Разработка урока для 5 класса по теме "Среда обитания"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Разработка содержит технологическую карту, презентацию и приложения у уроку для 5 класса "Среда обитания"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tk_sredy_obitaniya.docx | 18.21 КБ |
sreda_obitaniya.pptx | 1.43 МБ |
sreda_obitaniya_soobshch.docx | 12.74 КБ |
sreda_obitaniya_pril.docx | 11.95 КБ |
sist-ka.docx | 10.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет Биология
Класс 5
Тема урока Среда обитания
Цель урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||
Предметная | Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||
Мотивационно-организационный этап | Учебные задачи и задания: - по актуализации опорных знаний и СД; У доски: двое учащихся составляют схему «Разнообразие живых организмов» - по определению темы урока Класс: Определение темы урока – выявить сходства и различия представителей органического мира, представленных на слайде. Различия – тема урока. | Умение структурировать знания в форме схемы. Построение речевого высказывания. | Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли. | ||
Этап целеполагания | Выявление проблемы: Вопрос: «Почему человек не может жить под водой, а рыба – на суше?» Выделение недостающих знаний: «Есть ли различия между условиями в различных местах обитания организмов? » Формулировка целей и задач урока: 1. Что нам предстоит изучить? 2. Отличаются ли внешние условия в различных средах обитания организмов? 3. Отличаются ли животные, обитающие в различных средах? | Определение с помощью учителя учебных целей: 1. Узнать, что такое среда обитания; 2. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания орг-в; 3. Определить черты приспособленности организмов к жизни в различных условиях. | Формулировка предположений и их обоснование; выделение и формулирование учебной и познавательной цели | Определение шагов для решения учебной задачи. | Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли. |
Этап овладения новыми знаниями и СД | Формулировка понятия: 1. Что окружает организм на протяжении всей жизни? (схема-камень, ключ – условия). 2. Какие основные виды сред обитания мы можем выделить из всех, приведенных ранее? (обобщает ответы учеников). 3. Попробуем определить различия сред. С помощью информации из учебника с. … заполняем таблицу в тетради. 4. Сравнение различных сред по условиям жизни. | 1. Дают определение понятию: Среда обитания – условия, окружающие организм. 2. Выделяют: водную, почвенную, наземно-воздушную. 3. Заполняют таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах». 4. Делают вывод о том, что для разных условий жизни живым организмам нужны разные приспособления. | 1. Синтез понятия. 2. Осуществление классификации, выбирая основания и критерии для этого. 3.Поиск и выделение необходимой учебной информации; осмысления цели чтения, выбор вида чтения 4.Овладение логическими приемами: анализ, сравнение, обобщение. | 3. Отбор теоретического материала для выполнения учебной задачи. | 1,2. Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли 4. Формулирование собственного мнения, применение монологической и диалогической речи. |
Этап применения новых знаний и СД | Задание: 1. Определить среду обитания заданного организма. 2. Выявить имеющиеся у организма приспособления к условиям жизни в этой среде. 3. Обобщить выявленные приспособления для организмов, обитающих в одинаковых условиях. | Работа в парах. 1,2. Выполняют задание по фотографии заданного организма. 3. Заносят в тетрадь схему, характеризующую приспособления в различных средах обитания. Сообщение: «Четвертая среда обитания» | 1,2. Осмысления цели чтения, выбор вида чтения; понимание и соотношение причины и следствия, формулирование предположений и их обоснование; 3. Логические операции: сравнение, обобщение, аналогия изучаемых объектов и их характеристик. | Отбор теоретического материала для решения учебной задачи | 1. Умение договариваться при совместной деятельности 2. Находить общее решение при совместной деятельности; 3. Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли |
Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки, внешней оценки | 1. Проблемный вопрос. | Делают вывод о том, что каждый организм приспособлен к своей среде обитания. | Рефлексия учебных действий и результатов. | Определение результата учебного действия. Оценка правильности выполнения учебной задачи | Умения выражать свои мысли, слушать и слышать сверстников |
Рефлексивный этап | Сегодня на уроки мы узнали, что… Сегодня урок : лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный Я ученик: старательный – ленивый внимательный – невнимательный урок усвоил – не усвоил | Построение речевого высказывания, Рефлексия учебных действий и результатов. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Среда обитания
Почему человек не может жить под водой, а рыба – на суше? Есть ли различия между условиями в различных местах обитания организмов
Цели урока: 1. Узнать, что такое среда обитания. 2. Выявить отличительные особенности разных сред обитания. 3. Определить черты приспособленности организмов к среде обитания.
