Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.
методическая разработка по биологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Одной из главных тем в сфере образования становится функциональная грамотность.

Что это такое?

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году. Тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».  В 1978 году ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].

В 1990 году ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности.  Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 гг.  В декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2]

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая, финансовая и  естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить два направления:

1. ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

2. формирование функциональной грамотности в качестве дополнительного и предпрофессионального образования для школьников.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению через проблемное обучение.[5]

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Так как задания PISA – это отдельный текст, то надо научить работать с текстом.  Для работы с текстом есть много приемов, которые можно отработать с обучающимися  5-11 классов непосредственно на уроках.

Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по биологии, но они еще не выстроились в систему. На уроках при изучении темы можно использовать прием «Инсерт». Он заключается в том, что при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся  узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания.

Кроме этого приема, очень часто применяются задания на выбор правильного утверждения для обучающихся 5-9 классов, а для 10-11 классов, задание усложняется и надо найти неправильные утверждения и  исправить ошибки. Эти задания не только помогают подготовить к тестированию PISA, но и к итоговой аттестации обучающихся, т.к. задания такого плана имеются в КИМах.

Например: Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1)

В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

  

 2)

Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью. 

  

 3)

Разработал метод предохранительных прививок.

  

 4)

Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.

  

 5)

Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

  

 6)

Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин. [3]

Для отработки знаний по какому-либо процессу жизнедеятельности или при выполнении лабораторных работ, можно использовать задания на отработку правильной последовательности этапов.

Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

 

  

1)

фиксация углекислого газа

2)

расщепление АТФ и выделение энергии

3)

синтез глюкозы

4)

синтез молекул АТФ

5)

возбуждение хлорофилла [3]

 

Для эффективной подготовки к исследованию и экзаменам, можно использовать задания на множественный выбор, например:

Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.

  

 1)

Стены террас создают бассейны для удержания воды.

  

 2)

На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса.

  

 3)

Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений.

  

 4)

Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами.

  

 5)

На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна.

  

 6)

Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении.  [4]

Учащийся должен выбрать все возможные варианты ответов, а т.к. он не знает точное количество ответов, то приходится применять все имеющиеся знания.

Задания на установления соответствия можно использовать на уроках с 5 класса. Они могут быть разного вида. Например, при изучении темы процессы жизнедеятельности растительного организма, можно использовать задание на сопоставление двух процессов: дыхания и фотосинтеза.

Установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

 

  

ПРИЗНАК

 

ПРОЦЕСС

А)

происходит в клетках с хлоропластами

Б)

происходит во всех клетках

В)

происходит постоянно

Г)

происходит с использованием энергии света

Д)

органические вещества расходуются

Е)

органические вещества образуются

 

   

1)

фотосинтез

2)

дыхание

 

Для более эффективной работы с текстом и запоминания материала я использую на уроках задания на перенос текстовой  информации в табличную. Например, при изучении систем органов животных или человека, я предлагаю учащимся заполнить таблицу «Системы органов …»

Система органов

Органы, входящие в состав системы

Функции

Учащиеся старших классов в состоянии заполнить все графы таблицы. В 5 классе обучающиеся еще не могут выполнить это задание целиком, поэтому можно предложить таблицу, в которой отдельные графы уже заполнены, а им надо заполнить пустующие графы.

 

Список использованных источников:

  1. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-ist... (дата обращения: 23.01.2020).
  2. United nations Literacy Decade : education for all; International Plan of Action : implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4
  3. ФИПИ открытый банк задания ОГЭ и ЕГЭ
  4. ФИПИ открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
  5.  https://mcko.ru/articles/2264

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Одной из главных тем в сфере образования становится функциональная грамотность.

Что это такое?

Само понятие было впервые употреблено на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране в 1965 году. Тогда под функциональной грамотностью подразумевалась «совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем».  В 1978 году ЮНЕСКО перерабатывает это понятие, дополняя его: «функционально грамотным считается только тот, кто может принимать участие во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счётом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)» [1].

В 1990 году ЮНЕСКО проводит Международный год грамотности.  Организация Объединенных Наций объявила Десятилетие грамотности с 2002 по 2012 гг.  В декларации этого всемирного события функциональная грамотность становится больше, чем просто базовая грамотность: теперь это «…полноценно и эффективно функционировать как члены сообщества, родители, граждане и работники». [2]

Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:

«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».

В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая, финансовая и  естественнонаучная.

Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.

