Памятка по решению задач по генетике.
материал по биологии (9, 10 класс)

Смиянова Ирина

Тема "Основы генетики" часто вызывает затруднения  у учеников как 9, так и 10 классов. Даже хорошо усвоившие материал ученики допускают ошибки при решении простейших задач по генетике.  В начале изучения раздела "Основы генетики" я прошу учеников записать в тетрадь условные обозначения и раздаю им памятки по решению задач конкретной темы. В опубликованном файле памятка, которая используется учениками при решении заданий по моно- и дигибридному скрещиванию. Разрешаю использовать эту памятку и на контрольных работах. Такие краткие инструкции заготовлены по каждой теме. За время использования они редактируются и дополняются. Ситуация с решением генетических задач сатала заметно лучше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл genetika.docx14.88 КБ

Предварительный просмотр:

МОНОГИБРИДНОЕ И ДИГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ

Основные правила

  1. Генотип особи записываем парами генов, например, АА, Аа, аа и т.д.
  2. Один аллельный ген потомок (F) получает от отцовской особи, второй ген от материнской.
  3. Все хромосомы, соответственно и гены содержатся в каждой гамете.
  4. Гамета получает гаплоидный (n) набор хромосом, то есть в одной гамете может быть только один ген из пары аллельных.
  5. При полном доминировании, записывая фенотип особей, нужно учитывать, что особи гомогаметные по рецессивному гену, проявляют рецессивный признак, а гомозиготные по доминантному признаку и гетерозиготные – доминантный.
  6. При решении задач на дигибридное скрещивание нужно помнить, что для обозначения каждого признака выбираем свою букву.
  7. Для успешного решения задачи нужно внимательно прочитать условие и определить тип задачи.
  8. Лучше схему брака записывать сначала на черновике, обозначив неизвестные гены, генотипы или фенотипы условным знаком, например, «?». В результате анализа условия задачи, как правило, большая часть «?» прояснится и будет заменена на нужные обозначения.
  9. Решение задачи лучше начинать с выяснения генотипа особи, проявляющей рецессивный признак, так как её генотип очевиден – аа.
  10. Выясняя генотип особи с доминантным признаком, нужно быть внимательным, так как в этом случае возможны варианты гомогаметности (АА) и гетерогаметности (Аа). Очевидным (Аа) будет только генотип потомка, полученного при скрещивании чистых линий (АА и аа).
  11. Если выяснить генотип особи с доминантным фенотипом, путём анализа условия задачи не удастся, нужно будет приводить решение всех возможных вариантов скрещивания.
  12. При записи решения задачи, необходимо максимально подробно описать ход рассуждений, обозначить законы Менделя, которые использованы в ходе рассуждений.

Задача 1.

        При скрещивании чистопородного чёрного быка с красными коровами получили 16 телят с чёрной окраской шерсти.

  1. Определите генотипы родителей и потомства.
  2. Какой закон Менделя иллюстрирует этот пример?
  3. Сколько типов гамет будет формироваться у потомков приведённого скрещивания.
  4. Какова вероятность получения телят с красной шерстью от скрещивания полученных гибридов между собой?

Задача 2.

        При скрещивании дисковидной тыквы с жёлтыми плодами с тыквой, имеющей круглые плоды и белую окраску кожуры, всё потомство получилось с дисковидной формы с белой кожурой.

  1. Определите генотипы родительских форм.
  2. Сколько типов гамет формируется у белоплодной тыквы с круглыми плодами?
  3. Запишите схему скрещивания.
  4. Возможно ли получить тыкву с плодами округлой формы и с жёлтой окраской кожуры, если скрестить полученные гибриды?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-практикум "Решение задач по генетике".

Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...

Технологическая карта урока по технологии РКМ "Решение задач по генетике" с презентацией и самоанализом

Сформировать понятие о прямой зависимости самочувствия и работоспособности человека от планирования видов деятельности в соответствии с циркадными и циркадианными ритмами....

Решение задач по генетике

Предлагаются задачи по генетике в 11 классе...

"Решение задач по генетике на моногибридное скрещивание "

Презентация: по теме: "Решение задач на моногибридное скрещивание ." для закрепление изученного материала в 9, 10 классах....

программа элективного курса "Решение задач по генетике"

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для ...

Урок решения задач по генетике.

План урока-ролевой игры по биологии в 10 классе. Решение задач по генетике....

Генетика . Алгортм решения задач по генетике.

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО ГЕНЕТИКЕ 1.Внимательно прочитав условие задачи, записать его, выделив доминантные и рецессивные признаки и используя принятую генетическую символику и сокращения (феноти...