Разработка внеклассного мероприятия для 10-11 класса
методическая разработка по биологии (10 класс)

Минькеев Чингиз Николаевич

 Пояснительная записка
 
  Внеклассное мероприятие на тему «Болотный газ – за и против»
 Краткая аннотация:

 Полное описание разработки.
 Цель: 
  — способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмысления ими отрицательных и положительных сторон.
 Задачи: 
   Познакомить с воздействием болотного газа на организм.
    Анализ реального воздействия болотного газа на растущий организм.
   Обсудить последствия отравления бытовым газом
В ходе внеклассного занятия у детей сформируются навыки критического мышления и осознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc77.5 КБ
Office presentation icon bolotnyy_gaz.ppt1.44 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «СЕВЕРНАЯ СОШ ИМ.ЛИДЖИ-ГОРЯЕВА  Т.Л-Г.»

ЛАГАНСКИЙ РАЙОН   РЕСПУБЛИКА КАЛМЫКИЯ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

 «Болотный газ – за и против»

(для 10-11 класса)

                                            Разработал:

Учитель химии и биологии

МКОУ «Северная СОШ им.Лиджи-Горяева Т.Л-Г.»

Минькеев Чингиз Николаевич

с.Северное, 2017г.


Краткое описание 
Данное мероприятие способствует формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмысления. Сопровождается презентацией "Болотный газ- За и Против".

Описание 

  
 

 Болотный газ— за и против 
 
(Внеклассное мероприятие для учащихся 10 -11 классов)
 Минькеев Ч.Н., учитель химии и биологии
 РК, Лаганский район, МКОУ «Северная СОШ им.Лиджи-Горяева Т.Л-Г.»).
 
Форма: Дебаты-ринг. Дискуссия.

  
 
Цель
  — способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмысления ими отрицательных и положительных сторон
 
Задачи: 
   Познакомить с воздействием болотного газа на организм.
  Анализ реального воздействия болотного газа на растущий организм.
  Обсудить последствия отравления болотным газом
 
Материалы и оборудование:  презентация,  медиапроектор.
 
На доске эпиграфы: 
 «Здоровье дороже богатства» 
 «Здоровье не купишь — его разум дарит»


  
Ход мероприятия:
 
  1. Установление контакта с участниками.
  — У кого сейчас хорошее настроение? (поднимите руки) 
  — У кого здесь есть друзья? (поднимите руки)
  — Кто знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
  — Кто не знает, что мы сегодня будем делать? (поднимите руки)
 
2.Мотивационная беседа.
         Учитель (в качестве ведущего ринга):

Не так давно на территории Лаганского района Республики Калмыкия увеличилось содержание болотного газа- метана в воздухе. Это связано  с тем фактором, что большинство водоемов обмелело и начало заболачиваться. Происходит естественная смена биоценозов:  живые водоемы становятся болотом. Из за нехватки пищи и кислорода в воде происходит мор рыбы, гниение растительности и органики.

- Вы, наверное, почувствовали этот запах, стоящий в вечернее и утреннее время, запах метана-болотного газа. Давайте разберемся ценен  для нас этот газ или вреден?
 
Слайд 1. (иллюстрация природного газа)

Учитель: Мини — лекция
 
- Метан (болотный газ; СН4) — простейший предельный углеводород. Бесцветный, не имеющий запаха газ, t° плавления —182,48°. Метан легко загорается; смесь метана с воздухом взрывоопасна.

Метан является основным компонентом природного газа (60—99%), рудничного газа (35—40%), а также различных продуктов анаэробного разложения органических веществ, например болотного газа, газов полей орошения. В больших количествах метан образуется при коксовании каменного угля, гидрировании угля и в других промышленных производствах.

Метан используется как топливо при газификации, а также для промышленного синтеза углеводородов большого мол. веса. При неполном сгорании или каталитическом окислении метана образуется метанол (см. Метиловый спирт), формальдегид (см.), ацетилен (см.). Метан используют также в производстве сажи, хлористого метила, хлорбромбензола, нитрометана, синильной кислоты и других продуктов.

Метан обнаруживается в кишечных газах (в результате метанового брожения), в крови животных и человека.

-Давайте, разберемся в составе болотного газа. Для это мы пригласили ученого химика.

