Внеклассное мероприятие Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»
материал по биологии (6 класс)

Белоногова Ирина Сергеевна

Цель: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике и экологии.

Задачи:

- развивать умение логически мыслить, находить верное реше­ние при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;

- формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, листы А4, ручки.

Ход мероприятия

 

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться  на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри (представляет членов жюри). Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.

Конкурс капитанов «Отгадай цветочное название команды». Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.

Команда 1.

Загадка:

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы …………. (Ромашка).

Стихотворение:

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Команда 2.

Загадка:

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.

И зовут его, ребята, просто …………(Одуванчик).  

Стихотворение: 

Когда идешь тропинкою,       

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются     

От ветерка с реки.         

Но лишь пройдется осенью   

Других ветров волна,   

Срываются, взвиваются         

На воздух семена.         

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес...

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Ведущий: Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx39.35 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 107»

Внеклассное мероприятие

по биологии

для 6-7-х классов

Игра-путешествие по стране «Занимательная биология»

Разработала:

Белоногова И.С.

Новокузнецкий городской округ, 2021

Цель: расширить кругозор знаний учащихся по ботанике и экологии.

Задачи:

- развивать умение логически мыслить, находить верное решение при коллективном обсуждении, высказывать свое мнение и слушать других;

- формировать познавательный интерес к биологии, развивать коммуникативность учащихся через совместную работу, воспитывать убеждение в необходимости получения большего объема знаний;

- воспитание бережного отношения к окружающему миру.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, листы А4, ручки.

Ход мероприятия

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране «Занимательная биология». Мы будем останавливаться  на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. От вас, ребята, требуется смекалка, сообразительность, быстрота мышления. Не сбиться с пути и сделать все остановки нам поможет карта нашего путешествия (лист с картой путешествия вывешивается на доску). У нас сформировались две команды. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем, и будет награждена медалями «Знаток природы». Каждый конкурс будет оценивать жюри (представляет членов жюри). Чтобы отправиться в путь, нужно отгадать название наших команд.

Конкурс капитанов «Отгадай цветочное название команды». Капитаны команд загадывают загадки о своем цветке. После того, как соперники отгадают загадку, участники команды показывают изображение этого цветка и зачитывают приготовленные стихотворения о нем.

Команда 1.

Загадка:

Золотая середина, и лучи идут кругом.

Это может быть картина: солнце в небе голубом.

Нет, не солнце на бумажке,

На лугу цветы …………. (Ромашка).

Стихотворение:

Знакомые с детства родные ромашки

Мы рвем на лужайке у тихой реки,

Как белые звезды, средь розовой кашки

Они развернули свои лепестки.

Команда 2.

Загадка:

Подрастет – нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.

А пока стоит одетый в желтый сарафанчик.

И зовут его, ребята, просто …………(Одуванчик).   

Стихотворение:        

Когда идешь тропинкою,        

Куда ни глянь, в полях

Белеют чудо-шарики

На стройных стебельках.

Сквозные, серебристые,

Они, как пух, легки,

Стоят и не качаются        

От ветерка с реки.        

Но лишь пройдется осенью        

Других ветров волна,        

Срываются, взвиваются        

На воздух семена.        

Летят пушинки чистые

За луг, за сад, за лес...

И к нам парашютистами

Спускаются с небес.

Ведущий: Итак! С командами мы познакомились! Отправляемся в путешествие по стране Занимательная биология! Готовы! В добрый путь!

Первая остановка – «Корзина загадок». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки. Учитель загадывает командам загадки о растениях и животных. Если загадка разгадана, балл получает команда, разгадавшая загадку,  если ответ не найден – ход переходит к другой команде. Жюри, считайте!

1 загадка

Желтая курица
Под тыном дуется.
Толста и желтокожа,

Всю жизнь проводит лежа.   (Тыква.)

2 загадка

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!».  (Картофель.)

3 загадка

В земле сидит,
Хвостом вверх глядит,
Сахар из нее можно добыть,
Вкусный борщ сварить.  
(Свёкла.)

4 загадка

Растет зеленый кустик,

Дотронешься - укусит. (Крапива.)

5 загадка

Домовитая хозяйка
Полетает над лужком,
Похлопочет над цветком -

Он поделится медком. (Пчела.)

6 загадка

На ромашку у ворот        
Опустился вертолет,
Золотистые глаза.

Кто же это? (Стрекоза.)

