Рабочая программа по биологии для 7-х классов
рабочая программа по биологии (7 класс)

Корниенко Татьяна Викторовна
Рабочая программа по биологии для 7-х классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_dlya_7-h_klassov.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Городского округа Балашиха

 «Средняя общеобразовательная школа № 21

имени генерал-лейтенанта Д.А. Наливалкина»

        УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МАОУ «Школа № 21»

                                                          _____________Н.Т. Кутуева

  Приказ №  259 от « 01 » _09_ 2021 г.

Рабочая программа

по биологии

7а, 7б, 7в, 7г, 7к    классов

Срок реализации: 2021 - 2022  учебный год

уровень базовый

Составлена на основе программы основного общего образования. Биология. 5—9 классы. Линейная структура. Рабочие программы к линии УМК под редакцией И.Н. Пономарёвой: учебно-методическое пособие / И. Н. Пономарёва, В. С. Кучменко, О. А. Корнилова и др. — М. : Вентана-Граф, 2017.

                                                                  Составитель: Корниенко Татьяна Викторовна,

                                           учитель химии и биологии высшей квалификационной категории

                                                                                                     

Городской округ Балашиха

Московской области

2021 год

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы;
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью, своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

Обучающийся научится:

• пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
• пользоваться системой биологических знаний — понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
• рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
• использовать научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

• создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество

часов на изучение темы

1.

Введение. Общее знакомство с растениями

3

2.

Клеточное строение растений

2

3.

Органы растений

8

4.

Основные процессы жизнедеятельности растений

5

5.

Основные отделы царства Растений

7

6.

Историческое развитие растительного мира

2

7.

Царство Бактерий

1

8.

Царство Грибы. Лишайники

2

9.

Природные сообщества

4

ИТОГО

34

Календарно -  тематическое планирование

Количество часов: в неделю – 1 ч; в год – 34 ч.

урока

п/п

Наименование

разделов и тем

Характеристика

основных видов

деятельности

ученика

Планируемая дата проведения урока

Фактическая дата

проведения урока

7а          7б        7в   7г    7к                  

Введение. Общее знакомство с растениями (3ч)

1.

Наука о растениях — ботаника. Мир растений.

Называть царства живой природы. Приводить примеры различных представителей царства Растения. Давать определение науки ботаники. Описывать историю развития науки о растениях. Использовать информационные ресурсы для подготовки проекта о роли растений в природе; об использовании растений с исторических времен человеком.

01.09-03.09

2.

Внешнее строение растений. Семенные и споровые растения.

Различать и сравнивать высшие и низшие растения. Характеризовать роль вегетативных и генеративных органов растений. Обобщать значения и делать выводы о взаимосвязи всех частей организма растений. Различать и сравнивать между собой разные жизненные формы растений. Объяснять понимание организма растения как биосистемы. Выделять характерные признаки семенных растений. Различать на натуральных объектах, рисунках, фотографиях, семенные растения, называть их. Объяснять особенности цветковых среди других растений. Характеризовать особенности строения споровых растений, приводить примеры. Объяснять значение семенных и споровых растений для природы и в жизни человека.

06.09-10.09

3.

Среды жизни на Земле. Факторы среды.

Характеризовать особенности сред жизни. Приводить примеры растений — обитателей водной и наземно-воздушной сред жизни. Характеризовать влияние экологических факторов на растения. Объяснять понятие «окружающая среда».

13.09-17.09

Клеточное строение растений.(2ч)

4.

Клетка — основная единица живого. Лабораторная работа №1 «Знакомство с клеточным строением растения»

Приводить примеры одноклеточных и многоклеточных растений. Характеризовать растения как одноклеточный или многоклеточный организм. Делать выводы о строении растений как о клеточных организмах. Объяснять устройство увеличительных приборов и методы работы с ними. Соблюдать правила работы с микроскопом. Называть части клеток растений. Раскрывать особенности строения основных частей клетки. Характеризовать функции основных частей клетки. Обобщать и делать выводы о взаимосвязи работы всех частей клетки. Называть отличительные признаки растительной клетки.

20.09-24.09

5.

Жизнедеятельность растительной клетки. Деление клетки. Ткани растений.

