Юный медик
рабочая программа по биологии (9 класс)

Преподавание программы «Юный медик» для обучающихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям. Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении является формирование принципов здорового образа жизни. Подростки должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.

         Программа направлена на популяризацию медицинских профессий. Обучающийся получает навыки оценки состояния своего здоровья и формирования рекомендаций на основании полученных данных.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_medik_do.docx218.2 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка

Учебный план  

Содержание изучаемого курса

Комплекс организационно-педагогических условий

Список литературы  


        

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Юный медик» (далее Программа) имеет естественно-научную направленность.

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной

программе направлена на:

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;  
  • профессиональную ориентацию обучающихся;  
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;  
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;  
  • формирование общей культуры обучающихся;  
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся.

Нормативные  основания  и  требования  к  программному обеспечению и результативности дополнительного образования:

Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Федеральный  закон  от  29.12.2012  №273-ФЗ  «Об  образовании  в Российской Федерации»;
  • Приказ  Министерства  просвещения  Российской  Федерации  от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями, утвержденными приказом Министерством просвещения РФ от 30.09.2020 №533);
  • Письмо Министерства образования и науки России от 18.11.2015 №09- 3242  «О  направлении  информации»  вместе  с  «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил  СП  2.4.  3648-20  «Санитарно-эпидемиологические  требования  к организациям  воспитания  и  обучения,  отдыха  и  оздоровления  детей  и молодежи»;
  • Постановление  Главного  государственного  санитарного  врача Российской Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил  и  норм  СанПиН  1.2.3685-21  «Гигиенические  нормативы  и требования  к  обеспечению  безопасности  и  (или)  безвредности  для человека факторов среды обитания»

Актуальность

        Преподавание программы «Юный медик» для обучающихся как дополнительного образования обусловлено многими причинами. Ежегодные медицинские осмотры школьников свидетельствуют о том, что у многих из них есть комплекс заболеваний. Это и нарушение зрения, осанки, сколиоз, нервно-психические расстройства, отравления. Подростки рано начинают курить, употреблять спиртные напитки, наркотические средства, что приводит к серьезным последствиям. Для решения этих проблем важным является профилактическое направление в отношении здоровья населения и в первую очередь детей и подростков. Поэтому приоритетным направлением при обучении является формирование принципов здорового образа жизни. Подростки должны иметь соответствующие знания и практические навыки по оказанию первой медицинской помощи человеку, находящемуся в чрезвычайной ситуации, уметь оказывать само и взаимопомощь при различных травмах и неотложных состояниях.

        Программа направлена на популяризацию медицинских профессий. Обучающийся получает навыки оценки состояния своего здоровья и формирования рекомендаций на основании полученных данных.

Категория обучающихся

Работа ведётся в разновозрастных группах, которые комплектуются из обучающихся 14–15 лет. Подростки в период интенсивного физиологического и психологического взросления и профессионального самоопределения.

Разнообразие содержания Программы предполагает использование разных форм, методов и средств обучения.

Сроки реализации

Программа рассчитана на один год обучения. 2 часа занятий в неделю. Всего 68 часов.

Форма обучения

Очная.

 Цель и задачи программы:

Цель: формирование сознательного и ответственного отношения к сохранению и укреплению здоровья на основе принципов здорового образа жизни, навыков распознавания неотложных состояний и умений оказывать первую доврачебную помощь.

Задачи:

воспитательные задачи:

-воспитывать чувство ответственности, культуры безопасного поведения на дорогах и улицах.

-выработать у учащихся культуру безопасного поведения.

-формирование общественной активности личности, гражданской позиции.

-культуры общения и поведения в социуме,

-воспитать у учащихся объективность самооценки; -воспитать потребности в творческом самовыражении; -познакомить учащихся с основами здорового образа жизни;

-воспитать ответственность и дисциплинированность;

-сформировать активную жизненную позицию

-научить детей ответственно относится к своему здоровью.

