Выступление на МО учителей естественно - математического цикла
материал по алгебре (5 класс) на тему

Москалькова Ольга Алексеевна

системно - деятельностный подход на уроках математики  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл выступление на МО260.12 КБ

Предварительный просмотр:

         

           

  Мастер- класс по теме:

«Системно-деятельностный подход на уроках математики»

Подготовила и провела

учитель математики:

Москалькова О.А.

п. Мирный

2018 г


Цель мастер-класса: повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного подхода на уроках математики.

     Задачи:

-познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми   установками;

-раскрыть содержание мастер-класса посредством показа урока;

-показать практическую значимость использования  методов  и форм  системно-деятельностного подхода на уроках  математики;

- создать условия для повышения профессиональной компетентности учителей.

           Практическая значимость: предлагаемые приёмы работ  можно применять на уроках всем педагогам.

Планируемые результаты мастер – класса:

Метапредметные

Регулятивные УУД:

Участвовать в постановке проблемы мастер – класса;

Принимать и сохранять учебную задачу;

Умение осуществлять действие по заданному алгоритму;

Умение контролировать свою деятельность.

Познавательные УУД:

Установление причинно – следственных связей;

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

Уметь пользоваться педагогической терминологией;

Участвовать в диалоге; приходить к общему решению;

Участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого этикета.

Личностные УУД:

Осознавать необходимость в работе над данной темой;

Проявлять самостоятельность в разных видах деятельности;

Дипломатично выражать своё мнение.

Методы: методы организации учебной деятельности (словесные, наглядные, практическая и самостоятельная работа); методы стимулирования и мотивации обучения ( метод формирования интереса); методы контроля и самоконтроля (практическая работа, групповое задание, самооценка);

Оборудование  занятия:

- раздаточный материал.

     Форма проведения мастер – класса: интегрированное занятие (лекционно-практическое)..

     

Ход мастер- класса

Добрый день, уважаемые коллеги! Как  известно, задача школы на современном этапе - не дать объем знаний, а научить учиться.

Современный урок - это урок, где учитель использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, где присутствуют самостоятельный поиск учащихся, их исследования, различная творческая работа.

На своих уроках каждый из нас применяет различные технологии обучения, и замечаем, говоря словами Джона Дьюи  «Обучиться чему-то можно только делая это».

Свой мастер-класс я хотела бы начать такими словами :(слайд 5)

                                               "Посредственный учитель излагает.

                                                 Хороший учитель   объясняет.

                                                 Выдающийся учитель показывает.

                                                 Великий учитель вдохновляет".    

                                                                                                    Уильям Уорд

Девиз  мастер-класса  «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». (слайд 6) Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня ?  Определим тему мастер-класса.

Итак, тема нашего мастер-класса -«Системно-деятельностный подход на уроках математики».

А сейчас попробуем сформулировать задачи  мастер-класса.(слайд 7)

Продолжите фразы:

У-узнать…

Р-развить…

О-обобщить…

К-конкретизировать, корректировать…

Для чего нам нужна эта тема? Каким образом будем добиваться целей урока?

На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы?

Сегодня мы попробуем найти ответы на все ваши вопросы.

Естественно, возникает вопрос: что такое системно-деятельностный подход?

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход.  Назовите три слова входящие в состав этого понятия. Система – деятельность – подход.(слайд 8)

•  Система - множество элементов, находящихся в отношениях и   связях друг с другом, которое образует     определённую целостность, единство.

•   Деятельность - человеческая форма активного отношения к  окружающему миру.

•   Подход  - совокупность приёмов и  способов в воздействии на кого (что) либо или в изучении чего-либо для  получения определенного результата

Системно - деятельностный подход - это содержание учебного процесса, в  котором главное место отводится  активной и разносторонней,  в  максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

   Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность обучающихся.

Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Перед учителем встает вопрос: Какими средствами реализовать системно-деятельностный подход.

Эпиграфом к современному обучению может служить стихотворения

          Н .Рыленкова «Урок как дорога в будущее»

Пока идёшь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты не попал,

И по какой распутице

Дорога та, что сам искал

Вовек не позабудется.

На примере данного стихотворения  можно сопоставить традиционный и современный урок.(слайд 10)

   Для построения урока в рамках ФГОС  важно понять, какой должна быть структура  любого типа урока. Рассмотрим её в сравнении со структурой урока по традиционному обучению.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком  по ряду элементов:

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме деятельностного подхода

Формулирование  темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Постановка целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и  индивидуальная форма организации деятельности)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу на уроке

Учащиеся участвуют в  оценке деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:  (слайд 11)

- учитель создает проблемную ситуацию;

- ученик принимает проблемную ситуацию;

- вместе выявляют проблему;

- учитель управляет поисковой деятельностью;

- ученик осуществляет самостоятельный поиск;

- обсуждение результатов.

Ключевыми позициями современного урока являются то, что:

                Ученик на уроке – учится сам, учит других.

                Учитель на уроке – «дирижер», создающий

                условия для развития учащихся.

 «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой

Для того, чтобы вовлечь ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, необходимо мотивировать его. Один из способов  развития познавательной мотивации – это создание проблемной ситуации на уроке.