В вопросе формирования функциональной грамотности можно выделить два направления:

1. ежедневная работа учителя в рамках учебного процесса.

2. формирование функциональной грамотности в качестве дополнительного и предпрофессионального образования для школьников.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению через проблемное обучение.[5]

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Так как задания PISA – это отдельный текст, то надо научить работать с текстом.  Для работы с текстом есть много приемов, которые можно отработать с обучающимися  5-11 классов непосредственно на уроках.

Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по биологии, но они еще не выстроились в систему. На уроках при изучении темы можно использовать прием «Инсерт». Он заключается в том, что при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся  узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания.

Кроме этого приема, очень часто применяются задания на выбор правильного утверждения для обучающихся 5-9 классов, а для 10-11 классов, задание усложняется и надо найти неправильные утверждения и  исправить ошибки. Эти задания не только помогают подготовить к тестированию PISA, но и к итоговой аттестации обучающихся, т.к. задания такого плана имеются в КИМах.

Например: Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

  

 2) 

Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью. 

  

 3) 

Разработал метод предохранительных прививок.

  

 4) 

Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.

  

 5) 

Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

  

 6) 

Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин. [3]

Для отработки знаний по какому-либо процессу жизнедеятельности или при выполнении лабораторных работ, можно использовать задания на отработку правильной последовательности этапов.

Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

  

1) 

фиксация углекислого газа

2) 

расщепление АТФ и выделение энергии

3) 

синтез глюкозы

4) 

синтез молекул АТФ

5) 

возбуждение хлорофилла [3]

Для эффективной подготовки к исследованию и экзаменам, можно использовать задания на множественный выбор, например:

Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.

  

 1) 

Стены террас создают бассейны для удержания воды.

  

 2) 

На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса.

  

 3) 

Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений.

  

 4) 

Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами.

  

 5) 

На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна.

  

 6) 

Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении.  [4]

Учащийся должен выбрать все возможные варианты ответов, а т.к. он не знает точное количество ответов, то приходится применять все имеющиеся знания.

Задания на установления соответствия можно использовать на уроках с 5 класса. Они могут быть разного вида. Например, при изучении темы процессы жизнедеятельности растительного организма, можно использовать задание на сопоставление двух процессов: дыхания и фотосинтеза.

Установите соответствие между признаком и процессом, для которого этот признак характерен: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

  

ПРИЗНАК

 

ПРОЦЕСС

А) 

происходит в клетках с хлоропластами

Б) 

происходит во всех клетках

В) 

происходит постоянно

Г) 

происходит с использованием энергии света

Д) 

органические вещества расходуются

Е) 

органические вещества образуются

   

1) 

фотосинтез

2) 

дыхание

Для более эффективной работы с текстом и запоминания материала я использую на уроках задания на перенос текстовой  информации в табличную. Например, при изучении систем органов животных или человека, я предлагаю учащимся заполнить таблицу «Системы органов …»

Система органов

Органы, входящие в состав системы

Функции

Учащиеся старших классов в состоянии заполнить все графы таблицы. В 5 классе обучающиеся еще не могут выполнить это задание целиком, поэтому можно предложить таблицу, в которой отдельные графы уже заполнены, а им надо заполнить пустующие графы.

Список использованных источников:

  1. Фролова П.И. К вопросу об историческом развитии понятия «Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016. №1 (23). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya-funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike (дата обращения: 23.01.2020).
  2. United nations Literacy Decade : education for all; International Plan of Action : implementation of general Assembly resolution 56/116, p. 4
  3. ФИПИ открытый банк задания ОГЭ и ЕГЭ
  4. ФИПИ открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы)
  5.  https://mcko.ru/articles/2264


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся"

Курсы "Технология формирования функциональной грамотности у обучающихся", 144 ч....

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Использование заданий по работе с текстом для отработки функциональной грамотности и подготовки к итоговой аттестации...

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2 «Формирование функциональной грамотности среди обучающихся

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ МБОУ СОШ №2«Формирование функциональной грамотности среди обучающихся...

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики...

Формирование креативного мышления в рамках развития функциональной грамотности у обучающихся на уроках изобразительного искусства

Развитие креативного мышления на уроках изобразительного искусства через нетрадиционные техники и методы рисования, которые влияют на всестороннее развитие личности: умственное, познавательное, эмоцио...

Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...

«Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»

В представленном материале описаны способы и педагогические приемы, применяемые мной на уроках и во внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности по химии....