Характеризовать основные процессы жизнедеятельности клетки. Объяснять роль обмена веществ в клетке. Устанавливать взаимосвязь клетки растений с внешней средой. Наблюдать клеточное строение растений. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы

27.09-01.10

Органы растений (8ч)

6.

Семя, его строение и значение. Условия прорастания семян.

Лабораторная работа №2 «Изучение строения семени фасоли».

Объяснять роль семян для растений и природы. Характеризовать строение зародыша семени. Устанавливать сходство проростка с зародышем семени. Характеризовать функции частей семени. Называть отличительные признаки семян двудольных и однодольных растений. Описывать стадии прорастания семян. Проводить наблюдения, фиксировать результаты, делать выводы.

11.10-15.10

7.

Корень, его строение и функции. Значение корня в жизни растения. Разнообразие корней у растения.

Лабораторная работа №3 «Строение корня проростка»

Различать и определять виды корней и типы корневых систем на гербарных экземплярах, рисунках. Называть части корня и их главные функции. Характеризовать отличительные черты разных видов корней. Устанавливать взаимосвязь строения и функций частей корня. Объяснять особенности роста корня.

18.10-22.10

8.

Побег, его строение и развитие.

Называть части побега. Объяснять основные функции побега. Определять типы почек на рисунках, гербарных экземплярах.

25.10-29.10

9.

Почка, её внешнее и внутреннее строение. Лабораторная работа №4 «Строение вегетативных и генеративных почек»

Характеризовать почку как зачаточный побег. Наблюдать и характеризовать особенности побегов в весенне-летний, осенне-зимний периоды. Сравнивать строение вегетативных и цветочных почек, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Отличать и сравнивать вегетативные и генеративные почки побегов.

01.11-05.11

10.

Лист и его строение. Значение листа в жизни растения.

Определять части листа на гербарных экземплярах, комнатных растениях, рисунках. Характеризовать типы листьев и приводить примеры. Раскрывать функции листа в жизни растения. Различать процессы фотосинтеза и газообмена в листьях. Устанавливать взаимосвязь клеточного строения и функций частей листа. Объяснять назначение листа в жизни растения и для природы.

08.11-12.11

11.

Стебель, его строение и значение. Видоизменение стеблей у побегов растений. Лабораторная работа №5 «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».

Описывать значение стебля в побеге. Характеризовать внешнее и внутреннее строение стебля. Различать части внутреннего строения стебля на рисунках, таблице. Устанавливать различие проводящей ткани в древесине и лубе. Приводить примеры различных типов стеблей. Объяснять роль камбия в стебле. Объяснять роль внутренних частей стебля в жизни растения.

22.11-26.11

12.

Цветок, его строение и значение.  Плод. Разнообразие и значение плодов. Растительный организм — живая система.

Определять и называть части цветка по натуральным объектам, рисункам и фотографиям. Устанавливать взаимосвязь частей цветка с выполняемыми функциями.  Сравнивать и классифицировать различные типы плодов. Различать типы плодов на натуральных объектах, рисунках. Объяснять процесс образования плода.

29.11-03.12

13

Контрольная работа №1 по теме «Строение растений»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

06.12-10.12

Основные процессы жизнедеятельности растений (5ч)

14.

Минеральное (почвенное питание растений). Воздушное питание растений — фотосинтез.

Объяснять механизм почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Сравнивать и различать состав и значение органических и минеральных веществ для растений. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания для роста и развития растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о роли микроэлементов в питании растений. Характеризовать условия, необходимые для воздушного питания растений.

13.12-17.12

15.

Космическая роль зеленых растений. Дыхание и обмен веществ у растений.

Обосновывать космическую роль зеленых растений для нашей планеты.

20.12-24.12

16.

Значение воды в жизнедеятельности растений. Размножение и оплодотворение у растений.

Называть основные абиотические факторы водной среды обитания. Приводить примеры обитателей водной среды. Характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водных растений. Сравнивать особенности разных экологических групп растений по отношению к воде. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения об экологических группах растений по отношению к воде. Называть основные способы размножения растений. Характеризовать особенности бесполого размножения.

27.12-30.12

17.

Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения человеком. Лабораторная работа №6 «Вегетативное размножение комнатных растений»

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Называть характерные черты вегетативного размножения растений. Приводить примеры вегетативного размножения растений на основе личного опыта общения с природой. Сравнивать различные способы вегетативного размножения.

