Интегрированный урок «Биология и основы растениеводства и животноводства»
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Сердюкова Екатерина Викторовна

Интегрированный урок с широким использованием межпредметных связей биологии, геграфии,  направленый на формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1.docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «БОЛЬШЕЕЛАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Тема  интегрированного урока: «Биология и основы растениеводства и животноводства»

 Учитель биологии, химии:         Сердюкова Екатерина Викторовна

.

Иркутска, 2021 г.

Тема урока: «Биология и основы растениеводства и животноводства»

Тип урока: комбинированный

Цель: 

Образовательная: формирование у учащихся устойчивых знаний о земледелии и животноводстве в России как основном компоненте АПК. Изучить зональную специализацию и особенности растениеводства и животноводства России, анализируя статистические данные и карты.

Обучающая: способствовать формированию у учащихся навыков работы с понятиями, статистическими данными, картами, таблицами.

Воспитательная: Приобщать школьников к национальным ценностям – земле, воспитывать уважение к труду.

Оборудование: Компьютерная презентация, гербарий сельскохозяйственных растений, муляжи овощей и фруктов, картины пород животных

Ход занятия

Содержание

Деятельность учащихся и учителя

  1. Организационный момент
  • Приветствие
  • Организация рабочего места
  • Контроль посещаемости
  • Объяснение хода и последовательности проведения занятия.

Учитель: беседа

Ученик: Запись темы урока

  1. Актуализация

(заслушивается фрагмент песни о сельском хозяйстве)

Скажите, о чем вы сейчас прослушали песню?

Как вы считаете, какова цель нашего урока?

Учитель: актуальность прослушивание песни о сельском хозяйстве, рассказ, беседа, демонстрация

Ученик: ответы на вопросы

3. Объяснение нового материала

Агропромыитенный комплекс (АПК) - это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства, участвующих в производстве, переработке сельскохозяйственной продукции и доведении ее до потребителя.

Главная задача АПК - обеспечить население страны продовольствием.

Основой АПК является сельское хозяйство, но оно одно не может справиться со столь важной задачей. Сельскому хозяйству необходима техника (комбайны, тракторы, картофелекопалки и т. д.), удобрения, ядохимикаты, новые сорта растений и лучшие породы скота, комбикорма и т. д.

АПК состоит из 3 звеньев (стадий производства).

Отрасли АПК: сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, пищевая промышленность, рыболовство, овцеводство, виноградарство, мелиорация, полеводство, пчеловодство, торговля, сахарная промышленность:

1 звено - сельскохозяйственное машиностроение, основная химия, селекция, мелиорация

2 звено рыболовство, овцеводство, виноградарство, полеводство, пчеловодство.

3 звено - торговля, сахарная промышленность, пищевая промышленность.

Основу АПК составляет сельское хозяйство, которое состоит из растениеводства (земледелия) и животноводства.

Отличительные особенности сельского хозяйства:

Оно зависит от природных условий.

Производство сельскохозяйственной продукции сезонно.

Земля является одновременно средством труда и предметом труда.

Сельскохозяйственное предприятие, как правило, занимает большую площадь.

- Растениеводство производит 55% от стоимости всей сельскохозяйственной

продукции, а животноводство - 45%. Но в развитых странах преобладает продукция животноводства, которая считается более ценной.

Учащиеся заслушивают сообщение об отраслях животноводства, их географии, проблемах животноводства и кратко записывают в тетрадь план, тезисы сообщения.

Животноводство

Животноводство представлено скотоводством, свиноводством, овцеводством, птицеводством, коневодством, пчеловодством.

Животноводство основывалось на пастбищном откорме летом, и сенном откорме зимой. На сенокосах летом заготавливали сено на зиму.

Скотоводство

Скотоводство (разведение крупного рогатого скота) имеет самую большую численность поголовья и дает самый большой объем продукции. Поголовье крупного рогатого скота в России сократилось почти в 2 раза. Скотоводство имеет два направления - молочное и мясное. Для молочного скота нужны сочные травы, силос, сено и комбикорма. Молочное скотоводство распространено в лесной зоне.

Мясной скот разводят на засушливых пастбищах в степной и сухостепной зонах. В степи на корм скоту идут зерно и отходы, получаемые при производстве масла (жмых, шрот) и сахара (патока, жом).

Свиноводство

Свиней в России держат почти во всех регионов, кроме районов, где живут мусульмане, не употребляющие свинину.

Поголовье свинец сократилось вдвое и составило около 17 млн.