Слайд №2  Химический состав болотного газа(природного)

- Химик (ученик с докладом)

- Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — до 98 %. В состав природного газа могут также входить более тяжёлые углеводороды — гомологи метана:

этан (C2H6),

пропан (C3H8),

бутан (C4H10),

а также другие неуглеводородные вещества:

водород (H2),

сероводород (H2S),

диоксид углерода (СО2),

азот (N2),

гелий (Не).

Чистый природный газ не имеет цвета и запаха. Чтобы можно было определить утечку по запаху, в газ добавляют небольшое количество веществ, имеющих сильный неприятный запах (т. н. одорантов). Чаще всего в качестве одоранта применяется этилмеркаптан.

Для облегчения транспортировки и хранения природного газа его сжижают, охлаждая при повышенном давлении.


 Учитель: Современное использование природного газа

- Тибетские крестьяне начали использовать болотный газ в виде нового источника энергии. Решение бытовых энергетических задач

В апреле на Цинхай-Тибетском нагорье еще оказывают свое влияние весенние заморозки, но в нововозведенных тибетским крестьянином Чжамдон теплицах бурно цветет китайская яблоня розовым цветом.

Однако, цветы китайки занимают только лишь 40 кв. м. от всей площади «полезной продукции» в построенной из кирпича-сырца теплице в доме Чжамдона, основное предназначение данной постройки – выработка тепла для брожения болотного газа. Болотный газ является новым видом альтернативного источника энергии, который с каждым днем все больше используется в домах тибетских крестьян с целью разрешения кризисной ситуации в области энергоснабжения.

«По такой трубе болотный газ подводится к газовой плите на нашей кухне, за считанные минуты можно вскипятить воду», - говорит 52-летний Чжамдон, указывая на белую пластиковую трубу. Лишь положив в газосборник, установленный в теплице, коровий навоз, бараний и собачий помет, через некоторый период ферментации можно беспрерывно получать болотный газ по пластиковому трубопроводу.

В районе Шигадзе более 360 крестьянских семей уже начали использовать болотный газ в виде нового источника энергии, при этом не очень экологические навозные кухонные плиты, которые к тому же имеют низкий КПД, постепенно сдают свои позиции в крестьянских домах.

Жена Чжамдона Юдзен говорит, что их семья распрощалась с навозом, от которого они зависели на протяжении нескольких десятилетий. Рядом с ней высится нетронутая гора аккуратно сложенных коровьих лепешек.

«После того, как мы начали пользоваться болотным газом, я больше не пахну навозом, в доме также стало меньше грязи, а белые стены больше не коптятся», - говорит Юдзен.

В некоторых других китайских деревнях использование болотного газа в качестве источника энергии уже стало чем-то обыденным. Но на Цинхай-Тибетском плоскогорье поддержание необходимой для брожения навоза температуры требует решения некоторых технических задач. На сегодняшний день решением данной проблемы являются теплицы.

Чжамдон говорит, что крестьяне могут приобрести теплицу и установить комплект оборудования для производства болотного газа всего за 500 юаней, остальные расходы в размере 350 юаней берет на себя правительство.

«Правительство уже в общей сложности инвестировало 2 млн. юаней на разработку и помощь крестьянам-скотоводам в установке оборудования для производства болотного газа и планирует в ближайшие 5 лет предоставить возможность 1000 семей в районе Шигадзе пользоваться болотным газом», - говорит начальник Комитета науки района Шигадзе Ли Шэнжун.

По словам Ли Шэнжуна, данное оборудование позволяет пользоваться газом ежедневно в течение 5 часов, а срок эксплуатации составляет 15 – 20 лет. Таким образом, каждая семья ежегодно в среднем может экономить около 2000 юаней на оплате за газопотребление. Кроме того, использование болотного газа может сократить неблагоприятное воздействие крестьян на окружающую среду в виде рубки леса на дрова и т.д.

Хотя в Тибете имеются богатые ресурсы солнечной энергии, энергии ветра и гидроресурсы, эти виды энергии достаточно трудно аккумулировать, что пока вызывает определенные сложности в разрешении проблемы бытового потребления энергии крестьянами-скотоводами. -о-

Источник:Китайский информационный Интернет-центр

Слайд №3 рисунок-установка для получения биогаза

Учитель:

- Давайте выслушаем довод «За». Для этого мы пригласили к нам в гости передового фермера нашего района (Ф.И.О.)