Среда обитания – это… Среда обитания …условия, которые окружают организм и оказывают на него влияние
Используя информацию со стр. Учебника, заполните таблицу: Среда обитания Факторы среды Приспособления организмов ? ? Колебания температуры Наземно-воздушная Водная Почвенная
Четвертая среда обитания – другой организм
Практическая работа. Задание: 1. Определить среду обитания животного. 2. Выявить приспособления животного к своей среде обитания. 3. Занести данные в таблицу.
Почему человек не может жить в воде?
Домашнее задание П. 23
Предварительный просмотр:
Среда обитания – другой живой организм .
Организм хозяина как среда обитания дает паразитам защищенность от врага, защиту от пересыхания, постоянную температуру среды и неограниченный доступ к питательным веществам. Паразиты всегда наносят вред организму хозяина, ускоряя их гибель.
Больше всего паразитов у млекопитающих из-за постоянной температуры тела, в том числе и человека. На самом низком уровне организм используют внутриклеточные паразиты – вирусы, бактерии и простейшие животные. Вирусы СПИДа, менингиты, гепатита и даже насморка являются внутриклеточными паразитами так же как и бактерии, вызывающие туберкулез и воспаление легких. Одноклеточные животные – малярийный плазмодий и возбудитель сонной болезни живут в крови хозяина и приводят к его гибели.
Более сложные паразиты – ленточные и плоские черви, например, аскорида и острица, живут в кишечнике хозяина. Они не имеют своей пищеварительной системы и всасывают уже переваренные вещества всей поверхностью. Для закрепления в кишечнике используют приспособления – присоски и крючки.
Поверхность тела животных активно используют разнообразные бактерии, грибки, микроскопические членистоногие. Они живут не долго, но быстро размножаются, и, как правило, составляют естественную микробную популяцию на теле хозяина.
Среда обитания – другой живой организм .
Организм хозяина как среда обитания дает паразитам защищенность от врага, защиту от пересыхания, постоянную температуру среды и неограниченный доступ к питательным веществам. Паразиты всегда наносят вред организму хозяина, ускоряя их гибель.
Больше всего паразитов у млекопитающих из-за постоянной температуры тела, в том числе и человека. На самом низком уровне организм используют внутриклеточные паразиты – вирусы, бактерии и простейшие животные. Вирусы СПИДа, менингиты, гепатита и даже насморка являются внутриклеточными паразитами так же как и бактерии, вызывающие туберкулез и воспаление легких. Одноклеточные животные – малярийный плазмодий и возбудитель сонной болезни живут в крови хозяина и приводят к его гибели.
Более сложные паразиты – ленточные и плоские черви, например, аскорида и острица, живут в кишечнике хозяина. Они не имеют своей пищеварительной системы и всасывают уже переваренные вещества всей поверхностью. Для закрепления в кишечнике используют приспособления – присоски и крючки.
Поверхность тела животных активно используют разнообразные бактерии, грибки, микроскопические членистоногие. Они живут не долго, но быстро размножаются, и, как правило, составляют естественную микробную популяцию на теле хозяина.
Предварительный просмотр:
ЖИВОТНЫЕ РЫБЫ
ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ
МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ
ПРОСТЕЙШИЕ
ПОЗВОНОЧНЫЕ
БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ
ИГЛОКОЖИЕ
МОЛЛЮСКИ
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЗЕМНОВОДНЫЕ
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ
КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ
НАСЕКОМЫЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"
Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...
Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».
Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...
Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс
³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...
Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева
Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...
Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»
ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период. (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...
Разработка урока 7 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Музыка»
ТемаУрок межпредметных связей. Музыка. Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме «Музыка»Зад...