В начале XIX века на земле Войска Донского (Ростовская область) свиней ранней весной отгоняли в лес и оставляли без присмотра до осени. Свиньи питались травой, желудями, кореньями, мелкими животными. Когда начинались заморозки, хозяева отлавливали своих свиней и забирали домой. Желуди считались хорошим кормом, поэтому и свиней старались разводить там, где росли дубы.

Сейчас свиньи живут в хлевах и держат там, где есть картофель, кукуруза, отходы пищевой промышленности.

Больше всего свиней разводят на Нижнем Дону, в Поволжье и Центральном Черноземье. Кроме растительной пищи свиньям нужны животные белки. В первом русском наставлении по выращиванию свиней говорилось, что «лошадиное мясо, употребленное для откармливания свиней, делает жир их вкусным и несколько твердоватым. Десять одногодовалых свиней осенью по четыре лошади в неделю съедали и в шесть недель сделались тучными». Сейчас для подкормки свиней используют рыбу, отходы мясокомбинатов.

Овцеводство

Овцы весь год пасутся на подножном корму. Их разводят в полупустых и горных районах на полыни, злаках, солянках. Овцы неприхотливы, едят низкую и сухую траву. Когда овцы съедают на пастбище всю траву, их перегоняют на другое. Такой способ хозяйства называется отгонным скотоводством. За год стадо может проходить до 300 км. Весной стада гонят на равнинах на север, из предгорий в горы, а осенью, наоборот.

В России разводили грубошерстных овец (романовская порода). Из их шерсти делали валенки, ткали ковры, из шкур шили тулупы.

На юге разводят тонкорунных овец, от которых получают высококачественную шерсть.

Учитель: рассказ, запись на доске.

Ученик: запись схемы структуры АПК в тетрадь, нанесение на карты  основные районы выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства

  1. Закрепление

Тест  «Проверь себя»

1.        Распределите сельскохозяйственные культуры по мере увеличения их доли в посевных площадях (от меньшего к большему)

а) зерновые

б) кормовые

в) технические

г) овощи и картофель

2.        К техническим культурам относятся

а) чечевица

б) лён и сахарная свёкла

в) лён, сахарная свёкла и рожь

3.        Расположите отрасли животноводства по мере уменьшения их доли в производстве мяса (от большего к меньшему)

а) оленеводство

б) овцеводство

в) скотоводство

г) свиноводство

4.        Рожь, лён и картофель выращивают в основном

а) в чернозёмной зоне

б) в нечернозёмной зоне

5.        К зерновым культурам относятся

а) соя

б) пшеница и лён

в) пшеница, овёс, кукуруза

Учитель: демонстрация теста на сайдак презентации. Обсуждение выполненного задания. Комментарии по поводу оценок

Ученик: ответы на  тест

  1. Рефлексия

Ребята перед вами листочки с вопросами, прошу вас  отметить, насколько хорошо вы усвоили новый материал:

1. Усвоил полностью

2.В основном усвоил, но требуется ещё разобрать дома

3. Не понял тему

Учитель: рассказ

Ученик: отвечают в листках с вопросами

  1. Домашнее задание

Начертите схему сельхозугодий нашего района в процентном соотношении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Обобщить  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследственности.  Законом...

Интегрированный урок биологии и математики по теме «Наследственность и вероятность». ( «Стохастика в биологии»).

Цель урока обобщить,  систематизировать  знания  учащихся  по  основам  общей  биологии ( темы «Основные  закономерности  явлений  наследс...

Открытый интегрированный урок биологии и литературы "Курочка Ряба в биологии и литературе( 7класс)

Урок был создан для закрепления и углубления знаний по теме Птицы".в форме познавательной игры с применением групповой и индивидуальной работы учащихся.Использовались интерактивные комьютерные задания...

Методическая разработка по биологии 9,11 класс по теме: Интегрированный урок биологии, химии и географии для 9,11классов. "Происхождение жизни на Земле"

Происходящие в современном обществе перемены требуют  совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные по...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни" в контексте философско – антропологического понимания зарождения жизни на Земле, составленный в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания в 10 классе по теме:Конфликт "сознания" и "жизни"  в контексте  философско  – антропологического понимания зарождения жизни на ...

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю.

Конспект интегрированного урока биологии и обществознания: Наука и мораль в культуре глобального  мира. Спор эмпириков и рационалистов.Разработан в соавторстве с учителем биологии Домничевой Л.Ю....