6 класс Координация и регуляция
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Львунина Мария Николаевна

Урок по биологии 6 класс (концентрическая программа) по теме "Координация и регуляция".

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 6 «О»
Тема урока: «Координация и регуляция.»
Цель урока: расширить представление о регуляции процессов жизнедеятельности в организмах.
Задачи урока:

  • Образовательные: способствовать осознанию учебного материала об усложнении строения нервной системы у позвоночных животных; выявить механизм рефлексов; познакомить с ростовыми веществами растений.
  • Развивающие: продолжить развитие культуры умственного труда, развивать причинно-следственные связи, умение анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные: уважительное отношение к природе.

Тип урока – комбинированный.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, электронная доска, учебник.
Методы обучения: проблемное изложение, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, групповая, фронтальная работа, использование ИКТ.

Структурные компоненты урока:

Действия учителя:

Действия учащихся:

  1. Организационный момент

Устанавливает дисциплину в классе, приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на урок, приветствуют учителя, готовят все необходимые принадлежности к уроку.

  1. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос по прошлой теме «Движение» (как двигаются одноклеточные животные? Какие приспособления есть у водных, наземных и летающих животных? Чем движение растений отличается от движения животных?)

Активно отвечают на вопросы.

  1. Объяснение нового материала

1.Дирижерская полочка и милицейский жезл помогают представителям 2-х разных профессий выполнять свои профессиональные обязанности

Задание: Подобрать как можно больше слов-ассоциаций , которые характеризуют функции этих предметов.

Они помогают представителям двух профессий выполнять свои обязанности. Какие? (Регуляция, управление, согласование, взаимосвязь, приказ). – мотивация.

- А в живом организме могут быть такие действия? (Могут).

- Как работают органы в организме? (Согласованно).

-Ими что- нибудь управляет?

- А какая система? (Нервная).

- Какую работу она совершает в организме? (Регулирует).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Определяем тему урока «Координация и регуляция функции живых организмов»(запись понятий)

Координация - согласованная работа всех частей организма.

Регуляция - это взаимодействие между отдельными частями организма, благодаря которому он работает как единое целое.

2. Все важные процессы жизнедеятельности организма животных осуществляются во взаимодействии и в соответствии с процессами ,происходящими во внешней среде. Любые изменения в окружающей среде тотчас влияют на живые организмы, и они перестраивают свою деятельность в соответствии с ними . (сокращение светового дня - сигнал к перелету птиц ,линьке, накоплению жира, повышение температуры- прячутся в норы, впадают в спячку). Способность организмов отвечать на воздействие окружающей среды - РАЗДРАЖИМОСТЬ. (запись понятия).

Раздражимостью обладают все живые организмы, включая одноклеточных.

3.В ходе эволюции процессы координации и регуляции усложнялись, совершенствовались. Так впервые появилась нервная система. Основу нервной системы составляет нервная клетка – нейрон. Простейшую нервную систему имеют кишечнополостные, например – гидра. 
В ходе эволюции нервная система прошла несколько этапов развития:

1этап-диффузная нервная система (гидра)

2этап-лесничная нервная система (планария)

3этап – узловая нервная система (черви , насекомые , моллюски )

4этап – нервная трубка (позвоночные животные )

4.Приведите примеры позвоночных животных.

- Нервная система у них имеет трубчатое строение, расположены на спинной стороне тела и имеет сложное строение: головной, спинной мозг и отходящие от них нервы.

-Спинной мозг: находится в позвоночнике и имеет вид длинного тяжа.

-Головной мозг: находится в черепе, состоит из 5 отделов: передний, средний, промежуточный, мозжечок и продолговатый мозг.

- У всех животных они развиты по- разному, в зависимости от образа жизни и их организации.

- У животных есть комплекс рефлексов, который называется инстинкт. «Инстинкт- это врождённый комплекс определённых, особых реакций на воздействие среды».

5. Сейчас вашему вниманию будет предложено три примера инстинктивного поведения животных, ваша задача – обобщить их и сделать вывод.

*Енот-полоскун, прежде чем съесть свою добычу, тщательно прополаскивает ее в воде. Если в его лапы попадает кусочек сахара, он поступает с ним точно так же.

*У хищных птиц добыванием пищи для своей семьи занимается отец, он кидает добычу в гнездо, где самка разрывает ее на куски и дает птенцам. Если мать погибнет, то поведение отца не изменится: он будет продолжать кидать пищу в гнездо, заваливая умирающих от голода птенцов.

*Крыса, строя гнездо, инстинктивно хватает все предметы, похожие на прутики. Однажды крыса, рыская по клетке, наткнулась на свой собственный хвост. Она сразу же схватила его в зубы и понесла в гнездо. Затем вышла на новые поиски. Хвост, естественно, пополз за ней. Крыса еще раз «нашла» его и вновь понесла в гнездо. Эта история повторялась целых двенадцать раз подряд!

Здесь мы с вами увидели «слепоту инстинктов». Инстинктивное поведение всегда неизменно, даже если условия изменились.

Отвечают на вопросы учителя, беседуют, размышляют, записывают в тетрадь важные моменты.

  1. Закрепление новых знаний

- Услышав звук дверцы холодильника, пёс прибежал на кухню в надежде получить что- нибудь вкусненькое. (рефлекс)

-Птицы строят гнёзда весной. (Инстинкт)

- Водоросль хламидомонада плывёт по направлению к свету. (Раздражимость)

-Пауки плетут ловчие сети, муравьи строят муравейники, пчёлы делают соты. (инстинкт)

-Кошка прибегает к хозяину, когда он её зовёт. (Рефлекс)

-Инфузория туфелька плывёт к местам где меньше соли. (Раздражимость).

- Хомячки заботятся о своём потомстве: ДЕЛАЮТ ГНЁЗДА, КОРМЯТ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ. (инстинкт).

Выполняют все вместе тест, объясняя тот или иной выбор ответа.

  1. Объяснение домашнего задания.
    Подведение итогов урока, рефлексия.

Параграф в учебнике, вопросы в конце параграфа. Выставляет оценки за урок.

Записывают домашнее задание, задают вопросы  если что-то осталось непонятным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спецкурс "Координация и регуляция процессов жизнедеятельности""

Спецкурс нацелен на углубление знаний по биологии, в разделе "Человек". Предполагает рассмотренеи наиболее сложных вопросов, связанных со сроением и физиологией нервной системы человека, кроме того, в...

Зачёт по теме "Координация и регуляция" в курсе "Биология. Человек" 8 класс

Тестовая зачётная работа в формате заданий ГИА и ЕГЭ в двух вариантах...

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс+Конспект

Презентации к уроку по теме: "Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных" 6 класс...

Тест "Координация и регуляция" 6 класс.

Можно использовать при повторении и закреплении материала по координации и регуляции в 6 классе....

презентация по биологии 6 класс "Координация и регуляция"

презентация координация и регуляция...

Тест по биологии по теме "Координация и регуляция", 6 класс, по Сонину Н.И.

Тест состоит из заданий: допишите определения, установите соответствие, выполните тестовое задание с одним правильным ответом....

Тест по теме "Координация и регуляция" 6 класс

Тест по теме "Координация и регуляция" 6 класс...