10.01-14.01

18.

Рост и развитие растительного организма. Зависимость роста и развития растений от условий окружающей среды.

Называть основные признаки, характеризующие рост растения. Характеризовать признаки процесса развития растения. Сравнивать процессы роста и развития растений. Характеризовать этапы индивидуального развития растений

17.01-21.01

Основные отделы царства Растений (7ч)

19.

Понятие о систематике растений. Водоросли, их многообразие и значение в природе. Многообразие водорослей.

Приводить примеры названий различных растений. Систематизировать растения по группам. Характеризовать единицу систематики — вид. Обосновывать необходимость бинарных названий в классификации живых организмов. Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о жизни и деятельности К. Линнея. Выявлять существенные признаки состава и строения водорослей. Характеризовать черты, лежащие в основе классификации водорослей. Характеризовать многообразие и значение водорослей с позиции эволюции растительного мира.

24.01-28.01

20.

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение. Плауны. Хвощи. Папоротники. Общая характеристика.

Характеризовать признаки принадлежности мхов к высшим растениям. Объяснять особенности процессов размножения и развития мхов. Обосновывать роль сфагновых мхов в образовании болот, торфа. Находить общие черты и различия строения и размножения плаунов, хвощей, папоротников в связи со средой жизни. Устанавливать особенности вегетативных органов у папоротникообразных растений. Сравнивать особенности размножения мхов и папоротников, делать выводы.

31.01-04.02

21.

Отдел Голосеменные. Общая характеристика и значение

Выявлять общие черты строения и развития семенных растений. Сравнивать строение семени и споры, делать выводы. Называть причины независимости оплодотворения голосеменных от воды. Объяснять особенности развития семян у хвойных на примере сосны. Приводить примеры голосеменных на территории России на примере класса Хвойные. Характеризовать и описывать примеры хвойных растений родного края.

07.02-11.02

22.

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение.

Объяснять происхождение названия отдела Покрытосеменные. Выявлять черты усложнения организации покрытосеменных. Сравнивать и находить признаки сходства и различия в строении и жизнедеятельности покрытосеменных и голосеменных растений. Устанавливать взаимосвязь разнообразия форм покрытосеменных к условиям среды их обитания.

14.02- 18.02

23.

Семейства класса Двудольные.

Выделять признаки класса Двудольные. Описывать отличительные признаки семейств (на примере не менее двух). Распознавать представителей семейств на натуральных объектах, гербарных материалах, рисунках

28.02-04.03

24.

Семейства класса Однодольные.

Выделять признаки класса Однодольные. Определять, по каким признакам производится деление классов на семейства. Описывать характерные черты семейств класса Однодольные (на примере не менее двух), их значение для человека. Приводить примеры охраняемых видов.

07.03-11.03

25.

Контрольная работа №2 по теме «Основные отделы царства Растения»

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

14.03-18.03

Историческое развитие растительного мира (2ч)

26.

Понятие об эволюции растительного мира. Эволюция высших растений.

Характеризовать понятие об эволюции живых организмов на Земле. Объяснять условия зарождения жизни на Земле и называть первых обитателей. Раскрывать условия возникновения фотосинтезирующих организмов-автотрофов. Объяснять значение выхода растений на сушу. Характеризовать роль человека в создании разнообразия культурных растений. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о жизни и деятельности Н. И. Вавилова. Выделять этапы развития растений. Устанавливать и описывать эволюционную ветвь растительного мира. Характеризовать черты усложнения строения растений в связи с выходом на сушу.

21.03-25.03

27.

Разнообразие и происхождение культурных растений. Дары Нового и Старого Света

Называть основные признаки отличия культурных растений от дикорастущих. Приводить примеры культурных растений различных семейств. Называть центры происхождения знакомых культурных растений. Определять понятия «искусственный отбор» и «селекция». Объяснять связь родины культурных растений с древними очагами земледелия на Земле. Характеризовать роль культурных растений в природе и жизни человека. Называть родину наиболее распространенных культурных растений. Характеризовать причины их широкого использования человеком. Объяснять значение растений в жизни человека.

28.03-01.04

Царство Бактерии (1ч)

28.

Общая характеристика бактерий. Многообразие бактерий.  Значение бактерий в природе и жизни человека.