развивающие задачи :

-развитие мотивации к определенному виду деятельности, потребности в саморазвитии. самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности;

-развивать у учащихся умение ориентироваться в опасной ситуации

-находить в дополнительной литературе интересные и необходимые факты, связанные с сохранением и укреплением здоровья

образовательные задачи:

-знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;

-изучить основы специальной терминологии по медицине;

-сформировать устойчивые навыки оказания первой помощи;

-обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;

-повысить интерес школьников к медицине;

-приобретение учащимися знаний об оказании первой медицинской помощи при травмах

Планируемые результаты освоения Программы:

Предметные

- сформированы навыки определения неотложных состояний;

- сформированы навыки оказания помощи при неотложных состояниях;

-  имеет представление о закрытых и открытых травмах и их признаках;

- владеет приемами оказания доврачебной помощи при них;

- знает средства оказания само и взаимопомощи.

Личностные

- сформировано личное негативное отношение к вредным привычкам;

- сформировано положительное отношение к физической культуре;

- сформированы навыки взаимопомощи;

- повышен уровень самооценки и волевых качеств личности;

Метапредметные

- сформировано комплексное понятие о здоровье человека и здоровом образе жизни;

- имеет представление о медицинских профессиях и предъявляемых требованиях к медицинским работникам;

- развиваются коммуникативные навыки;


Учебно-тематический план

№ п/п

№ в разд.

Тема раздела/занятия

Количество часов

Формы аттестации и контроля

теор.

практ.

всего

 1. Строение и функции организма человека

9

9

18

1

1

Костно-мышечный аппарат человека

1

1

2

Наблюдение,

2

2

Профилактика нарушений развития костно-мышечного аппарата

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

3

3

Дыхательная система и ее функции

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

4

4

Сердечно-сосудистая система и ее функции

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

5

5

Пищеварительная система и ее функции

1

1

2

Наблюдение, решение текстовых задач

6

6

Мочеполовая система и ее функции

1

1

2

Наблюдение, решение текстовых задач

7

7

Эндокринная система и ее функции

1

1

2

Наблюдение, решение текстовых задач

8

8

Органы чувств и их назначение

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

9

9

Центральная нервная система

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

 2. Основы здорового образа жизни

12

8

20

10

1

Понятие о здоровье и болезни. Факторы риска для здоровья

2

0

2

Наблюдение, решение текстовых заданий

11

2

Занятия физкультурой, спортом, закаливание

2

4

6

Наблюдение, решение текстовых заданий

12

3

Инфекционные болезни и их профилактика

2

2

4

Наблюдение, решение текстовых заданий

13

4

Вредные привычки и борьба с ними

2

2

4

Наблюдение, решение текстовых заданий

14

5

Половое воспитание (отдельно для мальчиков и девочек)

4

0

4

Наблюдение, собеседование

 3. Первая медицинская помощь

13

15

28

15

1

Понятие о первой помощи. Средства оказания первой помощи

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

16

2

Повязка и перевязка

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

17

3

Понятие о травме. Открытые и закрытые травмы. Раны и кровотечения

1

2

3

Наблюдение, решение ситуационных задач

19

5

Открытые переломы

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

20

6

Ожоги и обморожения

1

1

2

наблюдение

21

7

Электротравма

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

22

8

Укусы животных, насекомых, змей

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

23

9

Отравления ядовитыми растениями, грибами. Прочие пищевые отравления.

1

2

3

Наблюдение, решение ситуационных задач

24

10

Утопление, удушье, отравление угарным газом.

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

25

11

Инородные тела дыхательных путей и помощь при них попадании

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

26

12

Способы транспортировки пострадавших

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

27

13

Понятие о неотложных состояниях и помощь при них. Сердечно-легочная реанимация

1

1

2

Наблюдение, решение ситуационных задач

28

14

Понятие о терминальных состояниях

1

1

2

Наблюдение,  решение ситуационных задач

 4. В мире медикаментов

1

0

1

30

1

Общее понятие о лекарственных препаратах

1

0

1

Наблюдение, решение кейса

Итоговое занятие. Зачет.

1

1

 

 

ИТОГО

30

38

68


Содержание изучаемого курса:

Тема 1. Строение и функции организма человека.

