Аннотация и Рабочая программа 10-11 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (10, 11 класс)

Дроздова Юлия Анатольевна

Аннотация и рабочая программа для 10-11 классов линии И.Н. Пономарева и др. ( 1,5 часа в неделю10 класс, 1,5 часа в неделю 11 класс.)

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon anotatsiya_k_programme_10-11_klass.pdf270.2 КБ
Файл 10-11_klassy_po_ponomarevoy_moe.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение.

К основной образовательной программе

основного общего образования (ФГОС),

 утверждённой приказом №118 от 21.08.2020 года

Рабочая программа

по биологии

10-11 класс

Срок реализации 2 года

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА БИОЛОГИИ В 10 – 11 КЛАССАХ НА БАЗОВОМ УРОВНЕ

Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

3) готовность к служению Отечеству, его защите;

4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;

отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;

7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Предметные результаты освоения предметной области «БИОЛОГИЯ»

Требования к результатам освоения

Уточненные и конкретизированные планируемые результаты освоения учебного предмета

  • сформированность основ целостной научной картины мира;
  • формирование понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;
  • сформированность понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
  • создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию;
  • сформированность умений анализировать, оценивать, проверять на достоверность и обобщать научную информацию;
  • сформированность навыков безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования.

Предметные результаты изучения предметной области "Биология" включают результаты:

1) сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира;

понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

2) владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;

3) владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описание, измерение, проведение наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;

4) сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;

5) сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, к глобальным экологическим проблемам и путям их решения.

Выпускник на базовом уровне научится:

  • раскрывать на примерах роль биологии в формировании современной научной картины мира и в практической деятельности людей;
  • понимать и описывать взаимосвязь между естественными науками: биологией, физикой, химией; устанавливать взаимосвязь природных явлений;
  • понимать смысл, различать и описывать системную связь между  основополагающими биологическими понятиями: «клетка», «организм», «вид», «экосистема», «биосфера»;
  • использовать основные методы научного познания в учебных биологических исследованиях, проводить эксперименты по изучению биологических объектов и явлений, объяснять результаты экспериментов, анализировать их, формулировать выводы;
  • формулировать гипотезы на основании предложенной биологической информации и предлагать варианты проверки гипотез;
  • сравнивать биологические объекты между собой по заданным критериям, делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • обосновывать единство живой и неживой природы, родство живых организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды на основе биологических теорий;
  • приводить примеры веществ основных групп органических соединений клетки (белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот);
  • распознавать клетки (прокариот и эукариот, растений и животных) по описанию, на схематических изображениях; устанавливать связь строения и функций компонентов клетки, обосновывать многообразие клеток;
  • распознавать популяцию и биологический вид по основным признакам;
  • описывать фенотип многоклеточных растений и животных по морфологическому критерию;
  • объяснять многообразие организмов, применяя эволюционную теорию;
  • классифицировать биологические объекты на основании одного или нескольких существенных признаков (типы питания, способы дыхания и размножения, особенности развития);
  • объяснять причины наследственных заболеваний;
  • выявлять изменчивость у организмов; объяснять проявление видов изменчивости, используя закономерности изменчивости; сравнивать наследственную и ненаследственную изменчивость;
  • выявлять морфологические, физиологические, поведенческие адаптации организмов к среде обитания и действию экологических факторов;
  • составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (цепи питания);
  • приводить доказательства необходимости сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды;
  • оценивать достоверность биологической информации, полученной из разных источников, выделять необходимую информацию для использования ее в учебной деятельности и решении практических задач;
  • представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных;
  • оценивать роль достижений генетики, селекции, биотехнологии в практической деятельности человека и в собственной жизни;
  • объяснять негативное влияние веществ (алкоголя, никотина, наркотических веществ) на зародышевое развитие человека;
  • объяснять последствия влияния мутагенов;
  • объяснять возможные причины наследственных заболеваний.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, используя биологические теории (клеточную, эволюционную), учение о биосфере, законы наследственности, закономерности изменчивости;
  • характеризовать современные направления в развитии биологии;
  • описывать их возможное использование в практической деятельности;
  • сравнивать способы деления клетки (митоз и мейоз);
  • решать задачи на построение фрагмента второй цепи ДНК по предложенному фрагменту первой, иРНК (мРНК) по участку ДНК;
  • решать задачи на определение количества хромосом в соматических и половых клетках, а также в клетках перед началом деления (мейоза или митоза) и по его окончании (для многоклеточных организмов);
  • решать генетические задачи на моногибридное скрещивание, составлять схемы моногибридного скрещивания, применяя законы наследственности и используя биологическую терминологию и символику;
  • устанавливать тип наследования и характер проявления признака по заданной схеме родословной, применяя законы наследственности;
  • оценивать результаты взаимодействия человека и окружающей среды, прогнозировать возможные последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ

Содержание учебной программы:

Раздел 1. Введение в курс биологии 10-11 классов  ( 15 часов)

1.Биология как наука и её прикладное значение ( 5 часов)

Введение: задачи курса биологии в старшей школе. Биология как наука о живом. Отрасли биологии, её связи с другими науками. Биологическое разнообразие как проблема в истории науки биологии. Практическая биология и её значение. Биотехнология. Бионика. Роль биологических знаний в формировании современной естественнонаучной картины мира. Осознание ценности изучения биологических видов.

Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.

2.Общие биологические явления и методы их исследования( 10 часов)                                          

Основные свойства жизни. Общие признаки биологических систем. Отличительные признаки живого от неживого.Определение понятия «жизнь».Биосистема как объект изучения биологии и как структурная единица живой материи. Структурные уровни организации живой природы: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный..Методы биологических исследований. Наблюдение, эксперимент, описание, измерение и определение видов как методы изучения природы. Моделирование и мониторинг. Определение видов растений и животных.                                 Лабораторные работы. Приготовление микропрепарата для рассмотрения клеточного строения листа элодеи и наблюдение за движением цитоплазмы  в клетках листа элодеи под влиянием факторов внешней среды. Рассмотрение под микроскопом разнообразия инфузорий и их движения. Методика работы с определителями растений и животных.  Морфологическое описание и определение одного вида растений.

Раздел 2. Биосферный уровень организации жизни (25 часов)

3.Учение о биосфере(4 часа)                                                                                        

 Понятие о биосфере. Границы и структура биосферы. Функциональная структура биосферы. Учение В.И.Вернадского о живом веществе биосферы. Живое вещество и его особенности. Функции живого вещества в биосфере.

4. Происхождение живого вещества( 8 часов)                                                                

 Гипотезы происхождения живого вещества на Земле , их анализ и оценка. Современные гипотезы происхождения жизни (А.И.Опарин и Дж. Холдейн).  Предыстория происхождения живого на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы возникновения жизни на Земле. Этапы эволюции органического мира и её значение в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Хронология развития жизни на Земле.

5.Биосфера как глобальная биосистема(6 часов)                                                                 

 Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Функциональная  неоднородность живого вещества. Особенности распределения биомассы на Земле. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот и его значение. Биогенная миграция атомов. Механизмы устойчивости биосферы.

6. Условия жизни в биосфере (7 часов).                                                                                  

 Условия жизни на Земле. Среды жизни на Земле. Экологические факторы и их значение. Комплексное действие факторов среды на организмы. Общие закономерности влияния экологических факторов на организм. Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.  Абиотические, биотические и антропогенные факторы.  Человек как житель биосферы. Понятие о ноосфере. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы.         Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Живой мир и культура.

Лабораторные работы. Определение пылевого загрязнения воздуха в помещении и на улице. Определение химического загрязнения воздуха с помощью биоиндикаторов. Определение загрязнения воды в водоёме. Исследование водозапасающей способности зелёных и сфагновых мхов.

Экскурсия.Живой мир вокруг нас. Приёмы описания растительного покрова возле школы.