Далее ученик в роли фермера рассказывает про свою созданную биогазоустановку.

После учитель продолжает свой монолог по теме: « Использование природного газа»

 Люди начали использовать природный газ с древнейших времён.

В настоящее время природный газ широко используется в топливно-энергетической и химической промышленности.

Природный газ широко применяется в качестве дешевого горючего в жилых частных и многоквартирных домах для отопления, подогрева воды и приготовления пищи. Его используют как топливо для машин, котельных, ТЭЦ. Это один из лучших видов топлива для бытовых и промышленных нужд. Ценность природного газа как горючего состоит еще и в том, что это экологически чистое минеральное топливо. При его сгорании образуется гораздо меньше вредных веществ по сравнению с другими видами топлива. Поэтому природный газ является одним из главных источников энергии в человеческой деятельности.

В химической промышленности природный газ используется как сырьё для получения различных органических веществ, например, пластмасс, каучука, спирта, органических кислот. Именно использование природного газа помогло синтезировать многие химические вещества, не существующие в природе, например, полиэтилен.

Сначала люди не догадывались о полезных свойствах газа. При добыче нефти он зачастую является попутным газом. Такой попутный газ раньше просто сжигали прямо на месте добычи. В те времена перевозить и продавать природный газ было невыгодно, но со временем были разработаны эффективные методы транспортировки природного газа до потребителя, главный из которых - трубопроводный. При этом способе газ из скважин, предварительно очищенный, поступает в трубы под огромным давлением - 75 атмосфер. Кроме этого используется способ транспортировки сжиженного газа в специальных танкерах - газовозах. Сжиженный газ более безопасен при перевозке и хранении, чем сжатый. А сжигание природного газа в ряде государств  запрещено законом, но в некоторых странах практикуется и в наши дни...

 Слайд 4. Применение природного газа (довод «За»)
Учитель:

 - Сегодня мнения учёных и специалистов разделяются: кто-то считает «болотный газ» вполне безобидным, как и обычный кислород; другие, напротив, утверждают, что он может действовать, на организм отравляюще.

У нас в гостях также присутствует судмедэксперт. Давайте, выслушаем его мнение.(ученик в роли судмедэксперта с докладом)
    Ученик:

  - Природным газом, отравиться невозможно, т.к. это на 80-90проц. метан - довольно инертное соединение. Остальные - этан, пропан и бутан содержатся в небольших концентрациях и вызвать отравление безусловно не могут.
Редкий случай - повышенное содержание сероводорода - тогда смерть может наступить и при небольших концентрациях, но при этом будет совершенно невыносим запах тухлых яиц. НО это даже казуистикой не назовешь - так теоретическая возможность.
Утечка природного газа может привести к снижению парциального давления кислорода во вдыхаемом воздухе и это может в редких случаях привести к смертельному исходу - на вскрытии кроме обычного венозного полнокровия и сопутствующим кровоизлияниям под висцеральные оболочки внутренних органов, ничего не обнаруживается. Химические исследования бесполезны.

 Учитель:

 — Ребята, а как вы считаете, может ли «болотный газ» быть полезным, безобидным веществом? (Ответы детей «За» и «Против»). 

Учитель:

- Рассмотрим подробно влияние природного газа на организм. По этому поводу выступит врач нашей больницы (ученик в роли врача с докладом).

    Выступление врача (в роли врача ученик с докладом – довод «Против»):

-Метан является наиболее инертным соединением из группы парафиновых углеводородов. Физиологический метан индифферентен и может вызывать отравления лишь в очень высокой концентрации (из-за малой растворимости метана в воде и крови). Вместе с тем токсическое действие метана проявляется и при более низких концентрациях метана в воздухе. Так, при содержании в воздухе 25—30% метана появляются первые признаки асфиксии (учащение пульса, увеличение объема дыхания, нарушение координации тонких мышечных движений и т. д.). Более высокие концентрации метана в воздухе вызывают у человека головную боль. В полной мере токсическое действие метана проявляется лишь при повышенном давлении (2—3 атм).