Анатомическое строение организма человека. Органы и системы органов человека. Понятие об опорно-двигательном аппарате. Критерии оценки нормального развития опорно-двигательного аппарата. Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия.  Строение и функции дыхательной системы. Функциональная оценка состояния дыхательной системы. Сердечно-сосудистая система и ее функции. Понятие о работе сердца и кровеносных сосудов. Критерии оценки работы сердечно-сосудистой системы. Пульс и артериальное давление. Возрастные нормы. Оценка деятельности сердечно-сосудистой системы. Пищеварительная система и ее роль для организма человека. Состав пищи, пищевой рацион. Составление пищевого рациона. Мочеполовая система, ее функции. Органы чувств. Строение органа зрения, слуха, обоняния, осязания, их значение для организма человека. Функциональная оценка состояния органов чувств. Острота зрения, слуха. Эндокринные железы, выработка гормонов и их значение для организма человека. Центральная нервная система. Головной и спинной мозг, проводящие пути, нервные рецепторы. Руководящая роль центральной нервной системы в жизнедеятельности человека. Оценка состояния нервной системы. Исследование рефлексов человека.

Тема 2. Основы здорового образа жизни.

Определение понятия «образ жизни». Основные пути формирования здоровья. Приоритеты здорового образа жизни. Составляющие здорового образа жизни. Здоровое питание, двигательная активность, занятия физкультурой и спортом, закаливание, личная гигиена. Составление рекомендаций по физической активности для разных возрастных групп с учетом индивидуальных особенностей. Курение и его влияние на здоровье человека. Употребление алкогольных напитков и их последствия. Алкоголизм как социальная болезнь. Наркомания и ее последствия. Профилактика вредных привычек и борьба с ними. Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. Социально опасные инфекционные заболевания. Болезни, передаваемые половым путем, и их профилактика. Гельминтозы. Понятие об эпидемии и эпидемиологии.

Тема 3. Первая медицинская помощь

Первая медицинская (доврачебная) помощь как возможность спасения человека при угрожающих его жизни состояниях. Этапы оказания первой медицинской помощи. Понятие об асептике и антисептике. Средства оказания первой помощи: перевязочный материал, шины, антисептики, табельные и подручные средства. Десмургия. Понятие о травме. Закрытые и открытые травмы. Кровотечения наружные и внутренние. Причины кровотечений и способы их остановки. Ожоги и обморожения. Укусы ядовитых змей, насекомых и принципы оказания первой помощи. Пищевые отравления, отравления ядовитыми растениями и грибами, способы промывания желудка. Электротравма, причины и последствия, правила оказания первой помощи. Инородные тела дыхательных путей, помощь. Утопление, причины, виды, способы извлечения из воды, оказание помощи утопающим. Удушье, отравление угарным и другими газами, оказание первой помощи. Неотложные состояния и помощь при них. Способы транспортировки пострадавших. Понятие о терминальных состояниях. Клиническая и биологическая смерть, их признаки. Понятие о реанимации и реанимационных мероприятиях.

Тема 4. Общее понятие о лекарственных препаратах.

Лекарственные и нелекарственные препараты. Витамины и БАДы. Медицинские средства и приборы. Рецептурные и безрецептурные препараты. Правила приема лекарственных средств. Доза и дозировка. Действия при передозировке или бесконтрольном употреблении лекарственных средств.

Перечень практических занятий

1. Изучение скелета человека.

2. Основы антропометрии.

2. Оценка сформированности костно-мышечной системы. Выявление признаков искривления позвоночника, плоскостопия.

3. Изучение расположения внутренних органов (на торсе человека)

4. Исследование пульса

5. Измерение артериального давления

6. Оценка способности к восстановлению сердечно-сосудистой системы после физической нагрузки.

7. Способы наложения бинтовых повязок на различные участки тела

8. Наложение шины при переломах костей

9. Остановка кровотечений с помощью жгута, закрутки, давящей повязки

10. Способы транспортировки пострадавших

11. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца

12. Отработка навыков реанимации на тренажере.

13. Составление рациона питания на основе рекомендаций.