Раздел 3. Биогеоценотический уровень организации жизни(27 часов)

7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема(17 часов)

Биогеоценоз как часть биосферы. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценозы как структурные компоненты биосферы. Понятия: «биогеоценоз», «биоценоз», «экосистема». Структура экосистемы. Функциональные компоненты экосистемы. Понятия: «экотоп» и «биотоп». Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Характеристики биогеоценоза. Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей. Пирамиды чисел. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.  Строение и свойства биогеоценоза (экосистемы).Экологические ниши и жизненные формы организмов в биогеоценозе. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Системы «хищник-жертва», «паразит- хозяин». Приспособления организмов к совместной жизни  в биогеоценозах. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Понятие о сукцессии. Стадии развития биогеоценозов. Суточные изменений в биогеоценозе. Сезонные изменения в биогеоценозе. Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни.

8.Многообразие биогеоценозов и их значение( 10 часов)                                                                     

  Многообразие биогеоценозов (экосистем) в природе. Водные экосистемы. Сухопутные биогеоценозы. Искусственные биогеоценозы- агроэкосистемы(агробиоценозы). Сравнительная характеристика естественных экосистем и агроэкосистем. Сохранение разнообразия экосистем. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Использование биогеоценозов в истории человечества. Экологические законы природопользования. Живая природа в литературе и народном творчестве.

Лабораторные работы.  Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе. Рассмотрение примеров жизненных форм у растений, экологических ниш  животных. Сравнение особенностей организмов из разных ярусов.Оценка экологического состояния газона, прилегающего к школе. Описание природного сообщества. Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах. Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях. Решение экологических задач по материалам Тульской обл.                                                                                                                

  Экскурсия.        Антропогенное влияние на природный биогеоценоз.  Природная экосистема(лес, луг, водоём). Агроэкосистема (поле, сад).

Раздел 4. Популяционно-видовой уровень жизни (35 часов)

9.Вид и видообразование (12 часов)                                                                                

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида.Популяция как структурная единица вида и как форма его существования. Типы популяций. Популяция как структурный компонент биогеоценозов.  Популяция как элементарная единица эволюции. Понятие о генофонде популяции. Исследования С.С.Четверикова. Понятие о микроэволюции и образовании видов. Элементарные факторы эволюции.  Движущие силы эволюции. Естественный отбор- главный движущий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Искусственный отбор как фактор увеличения биологического разнообразия. Видообразование –процесс увеличения видов на Земле.                                                                                       Лабораторные работы. Значение искусственного отбора.

10.Происхождение и этапы эволюции человека(7 часов)                                                        

Видообразование-путь происхождения человека. Место человека в системе живого мира. Понятия «гоминиды» и «понгиды».Предшественники человека. Популяционная концепция происхождения человека.  Этапы эволюции человека.  История изучения антропогенеза.   Особенности эволюции человека. Человек как уникальный вид живой природы. Политипичный характер вида Человек разумный. Расселение человека по земному шару.  Человеческие расы и гипотезы происхождения рас.  Находки палеолитического человека на территории России.

11.Учение об эволюции и его значение(10 часов)                                                                             

Развитие эволюционных идей в истории биологии. Значение работ К.Линнея. Значение работ Ж.Б.Ламарка и эволюционной теории Ч.Дарвина. Теория Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Современное учение об эволюции. Синтетическая теория эволюции. Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства (закон Бэра).Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация (А.Н Северцов, И.И.Шмальгаузен). Причины биологического прогресса и биологического регресса. Основные ароморфозы в эволюции растений и животных. Система живых организмов на Земле. Основные закономерности эволюции. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования. Микро- и макроэволюция. Сохранение многообразия видов- основа устойчивости биосферы. Новая система органического мира. Особенности популяционно-видового уровня организации жизни                        

        Лабораторные работы. Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов.

12.Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества( 6 часов)        

 Проблема сохранения биологического разнообразия. Значение диких видов растений и животных.     Генофонд и охрана редких и исчезающих видов на примере Тульской области. Проблема утраты биологического разнообразия. Всемирная стратегия сохранения природных видов.