Называть признаки бактерий как живых организмов. Характеризовать бактерии как организмы прокариот. Устанавливать значение бактерий для природы и жизни человека. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий. Доказывать сходство и различие между клетками бактерий и растений. Обсуждать значение спор у бактерий.

11.04-15.04

Царство Грибы. Лишайники (2ч)

29.

Общая характеристика грибов. Многообразие и значение грибов.

Описывать строение гриба. Называть признаки сходства гриба с растениями и животными. Называть специфические свойства гриба. Характеризовать свойства и значение грибницы и плодового тела. Описывать значение одноклеточных и плесневых грибов. Характеризовать значение брожения в природе и жизни человека. Объяснять средообразующую деятельность грибов.

18.04-22.04

30.

Лишайники. Общая характеристика и значение.

Объяснять особенности строения лишайников, называть функции его компонентов. Доказывать, что лишайник — особый тип организма — симбиоз гриба и водоросли. Обосновывать причины появления симбиоза — лишайника. Характеризовать условия обитания лишайников. Распознавать накипные, листоватые и кустистые лишайники на натуральных объектах, рисунках.

25.04-29.04

Природные сообщества (4ч)

31.

Понятие о природном сообществе — биогеоценозе и экосистеме. Совместное существование видов в природном сообществе. Смена природных сообществ и ее причины.

Систематизировать и обобщать понятия: «природное сообщество», «биогеоценоз», «экосистема». Выявлять функциональное разнообразие групп организмов в биогеоценозе. Характеризовать влияние абиотических факторов на формирование биогеоценоза (экосистемы). Устанавливать влияние биотических факторов на формирование биогеоценоза (экосистемы). Оценивать роль живых организмов в круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе (экосистеме).

02.05-06.05

32.

Итоговая контрольная работа за курс биологии 7 класс.

Обобщать и систематизировать знания по темам 7 класса, делать выводы

09.05-13.05

33

Многообразие природных сообществ. Жизнь организмов в природе.

Аргументировать необходимость охраны природных сообществ. Описывать биогеоценоз как сложную живую систему и экосистему. Выявлять значение совместного существования живых организмов в природных сообществах. Объяснять роль видового разнообразия растений для устойчивого развития биогеоценозов. Устанавливать роль взаимосвязи организмов в круговороте веществ. Характеризовать круговорот веществ в биогеоценозах как биологический круговорот веществ и поток энергии. Излагать свою точку зрения и аргументировать необходимость принятия мер по охране природных сообществ и растительности мира

16.05-20.05

34

Обобщающий урок по курсу Биология 7 класс. Задание на лето.

Обобщать и систематизировать знания по темам , делать выводы

23.05-27.05

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания ШМО учителей

естественно-математического цикла

от 31.08.2021  № 1_      

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________    Королькова Т.Н. (Оризова Н.А.)

"01"_09__2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по биологии для 6-9 классов по УМК В.В.Пасечника

Рабочие программы по биологии для 6-11 классов составлены в соответствии с авторскими  рекомендациями учебно-методического комплекта В.В.Пасечника. Содержание рабочих программ соответствует Федер...

Рабочая программа по биологии для 10-11 классов.

Вариант рабочей программы, составленной на основе программы И.Н.Пономаревой, О.А.Корниловой, Л.В Симоновой. Помимо традиционной расчасовки и содержания программы содержит требования к уровню подготовк...

рабочая программа по биологии для учащихся 6 класса специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Биология (естествознание), являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большим коррекционно-образовательными, развив...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 8-9 класса РЕШЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ЗАДАЧ ПО БИОЛОГИИ

Пояснительная запискаСовременный этап научно-технического и информационного прогресса протекает в условиях гиперконкуренции. При этом, в качестве наиболее значимых факторов конкурентоспособности берут...

рабочая программа по биологии для 5-9 классов на основе авторской программы под редакцией И.Н. Пономаревой. ФГОС

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена на основе авторской программы под редакцией Пномаревой И.Н. по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов по программе Н. И. Сонина, В. Б. Захарова Линейный курс

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов составлена по требованиям ФГОС и содержит пояснительную записку,общую характеристику курса биологии, личностные, метапредметные и предметные результаты, с...

Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса по специальной (коррекционной) программе VIII вида

рабочая программа для учителей биологии, которые работают с детьми коррекционной школы 8 вида...