Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс)

Наталья Викторовна Куркина

    Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование;

влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в при-

родной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся с оборудованием центра «Точка роста», в том числе цифровой лаборатории. Проектная деятельность и участие в дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа способствуют формированию коммуникативных навыков. В данной рабочей программе предусматривается развитие

всех основных видов деятельности, представленных в программах для среднего общего образования. Однако содержание программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся. В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya_10_klass_fgos.docx55.61 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования администрации муниципального образования «Баргузинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Уринская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

Руководитель МО

_________ \ Е.М. Мазур

Протокол № ___

«___»__________ 20___ г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора

________ \ Н.В. Ахмадулина

«___»__________ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Уринская СОШ»

________ \ Г.Л. Аксентьева

приказ № _____

«___»__________ 20___ г.

М П

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По биологии

 10 класс

(В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова. )

                  Разработчик программы:         учитель биологии химии

                                      Куркина Н.В.

                                                                             Рассмотрено на

                                              заседании педагогического совета

                                                                         Протокол №___ от

                                                                     «___» _____20 ____ г

с. Уро

2021-2022 г.

Срок действия программы 1 год


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Биология:

                Общая биология 10 класс разработана на основе нормативно – правовых документов:

  •  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Федерального переченя учебников, рекомендованных  Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе на 2019 – 2020 учебный год;
  • Примерной программы основного общего образования по биологии;

      Рабочая программа разработана в соответствии:

СОО МБОУ «Уринская СОШ». При реализации данной программы будет задействовано оборудование центра «Точка роста».

           Цели биологического образования в старшей школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способом общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подросткаявляютсясоциоморальная и интеллектуальная взрослость.

Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наибо-

лее общими и социально значимыми. С учетом вышеназванных подходов глобальными целями

биологического образования являются:

_социализация обучающихся как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение

учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

_приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование на старшей ступени призвано обеспечить:

_ориентацию в системе этических норм и ценностей относительно методов, результатов и достижений современной биологической науки;

_развитие познавательных качеств личности, в том числе познавательных интересов к изучению общих биологических закономерностей и самому процессу научногопознания;

_овладение  учебно-познавательными и ценностно-смысловыми компетентностями для формирования познавательной и нравственной культуры, научного мировоззрения, а

также методологией биологического эксперимента и элементарными методами биологических исследований;

_формирование экологического сознания, ценностного отношения к живой природе и человеку.

Особенность целеполагания на базовом уровне заключается в том, что цели ориентированы на формирование у учащихся общей культуры, научного мировоззрения, использование освоенных знаний и умений в повседневной жизни. Таким образом, базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Знания, полученные на уроках биологии, должны не только определить общий культурный уровень современного человека, но и обеспечить его адекватное поведение в современном мире, помочь в реальной жизни. В связи с этим на базовом уровне особое внимание уделено содержанию, реализующему гуманизациюбиологического образования.

Изучение курса «Биология» в 10—11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественно-научного мировоззрения, ценностных ориентаций, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач. Профилактика СПИДа; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственные болезни человека, их причины и профилактика; медико-генетическое консультирование;

влияние человека на экосистемы; глобальные экологические проблемы и пути их решения; последствия деятельности человека для окружающей среды; правила поведения в при-

родной среде; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов — эти и другие темы помогут сегодняшним школьникам корректно адаптироваться в современном обществе и использовать приобретенные знания и умения в собственной жизни. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний в рабочей программе предусмотрено выполнение ряда лабораторных и практических работ, которые проводятся с оборудованием центра «Точка роста», в том числе цифровой лаборатории. Проектная деятельность и участие в дискуссиях, организация выставок и совместная исследовательская работа способствуют формированию коммуникативных навыков. В данной рабочей программе предусматривается развитие

всех основных видов деятельности, представленных в программах для среднего общего образования. Однако содержание программ для средней (полной) школы имеет особенности, обусловленные как предметным содержанием системы среднего (полного) общего образования, так и возрастными особенностями обучающихся. В старшем подростковом возрасте ведущую роль играет деятельность по овладению системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения.

Описание места учебного предмета:

        Так как учебным планом школы предусматривается 68 часов на изучение биологии в 10 классе (68 часов в год, 2 часа в неделю), а авторской программой 35 часов (35 часов в год, 1 час в неделю), то данная рабочая программа удваивает количество часов на изучение каждой темы, что должно способствовать более успешной подготовке обучающихся к ГИА в форме ЕГ Учебный план на изучение биологии в основной школе отводит 2 – учебных часа в неделю или 68 в год.

