Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.
план-конспект урока по биологии (7 класс)

Тема урока : класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Цели урока :

  1. Обучающие:
    • Дать общее представлении о насекомых (строение тела, питание, передвижение, размножение, поведение, значение).
    • Научить обучающихся определять принадлежность животного к данной группе, используя признаки насекомых.
  2. Развивающие:
    • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение; работать в группе, развивать коммуникативные навыки.
  3. Воспитательные:
    • Воспитать бережное отношение ко всему живому.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii_7_klass_nasekomye_dlya_sp.docx481.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии

7 класс

Учитель: Ковальская Светлана Петровна

Тема урока : класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

Цели урока :

  1. Обучающие:
  • Дать общее представлении о насекомых (строение тела, питание, передвижение, размножение, поведение, значение).
  • Научить обучающихся определять принадлежность животного к данной группе, используя признаки насекомых.
  1. Развивающие:
  • Учить сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщение; работать в группе, развивать коммуникативные навыки.
  1. Воспитательные:
  • Воспитать бережное отношение ко всему живому.

Планируемые результаты:

  1. Предметные
  • Знать главные признаки насекомых
  • Уметь отличать начекомых от других групп животных
  • Знать особенности размножения и развития насекомых
  1. Регулятивные
  • Выделять из темы урока известные знания и умения
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемный вопрос, ситуации, работа с информацией)
  1. Познавательные
  • Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций
  • Проводить сравнения и классификацию объектов по заданным критериям
  • Устанавливать элементарные причинно-следственные связи
  1. Коммуникативные
  • Включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в группах
  • Формулировать ответы на вопросы
  • Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Вид урока: Изучение нового материала

Форма урока: работа в группах

Методы: беседа, частично-поисковый, исследовательская работа, видеофрагменты

Оборудование: коллекция насекомых, таблицы и схемы, компьютер и проектор

Ход урока

  1. Организационный момент

1.  Приветствие

2. Эмоциональный настрой

- Выразительная речь и позитивные эмоции помогают сконцентрировать внимание учащихся и включиться в работу ( Посмотрите друг на друга, улыбнитесь у вас всех хорошее настроение и вы все готовы продуктивно работать)

  1. Проверка домашнего задания

1. Назовите основные признаки типа Членистоногие

( 1.  Тело разделено на отделы : голову, грудь и брюшко

2.  На голове расположены органы чувств и ротовой аппарат

3. на груди – ходильные ноги

4. Покровы тела образованы хитином

5. Кровеносная система незамкнута

6.органы дыхания представлены: у водных – жабры, у наземных – трахеи и легкие

7. Нервная система представлена надглоточным нервным узлом – головным мозгом и брюшной нервной цепочкой

8. Органы выделения – мальпигиевы сосуды)

2.  По какому, основному,  признаку  назвали данный тип?

(Их тело расчленено на сегменты, а конечности состоят из подвижных частей , члеников).

3.  Биологический диктант. Ученики ставите номер вопроса и рядом пишут ответ

1. Кто выполняет роль естественных очистителей воды из типа Членистоногие (ракообразные)

2. Сколько пар ходильных ног у ракообразных ( 5 пар)

3. Сколько пар ходильных ног у паукообразных ( 4 пары)

4. Как называется хитинной покров рака? (скелетом)

5. Какая особенность перемещения рака? (задом наперед)

6. Где у паукообразных начинается переваривание пищи? (вне организма)

7. Есть ли у пауков личиночная стадия? (нет)

8. Как называют глаза у рака? (фасеточные)

9. Сколько пар паутинных бородавок у пауков и где они располагаются? ( 3 пары, на конце брюшка)

Проверка биологического диктанта осуществляется путем взаимоконтроля.

  1. Объявление темы и целей урока.

Ученики пишут тему в рабочие тетради.  класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности насекомых.

  1. Основная часть урока

Учитель перед обучающимися ставит проблемный вопрос урока :

« Почему класс Насекомые является самым многочисленным?»

Ребята выдвигают свои гипотезы, которые им нужно в течении урока доказать.

Обучающиеся работают в группах:

Первая группа – изучает внешнее строение насекомых ( используя коллекции и материал учебника)

Вторая группа – изучает внутреннее строение насекомых (таблицы и материал учебника)

https://ykl-res.azureedge.net/30c34922-99a3-4af8-8eee-ddef044be6d0/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B6%D1%83%D0%BA%D0%B0w7021.png

Третья группа – изучает размножение и типы развития насекомых ( схемы, материал учебника)

https://present5.com/presentation/-64740859_273596380/image-9.jpg

Каждая группа презентует результаты своей исследовательской работы. Остальные кратко конспектирует материал.

После выступления каждой группы проводится закрепление в разных формах :

1.Дополнить фразу

А) Тело насекомых разделение …. ( на 3 отдела : голова, грудь, брюшко)

Б) Количество ходильных ног у насекомых …( 3 пары)

В) Усиков у насекомых…. (1 пара)

Г) У большинства насекомых крыльев… (2 пары)

Д) Тело покрыто …(хитиновым покровом)

2.  Физкульт минутка Игра «Да», «Нет» при «Да» руки поднимаются в верх при «нет» прячутся под парту

- пищеварительная система сквозная: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник (да)

- дышат насекомые жабрами (нет)

- органы выделения - это зеленые железы (нет)

- нервная система представлена окологлоточным кольцом, головным мозгом, брюшной нервной цепочкой (да)

- кровеносная система замкнутого типа (нет)

- полость тела заполнена гемолимфой (да)

3. Посмотреть видеофрагмент «Превращение бабочки»

https://www.youtube.com/watch?v=e7QjXsl-wR0 

  1. Рефлексия

Обучающиеся оценивали результаты своей работы продолжая фразы

Сегодня я узнал…

Было интересно …

Теперь я могу….

Я научился …

У меня получилось …

Меня удивило …

  1. Домашнее задание

- обязательный уровень : изучить материал параграфа и конспекта

- творческий уровень : подготовить презентацию «Отряды Насекомых»;

Нарисовать рисунок «Развитие насекомых с полным и неполным превращениям и сделать подписи каждой стадии»;

Подготовить сообщение о значении насекомых в природе и жизни человека;

Подготовить рассказ о последствиях исчезновения всех насекомых;

Привести примеры коммуникации пчел.

  1. Выставление оценок за урок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Класс Малощетинковые черви. Особенности строения и жизнедеятельности кольчатых червей. (VII класс)

Цель урока: выяснить особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя, раскрыть особенности размножения и роль дождевых червей в природе....

Тематическая карта "Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

материал содержит обобщающие задания по теме "Моллюски"...

Проект урока "Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности"

Аттестационная работа: проект урока по биологии: «Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности» 7класс...

2. Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших. Ин...

Урок по теме "Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности простейших"

Тема: Общая характеристика и многообразие простейших. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших. Лабораторная работа №1. Наблюдение за строением и процессами жизнедеятельности...

Урок в 7 классе по теме «Класс Насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности»

Разработка урока по биологии по технологии развития критическогомышления...

Презентация к уроку биологии в 7 классе УМК Н.И. Сонин "Класс насекомые. Особенности строения и жизнедеятельности"

Презентация содержит материал о классификации, внешнем   строении насекомых и их развитии....