Лабораторные работы. Изучение морфологических критериев вида на живых комнатных растениях. Выявление морфологических признаков у разных видов рода. Изучение результатов искусственного отбора на примере яблони и золотых рыбок.  Выявление особенностей сорта у растений. Выявление свойств ароморфозов у растений и идиоадаптаций у животных.        Экскурсия. Выявление способов размножения в природе. Знакомство с многообразием сортов растений и пород крс в племенном хозяйстве «Новая жизнь».

     

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Раздел

урока

Тема урока

Количество часов

Тема НРЭО

Формы текущего контроля успеваемости

Раздел І. Введение в курс биологии для 10 -11 классов. ( 15 часов)

Тема 1. Биология как наука и ее прикладное значение. ( 5 часов)

1

Биология и ее связи с другими науками.

1

Применение современных направлений биологии для развития Челябинской области

Устный текущий

2

Биологическое разнообразие как проблема науки биологии

1

Устный текущий

3

Осознание ценности изучения биологических видов

1

Многообразие организмов Челябинской области, их классификация

Фронтальная беседа

Анализ текста учебника

4

Практическая биология и ее значение

1

Уральский научно–практический центр радиационной медицины

Выполнение заданий по группам. Рассмот рение ключевых позиций темы

5

Обобщающий урок по теме: Биология как наука и ее прикладное значение

1

Семинар

Тема 2. Общие биологические явления и методы их исследования. ( 10 часов)

6

Основные свойства жизни

1

Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами

7

Определение понятия «жизнь»

1

Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами

8

Общие свойства живых систем – биосистемы

1

Биологическое разнообразие одноклеточных организмов в Челябинской области

Рассмот рение ключевых позиций темы

9

Общие свойства живых систем – биосистемы

1

Индивидуальные:само стоятельная работа

10

Структурные уровни организации жизни

1

Самостоятельная работа с понятиями и научными терминами

11

Методы биологических исследований

1

Развитие в Челябинской области здравоохранения, влияния мутагенов на здоровье человека.

Мутагены, специфические для Челябинской области, и механизмы их воздействия

Рассмотрение ключевых позиций темы

12

Определение видов растений и животных.

1

Рассмотрение ключевых позиций темы

13

Л.Р.№2 Методика работы с определителями растений и животных

1

Индивидуальные:самостоятельная работа Л.Р.№2 Методика работы с определителями растений и животных

14-15

Обобщающий урок по теме Общие биологические явления и методы их исследования

2

Индивидуальные:самостоятельная работа

Раздел ІІ. Биосферный уровень организации жизни. (25 часов).

Тема 3. Учение о биосфере. ( 4 часа)

16

Учение о биосфере Функциональная структура биосферы

1

Обсуждение ключевых вопросов

17

Учение В.И. Вернадского о биосфере

1

Обсуждение ключевых вопросов

18

Функции живого вещества биосферы

1

Устный текущий

19

Обобщающий урок по теме Учение о биосфере

1

Индивидуальные:самостоятельная работа

Тема 4. Происхождение живого вещества. ( 8 часов)

20

Гипотезы происхождения живого вещества на Земле

1

Обсуждение ключевых вопросов

21

Современные гипотезы возникновения жизни

1

Обсуждение ключевых вопросов

22

Предыстория происхождения живого на Земле

1

Анализ работы с текстом и рисунками

23

Физико–химическая эволюция планеты Земля

1

Обсуждение ключевых вопросов

24

Этапы возникновения жизни на Земле

1

Анализ работы с текстом и рисунками

25

Биологическая эволюция в развитии биосферы

1

Многообразие организмов Челябинской области, их классификация

Анализ работы с текстом.

26

Хронология развития жизни на Земле

1

Устный текущий

27

Обобщающий урок по теме: Происхождение живого на земле

1

Тема 5. Биосфера как глобальная биосистема. ( 6 часов)

28

Биосфера как глобальная биосистема и экосистема

1

Анализ работы с текстом и рисунками

29

Круговорот веществ в биосфере.

