"В гости к поморам"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Веремеева Наталья Александровна

В данном вложении представлены технологические карты приготовления пирога, киселя и и их рецептура + презентация к уроку + схема конспекта

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon v_gosti_k_pomoram.pdf2.29 МБ
Файл v_gosti_k_pomoram.pptx1.92 МБ
Файл konspekt_uroka_v_gosti_k_pomoram.docx31 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Нигде на свете нет другой такой земли. Недаром это место выбрали поморы». В гости к поморам Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №23» Веремеева Н.А., учитель технологии. Капустина В.Б., учитель биологии

Слайд 2

К то такие поморы? Поморы - это небольшая по численности группа русского населения, проживающая по берегам Белого моря. Возникновение термина «поморы» тесно связано с рыбными промыслами . Письменные источники второй половины XVIII и XIX веков говорят о том, что поморами называли жителей Поморского берега от Онеги до Кеми включительно, некоторых сел Карельского берега и части сел Летнего и Зимнего берегов

Слайд 3

Быт поморов Поморы всем известны, как «покорители морей», искусные судостроители, удачливые промысловики . «Наше поле – море» - так говорили о себе поморы. Другими занятиями поморов были: зверобойный промысел, пивоварение, добыча соли . Поморы также владели и гончарным делом, осваивали декоративно-прикладное искусство(глиняные игрушки, резьба по кости , роспись по дереву ).

Слайд 4

Культура и традиции поморов Культура Поморья своеобразна и самобытна Поморы очень внимательно относились к местам ловли рыбы. Ставили крест на добычу. Проходящий мимо обязательно молился. Любого прохожего встречали и кормили до отвала. Угостить случайного человека - благо, это было не только проявлением гостеприимства, но и заклинанием удачи, достатка. Специальные обряды были посвящены уходу охотников на опасный зверобойный промысел. В церкви заказывали молебен "за здравие", пекли и давали с собой специальную пищу "ужну" и " тещник ". Воспоминания о зверобойном промысле сохранились в колыбельных: котику за баюканье младенца обещают "белого белечка на шапочку, кунжуевое яичко на игрушечку". Кунжуем называли морского зверя, а белечком детеныша тюленя.

Слайд 5

Культура питания Еда, которой питались поморы, была так же связана с обычаями местных жителей. Никто лучше поморов на Руси не разбирался в рыбе, ловить рыбу можно было круглый год. Отсюда и поморская поговорка: »Безрыбье хуже бесхлебья» Всегда было уважительное отношение к хлебу, так как своего зерна здесь собирали крайне мало.

Слайд 6

Поморская кухня совершенно уникальна. Она практически не испытала никаких чужеродных влияний, поскольку эти земли ни разу никто не завоевывал. Примечательно также, что на севере России не было крепостного права, а значит поморы придумывали и готовили блюда исключительно для себя, делая акцент на их полезности и энергетической ценности.

Слайд 7

Может огурчиков с мёдом? Из овощных культур в Поморье были распространены репа, морковь, свекла, капуста. Овощи тушили с маслом (в скоромные дни) и без масла ( в постные). Огурцы солили на зиму, а летом ели их с мёдом, как лакомство. Ещё один деликатес, который ныне оценили по достоинству во всём мире- кедровые орехи.

Слайд 8

Поморская кухня Поморская кухня строилась вокруг рыбы, так же как и вокруг рыбного промысла строилась вся поморская жизнь. « Трескоеды » - так сами поморы называли себя. Поморы переняли финский обычай соединять в одном блюде рыбу с молоком. Из «основной» русской кухни поморы взяли запекание и томление в печи.

Слайд 9

Интересен также поморский кёж - горячий ягодный кисель. Когда-то его варили с ржаными высевками, заменив их позднее небольшим добавлением крахмала. Рецептов кёжа сохранилось видимо- невидимо. Для борьбы с цингой, опасным спутником суровых северных зим, поморы придумали воложи - ягодные соусы- морошковые, шиповниковые, брусничные. Попробуйте воложи или кеж

Слайд 10

Волож - соус, в котором еду тушили, запекали, или поливали им перед подачей . Воложей — великое множество. В первую очередь, молочные , сметанные и масляные. Ягодные — из брусники, клюквы, черники, морошки, менее известных северных ягод — костяники, княженики, вороники. В городах воложи были еще более разнообразными и порой весьма экзотичными. Богатые архангелогородцы еще триста-четыреста лет назад готовили воложи , к примеру, из лимонов, с обилием специй.