УМК:

 На основе: Программы среднего полного общего образования. Биология. Общая биология. 10 класс. Базовый уровень. Авт. И.Б.Агафонова, В.И. Сивоглазов. М.: Дрофа. -  2018 г. Учебник. Биология. Общая биология. Базовый уровень.10 класс. 6 –е изд., испр.-М.: Дрофа, 2018.-254,с(Российский учебник) Авт. В.И. Сивоглазов, И.Б. Агафонова, Е.Т.Захарова Биология. Общая биология.

Электронное приложение к учебнику.

1.Планируемые результаты

1.1.Личностными результатами освоения курса считаются:

   1.реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

   2.признания высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

   3.сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственногоздоровья и экологической безопасности.

1.2.Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

   1.овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать

материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

   2. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ин-

формацию из одной формы в другую;

   3. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

   4. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

1.3.Предметные результаты

Учащийся должен:

    1. характеризовать вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

    2. характеризовать роль биологии в формировании научного мировоззрения;

    3.оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественно научной картины мира;

    4.выделять основные свойства живой природы и биологических систем;

    5.иметь представление об уровневой организации живой природы;

    6.приводить доказательства уровневой организации живой природы;

    7.представлять основные методы и этапы научного исследования;

    8.анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.

   9.характеризовать содержание клеточной теории и понимать ее роль в формировании современной естественно научной картины мира;

   10.знать историю изучения клетки;

   11.иметь представление о клетке как целостной биологической системе; структурной, функциональной и генетической единице живого;

   13.приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, родства живых организмов;

   14.сравнивать биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, эукариотические и прокариотические клетки, клетки растений, животных и грибов) и формулировать выводы на основе сравнения;

   15.представлять сущность и значение процесса реализации наследственной информации в клетке;

   16.проводить биологические исследования: ставить опыты, наблюдать и описывать клетки, сравнивать клетки, выделять существенные признаки строения клетки и ее органоидов;

   17.пользоваться современной цитологической терминологией;

   18.иметь представления о вирусах и их роли в жизни других организмов;

обосновывать и соблюдать меры профилактики вирусных заболеваний (в том числе ВИЧ-инфекции);

   19.находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;

анализировать и оценивать биологическую информацию, получаемую из разных источников.;

   20.иметь представление об организме, его строении и процессах жизнедеятельности (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение), многообразии организмов;

выделять существенные признаки организмов (одноклеточных и многоклеточных), сравнивать биологические объекты, свойства и процессы (пластический и энергетический обмен, бесполое и половое размножение, митоз и мейоз, эмбриональный и постэмбриональный период, прямое и непрямое развитие, наследственность и изменчивость, доминантный и рецессивный) и формулировать выводы на основе сравнения;

   21.понимать закономерности индивидуального развития организмов, наследственности и изменчивости;

характеризовать содержание законов Г. Менделя и Т. Х. Моргана и понимать их роль в формировании современной естественнонаучной картины мира;

решать элементарные генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания; пользоваться современной генетической терминологией и символикой;

приводить доказательства родства живых организмов на основе положений генетики и эмбриологии;

  22.объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;

характеризовать нарушения развития организмов, наследственные заболевания, основные виды мутаций;

  23.обосновывать и соблюдать меры профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно);

иметь представление об учении Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;

  24.характеризовать основные методы и достижения селекции;

оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома);

овладевать умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснять их результаты;

находить биологическую информацию в разных источниках, аргументировать свою точку зрения;


  1. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания (6 часов)

Тема 1.1. Краткая история развития биологии. Система биологических наук (2 часа)

Объект изучения биологии — живая природа. Краткая история развития биологии. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной системы мира. Система биологических наук

Тема 1.2. Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы (4 часа)

Сущность жизни. Основные свойства живой материи. Живая природа как сложно организованная иерархическая система, существующая в пространстве и во времени. Биологические системы. Основные уровни организации живой материи. Методы познания живой природы

Раздел 2. Клетка (20 часов)

Тема 2.1. История изучения клетки. Клеточная теория (2 часа)

