Лабораторная работа "Исследование действия ферментов слюны на крахмал"
план-конспект урока по биологии (8 класс)

Львунина Мария Николаевна

Урок-лабораторная работа в 8 классе "Исследование действия ферментов слюны на крахмал". с применением видеофрагмента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Класс: 8 «Н»
Тема урока: «Исследование действия ферментов слюны на крахмал.»
Цель урока: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.
Задачи урока:

  • Образовательные: совершенствовать знания о строение органов ротовой полости, глотки и пищевода; слюнных железах и роли ферментов в пищеварении.
  • Развивающие: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации; оценивать для себя значение полученной информации.
  • Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Тип урока – урок- лабораторная работа.
Материалы и оборудование: ноутбук, презентация, электронная доска, видеофрагмент.
Методы обучения: проблемное изложение, закрепления и совершенствования усвоенных знаний и умений, индивидуальная работа, фронтальная работа, использование ИКТ, лабораторная работа.

Структурные компоненты урока:

Действия учителя:

Действия учащихся:

  1. Организационный момент

Устанавливает дисциплину в классе, приветствует учеников, отмечает отсутствующих.

Эмоционально настраиваются на урок, приветствуют учителя, готовят все необходимые принадлежности к уроку.

  1. Актуализация необходимых знаний

Фронтальный опрос (1. Строение ротовой полости, зуба. 2. Функции слюны. 3. Какие ферменты содержатся в слюне и за что они отвечают?)

Отвечают на вопросы учителя, вспоминают тему «Пищеварение в ротовой полости. Ферменты слюны.»

  1. Закрепление полученных знаний путем проведения лабораторной работы
  • Показ видеофрагмента

1. Цель: убедиться, что в слюне есть ферменты, расщепляющие крахмал. Выяснить, какие изменения происходят с крахмалом под действием ферментов слюны.

  • Оборудование для опыта в домашних условиях:

1) нагревательный прибор, небольшая кастрюля, бинт, картофельный крахмал, чайная ложка;

2) накрахмаленный бинт, нарезанный на куски длиной 10 см, вата, спички, блюдце, аптечный йод (5%), вода.

Предварительные пояснения. 

  • Цель этого опыта - показать, что ферменты слюны способны расщеплять крахмал. Известно, что крахмал с йодом дает интенсивное синее окрашивание, по которому нетрудно узнать, где он сохранился. При обработке крахмала ферментами слюны он разрушается, если ферменты активны. В этих местах крахмала не остается, поэтому они не окрашиваются йодом и остаются светлыми.

2.Подготовка к опыту:

1. Налейте в кастрюлю стакан холодной воды и добавьте туда половину чайной ложки крахмала. На небольшом огне доведите жидкость до кипения, постоянно помешивая. После того как раствор закипит, продолжайте кипятить его еще 3-5 мин, постоянно помешивая, до образования однородной клейкой жидкости - клейстера.

2. Смочите в крахмальном клейстере бинт, расправьте его и дайте ему просохнуть. Нарежьте бинт на куски длиной 10 см.

3.Ход работы:

1. Приготовьте реактив на крахмал - йодную воду. С этой целью в блюдце налейте воду и добавьте несколько капель йода (аптечный 5% спиртовой раствор) до получения жидкости цвета крепко заваренного чая.

2. Намотайте на спичку вату, смочите ее слюной, а затем этой ватой со слюной напишите букву на накрахмаленном бинте.

3. Расправленный бинт зажмите в руках и подержите его некоторое время, чтобы он нагрелся (1-2 минуты).

4.Опустите бинт в йодную воду, тщательно расправив его. Участки, где остался крахмал, окрасятся в синий цвет, а места, обработанные слюной, останутся белыми, так как крахмал в них распался до глюкозы, которая под действием йода не дает синего окрашивания.

5. Если опыт прошел успешно, на синем фоне получится белая буква.

4.Отчет занести в рабочую тетрадь:

субстрат

фермент

Результат опыта

Контрольные вопросы:

1. Что было субстратом, а что - ферментом, когда вы писали букву на бинте?

2. Могла ли получиться синяя буква на белом фоне при проведении этого опыта?

3. Будет ли слюна расщеплять крахмал, если ее прокипятить?

5. Вывод:

Крахмал синеет под действием йода. На участке бинта, обработанном слюной, окрашивания не произошло. Значит, под действием слюны произошло расщепление крахмала. Фермент слюны – амилаза, при температуре тела расщепляют крахмал до глюкозы.

Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя. Записывают цель, оборудование, ход работы, заполняют таблицу с результатами, делают вывод.

Ответы на вопросы:

1.Субстратом является крахмал, а ферментом будет амилаза в составе слюны.

2.Синяя буква на белом фоне при проведении опыта не получится.

3.При кипячении слюны ферменты, которые входят в её состав, будут разрушаться. Соответственно, на крахмал слюна, которая продет процесс кипячения, действовать не будет.

  1. Объяснение домашнего задания

Параграф в учебнике, вопросы после него.

Записывают домашнее задание.

  1. Подведение итогов урока, рефлексия

Еще раз проговаривает важность ротовой полости для пищеварения, выставляет оценки за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

Язык является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русск...

Домашний лабораторный опыт "Обнаружение крахмала в продуктах"

Этот опыт можно предложить учащимся 9-го класса в качестве домашнего задания при изучении темы "Углеводы"....

Лабораторная работа "Воздействие слюны на крахмал"

•показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны....

Лабораторная работа "Действие ферментов слюны на крахмал"

Цель работы: показать расщепление крахмала под действием ферментов слюны....

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА по теме: "Действие фермента каталазы на перекись водорода"

quot;Действие фермента каталазы на перекись водорода"...

Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал.

Лабораторная работа по биологии 8 кл "Изучение действия желудочного сока на белки, действия слюны на крахмал"...