Слайд 11

На основе пахты ( подинье – как называли ее поморы) делались шаньги — сдобные пирожки, начинка у которых была не внутри, а сверху, как у ватрушки. Основным зерном для шанег и хлеба была, конечно, рожь. Из ржаной муки пекли и главное поморское лакомство — « козули ». Это ржаные пряники в форме птиц и животных, совсем не обязательно именно коз .

Слайд 12

Приятного аппетита! Запивали козули и вяленицы кёжем — ягодным отваром со специями и медом, загущенным ржаной мукой. Получалось что-то среднее между сбитнем и негустым киселем. Также поморы готовили ягодные морсы, которые могли быть морошковыми, брусничными, шиповниковыми, смородинными. Часто к блюдам подают плошку, наполненную ягодами мочёными.



Предварительный просмотр:

Схема конспекта урока.

Веремеева Наталья Александровна, учитель технологии

Капустина Валентина Борисовна, учитель биологии

Предмет: технология, биология

Класс: 5 класс

Тема урока: «В гости к поморам»

Цель:

  1. Познакомить учащихся с историей нашего края, традициями северной кухни.
  2. Научить готовить северные блюда: пирог "Кудрявый" и поморский кёж (горячий ягодный кисель).

Задачи:

  1. Формирование знаний учащихся о северной кухне и бережного отношения к традициям наших предков.
  2. Формирование умений и навыков приготовления блюд северной кухни.
  3. Развитие понимания важности соблюдения санитарно–гигиенических норм при приготовлении пищи.
  4. Воспитание экономного использования продуктов и самостоятельности в работе.

Тип урока: комбинированный

Метод преподавания: объяснительно–побуждающий

Метод обучения: эвристическое обучение

Метод учения: пропедевтический, поисковый.

Оснащение урока:

  • Раздаточный материал
  • Инструкционные карты
  • Технологические карты(схемы)
  • Компьютер
  • Мультимедиа проектор
  • Интерактивная доска

Формы работы на уроке:

Фронтальная, групповая и индивидуальная при изучении нового материала; индивидуальная работа, работа в парах и группах при выполнении практического задания.

Наглядные пособия: электронный дидактический материал: презентации: «В гости к поморам», фотографии блюд.

Оборудования, инструменты и принадлежности:

Духовой шкаф, посуда и инвентарь для приготовления блюд из яиц и подачи их на стол, продукты для приготовления северного пирога, киселя и подачи их на стол, тетрадь творческих работ, компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска

Ход урока:

Этапы работы

Содержание этапа

Оценка эксперта

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Цепочка вопросов

Постановка цели:

  1. Приветствие
  2. Проверка готовности учащихся к уроку
  3. Здравствуйте, девочки.

Сегодня мы с вами проводим урок в нетрадиционной форме. Это будет кулинарное путешествие к истокам традиций наших предков.

Ребята, назовите область, в которой мы живём.

Как можно назвать наш край по-другому?

На берегу, какого моря мы живём?

Как называют иначе местных жителей?

Тема нашего урока.

Поставим цель нашего занятия

Учащиеся по желанию отвечают на вопросы

Ответы учащихся: Архангельская.

Район Крайнего Севера, Поморье.

Белого.

Поморы

В гости к поморам.

Познакомиться с историей и традициями северной кухни.

Научиться готовить северные блюда.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу

  1. Проверка домашнего задания.

  1. Поделитесь секретами приготовления и хранения салатов.
  2. Чем полезнее заправить салат – растительным маслом или майонезом?

Работа в группе:

Учащиеся сравнивают рецепты салатов из овощей, определяют самый полезный, самый оригинальный.

Работа в группе

Ответы учащихся

Объяснение нового учебного материала

Мы начнём с просмотра презентации "В гости к поморам".

Сегодня на уроке мы готовим горячий ягодный кисель.

На столах у вас карточки "Общие правила варки киселей".

Что такое кисель?

Чем полезен кисель?

Для борьбы, с каким заболеванием придумали поморы кисель?

Как называли кисель поморы?

Из чего делают крахмал?

Почему крахмал следует разводить в холодной кипячёной воде?

Проводим эксперимент:

Берём 2 стакана с горячей водой.

Проанализируем результаты:

В каком стакане меньше комков?

Из каких продуктов готовят кисель?

Чем полезна клюква? Брусника?

"Мозговой штурм"

Проблема: В августе - сентябре мы, северяне, заготавливаем клюкву, бруснику, чтобы круглый год были витамины на нашем столе, чтобы зимой поменьше болеть.

