Возможности использования оценочных материалов и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии на тему

Федосова Светлана Васильевна

Возможности использования оценочных  материалов  и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_usloviyah_realizatsii_fgos_noo.docx_po_oge.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

« Возможности использования оценочных  материалов  и результатов ОГЭ в улучшении качества образования обучающихся предмету»                             

В условиях реализации ФГОС НОО, перед учителем ставится задача – изменить традиционные подходы к оцениванию достижений учеников, введением новой системы оценивания знаний учащихся.

Что такое новая система оценивания знаний учащихся? Это система формирующего оценивания, то есть оценивания для обучения или система внутреннего контроля. Необходимо создать такие условия получения знаний и их оценивания, которые позволят ученикам не попасть в ситуацию «вечного неуспеха», позволят проверить и поверить в свои знания, скорректировать пути их получения и применения.

В нашей школе (МБОУ сш. №2 г. Вязьма) изучение химии начинается в 7 классе (пропедевтика), что позволяет в 8 классе несколько разгрузить изучаемый материал и сосредоточить внимание учащихся на более трудных вопросах, заинтересовать их, нацелить на выбор экзамена по химии в 9 классе ( ОГЭ). В 8 классе, при проведении промежуточной аттестации, я использую материал, взятый из сборника Н.С.Павлова «Промежуточное тестирование» 8 класс. Химия.  «Экзамен» М. 2016г. Это новая форма аттестации учащихся, которая позволяет провести итоговый контроль знаний учеников. В сборнике в форме ОГЭ предложено 11 вариантов тестов по всем темам курса 8 класса химии. Все задания полностью соответствуют ФГОС (второго поколения). Цель такой промежуточной аттестации—контроль компетентности обучающихся по химии, сформированности у них общеучебных и предметных навыков. После проверки выполненных контрольных работ по промежуточной аттестации, проводится рейтинговая диагностика усвоения школьниками материала курса химии 8 класса. Такая форма контроля позволяет учащимся осуществлять самопроверку и повторять изученный материал.

Каждый тест содержит 19 заданий, они соответствуют структуре тестов ОГЭ и содержат несколько видов вопросов. Такой вид контроля помогает сформировать навыки и умения, необходимые для успешного прохождения ОГЭ по химии в 9ом классе, хотя время рассчитано на 45 минут. Эти же тесты можно использовать для входного контроля знаний учащихся 9 класса, при формировании элективных курсов, организованных в рамках предпрофильной подготовки учащихся по предмету.

В сентябре месяце среди учащихся 9ых классов провожу небольшой экспресс – опрос с целью выявления  выбора будущей профессии и выбора экзамена по химии в форме ОГЭ. Ясно, что для успешного прохождения государственной аттестации по химии (ОГЭ) необходимо обладать определённым набором знаний, умений и навыков. Основы химических знаний закладываются на уроках химии и при подготовке к ним, однако нужно отчётливо понимать – времени, отводимого для изучения предмета «Химия» в школе недостаточно для того, чтобы без дополнительных усилий уверенно сдать экзамен. Особенность проведения аттестации в тестовой форме заключается в том, что теоретические знания проверяются только через выполнение конкретных заданий, то есть путём решения разнообразных задач, как логических, так и расчётных. Фактически, каждое задание в тесте ОГЭ представляет собой задачу, которую надо решить, используя базовые теоретические знания, и включает множество логических операций, среди которых анализ условия, нахождение (в своей памяти) необходимых для решения теоретических знаний или практических навыков, сопоставление теоретических знаний с формулировкой задания, оформление ответа и другие. Следовательно, подготовка к экзамену в тестовой форме, должна начинаться в самом начале 9 класса.

Я начинаю дополнительные занятия по подготовке к экзамену по химии с первых чисел октября. Естественно, что они проводятся во внеурочное время и один час в неделю. Подготовка включает изучение теоретического материала и выработку навыков работы именно с тестовыми заданиями.

Для подготовки к дополнительным занятиям я рекомендую пользоваться несколькими учебными пособиями:

1). Ю.Н.Медведев « Химия. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ» АСТ. М, 2016г. Данное пособие содержит теоретический материал, изложенный в краткой и доступной форме. Чёткость изложения и наглядность учебного материала позволяют эффективно повторить изученный материал, решить типовые тренировочные задания, и всё это сделать самостоятельно, или под руководством учителя. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждую тему, помогут ученику объективно оценить свой уровень знаний. Автор данного пособия профессор Московского педагогического государственного университета, непосредственный разработчик заданий ОГЭ.

2). П.А. Оржековский, В.Ю. Мишина, Е.Н. Стрельникова « Химия. Тренировочные задания. ОГЭ 2017».  « Эксмо» 2016г. Данное издание содержит 10 тренировочных вариантов ОГЭ, инструкцию по выполнению, ответы ко всем заданиям, критерии оценивания. Это пособие не только помогает подготовить своих учеников к экзамену, но и позволяет оценить учителю результаты своей работы.