Развитие знаний о клетке. Работы Р. Гука, А. ван Левенгука, К. Э. Бэра, Р. Броуна, Р. ВирховаКлеточная теория М. Шлейдена и Т. Шванна. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира

Тема 2.2. Химический состав клетки (8 часов)

Единство элементного химического состава живых организмов как доказательство единства происхождения живой природы. Общность живой и неживой природы на уровне химических элементов. Органогены, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы, их роль в жизнедеятельности клетки и организма. Неорганические вещества. Вода как колыбель всего живого, особенности строения и свойства. Минеральные соли. Значение неорганических веществ в жизни клетки и организма. Органические вещества — сложные углеродсодер-жащие соединения. Низкомолекулярные и высокомолекулярные органические вещества. Липиды. Углеводы: моносахариды, полисахариды. Белки. Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Принципиальное строение и роль органических веществ в клетке и в организме человека

Тема 2.3. Строение эукариотической и прокариотической клеток (6 часов)

Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро. Основные органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лдаосомы, митохондрии, пластиды, рибосомы. Функции основных частей и органоидов клетки. Основные отличия в строении животной и растительной клеток. Хромосомы, их строение и функции. Кариотип. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Прокариотическая клетка: форма, размеры. Распространение и значение бактерий в природе. Строение бактериальной клетки

Тема 2.4. Реализация наследственной информации в клетке (2 часа)

ДНК—носитель наследственной информации. Генетический код, его свойства. Ген. Биосинтез белка

Тема 2.5. Вирусы (2 часа)

Вирусы — неклеточная форма жизни. Особенности строения и размножения. Значение в природе и жизни человека. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа

Раздел 3. Организм (36 часов)

Тема 3.1. Организм — единое целое. Многообразие живых организмов (2 часа)

Многообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колонии одноклеточных организмов

Тема 3.2. Обмен веществ и превращение энергии (4 часа)

Энергетический обмен — совокупность реакций расщеп л енид сложных органических веществ. Особенности энергетического обмена у грибов и бактерий.Типы питания. Автотрофы и гетеротрофы. Особенности обмена веществ у животных, растений и бактерий. Пластический обмен. Фотосинтез

Тема 3.3. Размножение (8 часов)

Деление клетки. Митоз — основа роста, регенерации, развития и бесполого размножения. Размножение: бесполое и половое. Типы бесполого размножения.

Половое размножение. Образование половых клеток. Мейоз. Оплодотворение у животных и растений. Биологическое значение оплодотворения. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных

Тема 3.4. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (4 часа)

Прямое и непрямое развитие. Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития.  Основные этапы эмбриогенеза. Причины нарушений развития организма. Онтогенез человека. Репродуктивное здоровье; его значение для будущих поколений людей. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека. Периоды постэмбрионального развития

Тема 3.5. Наследственность и изменчивость (14 часов)

Наследственность и изменчивость — свойства организма. Генетика — наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г. Мендель — основоположник генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя — закон доминирования. Второй закон Менделя — закон расщепления. Закон чистоты гамет. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя — закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание. Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков. Современные представления о гене и геноме. Взаимодействие генов. Генетика пола. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Закономерности  изменчивости.  Наследственная и ненаследственная изменчивость. Модификационная изменчивость. Комбинативная и мутационная изменчивость. Мутации. Типы мутаций. Мутационные факторы. Значение генетики для медицины. Влияние мутагенов на организм человека. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика

Тема 3.6. Основы селекции. Биотехнология (4 часа)

Основы селекции: методы и достижения. Генетика — теоретическая основа селекции.  Селекция. Учение Н. И. Вавилова о  центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор. Основные достижения и направления развития современной селекции. Биотехнология: достижения и перспективы развития. Генная инженерия. Клонирование. Генетически модифицированные организмы. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека)

3.Тематическое планирование

Название раздела, тем

Количество часов

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

6

1

 Краткая история развития биологии. Система биологических наук

2

2

Сущность и свойства живого. Уровни организации и методы познания живой природы

4

        Раздел.2 Клетка

20

3

История изучения клетки. Клеточная теория

2

4

Химический состав клетки

8

5

Строение эукариотической и прокариотической клеток  

6

6

Реализация наследственной информации в клетке

2

7

Вирусы

2

        Раздел 3. Организм

36

8

Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

2

9

Обмен веществ и превращение энергии

4

10

 Размножение

8

11

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

4

12

Наследственность и изменчивость

14

13

Основы селекции. Биотехнология

4

Приложение 1

Календарно - тематическое планирование 10 класс

 №  

Раздела и темы урока

Тема урока

Количество часов

Дата

(план)