Первая помощь при остром отравлении: удаление пострадавшего из вредной атмосферы. Грелки. При отсутствии дыхания немедленно (до прихода врача) искусственное дыхание, которое прекращается только после появления признаков трупного окоченения.

Хроническое действие метана. У работающих на шахтах или производствах, где в воздухе присутствуют метан и другие углеводороды ряда метана, описаны заметные сдвиги со стороны вегетативной нервной системы (положительный глазо-сердечный рефлекс, резко выраженная атропиновая проба, гипотония). Тем не менее хроническое действие метана не вызывает тяжелых органических изменений, хотя некоторые исследователи связывают возникновение у шахтеров нистагма с длительным воздействием метана.

Учитель:
  – Итак, мы услышали разные  мнения об опасности и пользе природного газа. Давайте еще раз выделим   положительные и отрицательные стороны?

  Практическая часть (по группам)
 
Задания 1 команде
 Заполнить таблицу, а затем всем вместе обсудить. Сделать вывод, о том полезен ли природный газ или нет

«За»

«Против»

 Обсуждение. Подведение итогов (дебаты).
 
 
5. Заключение (Выступление представителя МЧС- ученик)

- Памятка о профилактики  безопасного пользования газом в быту и нахождения в окружающей природе (слайд 5 )

«Осторожно! Метан или болотный газ»

Многие природные газы являются источниками опасности для человека. Ежегодно в различных городах страны происходят несчастные случаи со смертельным исходом вследствие отравления газами, в том числе и метаном.

Метан не имеет ни цвета, ни запаха, непрерывно образуется при гниении органических веществ под действием бактерий. Его называют болотным или рудничным газом.

Большие объёмы метана содержатся в растворённом состоянии в местах залегания нефти. Из недр земли метан может проникать на её поверхность и накапливаться при отсутствии движения воздуха. В городских условиях чаще всего метан образуется и скапливается в подвалах, канализационных колодцах и погребах. При его утечке у людей появляется одышка, газ может быть причиной удушья. Смесь метана с воздухом может воспламеняться или взрываться, образуя взрывчатую смесь, называемую гремучим газом. Обнаружить его можно только специальными приборами в верхней части помещения, хотя при больших концентрациях он вытесняет кислород из воздуха.

Управление МЧС по РК обращается к руководителям организаций и жителям Калмыкии с просьбой соблюдать меры безопасности при наведении порядка в погребах, подвалах, гаражах и при проведении каких-либо ремонтных работ в данных помещениях и канализационных колодцах.

Признаком выделения метана являются полосы окисленной почвы. Она становится серого цвета, а растительность погибает. Зимой в таких местах образуются проталины. Также стоит знать, что метан может быть причиной регулярных головных болей у людей после сна в слабо проветриваемых комнатах и необычно беспокойного поведения домашних животных, содержащихся в слабо проветриваемых помещениях.

Наиболее простой и надёжный способ предупреждения скопления метана - это хорошее и постоянное проветривание жилых и подсобных помещений. С этой целью в каждом подвале, погребе, гараже рекомендуется провести две отдушины (трубы) в верхней части помещения: приточную (короткую) и вытяжную (высокую).

Перед выполнением каких-либо работ в водопроводных и канализационных колодцах, септиках и погребах, находящихся в личной собственности, также необходимо проветривать сооружение и помещение и соблюдать следующие требования безопасности:

- перед спуском в колодец проверить загазованность воздушной среды с помощью газоанализатора;

- не проверять наличие газа в колодце, погребе, подвале зажженными спичками, горящей бумагой или горящим предметом, обычным фонарём и не удалять газ путём выжигания во избежание взрыва;

- перед началом работ или при обнаружении газа в колодце, погребе, подвале, гараже необходимо принять меры по его удалению путём длительного естественного или принудительного вентилирования;

- перед спуском в колодец, камеру надеть предохранительный пояс со страховочным канатом и средства индивидуальной защиты (противогаз), взять газоанализатор;

- в процессе работы в колодце постоянно проверять воздушную среду на загазованность с помощью газоанализатора.

Уважаемые ребята! Будьте бдительны! Помните:

- загазованность подвалов, гаражей, колодцев, погребов, коллекторов ядовитыми и взрывоопасными газами может привести к взрыву, отравлению и ожогам.

