«Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Павленко Юлия Юрьевна

В представленном материале описаны способы и педагогические приемы, применяемые мной на уроках и во внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности по химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности»

Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в основной школе и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т.е. социализацию личности.

Актуальность
Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Ребенок включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Возникновение опыта связано с решением задач создания условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.

Цель данного педагогического опыта: способствовать развитию исследовательских способностей учащихся для формирования функциональной грамотности в учебно-познавательной деятельности при изучении химии.

Задачи:
•        ввести в педагогическую практику такую организацию образовательного  процесса, которая способствует  развитию у учащихся  интеллектуальных способностей  через познавательную  активность;  

•        создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

•        выявлять на уроках в процессе исследовательской деятельности одаренных учеников, которые могут заниматься учебно-исследовательской деятельностью во внеурочное время.

Я пользуюсь следующими методами для формирования функциональной грамотности:

  1. психологическая установка на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности
    2. проблемное обучение.
    3. виртуальная лаборатория,
    4. практическая деятельность
    5. метод проектов.
    6. использование игровых технологий
    7. работа с текстом

8. диагностика и аттестация  

Первоначально:
1. Провожу диагностику мотивации к изучению химии в начале 8 класса
(анкета «Методика изучения мотивации обучения старших подростков» М.И.Лукьяновой, Н.В.Калининой ), в целях выстраивания траектории работы с классом или индивидуальной работы с конкретными учениками.
В ходе ежегодной диагностики 8-классников установлено, что в среднем высокий уровень мотивации  обучающихся составлял 20%, средний уровень - 40%, низкий -40 %. За последние 2 года показатели уровня мотивации ниже, чем в предыдущие 3 года.
2. Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное выполнение всех правил безопасности; приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия решения в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.
Использую клише: «Что будешь делать, если…».

Н-р:
Вы разлили на пол раствор щелочи. Каковы Ваши дальнейшие действия?

Вы получили ожог от пламени спиртовки. Вы…
а) смазываете ожог зеленкой,
б) промываете раствором марганцовки,
в) смазываете растительным маслом,
г) промываете и накладываете стерильную повязку.

В результате проведения опытов выделился газ- хлор. Вы…
а) прекратите проведение опыта,        
б) вызовите газовую службу,
в) откроете окно,        
г) оденете ватно-марлевую повязку.

3. Решение ситуационных задач. Решение ситуационных задач  на уроках позволяет развивать такие качества личности как: находчивость, сообразительность, способность к нестандартным решениям, гибкость ума, мобильность, информационная и коммуникативная культура.
На своих уроках я  часто использую данные задания на этапе актуализации знаний.
В каждом из заданий описывается жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная учащимся.
Каждое задание содержит задачу, решаемую с помощью имеющихся знаний. Эти задачи, как правило, не расчетные, но требующие предметных знаний не только по химии, но и другим предметам.
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны.
Информация предъявляется в текстовой и нетекстовой форме (таблицы, схемы, простые столбчатые диаграммы, рекламные объявления).
Н-р:
1. Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Какой металл вёз самолет и какие у него свойства? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль?
(Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен.)
2. Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.
Что представляет собой нерастворимый осадок?
А. Часть смеси белого и красного фосфора.
В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.
С. Белый фосфор.
D. Красный фосфор.

3. Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?
(Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.)
4. В продажу поступает много разновидностей зубной пасты с самыми различными добавками. Одна из них называется "Бикарбонат", и реклама убеждает нас, что эта паста особенно эффективна для нейтрализации кислотности в полости рта. Обоснованно ли это утверждение?

4. Использую на уроках также практико-ориентированные задачи – это задачи, предусматривающие не только усвоение знаний, но и общее
развитие обучающихся, служащие инструментом измерения и
оценивания химической компетентности обучающихся, а их
выполнение предусматривает самостоятельный поиск знаний, работу с различными источниками химической информации, что позволяет оценивать не только химическую, но и метапредметную компетентность обучающихся.
Такой тип задач я использую во время работы на уроке после объяснения темы урока. Обычно это самостоятельная работа.

Н-р:
1. Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад.
Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад, Mg - - э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст, Li – хо, Sc – ий, N – рош, Na – уг.
(Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад»).

  1. Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных акантарий, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,83% (Sr); 17,39% (S); 34,78% (O).
    (SrSO4)


5.        Использование на уроках
виртуальной химической лаборатории Электронное издание позволяет выполнить химические эксперименты на компьютере также, как в реальной химической лаборатории. Это дает подготовиться к практической части ОГЭ, а также виртуально провести все необходимые по программе химические опыты, когда в школьной лаборатории отсутствуют какие-либо реактивы или оборудование. Значительно повышает интерес к предмету, способствует освоению компьютерных технологий.


6.
«Мысленный эксперимент» Выполнение таких заданий предполагает разнообразную по характеру познавательную деятельность обучающихся. Например, потребуется выполнить конкретное действие по преобразованию текстовой информации о названиях веществ, участвующих в реакции, и названиях веществ – продуктов реакции в знаковую модель химического процесса, в которой исходные и полученные вещества будут представлены в виде химических формул, а сам процесс – в виде химического уравнения.

