Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"
материал по биологии

Киселева Светлана Алексеевна

Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть во главу ее ставится  личностно- ориентированное обучение, а так же  направлено на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_na_shmo.pdf1.65 МБ
Файл vystuplenie_na_shmo_mart_2021g.docx35.55 КБ
Файл proektn_deyat_na_urokah_biol.docx273.22 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

            МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

Образовательным программам»

           Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций.

                                                  Подготовила и выступила

                                                  на ШМО естественно- математического цикла

                                                  учитель биологии  Киселёва С.А.

                                                                                  март 2021г

Эпиграфом к моему выступлению я выбрала китайскую пословицу

 Я слышу - я забываю,Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". (Китайская пословица)

Слайд №1

Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования )- их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть во главу ее ставится  личностно- ориентированное обучение, а так же  направлено на формирование жизненно важных компетенций ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, способствующих более успешной интеграции и социальной адаптации

Слайд№2

Компетенции согласно ФГОС:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Слайд №3

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни: научить их быть коммуникативными, разумно активными, умеющими обращаться за помощью и принимать ее, вести ЗОЖ, быть полезными членами общества. 

Для формирования данной компетенции наиболее актуальной среди современных образовательных технологий в условиях ФГОС является технология проектной деятельности. Ее преимущество- развитие познавательной деятельности обучающихся, возможности осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний, позволяет обучающимся (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с разными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием; и одновременно в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки. Именно в проектной деятельности возможно рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для более прочного усвоения программных требований.

Слайд №4,5

Проект – временная целенаправленная деятельность на получение определенного результата.

Цель метода проектов:

Научить:

  • приобретать знания самостоятельно,
  • пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач,
  • искать пути решения проблемы, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,
  • планировать свою деятельность,
  • работать в разнообразных группах, выполняя разные социальные роли,
  • объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Слайд №6

Задачи проектной деятельности:

  • Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использоват)ь.
  • Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление).
  • Формирование позитивного отношения к работе (обучающийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Слайд №8

При работе над проектом я руководствуюсь определенным алгоритмом, который включает шесть этапов:

ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:

 Слайд №

1.Проблема.

2.Проектирование (планирование).  

3.Поиск информации.

4.Продукт работы.

5. Презентация.

6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.

Работу начинаю с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Результатом работы над проектом, является продукт, который создается участниками группы обучающихся в ходе решения поставленной проблемы. На завершающем этапе я совместно с обучающимися  готовлю презентацию продукта и защиту самого проекта. Защита проектов проходит как на уроках, так и при проведении внеклассных мероприятияй, конкурсов разного уровня.

Слайд №9

При оценке проектных работ использую следующие критерии:

           - Самостоятельность работы над проектом;

           - Актуальность и важность темы проекта;

- Полнота раскрытия темы;

- Оригинальность предложенных решений;

- Убедительность презентации, раскрытие содержания проекта;

- Артистизм и выразительность выступления;

- Использование средств наглядности.

Однако, в зависимости от вида и типа проекта они могут изменяться, меняются и этапы работы над проектом.

Какие же бывают типы проектов.

Слайд №

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает мини научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта  является публикация в школьной газете или в Интернете

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Классификация проектов по комплексности и характеру контактов.

внутриклассные;

внутришкольные;

Классификация проектов по продолжительности:

Мини-проекты;

Краткосрочные проекты;

Недельные проекты;

Долгосрочные проекты;

Но для меня, как учителя биологии, более близкими и интересными являются практические, исследовательские и творческие проекты.

Слайд №10

Практические проекты помогают осваивать обучающимся окружающую действительность, всесторонне изучать ее, способствуют умению наблюдать; создавать различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике, рассада овощных культур) или используем, например, в оформлении территории школы  (выращиваем рассаду цветов).

Исследовательские проекты формируют приемы анализа, сравнения, систематического поиска (наблюдение за распусканием почек на ветках березы на улице и в классе).

Творческие проекты использую в основном в группе с детьми с разными возможностями, так как некоторые приемы сложны для обучающихся в силу их индивидуальных возможностей, а также отсутствует проявление творческой инициативы, активности («Значение воды в природе»-урок природоведения 5 класс ФГОС).

