таблице, они сделаны. Все написали финиковая пальма, а правильный ответ – груша.

Выработка и реализация мер поддержки, которые в результате должны привести к повышения качества знаний учащихся.

Исходя из ошибок и недочетов, выявленных при написании ВПР, я делаю выводы, что для того, чтобы улучшить качество образования, необходимо в этом учебном году обратить внимание на следующие вопросы в обучении:

улучшить  начальные сведения обучающихся  о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности; больше обращать внимание на развитие у обучающихся  умений использовать различные способы анализа, учить обобщать, классифицировать биологические знания и понятия  по признакам; проводить несложные наблюдения; знать культурные и исторические достопримечательности родного города (села).

Необходимо на уроках уделять внимание заданиям, требующим логических рассуждений; проводить практические и лабораторные работы (несложные исследования, эксперименты); научить учеников умению работать в первую очередь с учебником (делать подробный и грамотный анализ прочитанного, классифицировать и обобщать полученные знания) учить работать по готовым моделям цветка, плодов; учить работать с натуральными объектами, проговаривать их назначение и использование человеком в его хозяйственной деятельности, т.е. улучшить практическую направленность обучения.

Усилить работу по формированию знаний обучающихся о родном крае ( в форме экскурсий, виртуальных экскурсий, выходов в музей и пр.), учить работать с дополнительными источниками знаний, учить делать очень короткие сообщения и небольшие презентации по изучаемым темам.

И хотя теперь нам рекомендуют не использовать рабочую тетрадь на печатной основе, я ее с согласия родителей продолжаю использовать и считаю, что это оправданно.

В конце каждого триместра я запланировала проводить небольшие проверочные работы, которые построены так, как ВПР.

Как же этого достичь?

Необходимо повседневное развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формировать у него  умение учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком понятии - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. В биологии  ведущую роль играет познавательная деятельность, поэтому организация образовательного процесса на уроках биологии, прежде всего, направлена на развитие познавательных учебных действий, первое из которых – формулирование цели урока, которую ученик должен сделать сам.  Но, чтобы это произошло, учитель наводящими вопросами или интересным вступлением к уроку, подвести учеников к формулировке цели урока.

Не менее важным учебным действием является поиск информации, а надежным источником информации служит учебник, поэтому в ходе обучения биологии используются разные приемы работы с учебником. Прием 1 «Чтение с пометками.

В таблицу заносятся КРАТКИЕ сведения из текста, что позволяет провести работу по осмыслению прочитанного и его "сворачиванию" в конспект.

v

(Я это знал)

+

(Новое для меня)

-

Я думал иначе)

?

(Интересно, непонятно, нужно разобраться)

Прием 2 «Синквейн».

Прием 3 Составьте предложения…

По любой теме предлагаю выполнить задание: изучив текст учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции:

……….………., поэтому……………….

……………….., потому что ………….

………………., следовательно, ……….

………………., так как……………….

Прием 4 «Ролевая игра»

Каково значение бактерий в природе и для человека?

Ответить, предлагаю, в форме ролевой игры “Суд над бактериями”.

1 группа – “обвинители” называют отрицательную роль бактерий

2 группа – “защитники” указывают на положительную роль бактерий

3 группа – “судьи” выносят решение

Прием 5 «Заполнить пропуски в тексте…»

1. В клетках бактерий нет оформленного  __________, поэтому бактерии относятся к ___________.

2. Клетка бактерии снаружи покрыта ___________, которая выполняет ____________ и ______________ функции.

3. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют ________________.

(В клетках бактерий нет оформленного ядра поэтому бактерии относятся к прокариотам. Клетка бактерии снаружи покрыта клеточной стенкой, выполняющей защитные, формирующие и транспортные функции. Иногда бактерии выделяют ещё один защитный слой снаружи, его называют капсулой.)