7 загадка

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивает шелком круг.  (Паук.)

8 загадка

Прыг-скок трусишка,

Хвост - коротышка.

Одежда - в два цвета:

На зиму и лето. (Заяц.)

9 загадка

Землекоп почти слепой

Строит город под землей.  (Крот.)

10 загадка

Великан в бору живет.

Он сладкоежка, любит мед.

Когда испортится погода,

Ложится спать - да на полгода. (Медведь)

11 загадка

Озорной мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.  (Воробей.)

12 загадка

Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик.

Он деревья лечит:

Постучит – и легче.  (Дятел)

Ведущий: слово жюри. Едем дальше!

Вторая остановка: «Ягодная». Командам нужно решить «Ягодный кроссворд», вписав в клеточки названия плодовых и ягодных растений. Задание нужно выполнить как можно быстрее и правильно. Продолжительность конкурса 5 минут.

Например, слива, малина, ежевика, клубника, земляника, костяника.

Ведущий: слово жюри. Едем дальше!

Третья остановка «Цветочная» -  конкурс капитанов «Рассказ о своем цветке». Капитаны сообщают заранее приготовленную информацию о растениях, выбранных в качестве эмблемы.

Капитан команды «Ромашка. Ромашка - однолетнее травянистое растение. Растет в полях, в огородах, около жилища человека. Цветет в мае-июне. Плоды созревают в июле-августе. Корневая система стержневая, стебель сильноветвистый.

Ромашка - лекарственное растение. Отвар или настой из высушенного растения применяется внутрь при заболеваниях органов пищеварения. Применяют также для полоскания полости рта и горла при ангинах, ларингитах. Очень полезно после мытья ополаскивать настоем ромашки волосы.

Капитан команды «Одуванчик». Одуванчик - многолетнее растение. Травянистое, с золотисто-желтыми цветами. Растет на лугах, лесных опушках, полянах, в парках, садах и огородах. Цветет в апреле - июне, плоды созревают в мае - июне. Листья простые, собранные в прикорневую розетку, стержневая корневая система. Одуванчик находит применение в медицине. Об этом говорит даже его научное название - «лекарственный». Из корней одуванчика готовят средство для лечения болезней пищеварительной системы. Молодью листья одуванчика используют для приготовления салатов. Соцветия - для приготовления варенья и для лечения простудных заболеваний. 

 Ведущий: слово жюри. Ну, что друзья, продолжаем наше путешествие.

Четвертая остановка - «Овощная арифметика». Нужно быстро и правильно решить задачку (первая решившая команда, получает 2 балла).

Задача: для формирования и созревания кабачка требуется 60 дней.
Когда можно будет снять первые плоды, если посадить семена кабачка
в грунт 1 июня?  
(Ответ: 30 июля).

Ведущий: мои путешественники, вижу, вы устали, поэтому предлагаю отдохнуть и послушать биологические частушки.

Пятая остановка: «Песенная» (команды поют, приготовленные частушки)

1 частушка

Мы, Авзянские девчата,

Красоты рекорды бьем.

Красоты своей рецепты

В огороде мы берем.

2 частушка

У меня фигурка тонка

И высокий каблучок.

Я не буду есть котлеты,

Мне пожарьте кабачок!

3 частушка

Почему в шкафу у мамы

Стало очень пусто?

Все наряды я надела,

Как кочан капусты.

4  частушка

Вся в царапинах ты, Зина!

Кошка, что ль, тебя драла?

Ох, ходила по малину,

На пирог вот набрала.

5 частушка

В синих шариках, ура,

 Бабушкина слива!

Буду жить теперь под ней

Сладко и счастливо.

6 частушка

Не болеем больше гриппом,

Не боимся сквозняка.

Все таблетки заменяет

Нам головка чеснока.

7 частушка

Тыкву нашу поливали

Утром, вечером и днем.

Тыква выросла большая,

И теперь мы в ней живем!

8 частушка

Оля бусы из рябины

Нанизала метров пять.

Чтобы их носить на шее,

Надо ей жирафом стать.

9 частушка

Воду нужно кипятить,

Чтоб микробы в ней убить.

Ах, ты, мама, хочешь, чтобы

Пил я дохлые микробы!

10 частушка

Мышку в клетку я поймал

И там запер крепко:

Нам поможет  убирать

В огороде репку.

Ведущий: Отдохнули, едем дальше.