Задание: Как сохранить ягоды в течение длительного времени? Как предотвратить их почву?

Внимательно смотреть и слушать.

Ознакомьтесь с ними.

Ученики приготовили сообщение на тему:

"Что такое кисель?"

Ответы учащихся:

Напиток, сладкое блюдо, которое готовиться из ягод с добавлением крахмала.

Обеспечивает организм жизненно важными веществами (витаминами), несет в себе все полезные свойства ягод.

 Цинга

Кёж

Сообщение о крахмале.

См. "Общие правила варки киселей".

Один ученик всыпает в стакан сухой крахмал.

Второй ученик вводит крахмал, разведённый в холодной воде, в стакан с горячей водой.

Вывод: Чтобы кисель был однородным, разведённый крахмал в холодной воде надо вливать в кипящий сироп.

Ягоды, крахмал, сахарный песок.

Сообщение о клюкве.

Эти ягоды богаты витамином С.

Учащиеся продумывают возможные варианты:

1.Заморозить (в морозильной камере или на балконе зимой).

2. Залить холодной водой(мочёная брусника, клюква).

3. Толчёная брусника, клюква.

4. Сварить варенье.

5. Раньше хранили в деревянных коробах, корзинах или деревянной посуде.

Подготовка к практической работе

1. Показ на экране северных блюд, которые будем готовить.

2. Требования, предъявляемые к качествусладких блюд из ягод и пирогов с ягодной начинкой.

3. Рассказ учителя.

Знакомятся с интересными названиями северных блюд.

Учитель проводит инструктаж по охране труда при приготовлении блюд.

Показывает приёмы работы:

1.Погасить соду разведённым уксусом.

2. Проверить качество яиц путём погружения в солёную воду.

3. Натереть из теста кудри на крупной тёрке.

4. Размять толкушкой (деревянный пестик)) клюкву.

5. Отвар процедить через частое сито.

6. Часть отвара отлить в стакан, остудить и развести в нем крахмал.

Сервировка стола (меню, кисель, пирог)

Подготовка к защите своей работы.

Бригады знакомятся с технологическими картами.

Учащиеся в спецодежде вымыли руки и приготовились к выполнению самостоятельной практической работы.

Первая бригада делится на 2 группы и готовит кисель двумя способами.

1-я группа по технологической карте №1

2-я группа по технологической карте №2

Вторая бригада готовит по технологической карте пирог "Кудрявый".

Каждая группа сервирует свой стол.

Учащиеся дегустируют приготовленные блюда с оценкой качества приготовления и подачи на стол.

Самооценка выполненной работы по карточке. (Пять критериев оценки - пятибалльная система).

Закрепление учебного материала.

Отгадать загадку:

Я красна и кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка кто со мной знаком.

Сегодня на уроке мы научились готовить полезный кисель и вкусный северный пирог. И в ближайшие выходные вы можете порадовать родных своими кулинарными способностями.

"Нормальная и полезная еда, это еда с аппетитом, еда с удовольствием", - говорил великий русский учёный физиолог И.П. Павлов. Давайте чаще дарить радость своим родным и близким, готовить полезные блюда северной кухни.

Успехов вам на этом поприще.

 Клюква

Учащиеся в выходные закрепляют умения и навыки по приготовлению северных блюд для своих родных и близких.

Домашнее задание

  1. Повторить записи в  тетради творческих работ
  2. Приготовить в выходные северные блюда.
  3. Принести продукты.

приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Карельское поморье"

К огромному сожалению, мне пришлось удалить  поморские народные песни,так как вес работы был более 3МБ...

физики в истории Поморья

Вопросы к викторине по физике и презентация....

Сценарий выступления "Наше поморье"

Выступление фольклорной группы "Поморяночки" расширяет знания детей о Поморье. Дети могут участвовать в поморских играх и хороводах....

"В гости к поморам"

Бинарный урок (технология (обслуживающий труд) + биология "В гости к поморам". В методической разработке представлен конспект урока, презентация, приложения....

"В гости к поморам"

Бинарный урок (технология (обслуживающий труд) + биология "В гости к поморам". В методической разработке представлен конспект урока, презентация, приложения....

В гости к поморам

презентация к бинарному уроку (технология + биология)  "В гости к поморам" о жизни, традициях помор...

"В гости к поморам"

Бинарный урок учителя биологии и технологии по теме "В гости к поморам". Вметодической разработке представлены: схема конспекта урока, презентация к уроку, приложения (технологические карты ...