При возникновении чрезвычайной ситуации звоните на телефоны экстренного реагирования:

- ОАО «Калмгаз» – 04,

- единая дежурно-диспетчерская служба города – 001; 002; 42-47-43;

- вызов экстренных оперативных служб – 112;


  
6.    Рефлексия

Учитель:

-Ребята как вы считаете полезна ли данная тема для вас, стоит ли развивать ее в дальнейшем? Или она бесполезна, скучна?

Кто «За» поднимите синий кружочек ( на столе приготовлены заранее), цвет Газпрома?

Кто «Против» красный кружочек!

Умнички! Все спасибо за работу. До свидания!


 Пояснительная записка
 
  Внеклассное мероприятие на тему «Болотный газ – за и против»
 
Краткая аннотация:

 Полное описание разработки.
 
Цель: 
  — способствовать формированию у обучающихся навыков критического мышления и осмысления ими отрицательных и положительных сторон.
 
Задачи: 
   Познакомить с воздействием болотного газа на организм.
    Анализ реального воздействия болотного газа на растущий организм.
   Обсудить последствия отравления бытовым газом
В ходе внеклассного занятия у детей сформируются навыки критического мышления и осознания

 Особенности роли педагога – ведущий внеклассного мероприятия
 
Технологические особенности:
кабинет с интерактивной доской, 
медиапроектор,
На занятиях использовались следующие методы: 
по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические); 
 по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный).
 
Организация работы на занятии.
Организация деятельности осуществляется: на основе сотрудничества; информационный обмен; 
выработка общего решения (мнения); 
сотворчество в продуктивной деятельности;
обогащения эмоциональной и рефлексивной деятельности. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Болотный газ – польза или вред? Презентацию подготовил: Учитель химии и биологии Минькеев Чингиз Николаевич Республика Калмыкия, Муниципальное казенное образовательное учреждение «Северная средняя общеобразовательная школа имени Лиджи-Горяева Т.Л-Г»

Слайд 3

Состав болотного газа Основную часть природного газа составляет метан (CH4) — до 98 %. В состав природного газа могут также входить более тяжёлые углеводороды — гомологи метана: этан (C2H6), пропан (C3H8), бутан (C4H10), а также другие неуглеводородные вещества: водород (H2), сероводород (H2S), диоксид углерода (СО2), азот (N2), гелий (Не).

Слайд 5

Установка для получения биогаза установка

Слайд 6

Памятка Уважаемые ребята! Будьте бдительны! Помните: - загазованность подвалов, гаражей, колодцев, погребов, коллекторов ядовитыми и взрывоопасными газами может привести к взрыву, отравлению и ожогам. При возникновении чрезвычайной ситуации звоните на телефоны экстренного реагирования: - ОАО «Калмгаз» – 04, - единая дежурно-диспетчерская служба города – 001; 002; 42-47-43; - вызов экстренных оперативных служб – 112;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия по информатике 5 класс

Данная разработка позволяет заинтересовать пятиклассников в предмете "Информатика". Развивать информационную культуру учащихся....

"Сильное звено". Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 8 класса

«Сильное звено» (разработка предметного мероприятия) Мероприятие проводится в форме интеллектуальной игры, включающей в себя лексические задания и вопросы страноведческого характера.Ц...

Разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов

Конкурс веселых математиков, внеклассное мероприятие в виде соревнования для 5-6 классах, позволяет познакомить учащихся  с "нешкольной"  математикой, способствует активизации познавате...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ЧЕРЧЕНИЮ ( 9 КЛАСС)

В данном материалы разработано мероприятие для урока черчения 9 классов....

Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 5 класса «О силе СЛОВА» (БЕСЕДА-ИГРА).

В Центре образования «Лицей «Столичный» каждую четверть проводятся с детьми внеклассные мероприятия. Тематика самая разнообразная: «Кулинарный поединок», «Хорошие манеры», «О пользе книг», «Мудрецы 21...

методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-7 классов,посвященного Отечественной войне 1812 года "Бородинский хлеб"

внеклассное мероприятие для 5-7 классов  " БОРОДИНСКИЙ ХЛЕБ"занятие в форме заседания исторического клуба " Вкусная история", с целью патриотического воспитания. Просто по форме и вкусно по содер...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...