Следующая остановка «Экологическая». Ребята, нам пришло письмо. Нам пишет ученик младшего класса. Летом он с одноклассниками ходил в лес. Сейчас вы послушаете рассказ о том, как они вели себя в лесу, и отметите те нарушения и ошибки, которые школьники, по вашему мнению, допустили. За каждую верно подмеченную ошибку - 1 очко (курсивом в тексте выделены ошибки, которые должны исправить команды).

Рассказ ученика.

Веселой музыкой мы оповестили лес - мы прибыли. (Громкая музыка распугает зверей и птиц.) Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы - белые, подберезовики, сыроежки. Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует - разрушается грибница.)   Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирается сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом Петя повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав: «Все равно микробы их разрушат». (Эти вещества разрушаются 100-200 лет.) Горящие угли костра подмигивали нам на прощание. (Угли следует забросать землей или залить водой.) В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует.)

Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой - в школе пригодится. (Брать зверят и птенцов из леса не надо.) Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Петя решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что-либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно - мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.)

С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Через час поезд уже подходил к окраинам города. Весело прошел день!

   Команды называют ошибки, зарабатывают очки.

Ведущий: теперь я точно знаю, что вы готовы к путешествию, так что давайте продолжим его. Следующая Остановка «Всезнайка».  Команда, первая ответившая правильно на вопрос, получает очко.

1.        «Отец медицины» Гиппократ восхвалял этот овощ как один
из самых полезных даров природы. А знаменитый римский врач XI в.
Гален назвал его «золотым оранжевым корнем». Что это?
(Морковь).

2. В гробницах египетских фараонов находят изготовленные из
дерева или глины изображения овоща, который был любимой приправой к блюдам древних властителей. Что это за овощ?
(Лук).

3. В каком овоще наибольшее количество витамина «С»? (Перец).

4. Это растение 6 тысяч лет выращивают на американском континенте. Его плоды богаты белками, по питательности приближаются к
мясу. Что это за растение?
(Фасоль).

5.        Что означает слово «помидор»? (В переводе с итальянского «помо доро» означает «золотое  - яблоко». А в переводе с французского - «яблоко любви»).

6.        Почему позеленевшие клубни картофеля нельзя употреблять в
пищу?
(В них образуется ядовитое вещество соланин).

7.        Это растение имеет много названий - «чуньо», «тартуфелъ»,
«чертовы яблоки», «нечестивый плод». Что это за растение? (Картофель).

По количеству заработанных баллов определяется команда-победитель.

Жюри подводят итоги.

Победители награждаются медалями «Знаток природы».

Ведущий: На этом наше путешествие по стране «Занимательная биология» завершается. Надеюсь вам понравилось и вы узнали много нового для себя.

Всем спасибо!

Используемая литература:

  1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: Учеб. пособие. М.: АОМДС, 2006.
  2. Биологические экскурсии: Книга для учителя / И.В. Измайлов, В.В. Михлин и др. М.: Просвещение, 2017.
  3. Внеклассная работа по биологии: Пособие для учителей / А.И. Никишов, З.А. Мокеева и др. М.: Просвещение, 2019.
  4. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.
  5. Журнал «Биология в школе», 1990–2003. Раздел «Внеклассная работа».
  6. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование во внеклассной работе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2014.
  7. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии. М.: Просвещение, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Игра - путешествие "Математика на службе Армии"

В современных условиях, когда надо признать, что значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места ...

Внеклассное мероприятие. Игра путешествие "Грамматическое кольцо"

«Грамматическое кольцо» — командная игра, поэтому перед ее началом необхо­димо сформировать команды учащихся из 5 человек (4 игрока и капитан). Игра может проводиться в рамках «Недели русского языка» ...

Внеклассное мероприятие ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ».

Цели урока/ занятия/ мероприятия Дать представление о том, какие продукты наиболее полезны и необходимы ребенку каждый день. Научить правильно выбирать для питания самые полезные продукты.Задачи ...

Внеклассное мероприятие игра-путешествие "Царь-рыба мезенская сёмга"

Игра-путешествие  составлена  с  целью  Формирования у детей экологической культуры и уважительного отношения к миру природы, содержит  познавательную  информацию  о...

Внеклассное мероприятие Игра-путешествие "Экологический дилижанс"

Пояснительная записка. Задачи:Способствовать формированию у детей знаний о природе.Способствовать развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности, умение решать задачи, рассчитанные на сооб...