В своей педагогической деятельности использую проекты, рассчитанные на реализацию в течение урока («мини-проект»), рассчитанные на серию уроков, внутриклассные и внутришкольные, краткосрочные и долгосрочные, проекты при организации внеклассной и внеурочную деятельности обучающихся. Важно, что при подготовке проектов обучающиеся используют дополнительную литературу, ресурсы Интернета. Эти виды работ способствуют развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащают, развивают речь, память, восприятия.  Использование проектной технологии позволяет решить одну из самых важных проблем – проблему мотивации. С помощью традиционных методик включить обучающихся в процесс познания на уроке гораздо сложнее.

Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что метод проектов довольно эффективен на уроках биологии и имеет большое значение для пробуждения и развития интереса к предмету. Ведь задача не только в том, что бы  научить, но и заинтересовать обучающихся, сделать так, что бы они увлеченно включались в образовательный процесс.  Эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда для обучающихся с УО очень значима.

Так, на уроках природоведения (5-ый класс) ребята с удовольствием выполняют различного вида мини- проекты: «Кислород и его значение», «Охрана воздуха», «Свойства воды», «Значение воды в природе».

Слайд  №11, 12, 13.  Мини-проект «Значение воды в природе», 5а класс, урок природоведения.

 Большое значение приобретают возможности реализовать дифференцированный подход к обучению и воспитанию, ориентируясь на детей с различными возможностями и  интересами. Обучающиеся с более высоким уровнем усвоения программного материла работают в парах с предложенными дидактическими материалами, а с более низким - раскрашивают  варианты иллюстраций по бережному отношению к воде, делают свои рисунки, собственные вариант проекта по замыслу.

На уроках биологии в 8 классе при изучении строения внутренних органов животных с целью более прочного усвоения названия внутренних органов и их  систем, обучающиеся работают в парах над  внутриклассным пректом «Внутренние органы млекопитающих»  , а также у доски с карточками - выкладывают последовательность отделов систем органов в соответствии с выполняемой функцией, что в конечном итоге помогает зрительно увидеть всю систему внутренних органов животного,  развивает познавательную мотивацию,  умение анализировать, сравнивать, способствует прочности усвоения учебного материала.

Слайд № 14. Урок 8б класс «Внутренние органы млекопитающих».

Для урока биологии в старших классах наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом.

Во внеклассной работе более целесообразными являются индивидуальные проекты.

 В ходе предметной недели по географии- биологии обучающимся были предложены   проекты на тему «Удивительный мир природы» по охране окружающей среды, которые они успешно выполнили совместно с родителями: «Охрана родников Подмосковья», «Чистота природы начинается с тебя», «Охрана природы Подмосковья», «Экологические проблемы Подмосковья», «Охраняемые территории Подмосковья-Лосиный остров». Защита проектов осуществлялась с предоставлением презентаций, рисунков, стихов,  мультимедийных  проектов в форме видеоролика.

Слайд № 15,16, 17.

 В ходе проведения внеклассных мероприятий в рамках предметной недели обучающиеся также готовили групповые  проекты по обсуждаемым темам и защищали их: «Путешествие по Подмосковью», «Вода- чудо природы», «Удивительная биология»- фокусы с растениями.  Обучающиеся закладывали опыты и проращивали зерна пшеницы и ржи, семена фасоли; вели за ними наблюдения. На внеклассном  мероприятии   проводили исследования по содержанию сахара и крахмала в разных образцах плодов и корнеплодов растений (морковь, яблоко, картофель), сравнивали, находили сходство и отличие, определяли наличие питательных веществ в семенах пророщенных растений. Увлеченно и с большим удовольствием готовили микропрепараты кожицы лука и рассматривали их под микроскопом. Важно, что осуществлялось совместное планирование деятельности педагога с обучающимися, сотрудничество между учителем и  обучающимися.

Слайд № 18,19,20. Неделя биологии.

При организации проектной деятельности в качестве приоритетной остается  коллективная деятельность. Коллективная деятельность направлена на социализацию личности, что очень важно для ребенка с нарушением интеллекта -  научиться общению. Этому способствует участие обучающихся нашей школы  в региональных и областных конкурсах по теме «Детские экологические и природоохранные проекты».