Но самым важным является контроль знаний учащихся: требования, формы, значение. Назначение контроля - проверить, определить, как усвоен пройденный материал отдельным учеником и всем классом, выяснить качество знаний, умений и навыков. Систематическая проверка знаний вырабатывает у учеников навык готовить домашнее задание к каждому уроку, привычку к систематическому труду, воспитывает чувство ответственности за добросовестное выполнение работы в определенные сроки, волю в преодолении трудностей.

Словесные формы и методы контроля: Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно- обобщающая проверки

Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа

Наглядные и практические приемы контроля знаний:

- узнавание препарата под микроскопом или лупой;

- монтировка схем сложных систем или процессов на доске из заданных фрагментов (гербария, рисунков и пр.);

- самостоятельное выполнение практической работы;

- самостоятельное выполнение лабораторной работы;

- узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.

Самой распространенной формой контроля считается устная проверка знаний. Она дает возможность проверить каждого ученика, поэтому называется индивидуальным опросом.

Устный ответ ученика может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характера работы "с одним учеником". Школьники могут дополнять, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме устного ответа, оценивать знания товарища. Учитель может выявлять не только объем и уровень усвоения материала, но и умение ученика выстраивать связный рассказ, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений.

Вопросы для устной проверки надо формулировать так, чтобы они были понятны и посильны для ученика, побуждали его к развернутому рассказу, а не к односложному ответу.

Фронтальная устная проверка (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью, она сводится к ответам на ряд последовательных вопросов. Как правило, такая форма активизирует детей, педагог может "поднять" с места слабо- и среднеуспевающих.

Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Вопросы, заданные ученикам, должны быть понятны настолько, чтобы не пришлось дополнительно их объяснять. Одни учащиеся поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, рисунок на доске, другие отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, третьи выполняют письменную работу.

Письменная работа часто используется для проверки знаний по биологии. Ее результаты объективно свидетельствуют об уровне усвоения материала, о правильности и полноте сформированных знаний, а также о характере познавательной деятельности и эффективности обучения. С помощью письменной работы в течение 10-15 мин можно проверить знания большого количества учащихся. Однако при подготовке письменной работы следует помнить о точности вопросов и заданий, не требующих развернутых описаний и характеристик. Письменная проверка оказывает положительное влияние на развитие абстрактного, отвлеченного мышления в письменной речи учащихся. Эта проверочная работа не требует специального оборудования, и ее можно проводить в любой части урока.

Тестирование считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Педагогический тест характеризуется как система заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности.

В настоящее время тестирование активно внедряется в контроль учебно-познавательной деятельности школьников. Основная позиция тестирования определяется его четкой определенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами.

Обязательна  индивидуальная  работа с учащимися, которая проводится в виде  индивидуальных дополнительных занятий;

 выдачи дифференцированных домашних заданий;

 проведения проверочных мероприятий по ликвидации проблемных моментов.

Работа с родителями.

Главное, сделать так, чтобы родители поняли, как в школе выстроена оценочная деятельность и смогли видеть динамику образовательных результатов своего ребёнка, вступать в диалог и сотрудничать с педагогическим коллективом.

Необходимо совершенствовать формы взаимодействия с родителями по разъяснению и рекомендациям по вопросам проведения ВПР и использования их результатов для определения индивидуальных траекторий дальнейшего обучения ребенка.

Рекомендации для учителей при подготовки к Всероссийским проверочным работам

Потренировать своих детей вы можете, используя интернет-сайты:

     •   4ege.ru   Демоверсии ВПР 2017 г для 5 класса

      •  infourok.ru   Подготовка к ВПР по биологии в 5 классе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг – инструмент совершенствования деятельности учителя по улучшению качества образования.

Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для форми...

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

Республиканский семинар учителей биологии на тему:"Изучение опыта работы методического объединения учителей биологии Правобережного района по повышению качества образования"

Диссеминация – это процесс, направленный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления, продукты и (или) результаты опыта инновационной деятельности до целевой аудитории....

Результаты компьютерного мониторинга физического состояния учащихся как показатель качества образования

Доклад на педогогическом совете о состоянии здоровья и физическом развитии воспитанников школы-интерната...

Возможности использования оценочных материалов и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету

Возможности использования оценочных  материалов  и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету...