Практико-ориентированные задания , 22 вопрос ЕГЭ с ответами и полным разбором вопроса.
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс)

Завьялова Екатерина Викторовна

Практико - ориентированные задания в ЕГЭ вызывают наибольшую сложность у выпускников. В данном документе выборочно представлены вопросы,  которые были решены и  даны простые объяснения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Практико-ориентированные задания ЕГЭ.

В части 2 практико-ориентированные задания (линия 22) проверяют знания и умения в рамках планирования, проведения и анализа результата эксперимента; задания оцениваются 3 баллами.

№1 Установите последовательность действий при вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой

2) посадите черенки наклонно в увлажнённый песок

3) нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями

4) после образования придаточных корней пересадите растения в горшки

Пояснение.

Последовательность действий вегетативном размножении комнатных растений на примере традесканции. Нарежьте стеблевые черенки с 3−4 листьями → Посадите черенки наклонно в увлажнённый песок → для уменьшения испарения воды накройте черенки стеклянной банкой → После образования придаточных корней пересадите растения в горшки.

 

Ответ: 3214.

 №2 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению препарата мякоти плода томата. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло.

2) Рассмотрите препарат с помощью лупы.

3) Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла.

4) Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом.

5) Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло.

Пояснение.

Последовательность действий при приготовлении препарата мякоти томата. Протрите салфеткой предметное и покровное стёкла → Пипеткой нанесите каплю воды на предметное стекло → Препаровальной иглой возьмите маленький кусочек мякоти плода томата и положите его в каплю воды на предметное стекло → Разомните мякоть плода томата препаровальной иглой до получения кашицы и накройте её покровным стеклом → Рассмотрите препарат с помощью лупы.

 

Ответ: 35142.

№3. Расположите в правильном порядке процессы выделения из организма рыб вредных растворённых в воде продуктов обмена, начиная с поступления крови в почки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) удаление мочи по мочеиспускательному каналу

2) стекание из почек мочи по мочеточникам

3) поступление мочи в мочевой пузырь

4) прохождение крови по кровеносным сосудам почек

5) фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи

Пояснение.

Порядок следующий: прохождение крови по кровеносным сосудам почек; фильтрация почками поступившей в неё жидкости и образование мочи; стекание из почек мочи по мочеточникам; поступление мочи в мочевой пузырь; удаление мочи по мочеиспускательному каналу.

 

Ответ: 45231

№4. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

Пояснение.

Порядок следующий: на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю; расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки; прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.; прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%); опустите лист хлорофитума в раствор йода.

 

Ответ: 14352

№5. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла

2) капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом

3) поместите снятую слизь на предметное стекло

4) зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро

5) рассмотрите микропрепарат под микроскопом

6) возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам

Пояснение.

Пункты инструкции по приготовлению микропрепарата животной клетки:

1) протрите салфеткой предметное и покровное стёкла → 6) возьмите чистый шпатель и с лёгким нажатием проведите им по твёрдому нёбу или дёснам → 3) поместите снятую слизь на предметное стекло → 2) капните раствор йода на приготовленный препарат и накройте покровным стеклом → 5) рассмотрите микропрепарат под микроскопом → 4) зарисуйте животные клетки, обозначив мембрану, цитоплазму и ядро

 

Ответ: 163254.

№6. Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) На обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист.

2) Опустите лист в раствор йода.

3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин.

4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %).

5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки.

Пояснение.

Последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету:

1) На обе стороны листа наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали лист →

5) Расположите лист напротив источника света и оставьте на сутки →

3) Прокипятите лист в воде в течение 2–5 мин →

4) Прокипятите лист в спирте (40–70 %) →

2) Опустите лист в раствор йода

 

Ответ:15342

№7. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба.

2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет.

3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик.

4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения.

5) Зажмите препарат лапками-держателями.

6) Максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте.

Пояснение.

Инструкция по работе с фиксированным микропрепаратом внутреннего строения листа дуба:

6) Максимально удобно расположите микроскоп на своём рабочем месте (5 см от края стола)

2) Глядя в окуляр микроскопа, настройте свет

3) Положите микропрепарат внутреннего строения листа дуба на предметный столик

5) Зажмите препарат лапками-держателями

1) Медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату, пока не увидите чёткое изображение внутреннего строения листа дуба

4) Зарисуйте микропрепарат, сделайте обозначения

 

Ответ: 623514

№8 Расположите в правильном порядке пункты инструкции по измерению артериального давления. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

2) Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

3) В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.

4) Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её.

5) В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.

6) Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

Пояснение.

Инструкция по измерению артериального давления:

4) Плотно оберните манжетку тонометра вокруг обнажённого плеча испытуемого и закрепите её.

2) Ниже манжетки в локтевом сгибе установите фонендоскоп.

1) Закройте клапан баллона тонометра и нагнетайте с помощью резинового баллона воздух до исчезновения пульса или до показания на циферблате тонометра 140–150 мм рт. ст.

6) Приоткройте вентиль, медленно выпускайте воздух из манжеты. Внимательно следите за показаниями манометра и одновременно прислушивайтесь к звукам в фонендоскопе.

5) В момент появления пульсовых ударов показатель манометра соответствует максимальному (систолическому) давлению.

3) В момент исчезновения пульса манометр указывает минимальное (диастолическое) давление.

 

Ответ: 421653

№9. Установите последовательность прохождения импульса в рефлекторной дуге при отдёргивании стопы человеком. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) 

мышцы, поднимающие стопу

2) 

двигательные нейроны

3) 

участок ЦНС

4) 

чувствительные нейроны

5) 

рецепторы подошвы стопы

Пояснение.

Последовательность прохождения импульса в рефлекторной дуге при отдёргивании стопы человеком:

5) рецепторы подошвы стопы → 4) чувствительные нейроны → 3) участок ЦНС → 2) двигательные нейроны → 1) мышцы, поднимающие стопу

 

Ответ: 54321

№10. Расположите в правильном порядке пункты инструкции подсчёта пульса до и после дозированной нагрузки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1) сделайте 10 приседаний и снова подсчитайте число ударов за 1 мин.

2) приложите два пальца правой руки на внутреннюю сторону запястья левой руки

3) освободите от одежды запястье левой руки и нижнюю часть предплечья

4) после 5 мин. отдыха в положении сидя подсчитайте пульс

5) подсчитайте число ударов пульса за 1 мин. в спокойном состоянии

6) слегка надавите пальцами до ощущения биения сердца

Пояснение.

Вначале необходимо освободить запястье от одежды, приложить два пальца на внутреннюю часть запястья, слегка надавить пальцами, чтобы прощупать пульс, посчитать количество ударов в минуту, сделать 10 приседаний и снова измерить пульс, а затем вновь посчитать пульс через 5 минут отдыха.

 

Ответ: 326514

№11.

Установите последовательность появления организмов при формировании биоценоза на первично свободной территории. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) лишайники

2) травы

3) мхи

4) кустарники

5) деревья

Пояснение.

Первичная сукцессия: лишайники → мхи → травы → кустарники → деревья.

№12. Установите последовательность уровней организации жизни в порядке их усложнения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) клеточный

2) тканевый

3) организменный

4) органный

5) молекулярный

Пояснение.

Порядок следующий: молекулярный → клеточный → тканевый → органный → организменный.

 

Ответ: 51243.

№13 Установите последовательность действий в эксперименте по доказательству образования крахмала в листьях на свету в зелёных частях растения хлорофитума. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю

2) опустите лист хлорофитума в раствор йода

3) прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин.

4) расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки

5) прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70%)

Пояснение.

Последовательность действий в эксперименте: на обе стороны листа хлорофитума наложите полоски чёрной бумаги так, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую каёмку по краю → расположите лист хлорофитума напротив источника света и оставьте на сутки → прокипятите лист хлорофитума в спирте (40–70 %) → прокипятите лист хлорофитума в воде в течение 2–5 мин → опустите лист хлорофитума в раствор йода.

 

Ответ: 14532.

№14 Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) клетка

2) ткань

3) ген

4) орган

5) ядро

Пояснение.

Биологические системы в порядке усложнения их организации: ген → ядро → клетка → ткань → орган.

 

Ответ: 35124.

№15 Расположите в правильном порядке организмы в пищевой цепи. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) зёрна пшеницы

2) рыжая лисица

3) клоп вредная черепашка

4) степной орёл

5) обыкновенный перепел

Пояснение.

Это пастбищная цепь: зёрна пшеницы → клоп вредная черепашка → обыкновенный перепел → рыжая лисица → степной орёл.

 

Ответ: 13524.

№16 Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме углеводов в организме человека, начиная с попадания пищи в ротовую полость. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды

2) поступление сахаров в ткани

3) всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь

4) начало расщепления полисахаридов в ротовой полости

5) окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке

6) выведение из организма воды и углекислого газа

Пояснение.

Начало расщепления полисахаридов в ротовой полости→ окончательное расщепление углеводов на моносахариды в двенадцатиперстной кишке → всасывание сахаров в тонком кишечнике и поступление их в кровь → поступление сахаров в ткани → окисление сахаров в клетках до углекислого газа и воды → выведение из организма воды и углекислого газа.

 

Ответ: 453216.

№17 Установите последовательность событий, происходящих при метаболизме белков в организме человека, начиная с попадания пищи в желудок. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O

2) расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке

3) расщепление белков на короткие пептиды в желудке

4) поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков

5) выведение CO2, NH3 и H2O из организма

6) всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике

Пояснение.

Расщепление белков на короткие пептиды в желудке → расщепление пептидов на аминокислоты в двенадцатиперстной кишке → всасывание аминокислот в кровь в тонком кишечнике → поступление аминокислот в ткани и синтез собственных белков → расщепление ненужных и испорченных белков и окисление их до CO2, NH3 и H2O → выведение CO2, NH3 и H2O из организма.

 

Ответ: 326415.

№18 Расставьте цифры в соответствии с последовательностью расположения слоёв стебля сосны, начиная с наружного слоя. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) пробка

2) кожица

3) камбий

4) луб

5) древесина

6) сердцевина

Пояснение.

Стебель: кожица → пробка → луб → камбий → древесина → сердцевина.

 

Ответ: 214356.

№19. Определите правильную последовательность прохождения порции кислорода через организм человека от момента вдоха до поступления в клетки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) лёгкие

2) трахея

3) ткани

4) носоглотка

5) бронхи

6) кровь

7) гортань

Пояснение.

Порядок следующий: носоглотка → гортань → трахея → бронхи → лёгкие → кровь → ткани.

 

Ответ: 4725163.

№20.

Установите последовательность стадий жизненного цикла мха сфагнума, начиная с оплодотворения. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) оплодотворение

2) развитие листостебельного растения

3) развитие коробочки на ножке

4) развитие половых органов и гамет

5) развитие спор

6) прорастание протонемы

Пояснение.

Оплодотворение → развитие спорофита (коробочки на ножке) → развитие спор → высыпание спор → прорастание протонемы → развитие листостебельного растения (гаметофита) → развитие половых органов и гамет.

 

Ответ: 135624.

№21 Установите последовательность таксономических единиц в классификации тюльпана начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

 

1) Лилиецветные

2) Растения

3) Цветковые, или Покрытосеменные

4) Лилейные

5) Однодольные

6) Тюльпан

Пояснение.

Порядок следующий: Царство Растения; Отдел Цветковые, или Покрытосеменные; Класс Однодольные; Порядок Лилиецветные; Семейство Лилейные; Род Тюльпан.

 

Ответ: 235146.

№22. Дифтерийные палочки Corynebacterium diphtheriae опасны тем, что выделяют токсин, который может приводить к гибели зараженных животных. В 1890 году Э. Беринг провел следующий эксперимент. В организм лошадей вводили небольшую дозу дифтерийного токсина. Животные выживали, и в их крови обнаруживалось вещество (названное Берингом антитоксином), способное нейтрализовать действие токсина. Объясните результаты эксперимента. Почему лошади не погибали при введении токсина? Какое вещество в крови лошадей представляет собой антитоксин, открытый Берингом? Какой параметр в данном эксперименте задавался самим экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)? На основе крови иммунизированных лошадей Э.Беринг создал препарат, который мог вылечить детей, зараженных дифтерией. Как подобный препарат называется сейчас? Какой тип иммунитета развивается у детей при его введении?

Пояснение.

Элементы ответа:

1. Вещество, названное Э. Берингом антитоксином,— антитела (иммуноглобулины) к дифтерийному токсину.

2. При введении малых доз токсина у лошадей развивался иммунитет, поэтому они выживали.

3. Независимая переменная (задаваемая экспериментатором) — доза дифтерийного токсина, вводимая лошадям.

4. Зависимая переменная (изменяющаяся в ходе эксперимента) — концентрация антител к токсину в крови животных.

5. Препарат, созданный на основе крови иммунизированных лошадей, — сыворотка.

6. При введении сыворотки формируется искусственный пассивный иммунитет.

№23. Экспериментатор провел с испытуемым (15-летним подростком) следующий опыт. Испытуемый закрывал левый глаз рукой. Экспериментатор включал на 10 секунд электрический звонок и затемнял правый глаз испытуемого темным экраном. С интервалами 40 секунд сочетанное действие звонка и затемнение правого глаза экспериментатор повторил 10 раз. Затем, не закрывая правый глаз экраном, включил звонок и заметил расширение зрачка. Объясните результаты эксперимента. Какой рефлекс был выработан у испытуемого? Какой фактор в этом эксперименте был безусловным раздражителем, а какой — условным раздражителем? Какое влияние оказывают эти раздражители на испытуемого? Какие параметры в эксперименте задавались самим экспериментатором (независимые переменные), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Пояснение.

Элементы ответа:

1. У испытуемого выработан условный зрачковый рефлекс.

2. Безусловный раздражитель — затемнение глаза (вызывает безусловный рефлекс — расширение зрачка при слабой освещенности).

3. Условный раздражитель — звук звонка (сочетаясь с безусловным раздражителем, вызывает формирование временной связи центра зрачкового рефлекса и слухового центра).

4. Независимые переменные (задаваемые экспериментатором) — сочетание звука звонка и затемнения глаза экраном, время действия звукового сигнала, количество повторений.

5. Зависимая переменная (изменяющаяся в ходе эксперимента) — расширение зрачка в ответ на звуковой сигнал.

№24  Для исследования влияния соли на жизнедеятельность растения, учащиеся поместили одно растение корнями в подсоленную воду, а другое — в обычную водопроводную воду. Через некоторое время первое растение завяло, а второе осталось без изменения. Какие методы использовали учащиеся? Какие выводы они могли сделать о причинах завядания? Какой параметр задавался экспериментатором (независимая переменная), а какой параметр менялся в зависимости от этого (зависимая переменная)?

Пояснение.

Элементы ответа:

1. Метод эксперимента.

2. Концентрация солей в растении ниже их концентрации в растворе. Вода из растения будет проса-чиваться обратно за счет осмоса.

3. Из-за недостатка воды растение завянет. Корни растений не будут всасывать воду, т к вода идет путем диффузии из области низкой концен-трации солей, в область высокой, а тут концентрация веществ в растворе будет выше чем в клетках корня. Вода всасываться не будет. Листья продолжают испарять воду, поэтому растение быстро за-сохнет. (или Это связано с осмосом: вода диффундирует из области меньшего осмотического давления (где меньше концентрация солей), в область с большим осмотическим давлением (туда, где концентрация солей больше).

4. Независимая (задаваемая экспериментатором) переменная  — соленость воды (или концентрация соли в растворе); зависимая (изменяющаяся в результате эксперимента) — изменение упругости листьев растения (увядание листьев)/ изменение осмотического давления в корне.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 ВОПРОСОВ ДЛЯ НУЖНОГО ОТВЕТА

Для начала определимся, что стоит считать правильным ответом. Правильный - это тот, который помогает достичь цели. Завязать беседу с незнакомым человеком. Прояснить подробности загадочной ситуации, ко...

Контрольный тест по теме "Петр I", включающий 15 вопросов с вариантами ответа

Тест содержит вопросы, таметика которых включает в себя реформаторскую деятельность императора, культурную жизнь петровской эпохи , исторические портреты соподвижников и современников Петра I....

Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов.

Конкурсное задание "Педагогический совет" Введение в ФГОС: 10 важных вопросов и ответов....

Вопросы по ОГЭ биологии с полным ответом

Эти вопросы с развёрнутыми ответами помогут в подготовке учеников к ОГЭ и ЕГЭ по биологии...

Настольный теннис (вопросы и ответы) Тест состоит из нескольких вопросов. В каждом вопросе несколько вариантов ответа, выберите один правильный вариант ответа.

Тест пренназначен для проверки знаний основных правил настольного тенниса.Интересен новичкам и всем любителям игры. Из предложенных вариантов ответа необходимо выьрать всего 1 правильный.В игре настол...

Разбор практико-ориентированных задач 1-5 ОГЭ тип "Колесо обозрения"

Разбор первых пяти заданий ОГЭ по математике "Колесо обозрения"...