1

Устный текущий

30

Примеры круговорота веществ в биосфере

1

Анализ работы с текстом и рисунками

31

Примеры круговорота веществ в биосфере

1

Анализ работы с текстом и рисунками

32

Механизм устойчивости биосферы

1

Анализ работы с текстом

33

Обобщающий урок по теме: Биосфера как глобальная биосистема

1

Тема 6. Условия жизни в биосфере. (7 часов

34

Условия жизни на Земле

1

Устный текущий

35

Экологические факторы и их значение

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

36

Человек как житель биосферы

1

 Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

37

Человек как житель биосферы Л.Р. №3 Условия жизни в биосфере

1

Индивидуальные:самостоятельная работа Л.Р. №3 Условия жизни в биосфере

38

Особенности биосферного уровня живой материи и его роль в обеспечении жизни на Земле

1

Описание объекта по основным характеристикам
На основании учебника Анализ рисунков

39

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы

1

 Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

40

Обобщающий урок по теме: Условия жизни в биосфере

1

Семинар.

Раздел ІІІ. Биогеоценотический уровень организации жизни. (27 часов)

Тема 7. Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема. (17 часов)

41

Биогеоценоз как биосистема  и экосистема

1

Устный текущий

42

Концепция экосистемы

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

43

Природное сообщество в концепции биогеоценоза

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

44

Другие характеристики биогеоценоза

1

Индивидуальные:самостоятельная работа

45

Трофическая структура биогеоценоза (экосистемы)

1

Индивидуальные:самостоятельная работа

46

Экологические пирамиды чисел

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

47

Строение биогеоценоза (экосистемы)

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

48

Экологические ниши в биогеоценозе

1

Устный текущий.

49

Совместная жизнь видов в биогеоценозах

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

50

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

51

Л.Р.№4  Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

1

Индивидуальные:самостоятельная работа Л.Р.№4  Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

52

Условия устойчивости биогеоценозов

1

Сохранения биоразнообразия для устойчивого развития и охраны окружающей среды Челябинской области

Индивидуальные:самостоятельная работа

53

Л.Р.№5 Свойства экосистем

1

Индивидуальные:самостоятельная работа Л.Р.№5 Свойства экосистем

54

Зарождение и смена биогеоценозов

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

55

Суточные и сезонные изменения биогеоценозов

1

Фронтальная беседа

Анализ текста учебника

56

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

57

Обобщающий урок по теме: Природное сообщество как биогеоценоз и экосистема

1

Тема 8. Многообразие биогеоценозов и их значение. (10 часов)

58

Многообразие биогеоценозов (экосистем)

1

Устный текущий.

59

Многообразие биогеоценозов суши

1

Самостоятельная работа с учебником

60

Искусственный биогеоценоз - агроценоз

1

Деятельность человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ в Челябинской области

Самостоятельная работа с учебником

61

Л.Р.№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе

1

Индивидуальные:

самостоятельная работа

Л.Р.№6 Оценка экологического состояния территории, прилегающей к школе

62

Сохранение разнообразия биогеоценозов

1

Последствия деятельности человека для существования отдельных биологических объектов и целых природных сообществ в Челябинской области (Восточно-Уральский радиационный заповедник)

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

63

Сохранение разнообразия биогеоценозов

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

64

Природопользование в истории человечества

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

65

Экологические законы природопользования

1

Индивидуальные:

самостоятельная работа

66

Обобщающий урок по теме: Много образие биогеоценозов и их значение

1

67

Контрольная работа по теме Биогеоце нотический уровень организации жизни

1

Контрольный тест

Раздел ІV. Популяционно – видовой уровень жизни. (35 часа)

Тема 9. Вид и видообразование. (12 часов)

68

Вид, его критерии и структура

1

Индивидуальные:самостоятельная работа

69

Вид, его критерии и структура

Л.Р.№7 Характеристика вида

1

Описание фенотипов растений и животных Челябинской области по морфологическому критерию

