программа элективного курса "Решение задач по генетике"
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Ратушняков Владимир Владимирович

 

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_genetike.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Решение задач по генетике»

Элективный курс:

10 класс (34 часа)

МОУ Парабельская гимназия

                                                              учитель биологии и химии

                                                     высшей кв.категории

                                              Ратушняков В.В.

Пояснительная записка.

Разделы «Генетика» и «Молекулярная биология» являются одним из самых сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. Облегчению усвоения этих разделов может способствовать решение задач по генетике разных уровней сложности.

Решение задач, как учебно-методический приём изучения генетики, имеет важное название. Его применение способствует качественному усвоению знаний, получаемых теоретически, повышая их образность, развивает умение рассуждать и обосновывать выводы, существенно расширяет кругозор изучающего генетику, т.к. задачи, как правило, построены на основании документальных данных, привлечённых из области частной генетики растений, животных, человека. Использование таких задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, а преподаватель имеет возможность осуществлять эффективный контроль уровня усвоенных учащимися знаний. Несмотря на это школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования, а составлению схем скрещивания и решению генетических задач в школьной программе по общей биологии отводится очень мало времени. Поэтому возникла необходимость в создании данного курса.

Целью курса является развитие у учащихся умения и навыков решения задач по основным разделам классической генетики. В задачи входит развитие интереса к предмету, ликвидация пробелов в знаниях учащихся, а также показать практическую значимость общей биологии для различных отраслей производства, селекции, медицины. Курс позволит учащимся усвоить основные понятия, термины и законы генетики, разобраться в генетической символике, применять теоретические знания на практике, объяснять жизненные ситуации с точки зрения генетики, подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Основные разделы содержат краткие теоретические пояснения закономерностей наследования и предполагают решение задач. Курс рассчитан на тех, кто уже обладает знаниями по генетике и молекулярной биологии, но может быть использован и для тех, у кого таких знаний ещё нет. Например, при подготовке учащихся 10-х классов к биологическим олимпиадам или поступлению в ВУЗы. В зависимости от уровня подготовленности учащихся учитель может подбирать типичные задачи или задачи разного уровня сложности, а также по своему усмотрению увеличивать количество часов по отдельным разделам.

Программа предусматривает проведение аудиторных занятий, в начале которых даются теоретические знания учителем, затем приводятся примеры решения задач и в конце учащимся предлагаются задачи для самостоятельного решения. Для подготовленных учащихся в начале проводится краткое повторение теоретического материала, а затем учащиеся решают задачи. Контроль за выполнением проводится учителем, либо совместно с учениками. В заключение курса будет составлен задачник, в который войдут задачи, придуманные учениками.

Предлагаемая программа рассчитана на обучающихся 10 класса и включает материал на 34 учебных часа.

Задачи программы:

Через данный курс развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению биологии. Показать роль генетических, цитологических и биохимических методов. Раскрыть значение генетики и её ведущей роли в медицине и селекции.

Требования к результатам изучения курса:

Учащиеся должны знать:

-основные понятия, термины и законы генетики

-генетическую символику

Учащиеся должны уметь:

-правильно оформлять условия, решения и ответы генетических задач

-решать типичные задачи

-логически рассуждать и обосновывать выводы

Содержание разделов.

  1. Основы генетики – 1 ч.
  2. Цитологические основы наследования признаков – 1 ч.
  3. Г.И. Мендель – основоположник науки генетики. Основные закономерности наследования. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 1-й закон Менделя. Решение задач на наследовании признаков при моногибридном скрещивании – 4 часа.
  4. Наследование признаков при моногибридном скрещивании. 2-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при моногибридном скрещивании (неполное доминирование – 4 часа).
  5. Решение задач на анализирующие скрещивание – 4 часа.
  6. Наследование одного признака. Генетический анализ родословных. Составление родословных – 4 часа.
  7. Наследование признаков при дигибридном скрещивании. 3-й закон Менделя. Решение задач на наследование признаков при дигибридном скрещивании – 4 часа.
  8. Наследование признаков сцеплённых с полом – 4 ч. Решение задач на наследование признаков, сцеплённых с полом.
  9. Составление и оформление задачника.

Учебно – тематический план

тема

Количество часов

теория

практика

1.

Основы генетики

1

2.

Цитологические основы наследования признаков

1

3.

Решение задач на моногибридное скрещивание при полном доминировании

1

3

4.

Решение задач на моногибридное скрещивание при неполном доминировании

1

3

5.

Решение задач на анализирующее скрещивание

1

3

6.

Генетический анализ родословных (наследование одного признака)

1

3

7.

Решение задач на дигибридное скрещивание

1

3

8.

Решение задач на генетику пола

1

3

9.

Основные положения хромосомной теории наследственности

1

10.

Решение задач на сцепленное с полом наследование

1

3

11.

Значение генетики для медицины и здравоохранения.

1

12

Составление и оформление задачника.

2

Литература:

  1. Биология для поступающих в ВУЗы/под ред. В.Н.Ярыгина. М., Высшая школа, 1997.
  2. Гершензон С.М. Основы современной генетики. М. Наука, 1983.
  3. Грин Н. Стаут У. Тейлор Д. Биология в 3-х т. Т.3.М.:Мир 1993.
  4. Гуляев В.Г. Задачник по генетике. М., Колос. 1980.
  5. Киселёва З.С. Мягкова А.Н. Генетика. М. Просвещение. 1983.
  6. Крестьянинов В.Ю. Вайнер Г.Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов. «Лицей». 1998.
  7. Мацеевский Я. Земба Ю. Генетика и методы разведения животных. М. Высшая школа. 1988.
  8. Новиков Ю.М. Генетика: решение и оформление задач, основные термины, понятия и законы. Томск 2003.
  9. Общая биология. Учебник для 10-11 классов школ с углублённым изучением биологии/под ред. А.О. Рувинского. М. Просвещение. 1993.
  10. Петрова Е.В. Основы классической генетики. Учебное пособие по биологии. Саратов. ИЦ «Добродея» ГП «Саратовтелефильм». 1997.



 

Комментарии

Ратушняков Владимир Владимирович

Через данный курс развивать у обучающихся познавательный интерес к изучению биологии. Показать роль генетических, цитологических и биохимических методов. Раскрыть значение генетики и её ведущей роли в медицине и селекции.
Абанина Диана Петровна

Спасибо за курс задач по генетике.