Слайд № 21, 22. Экоплакат.

Так, в областном конкурсе экоплакатов «Экология Подмосковья» мы подготовили проект по охраняемым территориям Подмосковья и  заняли призовое место.  Козюк Александр-обучающийся 8б класса, участник проекта был награжден Грамотой победителя «Экоподмосковье -2020» и памятным призом.

Слайд № 23, 24. Плакаты, подготовка плакатов к конкурсу.

В подготовку долгосрочного коллективного проекта по теме «Семья и окружающая среда» включились  обучающиеся 6а класса совместно с классным руководителем. Это областной конкурс семейных фотоплакатов. В сбор и подготовку материалов, фоторабот были вовлечены не только обучающиеся класса, но и их родители. А оформление фотоплаката осуществлялось при коллективной деятельности обучающихся всего класса.

Мы не победили, но главное мы получили результат, значимый для всего образовательно-воспитательного процесса: для меня, как учителя - эффективное взаимодействие с родителями учеников; понимание мотивов обучающихся; оценка творческого потенциала семьи; для обучающихся- развитие собственного творческого потенциала; новые формы общения с родителями; для родителей- интерес к школьной жизни детей; сотрудничесво в рамках родительского сообщества.

Слайд № 25

В марте текущего учебного года обучающиеся 6а класса Федорова Ульяна и Гогунская Анастасия включились в подготовку проектов для участия в областном  конкурсе «Сохраним лес от пожаров». Работая над проектом обучающиеся в очередной раз укрепят и расширят свои знания о необходимости соблюдения правил пожарной безопасности в лесу, о вреде лесных пожаров и источниках возгорания в лесу, проявят творческие способности.  

Эта работа учит не только взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей, но и развивает у детей и родителей понимание важности заботы об окружающей среде, воспитывает у детей бережное отношение к природе, развивает их творческие способности. А у детей всегда присутствует гордость за разработанный и изготовленный продукт труда, что придает уверенности в себе,  важно для их социализации.

Слайд № 25,26,27, 28, 29

Еще один вид долгосрочных проектов в которых мы участвуем с обучающимися –это проекты по озеленению школьной территории и выращиванию рассады овощных культур Это практические проекты, в которых с удовольствием принимают участие обучающиеся всех классов.

Так, был разработан педагогический проект «Цветочная рассада- наш подарок школе». Его участники- обучающиеся 8-9 классов, его длительность  апрель- октябрь месяц.

Цель проекта: обучение обучающихся приемам выращивания рассады цветов, умение отобрать их виды для оформления цветочных клумб, чтобы в будущем использовать полученные знания в решении жизненных проблем

Задачи проекта для учителя:

  1. Формировать навык поиска информации (самостоятельно, совместно с взрослыми);
  2. Развивать навыки проектной деятельности: самостоятельность, умение планировать, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять знания на практике;
  3. Развивать коммуникативные навыки при работе в классе, в группе;
  4. Организовать социально значимую деятельность обучающихся, как «доброе дело» для школы;
  5. Эстетическое и нравственное воспитание.

В этом проекте расписаны все этапы работы обучающихся совместно с учителем, его конечный результат.

Этапы проекта:

 1. Подготовительный этап

 2. Практический этап

3. Заключительный этап

 Конечным продуктом было эстетическое оформление территории образовательного учреждения (цветочные клумбы)

Слайд №30.  Цветочная клумба

Реализация таких  проектов проходит в несколько этапов: зима – проектирование своей клумбы (дизайн),  приобретение семян цветочных и овощных культур; весна – обработка почвы и посев семян; лето – уход за посадками; осень – участие в сборе семян и очистка клумб. Это  помогает  воспитывать эстетические навыки, любовь к природе, формировать навыки общественно-полезной деятельности ( готовить почву под посадку семян цветочно-декоративных культур, подготавливать семена к посадке, высаживать, ухаживать за рассадой цветов). Все это в конечном итоге способствовует социализации, эстетическому и нравственному воспитанию обучающихся, переходу от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций.

Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу обучающихся.

 

 

 

Защита проектов проходит на уроках. Также учащиеся представляют свои проекты во внеклассных мероприятиях, участвуют в различных конференциях. Так в 2018г. учащиеся 7 класса Кураксина Н. и Иванова К. участвовали в 1 Областной ученической конференции «Я познаю мир», где представляли свой творческий проект «Размножение узамбарской фиалки».

совместное планирование деятельности учителем и обучающимися

ПРОБЛЕМЫ Он должен уметь увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов.   предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, умеет поддерживать эмоциональный настрой.

Проблемами учеников являются:

  • высокая утомляемость;
  • нарушение высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  • ограниченный круг общения.

Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом. Реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочное время. Позволяет

активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер; Результат использования метода проектов на уроках биологии показал значительное повышение интереса обучающихся к предмету. Школьники всех возрастных групп с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность.

6а кл- , гордость за разработанное и изготовленное изделие

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников. Работая над проектом, дети учатся взаимодействовать в команде, ответственно относиться к выполнению своей части работы, оценивать результаты своего труда и труда товарищей

Однако эмоциональное удовлетворение, осознанная значимость и необходимость своего труда у наших школьников ни с чем не сравнимы.

основано на активной деятельности учащихся в тесном сотрудничестве с учителем и создается благодаря

сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом; созданию благоприятных условий для обучения, что является основой для развития творческой деятельности учащихся; дифференцированный и индивидуальный, подход в обучении; использованию методов, активизирующих учебный процесс.

дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.

Озеленение территории:

Реализация проекта проходит в несколько этапов: зима – проектирование своей клумбы (дизайн), приобретение семян; весна – обработка почвы и посев семян; лето – уход за посадками; осень – участие в районном конкурсе «Зелёное ожерелье школы» и сельском Празднике цветов, а также сбор семян и очистка клумбы. Воспитать красивую л

КОНЦОВКА  Говоря о методе проектов как средстве формирования жизненно важных компетентностей, можно выделить 3 аспекта:

  1. формирование компетенций в процессе групповой работы;
  2. психологический аспект формирования компетенций (самореализованность, успешность как предпосылки коммуникативной компетенции);

формирование компетенций как следствие расш

коммуникативные умения и навыки

Формы работы над проектом Для урока биологии наиболее оптимальна групповая форма работы над проектом. Реализация индивидуальных проектов целесообразнее во внеурочное время.

Организация проектной деятельности в такой школе ориентирована на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и в качестве приоритетной выделяется коллективная деятельность. Коллективная деятельность в условиях коррекционных школ VIII вида направлена на социализацию личности, т.к. чрезвычайно важно ребенку с нарушением интеллекта научится общению и общаться

дает положительный результат, т.к. позволяет более полно учитывать психофизические и возрастные особенности учащихся и дифференцированно проводить коррекционную работу с каждым ребенком: развивать мыслительные операции (умение анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую информацию), речь (устную и письменную), память, восприятие, эмоционально-волевую сферу и.т.д.



Предварительный просмотр:

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №7,

 осуществляющая деятельность по адаптированным основным

образовательным программам»

Работа над проектами на уроках и во внеклассной работе.

 К выступлению на ШМО  «Метод проектов как образовательная технология  от совокупности умений к формированию  жизненных и социальных компетенций»

                                                                           Подготовила и провела учитель биологии

                                                                                                                   Киселёва С.А.

     

                                           г. Сергиев Посад, 2021г

Урок природоведения 5 класс «Значение воды в природе»

C:\Users\Светлана\Downloads\PHOTO-2021-03-19-14-49-18 (3).jpg

C:\Users\Светлана\Downloads\PHOTO-2021-03-19-14-49-18.jpgC:\Users\Светлана\Downloads\PHOTO-2021-03-19-14-49-18 (1).jpgC:\Users\Светлана\Downloads\PHOTO-2021-03-19-14-49-45.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на МО учителей естественно - математического цикла

системно - деятельностный подход на уроках математики ...

Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...

Формирование жизненных и социальных компетенции.

Формирование жизненных и социальных компетенции у воспитанников СРЦН...