14. Составление плана физкультурных занятий с учетом индивидуальных особенностей и возраста.

Комплекс организационно-педагогических условий

Занятия проводятся в отдельном специально оборудованном учебном кабинете. Все занятия проводит основной педагог дополнительного образования.

Материально-техническое обеспечение программы

- учебный кабинет;

- скелет человека;

- торс человека;

- мультимедийная система для демонстрации отдельных тем занятий;

-медицинские средства для оказания первой доврачебной помощи: носилки, перевязочный материал, шины, жгуты, антисептики;

- фонендоскопы, тонометры, секундомер, сантиметровые ленты, спирометр, кистевой динамометр, ростомер, весы напольные, весы кухонные;

- предметы ухода за больным;

- упаковки от лекарственных средств с аннотациями.

Информационное обеспечение:

- видеоматериалы по темам;

- плакаты и таблицы по первой медицинской помощи;

- презентации;

- тематические сайты.

Кадровое обеспечение

Основную часть занятий проводит педагог, компетентный в области начальных медицинских знаний, имеющий КПК по направлению оказания первой медицинской помощи. Рекомендуется педагог по направлению подготовки биология, естествознание.

 Формы аттестации

Для отслеживания и фиксации образовательных результатов используется:

- журнал посещаемости;

- рабочая тетрадь обучающегося;

Формы текущей проверки знаний:

- устный опрос (У);

- решение тестовых заданий (кейсов) (К);

- контрольные (зачетные) работы (З);

- решение ситуационных задач(Р);

- выполнение реферативных работ (Д);

- наблюдение (Н);

- собеседование (С)

Формы итоговой проверки знаний:

-зачет по итогам первого полугодия

-зачет по итогам освоения программы

Оценочные материалы

Предметные контрольно-измерительные материалы, кейс-задания.

Формы проведения занятий:

- лекции;

- демонстрации;

- собеседования;

- индивидуальные занятия;

- групповые занятия;

- практические занятия;

- встречи с профильными медицинскими специалистами;

- экскурсии.


Список литературы

1.Борисевич А.И. Словарь терминов и понятий по анатомии человека: Учебное пособие для высшей школы – М 2006. – 272с.

2.Барановский А.Ю. Руководство по домашней медицине. Наука. Санкт-Петербург, 2003. 612с.

3.Заликина Л.С. Общий уход за больными. М.: Медицина, 2003. – 310с.

4.Колесов Д.В. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989. 224с.

5.Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. Медицина для вас. Ростов н/Д, 2009. - 432с.

6.Палеев Н.Р. Справочник врача общей практики. М.: Медицина, 2008. – 926с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа кружка Юный медик

Образовательная программа дополнительного образования детей кружок "Юный медик" и календарно - тематическое планирование. Можно сократить количество часов и использовать для предпрофильной подготовки ...

Рабочая программа краткосрочного курса по выбору "Юный медик",для 6 класса.

Учащиеся в школе начинают изучение правил оказания медицинской помощи в курсе биологии «Человек и его здоровье» лишь в 9 классе ,а в наше время ,для обеспечения личной безопасности каждого человек...

Кружок «Юный медик»

Кружок «Юный медик»Пояснительная записка Учащиеся, проявившие интерес к физиологии, анатомии и другим медицинским дисциплинам, объединяются в кружок «Юный медик».Занятия в кружке способствуют овл...

Программа кружка "Юный медик"

Разработана программа кружка "Юный медик"...

Тест "Юный медик"

Тест по медицине для учащихся по программам "Юный турист"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности курса "Юный медик" 7 "А" класс

laquo;Юный медик» - курс внеурочной деятельности  назначение которого - дать ту сумму неформальных знаний и навыков, которые позволят каждому человеку сохранить своё здоровье и оказать пер...

Рабочая программа КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО БИОЛОГИИ «ЮНЫЙ МЕДИК» для детей 14-16 лет

Рабочая программа разработана с опорой на Программу курса биологии «Человек. 8 класс» В.В. Пасечника  (Рабочие программы по биологии 5-11 классы по программам Н.И. Сонина, В.Б. З...