3). В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т,В. Сажнёва, В.А. Февралёва «Химия. Тематический тренинг». « Легион»,  Ростов-на-Дону. 2016г.

4). В.Н. Доронькин, А.Г. Бережная, Т.В. Сажнёва, В.А.Февралёва «Химия. Подготовка к ОГЭ—2017г» Легион, Ростов-на Дону, 2016г. Коллективом авторов предлагаются пособия, содержащие тренировочные варианты тестовых заданий. Составленных по принципу «От простого к сложному», включены задания повышенного уровня сложности, есть задания для решения которых, учащимся необходимо воспользоваться дополнительными источниками информации.

5). Н.Н. Гара, Н.И. Габрусева «Химия. Задачник с « помощником» 8-9». «Просвещение», М, 2011г. Сборник задач содержит краткие теоретические сведения, алгоритмы решения расчётных задач по химии, задачи и тестовые задания.

6). Г.Л. Маршанова «Сборник авторских задач по химии 8-11 классы». «Вако», М, 2014. Сборник содержит примеры оформления задач, их решения, помогает учащимся самостоятельно решать расчётные задачи. Пособие оказывает существенную помощь при подготовке к итоговой аттестации по химии в формате ОГЭ.

Вообще, необходимо отметить, что для успешной подготовки к экзамену представлено большое количество дополнительных и типовых тестовых заданий. Дополнительные занятия по подготовке к ОГЭ строятся так—одно занятие отводится на изучение теории по данному вопросу, а второе—отработка теоретических знаний через предложенные тесты (они по каждому разделу распечатаны для каждого ученика и аналогичны тестовым заданиям на ОГЭ). Учащиеся не просто выполняют задания, учитель может своевременно выявить пробелы в их знаниях, оказать необходимую помощь. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий учат учащихся мобилизовать себя в решающей ситуации, правильно распределить время, позволяют набрать максимальный тестовый балл.

С середины марта- начала апреля изучение и повторение заканчивается, и мы переходим к выполнению полноценных демоверсий. Хотя, как показывает опыт предыдущих лет, тестовые задания на ОГЭ (ГИА) бывают сложнее их. Проверка выполненных заданий осуществляется так: а) учитель диктует правильные ответы, а ученики анализируют свои работы, затем разбираются те задания, в которых были сделаны ошибки; б) ответы выведены на интерактивную доску, показаны баллы оценки и ученики сами оценивают свою работу, ошибки так же анализируются; в) возможна взаимопроверка с уточнениями у учителя тестов, которые вызвали затруднения при такой форме оценки. Здесь вариантов множество и выбор их зависит от компетенции самого учителя.

Как вывод, из всего изложенного, можно сделать следующий: чтобы сдача итоговой государственной аттестации была успешной- необходимо учащихся готовить к ней постоянно, как на уроке, так и на дополнительных занятиях. Отдача не заставит себя ждать! В 2016-2017 учебном году у меня сдавали экзамен по химии 12 человек, из них сдали 5 учеников на «отлично» и 7 – на «хорошо», причём самый высокий балл по городу и району был у моей ученицы! В августе родители обратились с просьбой к администрации школы, чтобы один из 10ых классов был с углублённым изучением химии. Такой класс есть, и в нём изучается химия в объёме 5 уроков в неделю, т.е. 170 уроков в год, вместо 68 уроков по 2х часовой программе, или 34 уроков по одночасовой. И биологии в этом классе 3 часа в неделю.

В 10 классе учащиеся осознанно подходят к выбору будущей профессии, и такая подготовка по химии, несомненно, поможет им не ошибиться, потому что они уже могут чётко оценить свои знания и продолжить подготовку, но теперь уже, к удачной сдаче государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, набрать достойное количество баллов и поступить в то высшее учебное заведение, которое выбрали. А наша задача – всё сделать для того, чтобы у них всё получилось!

        Федосова С.В.(учитель химии )

        МБОУ сш №2 г. Вязьма


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг – инструмент совершенствования деятельности учителя по улучшению качества образования.

Существуют различные формы контроля в обучении английскому языку: текущий, промежуточный, предварительный, итоговый. В процессе текущего контроля используются обычные упражнения, характерные для форми...

Презентация "Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования "

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

«Приемы и методы повышения мотивации на уроках математики как средство улучшения качества образования»

Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая является одной из  актуальных проблем в российской школе.   Сегодня, очень часто для ребенка, генетически предрасположенн...

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в МОУ «СОШ № 12 г. Зеленокумска» в 2019-2020 уч. году

План мероприятий (дорожная карта) по улучшению качества преподавания учебных предметов и проведения государственной итоговой аттестации по  образовательным программам основного общего и...

Возможности использования результатов ВПР по биологии в 5 классе в улучшении качества образования

Анализ ВПР позволит более глубоко понять пробелы в преподавании предмета...

Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС

Представлена методическая разработка на тему "Использование межпредметных связей, как средство повышения качества образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГО...