Разработка урока для 5 класса по теме "Среда обитания"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Логунова Любовь Михайловна

Разработка содержит технологическую карту, презентацию и приложения у уроку для 5 класса "Среда обитания"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tk_sredy_obitaniya.docx18.21 КБ
Файл sreda_obitaniya.pptx1.43 МБ
Файл sreda_obitaniya_soobshch.docx12.74 КБ
Файл sreda_obitaniya_pril.docx11.95 КБ
Файл sist-ka.docx10.11 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет Биология

Класс 5

Тема урока Среда обитания

Цель урока:

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Предметная

Познавательная

Регулятивная

Коммуникативная

Мотивационно-организационный этап

Учебные задачи и задания:

- по актуализации опорных знаний и СД;

У доски: двое учащихся составляют схему «Разнообразие  живых организмов»

- по определению темы урока

Класс: Определение темы урока – выявить сходства и различия представителей органического мира, представленных на слайде. Различия – тема урока.

Умение структурировать знания в форме схемы.

Построение речевого высказывания.

Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли.

Этап целеполагания

Выявление проблемы:

Вопрос: «Почему человек не может жить под водой, а рыба – на суше?»

Выделение недостающих знаний:

«Есть ли различия между условиями в различных местах обитания организмов? »

Формулировка целей и задач урока:

1. Что нам предстоит изучить?

2. Отличаются ли внешние условия в различных средах обитания организмов?

3. Отличаются ли животные, обитающие в различных средах?

Определение с помощью учителя учебных целей:

1. Узнать, что такое среда обитания;

2. Познакомиться с отличительными особенностями разных сред обитания орг-в;

3. Определить черты приспособленности организмов к жизни в различных условиях.

Формулировка предположений и их обоснование;

выделение и формулирование учебной и познавательной цели

Определение шагов для решения учебной задачи.

Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли.

Этап овладения новыми знаниями и СД

Формулировка понятия:

1. Что окружает организм на протяжении всей жизни? (схема-камень, ключ – условия).

2. Какие основные виды сред обитания мы можем выделить из всех, приведенных ранее? (обобщает ответы учеников).

3. Попробуем определить различия сред. С помощью информации из учебника с. … заполняем таблицу в тетради.

4. Сравнение различных сред по условиям жизни.

1. Дают определение понятию: Среда обитания – условия, окружающие организм.

2. Выделяют: водную, почвенную, наземно-воздушную.

3. Заполняют таблицу «Сравнение условий жизни в разных средах».

4. Делают вывод о том, что для разных условий жизни живым организмам нужны разные приспособления.

1. Синтез понятия.

2. Осуществление классификации, выбирая основания и критерии для этого.

3.Поиск и выделение необходимой учебной информации; осмысления цели чтения, выбор вида чтения

4.Овладение логическими приемами: анализ, сравнение, обобщение.

3. Отбор теоретического материала для выполнения учебной задачи.

1,2. Ответы на вопросы, умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли

4. Формулирование собственного мнения, применение монологической и диалогической речи.

Этап применения новых знаний и СД

Задание:

1. Определить среду обитания заданного организма.

2. Выявить имеющиеся у организма приспособления к условиям жизни в этой среде.

3. Обобщить выявленные приспособления для организмов, обитающих в одинаковых условиях.

Работа в парах.

1,2. Выполняют задание по фотографии заданного организма.

3. Заносят в тетрадь схему, характеризующую приспособления в различных средах обитания.

Сообщение: «Четвертая среда обитания»

1,2. Осмысления цели чтения, выбор вида чтения; понимание и соотношение причины и следствия, формулирование предположений и их обоснование;

3. Логические операции: сравнение, обобщение, аналогия изучаемых объектов и их характеристик.

 Отбор теоретического материала для решения учебной задачи

1. Умение договариваться при совместной деятельности

2. Находить общее решение при совместной деятельности;

3. Умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли

Этап взаимопроверки, взаимоконтроля, самооценки, внешней оценки

1. Проблемный вопрос.        

Делают вывод о том, что каждый организм приспособлен к своей среде обитания.

Рефлексия учебных действий и результатов.

Определение результата учебного действия.

Оценка правильности выполнения учебной задачи

Умения выражать свои мысли, слушать и слышать сверстников

Рефлексивный этап

Сегодня на уроки мы узнали, что…

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик:

старательный – ленивый

 внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил

Построение речевого высказывания, Рефлексия учебных действий и результатов.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 4

Тема урока: Среда обитания

Слайд 5

Почему человек не может жить под водой, а рыба – на суше? Есть ли различия между условиями в различных местах обитания организмов

Слайд 6

Цели урока: 1. Узнать, что такое среда обитания. 2. Выявить отличительные особенности разных сред обитания. 3. Определить черты приспособленности организмов к среде обитания.