 Н-р:

1. В пробирку с раствором газа X добавили раствор вещества Y. В результате реакции наблюдали выпадение осадка. Из предложенного перечня выберите вещества X и Y, которые могут вступать в реакцию, описанную в условии задания.

1) сульфит калия

2) аммиак

3) нитрат алюминия

4) хлороводород

5) нитрат натрия

7. Аттестация функциональной грамотности учащихся по химии - это определение итогового уровня функциональной грамотности учащихся после изучения главы, курса химии 8, 9 классов. Качество функциональной грамотности учащихся по химии — определенный уровень усвоения учащимися содержания обучения химии основной школы, соответствующего современному стандарту. Я выделяю четыре уровня функциональной грамотности учащихся по химии: недопустимый, допустимый, достаточный, высокий.
Использую практико-ориентированные задачи во всех контрольных работах.

Внеурочная деятельность состоит в том, что она не только дает ученикам практические умения и навыки, формирует начальный опыт творческой деятельности, но и развивает интерес обучающегося к эксперименту, научному поиску, способствует самоопределению учащихся, осознанному выбору профессии.  Во внеурочной деятельности я использую различные формы проведения занятия:
практическое занятие;
кинолекторий;
игровая деятельность;
выполнение и защита проектов.

Я использую следующие приемы:
1. Решение практических задач - для формирования функциональной грамотности школьников во внеурочные занятия включены наиболее яркие, наглядные, жизненные эксперименты, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией. Неоспоримо важным является решение практических задач, которые позволяют решать исследовательские и коммуникативные задачи, формируют умение безопасности жизнедеятельности учащихся.
Н-р:
1.При приготовлении ваших любимых булочек мама производит процесс гашения пищевой соды уксусом. При этом мама использует 2 г соды. Определите массу раствора уксусной кислоты, необходимого для полного гашения соды. Проведите опыт, опишите наблюдаемые явления, предложите уравнение реакции. (13.3г)

2. Перед посадкой в грунт луковицы тюльпанов в течение суток выдерживают в 1% растворе марганцовки. Это способствует удалению с их поверхности возбудителей заболеваний. Приготовьте 250 г такого раствора.
(2,5 г марганцовки и 247,5 г воды).


2. Кинолекторий – лекции с видеопоказом научно-популярных и документальных фильмов о химическом производстве, отраслях промышленности, где используются металлы и их сплавы, производство минеральных удобрений, великие открытия в области химии

3.Игровая деятельность Игра оказывает весьма значительное воздействие на формирование положительной мотивации к учению:

  • развивает самостоятельность учащихся, их творческие способности,
  • активизирует познавательную деятельность,
  • способствует закреплению и углублению знаний,
  • развивает логическое мышление,
  • объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами,
  • формирует профессиональный интерес

Ежегодно, при проведении недели химии в школе, мы проводим Химический КВН, в котором принимают участие обучающиеся с 5 по 9 класс.

4. Проектная деятельность Формирует способности адаптироваться в изменяющихся условиях, ориентироваться в разных ситуациях, работать в различных коллективах. В нашей школе проходит обязательным курсом, все ребята, начиная с 5 класса, пишут проекты и защищают их на общешкольном классном часе, когда ребята из младших и старших классов могут поделить друг с другом своими открытиями, приобретенным опытом, узнать что-то новое, что, несомненно ведет к повышению как мотивации, так и коммуникативных способностей детей. Лучшие проекты принимают участие в НПК школьников и Фестивале проектов.

Поскольку мы живем в эпоху глобализации и взаимодействия, наши дети должны быть успешными и конкурентоспособными в современном мире.
И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, чтобы дети обладали всеми необходимыми навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметных компетенций обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности (из опыта работы)

В современной педагогике акцентируется внимание на формировании метапредметных умений и навыков, на развитие у школьников цельного представления о явлениях в природе и взаимосвязях между ними, что дел...

Формирование развития познавательной активности обучающихся на уроках химии посредством опытно - экспериментальной деятельности

Обучение, которое формирует навыки познавательной деятельности учащихся и непосредственно влияет на умственное развитие и интенсификацию их практической деятельности, принято считать развивающим обуче...

«Формирование учебно – познавательной компетентности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности»

Презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности за последние три года....

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Использование заданий по работе с текстом для отработки функциональной грамотности и подготовки к итоговой аттестации...

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.

Формирования функциональной грамотности у обучающихся на урока биологии.Одной из главных тем в сфере образования становится функциональная грамотность.Что это такое?Само понятие было впервые употребле...

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики

Задачи на формирование функциональной грамотности у обучающихся 5-6 классов на уроках математики...

Методическая работа«Внеурочная деятельность по истории как ресурс формирования функциональной грамотности у обучающихся»

Методическая работа определяет место внеурочной деятельности в современном образовательном процессе, а также в работе содержится методическая разработка проекта организации внеурочной деяте...