Создать проблемную ситуацию значит ввести противоречие, столкновение  с которым вызывает у детей  эмоциональную реакцию удивления или  затруднения.

Развернутый ответ на вопрос «Как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы?» дает проблемно-диалогическая технология. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий

Поставить учебную проблему значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока.

 Основными методами постановки учебной проблемы являются…

 1 метод -    Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, поскольку требует последовательного осуществления четырех педагогических действий:

1.создания проблемной ситуации;

2.побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации:

3.побуждения к формулированию учебной проблемы;

4.принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Давайте попробуем  проследить этапы проблемного диалога на примере.

Демонстрация пар  чисел (+5, -5; +31,-31) (слайд 12)

В: Что это? Что  у них общего?  (предъявление первого факта) Где вы можете их видеть?

Д: Это пары чисел. На координатной прямой.

В: Какого они знака?  (предъявление 2-го факта)

Д:  Плюс и минус. (возникновение  проблемной ситуации)

В: Что  интересного заметили? (побуждение к осознанию  противоречия)

Д: Все  это числа, но знак у них разный (осознание противоречия)

В: Какой возникает вопрос? (побуждение к формулированию проблемы)

Д: Почему они разные ? (учебная проблема как вопрос

Второй путь к учебной проблеме заключается ... А хотите сами догадаться, в чем его суть? Тогда начнем с примера. (слайд 13)

        

Спишите с доски числа

4,9,18,21,7,25,36,81,2,5,11,17

Подчеркните те, которые можно представить в виде множителей.

Все ли числа можно представить в виде множителей?

Как вы думаете, как называются числа, которые составлены из множителей?

Как можно назвать все остальные числа?

Значит, какая сегодня тема урока?

Записывают числа

Подчеркивают числа.

Нет.

Составные.

Простые.

Простые и составные числа.

  Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель работал методом диалога. Вот только каким был диалог? Таким же, как в предыдущем случае? Побуждающим? Нет. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

      В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

ПРИМЕНЯЕМ МОТИВИРУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тогда подведем к теме урока от пройденного материала. А если начинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учителю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный традиционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока. Второй приём актуальность состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого

  (Приём «Актуальность» с элементами «яркого пятна») (слайд 14)

– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик будет проезжать.

«Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком» (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.»

Важной задачей современной системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путем сознательной, активной деятельности учащихся.

Становится ясно, что ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. Необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе.

В технологии деятельностного подхода различают такие уроки :

-урок «открытия нового знания»

-урок рефлексии

-урок развивающего контроля

-урок общей дидактической направленности. (слайд 15)

  Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид: (слайд 13)

Мотивирование учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”);
3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).

На этом этапе происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального “Я” с образом “Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для  выполнения задания.

Построение проекта выхода из затруднения.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для выполнения задания, вызвавшего затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) осваивают упражнения на новое правило с проговариванием алгоритма  выполнения  вслух.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог урока)

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется успешность.

Цель этапа для учителя: Подвести итог проведённого мастер класса.

Цель для слушателей: Оценка и осмысление своей деятельности на мастер классе.

Методика «Незаконченные предложения»

Мы с вами   в рамках мастер-класса  проработали только один этап реализации системно-деятельностного метода. А сейчас я попрошу оценить значимость этого мастер-класса непосредственно для вас.(слайд 25)

- Моя цель прихода на мастер-класс…

- Я взяла полезного для себя ………..

- Мне хочется отметить………

- Я считаю, что нам удалось………

-В ходе сегодняшнего занятия мне показалось важным  нужным……интересным…….

Итак, современный урок требует от учителя более глубокого продумывания содержания урока. При  подборе материала необходимо останавливаться на продуктивных (творческих) заданиях или проблемных ситуациях, вопросах.

Ученик, выполняя такое задание, осуществляет умственное усилие по проектированию способов действия.  Именно в этом случае происходит развитие личности.

Именно это является одной из основных задач современного урока.

Свое выступление мне хочется закончить притчей.  (слайд 26)                                                       

Жил – был мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу».  Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО для учителей естественно-математического цикла на тему: "Химический диктант как метод контроля знаний учащихся"

Одним из методических приёмов обеспечивающих успешное усвоение основ химии, является химический диктант.Цель проверочных диктантов – помочь преподавателю сократить время на проверку знаний больш...

Выступление на заседании учителей естественно-математического цикла «Метод проектов как условие развития творческой личности»

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине....

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему:"Пути и способы совершенствования педагогического мастерства учителя, как необходимое условие для перехода на Новые стандарты."

Реализация ФГОС образования обучающихся с УО(ИН) выдвигает на первый план ориентацию на формирование жизненных и социальных компетенций обучающихся, на их подготовку к самостоятельной жизни, де...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: "Метод проектов как образовательная технология ФГОС: от совокупности умений к формированию жизненных и социальных компетенций"

Особенность ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов общего образования ) - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика, то есть ...

Выступление на ШМО учителей естественно-математического цикла на тему: «Применение активных методов обучения на уроках биологии»

Активные методы обучения – это методы, которые побуждают  учащихся к активной мыслительной деятельности в процессе обучения. Активное обучение предполагает использование методов, которые на...