Слайд 7

Среда обитания – это… Среда обитания …условия, которые окружают организм и оказывают на него влияние

Слайд 8

Используя информацию со стр. Учебника, заполните таблицу: Среда обитания Факторы среды Приспособления организмов ? ? Колебания температуры Наземно-воздушная Водная Почвенная

Слайд 9

Четвертая среда обитания – другой организм

Слайд 10

Практическая работа. Задание: 1. Определить среду обитания животного. 2. Выявить приспособления животного к своей среде обитания. 3. Занести данные в таблицу.

Слайд 11

Почему человек не может жить в воде?

Слайд 12

Домашнее задание П. 23



Предварительный просмотр:

Среда обитания – другой живой организм .

Организм хозяина как среда обитания дает паразитам защищенность от врага, защиту от пересыхания, постоянную температуру среды и неограниченный доступ к питательным веществам.  Паразиты всегда наносят вред организму хозяина, ускоряя их гибель.

Больше всего паразитов у млекопитающих из-за постоянной температуры тела, в том числе и человека. На самом низком уровне организм используют внутриклеточные паразиты – вирусы, бактерии и простейшие животные.   Вирусы СПИДа, менингиты, гепатита и даже насморка являются внутриклеточными паразитами так же как и бактерии, вызывающие туберкулез и воспаление легких. Одноклеточные животные – малярийный плазмодий и возбудитель сонной болезни живут в крови хозяина и приводят к его гибели.

 Более сложные паразиты – ленточные и плоские черви, например, аскорида и острица, живут в кишечнике хозяина. Они не имеют своей пищеварительной системы и всасывают уже переваренные вещества всей поверхностью. Для закрепления в кишечнике используют приспособления – присоски и крючки.

Поверхность тела животных активно используют  разнообразные бактерии, грибки, микроскопические членистоногие. Они живут не долго, но быстро размножаются, и, как правило, составляют естественную микробную популяцию на теле хозяина.

Среда обитания – другой живой организм .

Организм хозяина как среда обитания дает паразитам защищенность от врага, защиту от пересыхания, постоянную температуру среды и неограниченный доступ к питательным веществам.  Паразиты всегда наносят вред организму хозяина, ускоряя их гибель.

Больше всего паразитов у млекопитающих из-за постоянной температуры тела, в том числе и человека. На самом низком уровне организм используют внутриклеточные паразиты – вирусы, бактерии и простейшие животные.   Вирусы СПИДа, менингиты, гепатита и даже насморка являются внутриклеточными паразитами так же как и бактерии, вызывающие туберкулез и воспаление легких. Одноклеточные животные – малярийный плазмодий и возбудитель сонной болезни живут в крови хозяина и приводят к его гибели.

 Более сложные паразиты – ленточные и плоские черви, например, аскорида и острица, живут в кишечнике хозяина. Они не имеют своей пищеварительной системы и всасывают уже переваренные вещества всей поверхностью. Для закрепления в кишечнике используют приспособления – присоски и крючки.

Поверхность тела животных активно используют  разнообразные бактерии, грибки, микроскопические членистоногие. Они живут не долго, но быстро размножаются, и, как правило, составляют естественную микробную популяцию на теле хозяина.



Предварительный просмотр:

Среда обитания

Факторы среды

Приспособления организмов

?

?

Колебания температуры

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

?

Среда обитания

Факторы среды

Приспособления организмов

?

?

Колебания температуры

Наземно-воздушная

Водная

Почвенная

?



Предварительный просмотр:

ЖИВОТНЫЕ                 РЫБЫ

ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ

МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ

ПРОСТЕЙШИЕ

ПОЗВОНОЧНЫЕ

БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ

ИГЛОКОЖИЕ

МОЛЛЮСКИ

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ЗЕМНОВОДНЫЕ

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ

НАСЕКОМЫЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интерактивная до...

Разработка урока. 6 класс. История России. Тема урока: «Древняя Русь. Расселение, быт и верования восточных славян».

Методическая разработка урока является примером сочетания всех компонентов учебной деятельности: мотивационного компонента, который  основан на поддержке компьютерных технологий (интеракт...

Методическая разработка урока по теме: Три среды обитания. 5 класс

³ Урок основан на самостоятельной работе учащихся с различными источниками информации. Учащиеся учатся «добывать» информацию, выделять наиболее важные, значимые моменты, интересные факты, что повышает...

Мультимедийная разработка урока, 4 класс, 1 четверть Раздел 2. Тема “The Animals I Like”. Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева

Урок разработан по авторской программе В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, О.В. Дувановой, О.В. Стрельниковой; научный руководитель коллектива авторов профессор Е.И. Пассов. ...

Разработка урока 6 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Доисторический период»

ТемаУрок межпредметных связей. Доисторический период.  (раздел 7)Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме &la...

Разработка урока 7 класс УМК Ю.А. Комарова, К. Гренджер. «Урок межпредметных связей. Музыка»

ТемаУрок межпредметных связей. Музыка.  Тип урокакомбинированныйЦельРазвивать умения во всех видах речевой деятельности с опорой на междисциплинарный материал по теме «Музыка»Зад...