Опорно-двигательная система
план-конспект занятия по биологии (7 класс)

I Организация класса

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отмечаю отсутствующих.

II Проверка знаний

  • Кутикула - это плотное не клеточное образование,  выполняющее защитную и опорную функцию.- да.
  • Покровы рыб представлены чешуей и слизью.- да
  • Плоский эпителий -это слой утолщенных клеток, нет.

Слой удлиненных клеток в покрове тела у многоклеточных –плоский эпителий.

  • Кожа состоит из 4слоев- плоский эпителий, эпидермис, промежуточный слой, собственно кожа, -нет

Кожа состоит из 2 слоев: эпидермис и собственно кожа.

  • Собственно кожа-это нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы, — да.
  • Можно ли утверждать что покровы тела эволюционно усложняются? - да.
  • Прочная оболочка характерна для животных непостоянной формой тела-нет

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл oporno-dvigatelnaya_sistema.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

        

Тема: Опорно-двигательная система

Задачи: выделить у каких животных встречается наружный скелет, а у каких внутренний; рассмотреть черты строения скелета представителей разных классов;

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый;

Оборудование: макет скелета кошки, птицы, таблица «строение рыбы»

Ход урока

I Организация класса

Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отмечаю отсутствующих.

II Проверка знаний

  • Кутикула - это плотное не клеточное образование,  выполняющее защитную и опорную функцию.- да.
  • Покровы рыб представлены чешуей и слизью.- да
  • Плоский эпителий -это слой утолщенных клеток, нет.

Слой удлиненных клеток в покрове тела у многоклеточных –плоский эпителий.

  • Кожа состоит из 4слоев- плоский эпителий, эпидермис, промежуточный слой, собственно кожа, -нет 

Кожа состоит из 2 слоев: эпидермис и собственно кожа.

  • Собственно кожа-это нижний, толстый и волокнистый слой кожи. Здесь развиваются корни волос, сальные и потовые железы, — да. 
  • Можно ли утверждать что покровы тела эволюционно усложняются? - да.
  • Прочная оболочка характерна для животных непостоянной формой тела-нет

 Прочная оболочка характерна для животных с постоянной формой тела

  • Наружный покров плоского червя образован плоским эпителием без ресничек.-Нет 
  • Хитиновый покров обладает большой прочностью.- да.
  • Плоский эпителий характерен для одноклеточных   и многоклеточных
    организмов-
    нет.(только для многоклеточных)

III Изучение нового материала.

Скажите пожалуйста какую функцию выполняет покров членистоногих? Функцию скелета

Скелет

                              Наружный                                внутренний

Выделяют 5 отделов скелета:

  1. Череп;
  2. Позвоночник
  3.  Грудная клетка?????
  4. Пояс верхних конечностей;
  5. Пояс нижних конечностей;

Осевой скелет низших хордовых, представляет собой вытянутый упругий стержень –хорду. Которая расположена на спинной стороне и тянется от головы до хвоста. У высших –т.е рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих хорошо развит позвоночник, состоящий из позвонков.

Позвонок состоит из тела, верхних и нижних дуг. Концы верхних дуг позвонков, срастаясь образуют канал в котором располагается спинной мозг. К концам нижних дуг, которые направленны в стороны  крепятся ребра.

В тетради составляем таблицу:

класс

Отделы скелета

          Особенности отдела

рыбы

Череп;

Позвоночник

Скелет парных и непарных плавников

Позвоночник состоит из хрящевых или костных позвонков. У некоторых видов в течении всей жизни сохраняется хорда- белуга и осетр. У большинства остаток хорды сохраняется м-у телами позвонков. Позвоночник состоит уз 2 отделов: туловищного и хвостового.

земноводные

Череп; шейный отдел; туловищный отдел; Крестцовый отдел; у хвостатых амфибий есть хвостовой;

Пояс верхних и нижних конечностей

Шейный-состоит из одного позвонка; туловищный- состоит из 7 позвонков с ребрами, кот свободно оканчиваются; Кресцовый- состоит из одного позвонка с прикрепленными к нему костями таза: несколько позвонков в хвостовом отделе

пресмыкающиеся

Череп; шейный отдел; грудной отдел; поясничный отдел; Крестцовый отдел; хвостовой;

Пояс верхних и нижних конечностей

В шейном отделе позвонки соеденены подвижно; грудные и поясничные позвонки несут ребра, у некоторых ребра соединяются с грудиной образую грудную клетку; крестцовый состоит из 2 позвонков; хвостовой хорошо развит, число позвонков различно. Узмей все отделы кроме хвостового несут ребра. Конци которых закончиваются свободно.

птицы

Череп; шейный отдел; грудной отдел; поясничный отдел; Крестцовый отдел; хвостовой;

Пояс верхних и нижних конечностей

Шейный- от 9 до 25 позвонков, соединённых подвижно; сросшиеся грудные позвонки и ребра соединённые с грудиной образуют грудную  клетку; Грудина имеет особый вырост - киль- к которому прикрепляются грудные мышцы активно работающие при полете; конечный грудной, поясничные, крестцовые и первый хвостовой позвонки срослись, создав крестец. Цевка— одна из костей ноги птиц, расположенная между голенью и пальцами; образуется слиянием нижнего ряда предплюсневых костей и среднего плюсневыми костями. Кости кисти срослись

млекопитающие

Череп; шейный отдел; грудной отдел; поясничный отдел; Крестцовый отдел; хвостовой;

Пояс верхних и нижних конечностей

Передние конечности состоят из плеча, предплечья и кисти; крепится к грудной клетке поясом передних конечностей( ключица, лопатка – приматы, у других только лапатка); Задние конечности состоят из бедра, голени и кисти ???? к позвонку крепятся поясом задних конечностей состоящим из тазовых костей, сросшихся с крестцовым отделом позвоночника; Череп состоит их мозгового и лицевого отделов; Практически у всех одинаковый отделы.

V Задание на дом

§37, доделать таблицу, знать скелет кошки( кролика)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по теме "Опорно-двигательная система"

Контрольная работа по биологии, 8 класс, программа И.Н.Паномаревой. Тема: "Опорно-двигательная система" . Форма: тестовые задания различного вида....

Презентация к уроку биологии "Опорно-двигательная система.Значение опорных систем в жизне животных и растений."

Презентация урока разработана к учебнику Сонина Н.И. Биология.6класс. Живой организм....

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека».

Изучение влияния физических упражнений на органы и системы органов, укрепление здоровья: двигательная активность входят в состав обязательного минимума содержания основной образовательной программы Че...

Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".

Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Конспект урока биологии в 8 классе по теме: «Роль двигательной активности в развитии опорно-двигательной системы человека»

Конспект урока биологиив 8 классепо теме: «Роль двигательной активностив развитии опорно-двигательной системы человека»...

Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, и их роль в осуществлении двигательных актов

Значение и роль систем организма человека в двигательной активности и формированию гармоничного развития личности...