Дата

(факт)

Примечание

причина корректировки

Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания

6

1

1.1

Краткая история развития биологии

1

2

1.2

Система биологических наук

1

3

1.3

Сущность и основные свойства живого

1

4

1.4

Уровни организации живой материи и методы познания природы

1

5

1.5

Повторение

1

6

1.6

Тест «Биология как наука. Методы научного познания»

1

Раздел 2. Клетка

20

7

2.1

История изучения клетки. Клеточная теория. Развитие знаний о клетке

1

8

2.2

Решения заданий ЕГЭ по теме "История изучения клетки. Клеточная теория"

1

9

2.3

Единство химического состава живых организмов

1

10

2.4

Неорганические вещества

1

11

2.5

Вода. Минеральные соли

1

12

2.6

Органические вещества

1

13

2.7

Белки. Липиды

1

14

2.8

Углеводы

1

15

2.9

Нуклеиновые кислоты

1

16

2.10

Решения заданий ЕГЭ по теме "Химический состав клетки"

1

17

2.11

Эукариотическая клетка.

Основные органоиды клетки

1

18

2.12

Строения клеток растений и животных

1

19

2.13

Хромосомы

1

20

2.14

Кариотип

1

21

2.15

Прокариотическая клетка.

Основные органоиды клетки

1

22

2.16

Строение бактериальной клетки

1

23

2.17

Реализация наследственной информации в клетке.

ДНК—носитель наследственной информации

1

24

2.18

Решения заданий ЕГЭ по теме: Реализация наследственной информации в клетке

1

25

2.19

Вирусы — неклеточная форма жизни

1

26

2.20

Решения заданий ЕГЭ по теме  "Вирусы"

1

27

2.21

Тест «Клетка»

1

Раздел 3. Организм

36

28

3.1

Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

1

29

3.2

Решения заданий ЕГЭ части В по теме: Организм — единое целое. Многообразие живых организмов

1

30

3.3

Обмен веществ и превращение энергии.

Энергетический обмен

1

31

3.4

Пластический обмен

1

32

3.5

Типы питания. Фотосинтез

1

33

3.6

Решения заданий ЕГЭ по теме: Обмен веществ и превращение энергии

1

34

3.7

Размножение.

Деление клетки

1

35

3.8

Митоз

1

36

3.9

Типы бесполого размножения

1

37

3.10

Половое размножение

1

38

3.11

Мейоз

1

39

3.12

Оплодотворение у животных и растений

1

40

3.13

Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных

1

41

3.14

Решения заданий ЕГЭ по теме: Размножение

1

42

3.15

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

Основные этапы эмбриогенеза

1

43

3.16

Онтогенез человека

1

44

3.17

Периоды постэмбрионального развития

1

45

3.18

Решения заданий ЕГЭ по теме: Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)»

1

46

3.19

Наследственность и изменчивость — свойства организма

1

47

3.20

Г. Мендель — основоположник генетики

1

48

3.21

Моногибридное скрещивание

1

49

3.22

Дигибридное скрещивание

1

50

3.23

Л/р Составление простейших схем скрещивания

1

51

3.24

Хромосомная теория наследственности

1

52

3.25

Современные представления о гене и геноме

1

53

3.26

Генетика пола

1

54

3.27

Наследственная и ненаследственная изменчивость

1

55

3.28

Мутации

1

56

3.29

Решение генетических задач

1

57

3.30

Значение генетики для медицины

1

58

3.31

Решения заданий ЕГЭ части А по теме: Наследственность и изменчивость

1

59

3.32

Решения заданий ЕГЭ части С по теме: Наследственность и изменчивость

1

60

3.33

Основы селекции. Биотехнология

 1

61

3.34

Решения заданий ЕГЭ по теме: Основы селекции. Биотехнология

1

62

3.35

Повторение

1

63

3.36

Тест «Организм»

1

64

3.37

Повторение по разделу "Биология как наука. Методы научного познания"

1

65

3.38

Повторение по разделу "Клетка"

1

66

3.39

Повторение по разделу "Организм"

1

67

3.40

Экскурсия в природу

1

68

3.41

Мир биологии. Обобщение изученного

1

Итого:

68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...