Индивидуальные:самостоятельная работа Л.Р.№7 Характеристика вида

70

Популяция как форма существования вида

1

Беседа с использованием  проблемных вопросов

71

Популяция- структурная единица вида

1

Беседа с использованием  проблемных вопросов

72

Популяция как структурный компонент биогеоценоза

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

73

Популяция как основная единица эволюции

1

Изменчивость организмов, обитающих/произрастающих в Челябинской области

Беседа с использованием  проблемных вопросов

74

Микроэволюция и факторы эволюции

1

Проблемная беседа

 Обсуждение ключевых позиций

75

Движущий и направляющий фактор эволюции

1

Адаптации организмов к среде обитания (природным зонам) и действию экологических факторов характерных для Челябинской области

Беседа с использованием  проблемных вопросов

76

Формы естественного отбора

1

Анализ работы с текстом и рисунками

77

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия видов на Земле. Л.Р.№8  Значение искусственного отбора

1

Индивидуальные:

самостоятельная работа

 Л.Р.№8  Значение искусственного отбора

78

Видообразование -  процесс увеличения видов на Земле

1

Анализ текста
Работа по вопросам

79

Обобщающий урок по теме: Вид и видообразование

1

Тема 10. Происхождение и этапы эволюции человека.( 7 часов)

80

Происхождение человека

Анализ работы с текстом и рисунками

81

История становления вида Ноmо sapiens

Анализ работы с текстом и рисунками

82

Особенности эволюции человека

Анализ и обсуждение материала презентации

83

Человек как уникальный вид живой природы

Анализ и обсуждение материала презентации

84

Расы и гипотезы их происхождения

Анализ и обсуждение материала презентации

85

Палеолитические находки на территории России

Историко-археологические центры Челябинской области

Индивидуальные:

самостоятельная работа

86

Обобщающий урок по теме: Происхождение и этапы эволюции человека

Индивидуальные:

самостоятельная работа

Тема 11 . Учение об эволюции и его значение. (10 часов)

87

История развития эволюционных идей

Анализ и обсуждение материала

88

Эволюционная теория Ч.Дарвина и ее значение

Анализ и обсуждение материала

89

Современное учение об эволюции

Анализ и обсуждение материала

90

Доказательства эволюции живой природы

Беседа с использованием  проблемных вопросов

91

Основные направления эволюции

Анализ и обсуждение материала презентации

92

Л.Р.№9 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов

Индивидуальные:самостоятельная работа

Л.Р.№9 Выявление ароморфозов и идиоадаптаций у организмов

93

Основные закономерности и результаты эволюции

Работа над лекционным материалом, по ключевым вопросам

94

Система живых организмов как результат процесса эволюции на Земле

Беседа с использованием  проблемных вопросов

95

Новая система органического мира

Беседа с использованием  проблемных вопросов

96

Особенности популяционно – видового уровня жизни

Работа над  материалом учебника

Тема 12. Сохранение биоразнообразия – насущная задача человечества. (6 часов)

97

Значение изучения популяций и видов

Работа над  материалом учебника

98

Генофонд и охрана видов

Применение различных методов селекции для развития сельского хозяйства в регион

Внедрением новейших достижений селекции плодовых, ягодных и декоративных культур на территории области (Научно–производственное объединение «Сады России»)

Работа над  материалом учебника

99

Проблема утраты биологического разнообразия

Анализ текста учебника, рисунка

100

Всемирная стратегия охраны природы видов

Индивидуальные:самостоятельная работа

101

Обобщающий урок по теме Популяционно-видовой уровень организации жизни.

Индивидуальные:самостоятельная работа

102

Итоговая контрольная работа.

Контрольный тест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе 5-7 класс.

Рабочая программа по математике для 5-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  общего образования, утвержденным  приказом Министерс...

Аннотация к рабочим программам 10-11 классы по Алимову Ш.А.

Цели, задачи, общая характеристика учебного предмета, обязательный минимум содержания основной образовательной программы....

Аннотация к рабочей программе для 5 класса

Сжатый материал о рабочих программах,их специфике....

Аннотация к рабочей программе для 7 класса

Сжатая информация о рабочей программе...

Аннотация к рабочей программе для 11 класса

сжатая информация о рабочей программе...

Аннотация к рабочей программе для 5 класса

сжатая информация о рабочей программе...

Аннотация к рабочей программе для 7 класса

сжатая информация о рабочей программе...